Как эффективно организовать аттестацию сотрудников на предприятии?

Правовые аспекты проведения аттестации

Понятие традиционной системы аттестации введено текущими законами. Так называют процедуру, порядок, содержание которой регулирует работодатель, самостоятельно принимая решения.

Конкретная статья, посвящённая проверкам навыков, в трудовом кодексе отсутствует. Но в статье 81 того же кодекса пишут о том, что основные правила можно утвердить в локальном акте, выпущенном для конкретного предприятия.

Важный нюанс – разработку положения по проверкам работодатель организует самостоятельно. Но мнение профсоюза он всё равно учитывать обязан. Если подобных объединений нет – то и согласовывать не нужно ничего.

Кто обязан проходить аттестацию?

Законы не ограничивают работодателей. Они могут выбрать любые категории сотрудников при организации подобных проверок. Но на практике рекомендуют не включать в списки таких лиц:

  • Те, с кем оформили срочный трудовой договор.
  • Несовершеннолетние.
  • Пенсионеры по старости.
  • Те, кто оформил отпуск по уходу за ребёнком, проработал менее 1 года после выхода из предыдущего такого отдыха.
  • Если в должности проработали меньше 1 года.
  • Беременные.

Остальной персонал без проблем включают в списки для изучения уровня подготовки.

Какие работники обязаны проходить аттестацию

Законодательно обязанность проходить аттестацию установлена для следующих категорий работников:

Полезная информация

Аттестация педагогов имеет свои особенности. Например, чтобы ее пройти нужно ответить на 100 вопросов по основам законодательства, психологии и педагогики. Также в вопросах будут методики преподавания основы предметных знаний.

  • сотрудников аварийно-спасательных служб, которые приобретают статус спасателя только по результатам аттестации;
  • работников прокуратуры, Следственного комитета;
  • авиационного персонала гражданской авиации;
  • работников опасных производств;
  • сотрудников библиотек;
  • руководителей унитарных предприятий;
  • педагогов;
  • сотрудников полиции;
  • медицинских работников.

Аттестация военнослужащих

Некоторые данные

Сроки аттестации: 1 раз в год для солдат, матросов, сержантов и старшинами, ежегодно, а офицеры каждые пять лет, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования (далее — военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры.

Аттестационная комиссия в армии проводится для объективной оценки деятельности военнослужащих и определения соответствиями занимаемой ими должности. Оценка необходима для установления перспектив дальнейшей службы того или иного военного.

Основные задачи аттестационной комиссии военнослужащих:

  • Подбор лиц для назначения на воинские должности;
  • Определение целесообразности заключения контрактов с новыми служащими;
  • Выбор кандидатов для прохождения образовательного курса;
  • Представление определенных служащих к награждению;
  • Выявление причин для досрочного увольнения военных.

Состав аттестационной комиссии возглавляет заместитель командира воинской части, в которой будет проведена оценка.

Аттестация педагогических работников

Главная аттестационная комиссия педагогических работников создается для подтверждения соответствия должности, занимаемой работником, и для определения квалификации. Периодичность проведения – 1 раз в 5 лет.

Внимание! Не подлежат оценке педагоги, опыт работы в которых в организации составляет не более 2-х лет.

Аттестационная комиссия, действующая на постоянной основе, позволяет установить категорию квалификации педагогического работника в соответствии с составленным им заявлением. Анализ деятельности осуществляется с привлечением специалистов в области педагогики.

Виды аттестации

В зависимости от сроков проведения мероприятия по аттестации можно разделить на 2 большие группы.

Плановая, или очередная.Организуют такие проверки согласно графику, с определенными временными промежутками. Пример – анализ деятельности сотрудников каждые несколько лет. Руководитель сам решает, какой будет периодичность.
Внеплановая, внеочереднаяДопускает организацию в экстренном порядке. К примеру, когда в организации меняют штатное расписание или оплату труда, выявлена целая партия бракованной продукции. Проверку квалификации допускается организовывать лишь для конкретных категорий сотрудников. Тем более – если осуществляется перевод, который требует мероприятия.

