Порядок выдачи уведомления о получении трудовой книжки при увольнении. Образец письма


25.09.2019

0

476

4 мин.

Уведомление о получении трудовой книжки направляет работодатель уволенному сотруднику в том случае, если он сам не выразил желания явиться за ней сразу после полного расчета. Выдать этот документ на руки должна кадровая служба со всеми записями в течение 3-х дней после освобождения лица от выполнения трудовых обязанностей. Нарушение установленного порядка грозит административной ответственностью.

Что говорит законодательство о задержке выдачи трудовой

По ст. 84.1 ТК РФ, руководитель компании не только не вправе удерживать трудовую книжку работника, но и несет ответственность за это. Задержка выдачи документа при увольнении расценивается как административное правонарушение. В таком случае работодателю придется отвечать с учетом п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и платить штраф до 50 000 рублей. Кроме того, компанию могут обязать возместить сотруднику материальный ущерб на основании статьи 234 ТК РФ. Это не значит, что обязательно уведомление о трудовой книжке отправляем в день увольнения, но затягивать на несколько недель или месяцев решение этого вопроса не рекомендуем.

Алгоритм действий работодателя

Чтобы обезопасить себя, кадровому специалисту необходимо знать, как действовать в разных ситуациях.

Если работник является в последний рабочий день и получает на руки документы, факт их своевременного вручения фиксируют в книге учета трудовых книжек и личной карточке.

Если работник не пришел за документом, кадровик фиксирует этот факт документально и проставляет отметку в табеле учета рабочего времени. После этого гражданину следует направить уведомление о получении трудовой книжки в связи с увольнением лично или предложить дать согласие на ее пересылку по почте.

В правилах ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением правительства РФ от 16.04.2003 № 225, нет четкой информации о том, по какому адресу направить уведомление. Чаще всего письмо отправляют на адрес, указанный в его личной карточке. Но если у работодателя имеются другие адреса, предоставленные сотрудником, уведомление направляют на все имеющиеся адреса, по которым гражданин может проживать. Это свидетельствует о том, что руководитель принял все возможные меры для передачи документов.

Если уведомление о явке за трудовой книжкой уволившийся сотрудник проигнорировал и не отправил в ответ письменное согласие на ее отправку по почте, то документ хранят в отделе кадров предприятия в специально отведенном для этого сейфе до момента выдачи сотруднику. Установленный срок хранения составляет 75 лет.

ВАЖНО!

Если вы не выслали письмо сотруднику о получении трудовой книжки при увольнении или не получили письменное согласие на пересылку по почте, отправка бумаг является нарушением ст. 84.1 ТК РФ.

Если человек согласен на отправку почтой России, оформляют заказное письмо с описью вложения и с уведомлением о вручении. И не стоит экономить на таких дополнительных услугах, как опись вложения и уведомление о вручении отправления. Судебная практика показывает, что это поможет доказать выполнение работодателем своих обязанностей. Конкретный пример — Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.09.2018 по делу № 33-15689/2018. Из материалов дела следует, что работник попросил отправить ему документы, связанные с рабочей деятельностью, по почте. Когда письмо пришло, в конверте ничего не оказалось. На этом основании работник обратился в суд и потребовал выплатить компенсацию. Работодателю пришлось заплатить: суду предоставили квитанцию об отправке письма, но доказательств, что в нем находилась трудовая книжка бывшего работника, не нашлось, поскольку при отправке опись вложения не составлялась.

Что представляет собой уведомление об увольнении?

Данный документ представляет собой письмо, адресованное сотруднику организации. Оно должно содержать сведения о причинах расторжения трудовых взаимоотношений, порядке компенсации неиспользованных дней отпуска и прочих нюансах. Вручать уведомление об увольнении работника должен сотрудник отдела кадров или человек, ответственный за кадровое делопроизводство. Документ надо зарегистрировать в журнале уведомлений.

