Для чего нужно заверять трудовую книжку
Заверяются записи в книжке, ее ксерокопии. Обычно потребность в заверении возникает при взаимодействии с банком, кредитной организацией. Она образуется в рамках следующих потребностей:
- Подтверждение источника дохода заемщика.
- Подтверждение того, что человек сможет вернуть заемные деньги.
- Взыскание долга с зарплаты заемщика.
- Подтверждение информации, изложенной в анкете.
- Установление, часто ли человек меняет места работы.
- Установление причин расторжения трудового соглашения с прошлых мест работы.
Заверенную копию может запросить отдел ОФМС при предоставлении загранпаспорта. Представители ОФМС просматривают места работы человека за последние 10 лет. Нужно отметить, что необходимость в предоставлении копии ТК сотрудникам ОФМС отменена приказом МВД. Но некоторые отделы запрашивают этот документ. Кроме того, иногда заверенная бумага требуется при получении визы.
Копия может запрашиваться кадровым отделом фирмы, в которую устраивается сотрудник. Она нужна для проверки прошлых мест работы, причин увольнения.
Последовательность действий работника
Чтобы получить копию своей трудовой, сотруднику необходимо выполнить ряд действий:
- обратиться в отдел кадров;
- написать заявление с просьбой выдать копию документа; его обычно пишут на имя руководителя или начальника отдела кадров;
- ожидать выдачи заверенного документа на протяжении установленного законодательством времени. Согласно п. 7 «Правил ведения трудовых книжек» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225), копию необходимо выдать на протяжении 3 дней с момента подачи работником заявления.
Руководство организации не имеет права отказать сотруднику в оформлении копии ни при каких обстоятельствах.
Правила заверения, оставшиеся неизменными
Изменения, появившиеся в 2021 году, являются очень локальными. То есть практически все правила заверения, за редкими исключениями, остались прежними. Если сотрудник запросил заверенную копию книжки, работодатель должен предоставить ее в течение 3 дней. Срок отсчитывается с даты направления работником заявления. Соответствующая норма содержится в статье 62 ТК РФ. В этой же статье указано, что предоставленная копия должна быть заверена надлежащим образом.
При заверении нужно пользоваться этими неизменными правилами:
- Копировать нужно все обороты, где есть сведения. Это и титульный лист, и страница с заключительной записью о трудоустройстве.
- Копировать раздел о вознаграждении нужно не во всех случаях. Обычно нужна эта страница при получении различных званий. К примеру, звания «Ветеран труда». Сведения о поощрениях пригодятся при устройстве на новую работу.
- Копии листов брошюруются. На наклейке сзади нужно привести число скрепленных листков.
- На заключительном листе книжки проставляются эти о, подпись лица, сделавшего копию книжки, дата оформления и печать.
Копию можно или сшить, или представить разрознено. Если это отдельные листы, то заверить нужно каждый из них.
К СВЕДЕНИЮ! Иногда фирмы требуют указания того, что сотрудник продолжает работать у текущего работодателя. Однако это требование не утверждено Госстандартом. То есть от исполнения этого требования можно свободно отказаться.
Особенности выдачи копии
Со стороны работника необходимо только заявление. Остальные вопросы о том, как делается копия трудовой книжки, не имеют к нему отношения.
В свою очередь, работодатель должен выполнить просьбу в течение 3-х дней. Обычно эту работу поручают кадровому подразделению, если такое есть в организации. Либо это делает сотрудник, работающий с кадрами.
При выдаче копии необходимо заверить ее печатью и подписью руководителя. Также указывают дату её изготовления и тот факт, что оригинал данного документа хранится в конкретной организации.
Что еще нужно учитывать, чтобы знать, как сделать копию трудовой книжки? Существуют требования государственного стандарта. Они говорят о том, что:
- ниже подписи также должна присутствовать формулировка «Верно»;
- кроме того, следует указать данные и подпись лица, подтверждающего эту копию, с расшифровкой;
- ставят и дату подтверждения.
Как можно понять, требований не так уж много, а сам процесс сводится к использованию копировальной техники и внесению нужной информации. Поэтому образец, как правильно оформить копию трудовой книжки, обычно не нужен.
Законодательное обоснование новых правил
До 1 июля 2021 года действовало Постановление Госстандарта №65 от 3 марта 2003 года. Но с 1 июля юридическую силу получает ГОСТ Р 7.0.97-2016, установленный Приказом Росстандарта №2004-ст. Правила заверения ТК содержатся в пункте 5.26 ГОСТ. Практически все нормы остались прежними. Но возникло одно изменение. В частности, теперь нужно прописывать, где именно хранится оригинал трудовой книжки. Нововведение нужно для того, чтобы получатель ксерокопии знал о месте нахождения оригинала.
Особенности внесения дополнительной записи
С 1 июля 2021 года при создании копий нужно вносить дополнительную запись о месте нахождения оригинала книжки. Соответствующее указание содержится в пункте 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нормативном акте есть важное разъяснение. В частности, дополнительная запись вносится только тогда, когда копия книжки направляется в стороннюю фирму. К примеру, это может быть банковское учреждение, компания нового работодателя. Если книжка предназначается для внутреннего использования, никаких вспомогательных отметок не нужно.
Новый ГОСТ позволяет заверять копии посредством специальных штампов. Кроме того, новый нормативный акт объясняет все нюансы расшифровки подписи. В частности, сначала нужно проставить инициалы имени и отчества. Затем ставится полностью подпись лица, создавшего копию.
Копия и дубликат – в чем отличие?
Вообще дубликатом трудовой книжки принято называть повторный экземпляр, который должен также обладать юридической силой. Дубликат трудовой должен быть абсолютно идентичен оригиналу. Именно поэтому его необходимо, прежде всего, правильно оформить. Единственными данными, которые не надо вносить в дубликат, являются не подлежащие восстановлению сведения и записи, ранее внесенные документ по ошибке или с неточностями.
