Что такое денежные средства и денежные эквиваленты


План счетов

Учет движения денежных средств в наличном варианте осуществляется по счету 50 «касса» в плане счетов бухучета. Этот счет является активным синтетическим и к нему обычно открывают субсчета, показывающие движение наличных денежных средств в разрезе:

  • 50-1 «Касса организации» — для отражения операций с наличными непосредственно по кассе организации (выдача денег на хознужды, командировочные расходы и т. д.);
  • 50-2 «Операционная касса» — для отражения операций с наличными, осуществляемых в обособленных подразделениях и участках предприятия (в магазинах, кафе, киосках и т. п.);
  • 50-3 «Денежные документы» — для отражения операций с бланками строгой отчетности, а также прочими ценными бумагами (марками, путевками, векселями и т. д.);
  • других субсчетов, при необходимости.

По каждому из субсчетов необходимо вести аналитику в разрезе движения по каждому отделу.

Денежные средства предприятия

Денежные средства всесторонне охватывают функционирование любого предприятия на всех этапах его жизненного цикла: во-первых, это — уставный капитал для начала деятельности; затем — средства для покупки основных и оборотных фондов; получение денежных средств в форме прибыли — главная цель коммерческих организаций; более того, зачастую предприятия прекращают свою деятельность именно из-за нехватки денежных средств и, как следствие, утраты платежеспособности. И это лишь основные моменты, касающиеся данной темы.

Учитывая значимость денежных средств, возникает потребность в более подробном изучении теоретических основ их использования. Для этого предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Сформулировать определение денежных средств.
  2. Рассмотреть варианты размещения денежных средств предприятия.
  3. Изучить формы денежных средств.
  4. Исследовать особенности учета денежных средств.
  5. Подробно рассмотреть каналы поступления и расходования денежных средств.
  6. Обосновать важность управления денежными средствами на предприятии.

Денежные средства (ДС) — это сосредоточенные в денежной форме поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и используемые им для осуществления различных видов деятельности [3].

  • Существует несколько вариантов места размещения ДС:
  • в кассе предприятия;
  • на расчётном счете;
  • на специализированных счетах в банке;
  • у подотчетных лиц и др.

Кроме того, можно выделить различные формы ДС [5]:

  • наличные;
  • безналичные;
  • эквиваленты или денежные документы.

По данным статистики, в современной экономике самыми популярными являются безналичные платежи, которые позволяют значительно сэкономить время и делают любые денежные транзакции невероятно удобными, быстрыми и безопасными по сравнению с наличными платежами. На сегодняшний день порядка 80% операций с участием ДС осуществляются именно в безналичной форме. Для этого в банке открывается счет (расчетный, специальный или валютный — в зависимости от условий и способов оплаты). Тем самым, предприятие передает банку право осуществлять от его (предприятия) имени платежи указанным контрагентам.

Несмотря на популярность и удобство безналичных ДС, в любой организации может возникать потребность в обналиченных деньгах, которые хранятся в кассе или сейфе предприятия. Как правило, в наличной форме хранится выручка, а также ДС, которые предполагается использовать в ближайшее время (например, заработная плата работникам, или ДС для оплаты сделки с контрагентом в случае, когда условия или небольшие объемы допускают использование наличных).

Третьей формой ДС являются эквиваленты. Это различные краткосрочные высоколиквидные инвестиции. Такие инвестиции не способствуют получению дополнительных ДС (в большинстве случаев сохраняется первоначальная стоимость), деньги изначально вкладываются с условием их быстрого (до 3-х месяцев) возвращения. Главная цель денежных эквивалентов — уплата краткосрочных обязательств.

Как упоминалось ранее, ДС предприятия в большинстве случаев могут храниться либо на счете в банке (расчетный, валютный, специальный счет), либо в кассе. В соответствии с этим в бухгалтерском учете используют следующие активные счета [1]:

  • Счет №50 «Касса»;
  • №51 «Расчетный счет»;
  • №52 «Валютный счет»;
  • №55 «Специальные счета в банках»;
  • №57 «Переводы в пути» (т.е. ДС, отправленные на счет предприятия, но еще на него не поступившие).

Следует отметить, что данные счета являются активными, значит, приход средств отражается по дебету, а расход — по кредиту [4]. Остаток (сальдо) начальное и на конец периода заносится в дебет. Формула сальдо конечного имеет следующий вид:

Ск = Сн+Од-Ок,

где Ск — сальдо конечное; Сн — сальдо начальное; Од — оборот по дебету; Ок — оборот по кредиту.

Еще одним важным аспектом, касающимся ДС предприятия, является перечень источников их получения. Так, существует достаточно большое количество способов увеличить объем денег в организации:

  • ДС, являющиеся выручкой от реализации продукции (товаров, услуг);
  • кроме того, предприятие может реализовывать свои активы (как оборотные, так и внеоборотные);
  • ДС, полученные в результате эмиссии ценных бумаг;
  • заемные средства, привлекаемые предприятием в случаях, когда наблюдается нехватка собственных ДС;
  • если предприятие предоставляло займы другим организациям или физическим лицам, оно получает проценты по этим займам, что также является источником прихода ДС;
  • ДС могут быть получены безвозмездно от сторонних лиц или организаций и др.