Уведомление необходимо вручить сотруднику лично в руки. Он должен поставить на нем свою подпись и дату, подтвердив тем самым факт ознакомления с документом. Если по каким-либо причинам у работодателя нет возможности вручить документ сотруднику лично – он может отправить его заказным письмом с уведомлением. Подпись получателя в уведомлении в дальнейшем будет являться подтверждением получения и ознакомления с заказным письмом.

Может возникнуть ситуация, когда работник отказывается ставить подпись в документе. В таком случае работодателю надо составить акт об отказе. Подписать его должно лицо, вручающее уведомление об увольнении, и имеющиеся свидетели.

Сотруднику не рекомендуется отказываться от вручения уведомления, так как в судебных спорах с работодателем оно может стать важным доказательством. Его можно использовать при защите трудовых прав, оценив с его помощью действия работодателя на предмет соответствия трудовому законодательству РФ. Образец уведомления об увольнении будет представлен далее.

Судебная практика

Судебная практика в этой сфере противоречивая. По Апелляционному определению Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.07.2018 по делу № 33-1207/2018, на компенсацию может претендовать работник, только если докажет, что:

  • пытался трудоустроиться без книжки;
  • потенциальные работодатели ему отказывали по причине отсутствия документа о трудовом стаже.

Аналогичные выводы содержатся еще в Апелляционном определении Воронежского областного суда от 08.02.2018 по делу № 33-988/2018, Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 04.04.2017 № 33-6200/2017 по делу № 2-4428/2016, Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 06.02.2018 по делу № 33-771/2018, иных решениях.

Но есть и другая позиция. Например, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 09.11.2017 по делу № 33-19615/2017 заявлено, что невыдача книжки своевременно — обстоятельство, лишающее работника возможности трудоустроиться. И никаких иных доказательств, в том числе уведомление о получении трудовой книжки по почте и ответ на него, для получения компенсации за задержку документа предъявлять не надо. Такой подход в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.09.2016 по делу № 33-19280/2016, Апелляционном определении Самарского областного суда от 15.03.2016 по делу № 33-2471/2016, иных решениях.

Как получить по почте?

Заявление на пересылку

Если работник сам попросил работодателя переслать трудовую книжку почтой, то заранее должно быть написано соответствующее заявление, которое подается работником в отдел кадров. Заявление составляется в произвольной форме.

В своем тексте оно должно содержать название организации, а также контактную информацию об организации и о работодателе. Также стоит помнить о том, что в заявлении указывается информация о работнике. Это делается для того, чтобы в случае возникновения проблем с отправкой можно было бы незамедлительно связаться с работником.

Форма заявления


В заявлении работник формулирует просьбу, согласно которой в определенную дату работодатель должен оправить ему на указанный адрес трудовую книжку письмом.

Заявление должно быть четко сформулировано и написано, либо от руки аккуратным и понятным почерком, либо на компьютере стандартным шрифтом.

Как написать?

Заявление должно быть написано в произвольной форме, но в случае, если в организации локально-нормативными актами предусмотрена возможность составления такого заявления по соответствующему образцу – необходимо обратиться в отдел кадров организации и выполнить все в соответствии с их требованиями.

Данное заявление принимается отделом кадров и в случае согласия с заявления снимается копия, а также ставится печать и подпись работодателя.

Заявление на отправку трудовой книжки по почте образец.

Документ вернулся работодателю: хранить его или не хранить

Допустим, работник получил уведомление об отправке трудовой книжки по почте и согласен на предложение работодателя, но по каким-то причинам не смог забрать документы из почтового отделения. Они возвращаются назад к работодателю. Если такая ситуация произойдет в вашей организации, станете ли вы хранить бумаги?

А работодатель из Башкирии документы бывшего сотрудника сначала взял, а потом потерял.

Через некоторое время появился экс-работник и начал требовать либо документ, либо дубликат. А еще обратился в суд с иском о выплате морального ущерба и взыскании среднемесячной заработной платы за дни вынужденного прогула.

В судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан заявили: после того как работодатель направил уведомление — письмо работнику о необходимости забрать трудовую книжку — и получил согласие на отправку ее почтой, он не отвечает за документы. Требование выплатить утраченную зарплату из-за того, что экс-подчиненный не взял из отделения документ, судьи не удовлетворили. А компенсацию морального ущерба поддержали, правда, уменьшили в 20 раз сумму, по сравнению с исковой (см. Апелляционное определение от 27.06.2019 по делу № 33-12901/2020).

В итоге работодатель выплатил бывшему работнику моральный ущерб (5000 рублей), оплатил расходы на представителя (7000 рублей) и потратился на уплату госпошлин за рассмотрение исков. А если бы сохранил документы бывшего сотрудника, никаких дополнительных расходов бы не понес.

Письмо приставам об увольнении сотрудника, образец

Поскольку законодательно какого-либо унифицированного бланка не установлено, его можно составить в свободной форме. При этом в уведомлении следует сообщить:

  • о факте увольнения сотрудника-должника с указанием основания (по собственному желанию, по инициативе работодателя, по соглашению сторон и т. п.);
  • реквизиты исполнительного документа;
  • период, в течение которого осуществлялись отчисления;
  • задолженность и ее причины (если таковые имеются);
  • перечень приложений. К уведомлению следует приложить исполнительный лист с пометкой о перечисленных суммах и копию приказа об увольнении;
  • дополнительную информацию о должнике: место проживания, место новой работы и т. п. (если организация располагает такими сведениями).

Сообщение подписывают главный бухгалтер и генеральный директор, при наличии печати организации проставляется ее оттиск.

Копии всех переданных уволенному сотруднику и приставам документов следует хранить в архиве организации на случай проверки соблюдения законодательства при перечислении алиментов или других задолженностей.

Трудовая иностранного гражданина: отправлять по почте или нет

Утвержденные законодательством правила выдачи трудовой книжки при увольнении требуют в последний рабочий день отдать сотруднику книжку под подпись. Если человек не пришел за документом сам, работодатель готовит уведомление о необходимости его получить и одновременно предлагает направить его по почте. С согласия владельца бумаги отправляются ценным письмом. Но если работник живет за пределами страны, надо ли ему отправлять их почтой?

В Министерстве труда и социальной защиты РФ считают, что делать это не только не надо, но и запрещено законом. В письме от 17.09.2019 № 19-1/ООГ-210 чиновники напомнили, что сейчас действует порядок вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу, который утвержден Законом СССР от 24.06.1991 № 2261-1. Из него следует, что ни трудовые книжки, ни военные билеты, ни удостоверения личности отправлять за границу нельзя. В таком случае работодатель вправе отказаться пересылать бумаги о стаже уволившемуся иностранному работнику, но должен хранить их «до востребования».

Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении

Трудовая книжка относится к официальным документам строгой отчетности. Во время осуществления деятельности она находится в отделе кадров. Отсутствовать документ может только в результате порчи или потери, а также при первичном трудоустройстве. Работодатель сам оформляет новую, или можно получить дубликат у компании, где перед этим работал человек в течение 15 дней. Для этого потребуется написать заявление. Сделать это нужно не позже, чем через 5 дней после приема на работу.

Заполнение, выдача и хранение трудовой книжки осуществляется с соблюдением установленных законом правил и регламентов. Основными нормативами являются:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Постановление Правительства «О трудовых книжках»;
  • Постановление Госкомстата №1 от 05.05.2001 года;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 225 от 16.04.2003 года;
  • Инструкция Минтруда от 2003 года.

После увольнения сотрудник должен в последний рабочий день получить трудовую книжку, расчет и необходимые справки. В подтверждение он расписывается в специальном журнале. Если гражданин отказывается это делать, составляется акт, в котором три свидетеля ставят подписи, фиксируя тем самым данный факт.

При увольнении работодатель делает в документе соответствующую отметку, руководствуясь вышеуказанными положениями, и отдает ее лично сотруднику. Передавать трудовую через третьих лиц недопустимо, если у них нет нотариальной доверенности.

Важно знать! Если человек не пришел для получения в назначенный день, на его адрес направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]