Едем на работу. Пять способов провести с пользой время в пути


Что такое командировка?

Обычно командировкой считается отправление служащего предприятия на определенный срок для выполнения некоторого задания в другое подразделение компании или иное место. Существует документ, регламентирующий данное обстоятельство. Это Постановление Правительства РФ No749 в редакции от 29.07.2015 года.

Обычно счет командировочных дней ведется со времени убытия транспортного средства, а заканчивается его возвращением обратно. Командировочными считаются дни между датой отъезда и прибытия. При отсутствии билетов, удостоверяющих проезд, дату начала считают с момента заселения в гостинице или составления договора об аренде жилого помещения. На временном месте работы обязательно регистрируются даты начала и завершения трудовой деятельности и при отсутствии других документов, подтверждающих сроки командировки, отсчет ведется по ним.

Важно учесть, что проезд и проживание обычно оплачиваются нанимателем. А также на весь период поездки сохраняется заработная плата командированного работника. Все денежные выплаты, предусмотренные в поездке, производятся в валюте той страны, в которую был командирован служащий.

После прибытия, сотрудник в течение 3 рабочих дней должен документально отчитаться перед кадровым отделом или руководящим составом. Документы, которые необходимо предоставить:

  1. Полный авансовый отчет обо всех тратах.
  2. Соглашение об аренде жилья.
  3. Билеты на проезд или документы его удостоверяющие.
  4. Документальное подтверждение трат, связанных с расходами на командировку.

Ключевые понятия и законодательная база

Для начала необходимо разобраться, что такое командировка и в каких случаях она применяется.

Итак, командировка – это согласованная руководством фирмы отправка служащего на некоторый срок для исполнения задания, данного фирмой, вне места постоянной работы сотрудника.

Кроме того, отправка в другое подразделение этой же фирмы, расположенное в другом месте нахождения, тоже считается служебной отправкой сотрудника.

Основной документ, регламентирующий планирование и проведение мероприятий по командированию работников, Постановление Правительства РФ №749 в редакции от 29.07.2015 года.

Свой отсчет поездка начинает с момента убытия поезда, самолета или иного транспортного средства, на котором сотрудник отправляется. Днем прибытия из служебной поездки является день, когда поезд или другой транспорт прибывает обратно. Количество дней между этими двумя датами – это фактическое время, проведенное в рабочем отъезде.

Если проездные документы не сохранились, то датой начала принято считать дату регистрации в гостинице или дату в договоре найма жилплощади. Если и этих документов нет, то даты соответствуют тем числам, по которым был отмечен приход и уход командированного сотрудника на временном месте исполнения служебных обязанностей.

Все расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, компенсируются нанимателем. При этом за работником на время поездки сохраняется его средняя заработная плата.

Если командировка в выходной день проходит за пределами территории России, то все выплаты (в том числе суточные) совершаются в валюте той страны, куда был направлен сотрудник.

По возвращению из служебного «путешествия», работник обязан в течение 3 рабочих дней представить следующие документы в отдел кадров или непосредственному руководству:

  1. Авансовый отчет обо всех истраченных суммах.
  2. Документы по найму жилья для проживания.
  3. Документы, подтверждающие расходы на проезд.
  4. Документы, подтверждающие иные расходы, связанные непосредственно с выполнением возложенных на него задач.

Как быть, если убытие в командировку приходится на выходной день?

Зачастую так получается, когда на командировочном месте работы необходимо быть утром в понедельник. Поэтому дата убытия выпадает на субботу или воскресенье. Существует два варианта расчета: в удвоенном размере или одинарном, при письменном прошении сотрудника использовать отгул в этот в эти даты. Суточные рассчитываются только за те сутки, во время которых длилась командировка.

Случается, что командировочная поездка затягивается, и служащему приходится находиться вдали от дома в выходные дни. Оплата в таком случае происходит только, если служащий трудился в эти дни, о чем оформляется официальное заверение в виде приказа. Тогда расчет производится в удвоенном объеме или берется отгул и одинарная выплата.

Едем на работу. Пять способов провести с пользой время в пути


Фото: Nevspic.com

Возможно, именно сейчас вы стоите в пробке или стоите, задыхаясь, в переполненном общественном транспорте по дороге на работу. Вдохните глубже и прочтите этот текст, который мы подготовили специально для вас на основе многочисленных исследований британских и американских учёных.