Некоторые руководители проводят разовые аттестации. В том числе, для сотрудников, которых только принимают на работу.

Ростехнадзор разъясняет: Комиссии по аттестации (АК) специалистов по промышленной безопасности

С 06.11.2019 вступило в действие Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 №1365 (ред. от 06.08.2020) «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». С 21.12.2019 утратил силу Приказ №37. С 15.12.2020 вступило в действие Приказ Ростехнадзора от 06.07.2020 №256 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».Поэтому разъяснения приведенные ниже уже не актуальны. Читайте наши статьи:

  • С 1 ноября изменится порядок прохождения аттестации по промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора
  • Территориальные аттестационные комиссии Ростехнадзора не принимают заявки на аттестацию без повышения квалификации
  • Важные нововведения по аттестации в области промышленной безопасности
  • Ростехнадзор разъясняет: Повышение квалификации работников

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о создании в организации комиссии по аттестации специалистов по промышленной безопасности.

Ответ: Специалисты Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора ответили на данный вопрос.

Порядок организации подготовки и аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций определён Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (далее – Положение).

В соответствии с Положением аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. Члены аттестационных комиссий организаций, поднадзорных Ростехнадзору, должны быть аттестованы по областям аттестации, по которым проводятся экзамены, в соответствующей аттестационной комиссии Ростехнадзора в зависимости от места нахождения производственных объектов и численности работников поднадзорной организации.

По инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами.

График аттестации, а также обращения для направления на заседание комиссии представителей Ростехнадзора направляются в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Иных требований к аттестационным комиссиям поднадзорных Ростехнадзору организаций Положением не предусмотрено.

Порядок работы аттестационной комиссии, а также её структура определяются распорядительными документами организации.

Вопрос:

В организации создана аттестационная комиссия, члены которой прошли аттестацию в органах Ростехнадзора. Имеет ли право данная комиссия проводить первичную аттестацию своих руководителей и специалистов или все специалисты организации должны пройти первичную аттестацию в органах Ростехнадзора, а последующие – в комиссии организации?

Ответ: Разъяснения по данному запросу подготовлены специалистами Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора.

В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, аттестация руководителей и их заместителей, членов аттестационной комиссии организации проводится в Центральной и территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора в зависимости от численности работников организации.

Аттестация специалистов, не входящих в состав аттестационной комиссии организации, аттестация руководителей и членов аттестационных комиссий филиалов и обособленных структурных подразделений (без права юридического лица) проводится в аттестационной комиссии организации.

Вопрос от 21.06.2017:

Прошу Вас дать пояснения по п.11 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» 11. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии) Согласно данного пункта, существуют два типа комиссий Комиссия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ТАК); Комиссия организации. Обязаны ли Члены Аттестационной Комиссии (ЧАК) организации быть штатными сотрудниками данной организации, или могут состоять в трудовых отношениях посредствам договора подряда? Обязаны ли Члены Аттестационной Комиссии (ЧАК) организации пройти аттестацию в Территориальной Аттестационной Комиссии (ТАК) Ростехнадзора? Могут ли Члены Аттестационной Комиссии (ЧАК) быть аттестованы в ТАК Ростехнадзора по одной организации и одновременно состоять в комиссии другой (второй) организации (по договору подряда, срочному договору), не имея протоколов аттестации (не проходя аттестацию) в ТАК Ростехнадзора по второй организации?

Ответ: Специалистами межрегионального отдела планирования, анализа и лицензионно-разрешительной деятельности подготовлены разъяснения по данному вопросу.

1. В соответствии с п.1 ст 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.

Нормы трудового права не распространяются на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (ст. 11 ТК РФ).

2. В соответствии с п.20, 21, 22 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007. утв. приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007):

Руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек, проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 5000 человек проходят аттестацию в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Аттестационные комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривают представленные в секретариаты аттестационных комиссий обращения поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые.

Вопрос от 01.09.2017:

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не установлена численность членов комиссии по аттестации в области промышленной безопасности в организации. Раньше на предприятии Приказом была установлена численность комиссии в составе 5 аттестованных сотрудников. Сейчас таких требований нет. Какую численность сотрудников устанавливать для членства в комиссии?

