Как открыть валютный расчетный счет, учет операций, проводки

Всем организациям обязательно приходится иметь дело с кредитными учреждениями. Банк оказывает услуги, имеющие отношение к финансам, и за эти услуги нужно платить. Компания несет постоянные расходы на банковские операции.

Какие именно траты можно счесть такими расходами? Как правильно отражать их в бухгалтерском учете? Как они учитываются для налогообложения? Какими проводками при этом пользоваться? Подробно разъясняем ниже, а также рассмотрим, как правильно решаются конкретные вопросы, связанные с квалификацией банковских комиссионных за самые популярные услуги, оказываемые юридическим лицам.

Вопрос: Как отражается в учете организации оплата услуг банка за ежемесячное перечисление денежных средств с расчетного счета организации на банковские счета работников при выплате заработной платы? В соответствии с коллективным договором заработная плата перечисляется на банковские счета работников. Стоимость услуг банка по перечислению денежных средств при выплате заработной платы в текущем месяце, согласно акту приемки-сдачи оказанных услуг, составила 7 000 руб. Посмотреть ответ

От чего зависят финансовые отношения с банком

Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:

  • на открытие банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса РФ);
  • на размещение вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • на получение кредитных средств (ст. 819 ГК РФ);
  • факторинга (финансирование под уступку требования средств);
  • иных финансовых взаимоотношений, разрешенных Уставом кредитной организации и законодательством РФ.

Вопрос: Можно ли застройщику при УСН учесть расходы на услуги банка по отправке договора долевого участия в Росреестр? Посмотреть ответ

Оплачиваемые банковские услуги

Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2021 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:

  • открытие и ведение счетов юрлиц;
  • расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
  • реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
  • выдача кредитов;
  • доверительное управление средствами и/или имуществом;
  • аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
  • лизингодательские функции и др.

Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.

Как учесть услуги банка при расчете налога на прибыль?

Бухгалтерские проводки коммерческих банковских структур

Бухгалтерские проводки коммерческих банковских структур достаточно многообразны. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  • Дебет 20202 «Касса кредитных организации» (актив) Кредит 40702 «Коммерческие организации» (пассив) – отражена передача в кассу банковской структуры наличных денежных средств для зачисления на некоторый расчетный счет конкретного клиента;
  • Дебет 91207 «Бланки» (актив) Кредит 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи» (пассив) – отражена передача в кассу банковской структуры чековых книжек и бланков;
  • Дебет 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи» (пассив) Дебет 91207 «Бланки» (актив) – отражена выдача из кассы банковской структуры чековых книжек и бланков;
  • Дебет 40702 «Коммерческие организации» (пассив)Дебет 20202 «Касса кредитных организации» (актив) – отражено списание денежных средств с расчетного счета клиента для выдачи ему наличных денежных средств из кассы коммерческой банковской структуры;
  • Дебет 20202 «Касса кредитных организации» (актив) Кредит 20209 «Денежные средства в пути» (актив) – отражено получение в кассу коммерческой банковской структуры наличных денежных средств из расчетно-кассового центра;
  • Дебет 20209 «Денежные средства в пути» (актив) Кредит 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций» (актив) – отражено получение коммерческой банковской структурой выписки из РКЦ о снятии наличного денежного подкрепления с корреспондентского счета финансового учреждения;
  • Дебет 20209 «Денежные средства в пути» (актив) Кредит 20202 «Касса кредитных организации» (актив) – отражена выдача из кассы коммерческой банковской структуры наличных денежных средств для их передачи в расчетно-кассовый центр;
  • Дебет 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций» (актив) Кредит 20209 «Денежные средства в пути» (актив) – отражено получение коммерческой банковской структурой выписки из РКЦ о зачислении суммы наличных денежных средств, которые были инкассированы;
  • Дебет 20209 «Денежные средства в пути» (актив) Кредит 20202 «Касса кредитных организации» (актив) – отражена передача наличных денежных средств из кассы коммерческой банковской структуры для подкрепления кассы филиала;
  • Дебет 30302 «Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» (актив) Кредит 20209 «Денежные средства в пути» (актив) – отражено списание наличных денежных средств с корреспондентского субсчета филиала списаны денежные средства взамен наличных денежных средств, которые были ему преданы;
  • Дебет 20202 «Касса кредитных организации» (актив) Кредит 30302 «Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» (актив) – отражено получение наличных денежных средств из кассы коммерческой банковской структуры;
  • Дебет 20208 «Денежные средства в банкоматах» (актив) 20202 «Касса кредитных организации» (актив) – отражена выдача неалчных денежных средств из кассы коммерческой банковской структуры в банкоматы финансового учреждения;
  • Дебет 409026 «Инкассированная денежная выручка» (пассив) 47422 «Обязательства по прочим операциям» (пассив) – отражено поступление инкассированных наличных денежных средств в кассу пересчета коммерческой банковской структуры.