В 2006 г. нобелевский лауреат Дэниел Канеман c коллегами опросили 909 работающих женщин в штате Техас и выяснили, что самое неприятное событие дня для них — утреннее путешествие в офис. Путь домой оказался на третьем месте, работа — на втором.

Время в пути

Для начала неплохо бы задать себе простой вопрос: какого чёрта я, вообще, прусь в такую даль?

У меня есть приятель, который ездит на работу из Череповца в Вологду. И, наверное, все, связанные с этим неудобства стоят того, если ему платят в Вологде сумасшедшие деньги…

25 млн работающих американцев проводят каждый день в пути более полутора часов, показывают данные американского Бюро переписи населения. Британцы находятся в дороге в среднем 54 минуты. В большинстве крупнейших городов мира, от Милана до Манилы, жители проводят в транспорте более часа.

Большинство людей готовы ездить далеко ради высокой зарплаты или хорошего дома в престижном районе. В ходе одного эксперимента более чем 500 американцам было предложено выбрать одно из двух мест работы. Первое: зарплата — $67 000 в год, время в пути — 50 минут; второе: зарплата — $64 000, время в пути — 20 минут. Все остальное одинаково: район проживания, карьерные перспективы, удовольствие от занимаемой должности. Подавляющее большинство участников (84%) проголосовали за первый вариант: они были готовы приносить в жертву работе целый час в день — 250 часов в год — ради $3000. Исследователи проверили, понимают ли участники этот расклад: да, понимают. Но их ответы отражали неспособность в полной мере оценить все эмоциональные и физические затраты, связанные с долгой дорогой.

Не повторяйте таких ошибок — горя не оберётесь.

И ещё… Один из радикальных способов сократить время в пути, не меняя места работы или проживания, — периодически работать дома или недалеко от дома, например в коворкингах.

Исследования выявили, что люди, работающие в определенные дни удаленно, более продуктивны и довольны жизнью.

Эксперимент, проведенный в китайском турагентстве Ctrip стэнфордским экономистом Ником Блумом и его коллегами, показал: сотрудники, которым поручили работать дома, сделали на 13% больше, чем те, кто остался в офисе, испытывали большее удовлетворение от работы и на 50% реже собирались уволиться.

Время, чтобы настроиться на работу

Дорога на работу дает шанс комфортно перейти от личной жизни к профессиональной. Существуют простые ритуалы, чтобы смягчить «перенастройку». Франческа Джино и Хэл Хершфилд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, что те, кто по дороге повторяет одни и те же действия — например, читает новости или просматривает список дел на день, — сильнее радуются предстоящей работе, в большей степени удовлетворены своими обязанностями и испытывают меньше стресса, чем те, кто ничего подобного не делает. Так что задумайтесь, не завести ли вам дорожную привычку.

Подготовка к продуктивной работе

Проведя хотя бы часть пути за планированием дня или недели, вы придёте в офис в хорошем настроении и сможете лучше работать. Таковы результаты ряда исследований, которые мы провели в Великобритании и Америке. Поговорив с 225 сотрудниками британских офисов DigitasLBi, исследователи выяснили, что чем больше времени люди тратили на дорогу, тем меньше они были довольны работой и тем больше хотели уволиться. Но из этого правила нашлись исключения, заставившие предположить, что некоторые сотрудники обладают психологическими особенностями, которые помогают им избежать негативного влияния длительных переездов. У них обнаружилась способность к самоконтролю, т. е. умение противостоять соблазнам во имя долгосрочных целей.

«Кармашек свободы»

В пробке, в переполненном вагоне или автобусе вы, скорее всего, не чувствуете контроля над ситуацией. Но можно сосредоточиться на том, что вы делаете во время поездки. У вас ведь есть любимые занятия: музыка, подкасты, чтение.

Выражение «кармашек свободы» мы подслушали у Аделы — бабушки одного из авторов (Джона), проведшей молодость в польских гетто времен нацистской оккупации.