Ответ: Управление Ростехнадзора разъясняет, что согласно пункту 18 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации.

В состав аттестационной комиссии включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты.

Таким образом состав и численность аттестационной комиссии организации определяет руководитель организации.

Вопрос от 09.11.2018:

Должны ли все члены аттестационной комиссии организации быть аттестованными по тем областям аттестации по промышленной безопасности, по которым они проводят экзамены? Или достаточно одному члену комиссии быть аттестованным по этой области, а остальным — по общим требованиям и другим видам надзора?

Ответ: Порядок организации подготовки и аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37.

Члены аттестационных комиссий, поднадзорных Ростехнадзору организаций, должны быть аттестованы по областям аттестации, по которым проводятся экзамены, в соответствующей аттестационной комиссии Ростехнадзора в зависимости от места нахождения производственных объектов и численности работников поднадзорной организации.

Порядок проведения

Важное условие для проверки соответствия сотрудников должностям – четко прописанные обязанности. Обычно для этого грамотно оформляют трудовой договор. Работодатель отвечает за предоставление условий для качественного выполнения работы.

Сотрудники не смогут выполнять функции должным образом, если у них нет хотя бы части инструментов и оборудования, информационных материалов. В этом случае велика вероятность, что увольнение признают незаконным, если оно пройдет после.

Для установки правил проверок работодатель издает отдельный внутренний документ. Сотрудников знакомят с таким положением, ставят на нём личные подписи. Подчиненных нельзя наказывать за несоблюдение установленных правил, если их не ознакомят с исходными документами.

Подготовка

Подготовка сотрудников – тоже обязательное условие. Они должны получить информацию о сути процедуры. После этого выполняют определённые действия:

  1. Составление списков участников мероприятия.
  2. Оформление характеристики на каждого или другого документа, где приводят подробное описание работы.
  3. Утверждение графика аттестации и состава комиссии соответствующим приказом.
  4. Аттестация

С каждым сотрудником допустимо выполнение таких мероприятий:

  • Беседа.
  • Прохождение теста.
  • Изучение характеристики или листа для анализа.

Вся информация по результатам заносятся в специальный протокол. На завершающих этапах обсуждают сведения, которые удалось получить. После этого принимают решение по каждому из подчиненных, письменные формы дополняют сведениями. Принятое решение сообщают и тем, кто подвергался такой проверке.

В личной карточке фиксируют итог, которого удалось добиться в ходе аттестации.

Когда аттестация завершена, руководитель принимает решение относительно того, соответствует ли работник занимаемой должности. В приказе фиксируются окончательные мысли по этому поводу.

О правилах проведения аттестации работников

Правила проведения аттестации работников ТК РФ не определены. Поэтому работодатели, на которых не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения аттестации отдельных категорий работников (государственных гражданских служащих, руководителей и специалистов транспортных организаций и др.), свободны в выборе решения о порядке проведения аттестации своих работников.

К сожалению, многие работодатели и даже профсоюзные комитеты не придают этой проблеме какого-либо значения или вообще не задумываются о ее существовании. Тем самым членам аттестационных комиссий предоставляется возможность решать судьбу аттестуемых, основываясь на собственных представлениях о том, как надо оценивать их профессиональную деятельность. Это основная причина того, что вопросы, задаваемые в подобных случаях аттестуемому работнику членами комиссии, бессистемны, нецеленаправленны, порой не имеют прямого отношения к теме аттестации.

Ответы аттестуемого на такие вопросы воспринимаются членами комиссии неоднозначно, что неизбежно ведет к большим различиям в их мнениях при принятии комиссией решения о том, соответствует ли работник занимаемой должности, выполняемой работе, следует ли рекомендовать его зачислить в кадровый резерв организации и т.д.