Напомним, что все эти ДС фиксируются по дебету соответствующего счета. В свою очередь каналов, по которым предприятие может расходовать ДС (фиксируются по кредиту), тоже существует большое количество. Список направлений расхода ДС каждого конкретного предприятия зависит от множества факторов (например, от отрасли, осуществляемой деятельности, организационно-правовой формы и др.), но в общем виде этот перечень выглядит следующим образом:

  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • уплата налогов;
  • погашение задолженностей;
  • приобретение оборотных и внеоборотных активов;
  • инвестиционные вложения;
  • выплата штрафов и неустоек;
  • арендные, коммунальные платежи и прочие.

Обобщив вышеприведенную информацию, можно сделать вывод, что ДС — достаточно комплексная категория, занимающая важное (если не ключевое) место в деятельности любого предприятия, в связи с чем, управление денежными средствами требует повышенного внимания и включает в себя такие процессы как прогнозирование, контроль, анализ и регулирование (каждый из этих процессов представляет собой отдельную тему для подробного изучения).

Рассмотрим абстрактный пример неэффективного управления денежными средствами: занимается производством велосипедов и последующей их продажей. Между моментом, когда «А» закупает материалы у поставщиков, и моментом, когда «А» получает денежные средства в форме выручки от реализации продукции, проходит 183 дней. Компания оплачивает закупаемые ресурсы (т.е. погашает кредиторскую задолженность) через 63 дня. Таким образом, в данном цикле существует период, когда «А» уже перевела ДС поставщикам за материалы, но еще не получила выручку от реализации. Этот период равен 183-63=120 дней. В реальности такое положение является достаточно опасным, т.к. такой разрыв может привести к ухудшению финансового состояния компании.

В рамках данной статьи стоит упомянуть последствия, которые ожидают организацию, если она неэффективно управляет своими денежными средствами:

  • одно из наиболее часто встречающихся последствий — задержка заработной платы работником из-за нехватки ДС;
  • помимо этого, партнеры, планирующие долгосрочные и прочные взаимоотношения, или кредитные организации, рассматривающие возможность выдачи заемных средств, вероятнее всего откажутся от заключения соглашений с предприятием, имеющим проблемы с ДС, т.к. это чревато потерей платежеспособности;
  • из-за неэффективного управления ДС существует риск повышения дебиторской задолженности [3].

Таким образом, установлено, что нельзя небрежно относиться к управлению денежными средствами предприятия, т.к. это может привести к негативным последствиям.

Учетные документы

Учет денежных средств кратко осуществляется на основе первичных документов — расходных и приходных кассовых ордеров в регистрах бухучета. Ордера может выписывать уполномоченный бухгалтер или кассир. Первичка имеет ряд обязательных реквизитов:

  • наименование организации и ее реквизиты;
  • номер;
  • дата составления;
  • сумма операции;
  • назначение операции;
  • Ф.И.О. и подпись уполномоченного за прием, выдачу денег лица.

Приход наличных денег в кассу оформляется приходным ордером, а выдача — расходным. Получатель денег должен собственноручно написать, сколько наличных денег получил, и подписаться. Ордера регистрируются в специальном журнале, где им присваиваются порядковые номера.

Для массовых выплат сотрудникам (зарплата, премии, аванс и т. п.) применяется платежная ведомость. В ней пишется список фамилий и инициалов получателей и причитающиеся им суммы. Напротив каждой суммы ставится подпись в ее получении. На основании ведомости все равно оформляется сводный расходный ордер, к которому она прикладывается.

Кроме того, обязательным является ведение кассовой книги. В этом регистре фиксируются все движения наличности за каждый день и выводится остаток средств на следующий день. Книга заполняется в двух экземплярах: один лист остается в ней, второй (отрывной) подлежит сдаче в бухгалтерию вместе с первичными документами за день. Никаких исправлений в самой книге, а тем более в первичных кассовых документах не допускается.

Бухучет наличности

Информацию о поступлении наличных средств в организацию бухгалтер отражает по дебету счета 50, а расходование — по кредиту. В рамках одного договора коммерческая организация имеет право принять от контрагента не более 100 000 рублей. При этом необходимо применять контрольно-кассовую технику (ККТ) с функцией передачи данных онлайн, которая выдает фискальные чеки. Неприменение ККТ грозит серьезными штрафами.

Для синтетического учета применяется журнал-ордер по счету 50 и главная книга, аналитику бухгалтер ведет по каждому подразделению отдельно в специальных регистрах. Сальдо (остаток) необходимо выводить не реже одного раза в месяц. Данные по учету должны корреспондироваться с другими счетами.

Денежные средства организации и их виды

Определение 1

Денежные средства организации – это ликвидная доля его активов, которые находятся в обороте.

Их формирования зависит от вида деятельности предприятия и формы его организации. Несмотря на многообразие размещения денежных средств, они отражаются только в активе баланса организации. Всевозможные отношения с государственными налоговыми структурами, поставщиками и покупателями, учредителями и собственниками, сотрудниками компании и внебюджетными фондами основываются именно на денежных средствах.

Платежеспособность и надежность предприятия зависит от грамотного распределения денежных средств и наличия свободного объема собственных финансовых активов.

Все денежные средства размещаются по типам использования и хранения в зависимости от направления деятельности. Частота применения определенного вида активов соответствует его величине в общей массе. Данные показатели должны регулироваться внутренними и уставными документами предприятия, а также законодательством страны.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Денежные средства, которые входят в состав оборотных активов, распределяются по таким видам:

  • наличные средства;
  • безналичные финансовые потоки;
  • эквиваленты денежной массы (финансовые документы).

Каждая современная организация применяет в процессе своей деятельности все вышеперечисленные виды денежных средств. Благодаря этому они быстро распределяются и включаются в инвестиционную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]