Невзирая на голод и страх, каждый вечер она целый час занималась с племянницей. Эта привычка, по воспоминаниям Аделы, помогала ей выжить. Поэтому по дороге можно не только поглощать медийный контент, но и изучать языки с помощью аудиокурсов или — если у вас свободны руки — рисовать или вязать. Этот совет подкреплен результатами исследований, указывающими на корреляцию между высоким уровнем независимости, и хорошим самочувствием, высокой производительностью труда и низким уровнем стресса.

Общайтесь!

Один из минусов долгого пути — одиночество. Поведенческие психологи Николас Эпли из Чикагского университета и Джулиана Шредер из Калифорнийского университета в Беркли доказали: разговор с незнакомцами может облегчить нам путь. Ученые пришли на вокзал, уговорили более 200 человек принять участие в эксперименте и в случайном порядке распределили их по трем группам. Одних попросили общаться в дороге с попутчиком, других — ни с кем не заговаривать, третьих — вести себя как обычно.

Оказалось, что те, кому предложили заговорить с незнакомцем, были в большей степени довольны поездкой и не ощущали спада производительности труда.

Если вы пользуетесь общественным транспортом, попробуйте снять наушники и нарушить неписаное правило ехать молча. Если вы за рулем, пообщайтесь с друзьями по громкой связи. А если вы пользуетесь корпоративным автобусом, просто заговорите с тем, кто сидит рядом!

Подготовил Сергей Михайлов СамолётЪ

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Ещё по теме

  • Как правильно потерять работу

Как осуществляется расчет командировочных в выходные дни?

Обычно считаются все рабочие дни. Суточный расчет не осуществляется в том случае, если поездка заняла один день. Чтобы рассчитать оплату, высчитывается средний заработок служащего за прошедший год. Для этого сумма всех заработных выплат в течение делится на сумму отработанных по факту дней. Результат умножается на то количество дней, которые сотрудник будет находиться в деловой поездке.

Пример

Сотрудник предприятия «Весна» Колесников Петр направлен в командировку по служебным делам данной организации в дочерний филиал на 5 дней. После всех необходимых расчетов вышло, что Колесников отработал 180 рабочих дней. При этом зарабатывал ежемесячно 30000 рублей. Расчет средней зарплаты Колесникова:

  • 30000Х12/180 = 2000 рублей в день.
  • Расчет командировочных на 5 дней:
  • 2000Х5=10000 рублей.

Обычно суточные ставки в выходной день определяет глава компании или уполномоченный им работник. Нормативный размер данных выплат, установленный законом РФ, составляет 700 рублей в сутки, если командировка осуществляется на территории России, за рубежом размер этих выплат составляет 2500 рублей в сутки. Налогом эти выплаты не облагаются. Но если сумма превышает нормативы, то с точки зрения налогового кодекса это считается доходом физлица и потому сумма превышения нормы облагается налогом.

Что касается оформления приказа, то он стандартен. Если командировка пришлась на выходной, то пишется приказ о привлечении к трудовой деятельности, в связи с производственной необходимостью, в выходной день.

Командировочное удостоверение как шлагбаум

Начнем с Письма N 17-4/1647 как более неоднозначного. В нем рассмотрена следующая ситуация. Сотрудники фирмы ездят в командировки. На каждую командировку оформляются приказ директора, служебное задание. По окончании командировки работник составляет отчет. Командировочные расходы подтверждаются необходимыми первичными документами: бланками строгой отчетности из гостиниц, авиа- и железнодорожными билетами и т.п. Однако есть один нюанс, портящий благостную картину: фирма не оформляет и не выдает работнику командировочное удостоверение. Это вызывает у нее естественное беспокойство. И больше всего волнует вопрос: не облагаются ли страховыми взносами командировочные расходы, если они не подтверждены командировочным удостоверением? Составители Письма N 17-4/1647, судя по ответу, считают, что облагаются. И вот как это аргументируется. Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) определен объект обложения страховыми взносами. Таковым для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Как указано в ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных компаниями за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Там же определено, что при оплате расходов на командировки работников как в пределах территории России, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы:

  • на проезд до места назначения и обратно;
  • сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • расходы на оплату услуг связи;
  • сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз;
  • расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