Что же касается аттестуемого, то подобные вопросы его дезориентируют, затрудняя ведение отчета о своей профессиональной деятельности. В еще более затруднительном положении оказываются аттестуемый, да и сами члены аттестационной комиссии, если в качестве руководства применяются, а это случается нередко, различного рода противоречивые рекомендации, публикуемые в периодических изданиях.

При разработке регламента проведения аттестации работников необходимо в первую очередь исходить из провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина и тех обязанностей, которые возлагаются на работника ТК РФ и в его развитие нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем (правила внутреннего трудового распорядка, должностные и производственные инструкции, инструкции по охране труда и др.).

Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина должны неуклонно соблюдаться на всех этапах подготовки к аттестации и ее проведения, в том числе и при определении критериев, применительно к которым аттестационная комиссия решает, соответствует ли аттестуемый замещаемой должности, выполняемой работе. Напомним читателям о некоторых, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме, правах и свободах человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ:

— основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17);

— достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21);

— каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

— сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24);

— каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

— никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29);

— каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44).

Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы гражданина ограждают (должны ограждать) аттестуемого работника от предъявления к нему со стороны работодателя, аттестационной комиссии различного рода требований и оценок, носящих произвольный характер и нарушающих эти права и свободы.

Какие же требования могут быть предъявлены к аттестуемому работнику работодателем, аттестационной комиссией и по каким критериям оценивать его профессиональную деятельность? Работник и работодатель — равноправные стороны трудовых отношений, регламентируемых ТК РФ, другими федеральными законами. Поэтому какие-либо требования к работнику со стороны работодателя, аттестационной комиссии могут выдвигаться исключительно в рамках трудовых отношений.

Точно так же должны применяться критерии оценки профессиональной деятельности аттестуемого работника. Работодатель имеет право и реальную возможность выдвигать по отношению к работнику требования в той части, в которой ТК РФ возлагает на работника определенные обязанности по отношению к работодателю. В общем виде эти обязанности работника продекларированы в ст. 21 и 214 ТК РФ. Работник обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению его безопасности;

— бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (ст. 21 ТК РФ).

Обязанности работника в области охраны труда также в общем виде, но более подробно излагаются в ст. 214 ТК РФ. Работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда;

— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Работодатель, в свою очередь, имеет право, согласно ст. 22 ТК РФ требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Приведенные выше обязанности работников образуют их трудовые обязанности, которые персонифицируются по категориям работников: руководители, специалисты, служащие, работники рабочих профессий. Трудовые обязанности — содержание работы работников — приводятся в квалификационных характеристиках, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Содержание работ может корректироваться должностными и производственными инструкциями, утверждаемыми работодателем. Если же у данного работодателя квалификационные характеристики не применяются, то содержание работ определяется непосредственно должностными и производственными инструкциями. Как в том, так и в другом случае работники, кроме того, обязаны соблюдать различного рода правила и инструкции, что также относится к их трудовым обязанностям.

Если аттестуемый работник добросовестно исполняет возложенные на него в соответствии с ТК РФ и трудовым договором трудовые обязанности, он должен быть признан аттестационной комиссией соответствующим занимаемой должности (выполняемой работе). Этому работнику нельзя инкриминировать, что он недостаточно инициативен, самостоятельно не повышает свою квалификацию и т.п.: ТК РФ на него такие обязанности не возлагаются. В этом отношении ему можно высказать пожелания, не более того.

В случае, когда этот работник к тому же обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками, коммуникабелен, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег по работе, комиссия может принять решение о том, что он соответствует замещаемой должности (выполняемой работе) и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв работодателя для замещения вышестоящей вакантной должности в порядке должностного роста.

Иное дело, если аттестуемый исполняет свои трудовые обязанности недобросовестно: не выполняет нормы труда, допускает брак в работе, нарушает правила охраны и безопасности труда и т.д. Причина этого может заключаться как в недостаточной квалификации аттестуемого, так в упущениях со стороны администрации, не обеспечившей необходимых для нормальной работы аттестуемого условий труда. В этом случае аттестационная комиссия принимает с учетом обстоятельств дела одно из двух решений:

— работник соответствует замещаемой должности (выполняемой работе) при условии успешного прохождения повышения квалификации;

— работник не соответствует замещаемой должности (выполняемой работе) в связи с недостаточной квалификацией.