Копия – это выполненный на специальной технике и отпечатанный снимок документа. В некоторых случаях возможно переписывание трудовой книжки от руки или набор на компьютере. Копия действительна в течение одного месяца с момента выдачи. Ее предоставляют в банк для получения кредита, в органы социальной защиты населения и другие учреждения.
Этапы заверения копии трудовой книжки
Заверение ксерокопии выполняется в соответствии со следующими этапами:
- На последнем листе проставляется о или «Копия верна».
- Фиксирование должности и ФИО лица, которое заверяет ксерокопию.
- Подпись лица, заверяющего документ.
- Указание даты заверения.
- Ниже всех ранее проставленных записей проставляется о.
- Проставление печати фирмы.
С 1 июля отсутствие записи считается ошибкой. Исключение – копия создается для внутренних целей компании.
Последние штрихи
Для того чтобы копия трудовой книги имела надлежащий внешний вид, ее страницы нужно прошить.
Делается это путем сшивания сложенных листов по правому краю. Обычно делается несколько проколов на листах, от трех до четырех и через них сшиваются бумаги.
Концы нитки не стоит обрезать. Их выводят из дырок на последнюю страницу и заклеивают небольшим куском белой бумаги, чтобы остались торчать только белые хвостики. На бумаге пишется дата, когда была сшита копия, а затем ставится печать, которая бы частично затрагивала бумагу, а частично лист.
На этом наше рассмотрение вопроса о выдачи копии трудовой книжки подошло к концу. Помните о наших простых правилах и смело применяйте их на практике и тогда данная процедура покажется вам быстрой и легкой.
Распространенные ошибки при заверении
При заверении ТК обычно допускаются эти ошибки:
- Штамп о том, что это копия документа, поставлен только на отдельных листах, а не на всех.
- На части листов отсутствует заверяющая подпись с печатью.
- На последнем листе отсутствует отметка о том, что сотрудник работает в настоящее время.
- Поставлена подпись заверяющего листа, однако она не подкреплена указанием должности и ФИО лица.
- Человек, который заверяет копию, не обладает нужными полномочиями.
- Отсутствует указание места хранения оригинала документа.
- Печать поставлена только на «белой» части листа, она не затрагивает копию.
Перечень распространенных ошибок нужен для того, чтобы не допускать их самим. Как правило, за недочеты никакой ответственности не накладывается. Однако неправильно заверенная копия не будет иметь юридической силы.
Процесс оформления
Такой документ, как трудовая книжка, содержит все основные сведения, имеющие непосредственное отношение к рабочей деятельности сотрудника. Поскольку эта информация считается основанием для расчета стажа и пенсии, существуют строгие требования к оформлению и внесению записей. Это же касается и хранения.
Книжка должна быть у работодателя – в той организации, где сотрудник работает в данное время. На руки её можно выдавать только при увольнении. Поэтому при возникшей необходимости предоставить какие-либо данные, возникает вопрос – как правильно делать копию трудовой книжки?
Также см. «Куда требуется копия трудовой книжки?».
Эта задача – обязанность работодателя, поскольку данный документ хранится именно у него. Сами сотрудники не могут лично делать копии, поэтому и все вопросы о том, как оформить копию трудовой книжки, касаются только работодателя. Обычно заявление подобного рода подразумевает использование копировальной техники, чтобы получить всё необходимое.
Четкого регламента о том, как делать копию трудовой книжки, нет. Поэтому если сотрудник подал соответствующую заявку, следует откопировать нужные страницы, а также дополнить их заверяющей подписью.
На основании заявления работодатель обязан предоставить сотруднику копии любых документов, которые связаны с работой.
Заверение книжки для банковского учреждения
В большинстве случаев копия трудовой книжки запрашивается именно банком или кредитным учреждением. Составляться она будет по стандартным нормам. Но есть некоторые нюансы, на которые нужно обратить внимание:
- Рекомендуется ставить о, а «Верно». Именно подобная формулировка оговорена в ГОСТ.
- Текст трудовой книжки должен быть разборчивым, легко читаемым.
- Недостаточно поставить подпись заверяющего лица. Нужно обязательно дополнить ее должностью и ФИО этого лица.
- Обязательно должна стоять отметка о нахождении оригинала книжки.
- Желательно представить копию в виде отдельных листков, каждый из которых правильно заверен.
У каждого банка могут быть свои требования. Желательно уточнить их в самом учреждении.
Дополнительные особенности
Что именно писать о местонахождении оригинала? Этот документ разрешено хранить в лотках и сейфах. Если ТК лежат не в номенклатурных делах, а в сейфах, нужно только прописать место хранения. При этом можно не фиксировать номер дела.
К примеру, запись может быть выглядеть этим образом:
Верно. Подлинник ТК хранится в сейфе кадрового отдела . Специалист по кадрам: подпись, Петрова П.П., 3.08.2017.
В отметке нужно обязательно прописать, в какой именно компании находится оригинал. Указание места хранения позволит запросить оригинал документа, если это требуется. Это одна из функций отметки, введенной в 2021 году.
Ошибки при оформлении документа
Часто встречается следующая ошибка: печать организации захватывает текст или подпись кадровика (при этом становится тяжело прочитать, что написано в копии) или не находится в месте, где должна стоять (поля, отмеченные МП). Расположите оттиск печати по правилам.
Ошибки в копиях неуместны. Также не допускаются исправления при написании формулировок. Трудовую книжку, оформленную неправильно, у работника просто не примут, так как она является недействительной. Если допущена ошибка, заново скопируйте нужные страницы и заверьте их должным образом.
Подробнее: ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»