В соответствии с нормами ст. 166 ТК РФ разработано Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее — Положение о командировках). В п. 7 этого документа сказано, что на основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке, а именно дату приезда в пункт назначения и дату выезда оттуда. Фактический срок пребывания в месте командировки определяется по отметкам о дате приезда и дате выезда, проставленным в командировочном удостоверении принимающей стороной. Сотрудник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней авансовый отчет. К нему должны прилагаться командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и об иных расходах, связанных с командировкой. Так вот, по мнению чиновников Минтруда, оформление отчета без приложения командировочного удостоверения — это прямое нарушение требований действующего законодательства. А это значит, что выплаты, произведенные командированному сотруднику, не могут рассматриваться как возмещение расходов в связи с командировкой. А раз так, то такие выплаты подлежат обложению обязательными страховыми взносами в общем порядке. Нам с такими выводами, честно говоря, согласиться трудно. Например, есть командировки, в которых командировочное удостоверение оформлять бессмысленно. Скажем, корреспондент выполняет служебное задание, согласно которому ему необходимо взять интервью у обычного гражданина у него дома. Кто в этой ситуации должен поставить отметки в командировочном удостоверении? Или, скажем, компания-работодатель устраивает выездной семинар для своих работников в другом регионе. Как быть в таком случае? И сколько других вариантов еще наберется. На наш взгляд, оснований для беспокойства нет. Оптимизм вселяет другое Письмо Минтруда России от 14.02.2013 N 14-2-291. В нем, ссылаясь, кстати, на Письмо Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7, чиновники Минтруда соглашаются, что в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии и выбытии факт нахождения сотрудника в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами. К числу таковых, например, относятся:

  • приказ о направлении работника в командировку;
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
  • проездные документы, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
  • счет гостиницы, подтверждающий период проживания в месте командирования.

Указанный порядок документального оформления командировки следует закрепить внутренним документом компании. Таким образом, по нашему мнению, если компания способна доказать, что по причинам, не зависящим от нее, командировочное удостоверение не может быть выписано, по поводу начисления обязательных страховых взносов на выплаты, связанные с командировкой, беспокоиться нечего.

Как грамотно заполнить табель учета рабочего времени?

Несмотря на пребывание служащего в деловой поездке, в его табеле необходимо отмечать дни как рабочие. С единственным отличием: дни, проведенные в командировке, отмечаются или буквой «К» или числом «06». Это тогда, когда деловая поездка выпадает на обычные рабочие дни. В выходные эти отметки будут выглядеть иначе: в виде букв «РВ» или числа «03».

В то же время есть возможность отмечать в табеле сразу два значения, для того чтобы видеть, когда работа в поездке совпадала с выходными днями. Делается это, чтобы знать, за какие отработанные дни начислять двойную заработную плату. Оплата командировочных трат и в выходные, и в праздники начисляется одинаково. Но проставление сразу обоих значений гарантирует, что расчет осуществляется в определенных размерах, и за сотрудником сохраняются все его права, пока он отсутствует на основной работе.

Дни, за которые платят суточные

Суточные выплачиваются за каждый из дней, проведенных в командировке. На это прямо указывают:

  • п. 11 Положения по Постановлению № 749;
  • подп. «б» п. 1 Постановления № 729.

Аналогичный вывод следует из формулировок, применяемых в п. 5 Постановления № 812.

Причем исключение не делается для дней (п. 11 Положения по Постановлению № 749, п. 6 Постановления № 812):

  • общевыходных;
  • нерабочих праздничных;
  • вынужденной задержки в пути;
  • болезни, имевшей место в период командировки.

Соответственно, необходимость выплаты суточных относится и к дням нахождения в пути. Даты начала пути и его завершения, как правило, определяются по проездным билетам (в т. ч. они могут совпасть с общевыходными или нерабочими праздничными днями при наличии необходимости выезда/приезда в эти дни). В случае удаленности места отправления/прибытия транспорта от места постоянной работы время выезда/приезда корректируется с учетом времени, необходимого для проезда между этими двумя точками (п. 4 Положения по Постановлению № 749), и это может сместить дату выезда/приезда.

Если поездка осуществляется на служебном или личном транспорте, дату отъезда/приезда определяют по путевому листу (п. 7 Положения к Постановлению № 749).

Единственным основанием, позволяющим не платить суточные, является наличие у работника возможности ежедневно возвращаться из места командирования к себе домой (п. 11 Положения к Постановлению № 749). Поэтому при однодневных командировках суточные, как правило, не выплачиваются.