Второе решение аттестационной комиссии может означать для аттестуемого работника перевод с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ) или увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель проводит процедуру учета мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 373 ТК РФ.

Если же недостатки в работе аттестуемого работника имели место полностью или частично по вине администрации, аттестационная комиссия не должна принимать решение о его несоответствии замещаемой должности (выполняемой работе).

Напомним, что, согласно ч. 3 ст. 82 ТК РФ, при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа (профкома) соответствующей первичной профсоюзной организации. Если у работодателя функционирует одна первичная профсоюзная организация, то никаких проблем у лиц, формирующих состав комиссии, не возникает: уполномоченное профкомом лицо включается в состав комиссии в качестве ее равноправного члена.

Проблемы могут возникнуть, если у работодателя действуют, например, три первичные профсоюзные организации, члены которых проходят аттестацию. Значит ли это, что представителей всех трех профкомов следует включить в состав комиссии, в чем работодатель в принципе не заинтересован? Дело в том, что представители профкомов — это лица, во-первых, заинтересованные и, во-вторых, не являющиеся, как общее правило, специалистами в области оценки профессиональных данных работников. К тому же, объединив в силу общих интересов свои усилия, эти представители могут получить возможность определенным образом влиять на результаты работы комиссии.

Как же следует действовать работодателю в подобной ситуации? Попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на положения упомянутой части 3 ст. 82 ТК РФ. Из ее текста следует:

1. Если аттестация не может послужить основанием для увольнения работника, то включать представителя профкома в состав аттестационной комиссии необязательно, например, при аттестации специалистов на право присвоения им квалификационных категорий.

2. Если у работодателя действуют две и более первичные профсоюзные организации, представителей их выборных органов следует включить в состав комиссии. Каждый из этих представителей участвует в работе комиссии в качестве ее равноправного члена в случаях, когда аттестацию проходят работники — члены первичной профсоюзной организации, интересы которой выражает данный представитель.

Исходя из изложенного, в случаях, когда у работодателя действуют две и более первичные профсоюзные организации, к тексту п. 11 целесообразно сделать примечание следующего содержания: «При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников — членов профсоюзов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются по одному представителю от выборных органов первичных профсоюзных организаций.

При этом каждый из представителей участвует в работе аттестационной комиссии в случаях, когда аттестацию проходят работники — члены профсоюзной организации, интересы которой выражает данный представитель».

Аттестация и ее результаты

По итогам своей работы комиссия может выдавать несколько рекомендаций:

  • Денежное поощрение.
  • Применение наказаний.
  • Перевод на другую должность.
  • Присвоение более высокого разряда.
  • Повышение или понижение оплаты труда.
  • Увольнение.

Руководитель не должен следовать этим указаниям без споров. Он лишь принимает к сведению полученную информацию. Если решено, что уровень квалификации не соответствует должности – допустим вариант с направлением гражданина на курсы переобучения. Или к такому работнику прикрепляют наставника.

В кадровый резерв могут включить тех, для кого комиссия рекомендовала перевод на более высокую должность. Это актуальное решение, например, если сейчас подходящих вакансий нет.

Если же принято решение уволить гражданина – обязательным условием становится предложение другого места, согласно текущему уровню навыков. Главное – оформлять такие предложения письменно согласно всем требованиям.

Результаты аттестации

По итогам проверки комиссия может рекомендовать денежное поощрение или наказание сотрудника, перевод на другую должность, присвоение следующего разряда, повышение или понижение оплаты труда, увольнение.

Выводы комиссии работодатель принимает к сведению, а не следует им безоговорочно. Если профессиональные качества работника признаны не соответствующими занимаемой им должности, работодатель может дать направление на курсы повышения квалификации или прикрепить к нему наставника. Если комиссия рекомендует перевести сотрудника на вышестоящую должность, а вакантных мест в организации нет, его могут включить в кадровый резерв.