Как видно из перечисленных бухгалтерских проводок, счета в финансовых учреждений отличаются от счетов учета коммерческих организаций: разная нумерация хозяйственных операций, в т. ч. количество знаков. Хозяйственные операции в банковских структурах отражаются непосредственно день в день, что означает полный запрет на проведение проводок за прошлый период.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Особенности взимания платы за банковские услуги

Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.

К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.

В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:

  • с предварительным акцептом – то есть прежде чем деньги за услуги будут сняты, клиент должен выразить на это согласие;
  • без информирования плательщика – автоматически.

Как на УСН учесть расходы на услуги банков?

Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.

Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий

Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.

Какие это расходы: прочие или внереализационные?

К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.

Сложности кредитования

Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:

  • если комиссионные выражены фиксированной цифрой, то эти траты можно расценивать как прочие либо как внереализационные расходы;
  • если комиссия представляет собой некую долю (процент), расходы будут проходить как «проценты по долговым обязательствам» (ст. 269 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).

Проведение оплаты за покупку активов

Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?

Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:

  • сумма списывается с налогооблагаемого дохода сразу, а не через амортизацию;
  • договоры на приобретение актива и на оплату банковской услуги не связаны между собой.

Обслуживание зарплатных карточек

Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:

  1. Плата за обработку документов на зачисление зарплатных средств – это часть производственных расходов на организацию расчетов с персоналом. Поэтому эти деньги правомерно учитывать как производственные затраты, уменьшающие прибыль организации (письма Министерства финансов РФ от 20 апреля 2009 года №03-03-06/2/88 и от 04 августа 2008 года №03-04-06-02/88).
  2. Плата банку за выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт не относится напрямую к затратам на выплату зарплаты, то есть не обосновывается с точки зрения расходов фирмы (затраты несет организация, а используют карты работники). В свете последних разъяснений Минфина эти затраты разрешено включать в прочие расходы, при этом исключая из дохода сотрудников, потому что работники не выбирают именно эту форму получения заработной платы, она прописывается в их трудовых договорах, а значит, карточки делаются банком именно для компании, а не для них лично.

Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком

Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).

Бухгалтерский учет и проводки

Определение 1
Бухгалтерский учет в банковской структуре – это процесс формирования систематизированных данных о всех объектах учёта согласно требованиям, которые устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами, и формирование на их базе финансовой отчетности.

Согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов все банковские структуры обязаны вести финансовый учет.

Положение о плане счетов для банковских структур и порядке его использования утверждено Положением Банка России № 579, при этом проводки банковской структуры в значительной мере отличаются от проводок прочих организаций и экономических субъектов.

Определение 2

Бухгалтерская проводка (также называемая бухгалтерской записью) — это запись на бумажном или электронном носителе о движении объектов бухгалтерского учета и изменении их состояния.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проводки по бухгалтерскому учету в коммерческом банке 430 руб.
  • Реферат Проводки по бухгалтерскому учету в коммерческом банке 250 руб.
  • Контрольная работа Проводки по бухгалтерскому учету в коммерческом банке 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как правило, классическая бухгалтерская проводка включает в себя описание дебетуемого и кредитуемого объекта учёта, а также числовых характеристик изменения, например, количества (натуральное выражение) и стоимости (денежное выражение).

Бухгалтерскую проводку также можно представить, как один из методов регистрации хозяйственных операций на двух различных, но при этом экономически тесно взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта в обязательном порядке в тождественных величинах.

Замечание 1

Стоит отметить, что бухгалтерская проводка может быть сформирована только на основании первичной документации.

Для формирования такой проводки необходимо реализовать следующие процедуры:

  • установить экономическое содержание объекта учета;
  • признать объект учета;
  • в заключение технически отразить объект учета по дебету одного и по кредиту другого бухгалтерского счета.

На сегодняшний день в бухгалтерской учет существуют два вида проводок:

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

  • простые проводки. Простыми называются проводки, в рамках которых затрагиваются только два счета;
  • сложные проводки. Сложными называются проводки, в рамках которых затрагиваются более двух счетов бухгалтерского учета. Примером сложной проводки можно назвать ситуацию, когда дебетуется один счет и в то же время кредитуется несколько счетов, при этом сумма всех кредитуемых счетов строго равна сумме дебетуемого счета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]