Работодатель может принять решение об их выплате, но в этом случае во избежание налоговых последствий такую выплату лучше соотнести не с суточными, а с иными расходами, возникающими в командировке. Если же командировка в местность, из которой есть возможность ежедневно возвращаться, длится несколько дней, то решение о целесообразности этого возвращения принимает работодатель.

Можно ли отказаться от служебной поездки в выходной день

Любой работник имеет полное право отказаться от командировочной поездки в выходной или праздник. Командировка – это как ни крути работа, поэтому если она выходит на выходные, получается, что они как бы «пропадают».

В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 113) подробно написано, в каких ситуациях можно привлечь работника к труду в выходной день. В статье говорится, что такое бывает лишь при чрезвычайных обстоятельствах, таких как катастрофа или угроза стихийного бедствия. В этих случаях работник не имеет права отказаться от командировки, так как в ней существует жизненно важная необходимость. Отказ в данном случае будет рассматриваться как нарушение трудового законодательства, и предусматривает наказание в виде штрафа или увольнения.

При отсутствии весомых причин и необходимости командировки, заключается письменная договоренность о привлечении сотрудника к работе в выходной или праздничный день. Такой договор составляется командирующимся сотрудником и главой организации.

Несколько советов:

  1. Перед тем, как направить сотрудника в деловую поездку, необходимо перепроверить сроки начала и окончания командировки заранее.
  2. Проверить командировочные даты на совпадение с выходными.
  3. Внимательно заполнять табели, чтобы корректно сделать начисления сотруднику.

Любой человек имеет право на отдых. Поэтому руководителю необходимо быть более внимательным к законности оформления командировки своих сотрудников в выходные или праздничные дни.

Время в пути оплачивать или нет

Время в пути: оплачивать или нет

Дискуссия на форуме

А Коллеги, нужен совет. Рабочие трудятся по графику сменности. Доставка

на работу (начало в 6:30) и с работы (20:30) производится транспортом

предприятия. Время в пути до места работы 1,5 часа (т. е. выезжают в 5

утра). Обязан ли работодатель оплачивать время в пути и по какой

ставке — как рабочее время? Если доставка утром, то как с доплатой

за ночной режим (+40%)? Во внутренних локальных актах оплата времени

в пути не оговорена. Спасибо.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Б В пути же они не работают? Думаю, что нет, т. к. работает в это время,

насколько я понимаю, только водитель, который доставляет ваших

работников до места работы. Когда на работу их принимали, они знали,

что место работы так далеко? Или у них меняющиеся объекты?

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

В Время в пути оплачивается только тем, у кого разъездной характер

работы. А так как у них не разъездной, то и оплачивать дорогу не

нужно.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем.

Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время

проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха

определено в ТК РФ. Времени проезда до работы там нет.

Мнение эксперта:

Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени.

Такими периодами законодательство считает простой (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст. 109, 258, 264 ТК РФ) и некоторые другие, причем среди них отсутствует время в пути или время доставки на работу транспортом предприятия (за исключением случаев, когда работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути).

При этом ТК РФ не содержит определения этих понятий, хотя согласно ст. 57 ТК РФ условие, определяющее разъездной и т. п. характер работы, является обязательным условием трудового договора с работником.

Его можно отыскать в некоторых ведомственных нормативных актах, например в п. 2 все еще действующего Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: «Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно».

Также согласно Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 — 2013 годы (п. 3.13) разъездной характер работ предусматривает, что работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. При этом устанавливается разный размер надбавки за разъездной характер работы — в зависимости от времени проезда работников именно во внерабочее время.

Таким образом, проезд к месту работы включается в рабочее время лишь для строго определенной законом категории работников (чья работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути); потраченное на это время компенсируется специальной надбавкой.

Статья 168.1 ТК РФ в ч. 2 предусматривает, что перечень работ, профессий, должностей таких работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами; кроме того, размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. То есть организация должна самостоятельно решать вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к работе, имеющей разъездной характер. А следовательно, и о связанных с этим компенсациях.

Как следует из обсуждаемого на форуме вопроса, в организации такого перечня не существует и это лишает работников права требовать оплаты или иной компенсации времени нахождения в пути на работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]