В случае принятия решения об увольнении сотрудника по итогам аттестации работодатель должен предложить работу, которая соответствует его квалификации. Предложение должно быть оформлено письменно, чтобы была возможность доказать правомерность увольнения в случае отказа сотрудника от предложения. Если сотрудник соглашается, оформляют его перевод на другую должность. При отказе от предложенных вакансий трудовой договор расторгают на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Есть категории сотрудников, уволить которых по итогам оценки квалификации законодательство не разрешает. ТК устанавливает запрет на увольнение:

  • беременных;
  • сотрудниц с детьми в возрасте до трех лет;
  • матерей-одиночек или отцов-одиночек, если ребенку не исполнилось 14 лет;
  • опекунов детей до 14 лет.

Также в силу п. 6 ст. 81 ТК нельзя уволить сотрудников, которые на момент издания приказа находятся в отпуске или на больничном. Не подлежат увольнению члены профсоюзов в силу ч. 2.ст. 82 ТК и сотрудники, не достигшие 18 лет на основании ст. 269 ТК.

Необходимость аттестации на соответствие занимаемой должности очевидна. Она позволяет работодателю выявить недостатки в профессиональной подготовке сотрудников, сформировать оптимальный кадровый состав организации, а работникам дает возможности для карьерного роста и профессионального развития.

Информация по оценочным комиссиям

В специальных комиссиях обычно принимают участие следующие лица:

  1. Уполномоченный представитель организации, отвечающий за проблему.
  2. Представители от профсоюза.
  3. Представитель со стороны работодателя.
  4. Специалист, чья работа на предприятии связана с охраной труда.


Без представителей аттестующих организаций процедура не обходится. Если нарушения и ошибки выявляют без такого участника – любые выводы и результаты будут признаны незаконными.

У таких объединений имеются определенные обязанности:

  1. Подготовка итогового отчёта. В нем указывают все сведения, собранные за время организации мероприятия.
  2. Создание списка с рабочими местами. Это необходимо для оценки условий труда и выявления факторов, оказывающих негативное влияние. После определяют, нужны ли средства индивидуальной защиты.
  3. Оформление необходимой документации. У неё – не только организационный характер, но и нормативный.
  4. Контроль оценки. Все мероприятия, направленные на анализ имеющихся данных, проводятся самостоятельно.
  5. Заполнение аттестационных карт относят к дополнительным обязанностям аттестационных комиссий.

Что такое аттестационная комиссия?

Аттестационная комиссия — это компетентный орган, созданный на основании приказа руководителя организации. Целью его работы является комплексная и справедливая оценка уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности конкретных сотрудников. Работа членов комиссии регламентируется действующим Положением об аттестации и изданным приказом.

Количество аттестационных комиссий на предприятии и их состав зависит от численности работников, подлежащих тестированию, и установленных сроков проведения аттестации. Возможно создание нескольких комиссий по группам производственных подразделений либо для оценивания сотрудников, выполняющих близкие по содержанию и характеру функциональные обязанности.

Состав комиссии определяется на основании предписаний действующего законодательства и положений локальных документов. Нормативная база включает, в том числе, следующие документы:

  • Трудовой кодекс РФ,
  • Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 г. в ред. от 14.11.1986 (о порядке проведения аттестации специалистов предприятий промышленности, связи, транспорта, сельского хозяйства),
  • отраслевые документы, например, закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Приказ Минобрнауки России от от 07.04.2014 г. № 276 об аттестации педагогов, другие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения аттестации в разных сферах.

Комиссия, созданная в организации, возглавляется председателем. Обычно главой комиссии назначают генерального директора, одного из его заместителей или компетентного специалиста. В состав также входит секретарь и члены комиссии, назначенные приказом руководства.

Если результаты аттестации могут стать основанием для увольнения одного или нескольких работников в соответствии со ст. ТК РФ — в состав комиссии обязательно должен быть включен представитель выборного профсоюзного органа (при наличии). Форма участия представителя профсоюза должна быть определена в Положении об аттестации.

Заседание уполномоченного органа обычно считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов. Решение по каждому работнику принимается голосованием. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]