Налоговый кодекс >> Глава 28
Статья 356 Общие положения
Статья 357 Налогоплательщики
Статья 358 Объект налогообложения
Статья 359 Налоговая база
Статья 360 Налоговый период. Отчетный период
Статья 361 Налоговые ставки
Статья 361.1 Налоговые льготы
Статья 362 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Статья 363 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Статья 363.1 Налоговая декларация
Глава 28 НК РФ Транспортный налог
Глава 27 | Глава 29 |
Комментарии к главе 28 Налогового кодекса РФ — Транспортный налог
Транспортный налог
Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.
Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.
Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:
- объекты налогообложения;
- протяжённость налогового периода;
- способ расчёта транспортного налога;
- льготные категории граждан и транспортных средств
Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.
Объект налогообложения, налоговая база транспортного налога
В ст. 358 НК РФ раскрыто понятие объекта для взимания транспортного налога, это:
- автомобили (за исключением маломощных машин, оборудованных для инвалидов);
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- самоходные виды транспорта, в том числе на гусеничном ходу;
- авиатранспорт;
- водный транспорт;
- мотосани и снегоходы.
Транспорт, не признаваемый объектом налогообложения, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ, в т.ч. это:
- весельные лодки и «моторки» с двигателем не более 5 л.с.,
- спецавтомобили для инвалидов, и авто до 100 л.с., приобретенные через органы Соцзащиты,
- промысловые суда (речные, морские),
- транспорт сельхозпроизводителей, используемый ими для производства сельхозпродукции (тракторы, комбайны, молоковозы и т.п.),
- авиатранспорт санавиации и медслужбы,
- транспорт в угоне,
- другие виды транспорта, перечисленные в списке п. 2 ст. 358 НК РФ.
Читайте также: Коды транспортных средств
Для признания транспортного средства (ТС) объектом налогообложения необходимо, чтобы этот актив был зарегистрирован на территории РФ. Налоговая база по транспортному налогу определяется по нормам ст. 359 НК РФ. Она может исчисляться по нескольким параметрам:
- для транспорта с двигателями ориентиром выступает мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах;
- по воздушному транспорту ориентироваться надо на тягу реактивного двигателя;
- для водного транспорта, который не может передвигаться своим ходом, а только посредством буксировки, при налогообложении учитывается валовая вместимость, обозначенная в регистровых тоннах;
- для других средств передвижения водного и воздушного типа за основу в расчетах принимается единица ТС.
Налоговая база по транспортному налогу вычисляется отдельно для каждого объекта. Параметры, необходимые для выведения суммы налога, берутся из регистрационной и технической документации на транспортное средство (дата постановки на учет или дата снятия с учета, мощность или другой показатель, по которому идентифицируется налоговая база). Субъектам предпринимательства, уплачивающим авансовые платежи по этому налогу, итоговую сумму расчета по истечении года надо вычислять как разницу между годовым размером обязательств и произведенными платежами в рассматриваемом периоде.
Для определения суммы налога к уплате налоговая база транспортного налога перемножается со ставкой налогообложения для конкретной категории транспорта. Для некоторых ТС предусмотрены повышающие коэффициенты, которые также умножаются на налоговую базу.
Если в расчетном году транспорт находился в собственности не 12 месяцев, а меньше, необходимо добавить в формулу «коэффициент владения» – фактическое количество месяцев владения, деленное на 12. Если регистрация ТС произведена после 15 числа месяца, этот месяц не засчитывается, если до 15 числа (включительно) – месяц принимается за полный. Соответственно, при снятии ТС с учета после 15 числа, этот месяц будет зачтен, а если 15 числа или ранее – в расчете налога его не учитывают.
Читайте также: Как рассчитать налог на машину – 2018
Ставки и сроки уплаты транспортного налога
Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:
- региональная фиксированная ставка
- количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
- количество месяцев владения, разделённое на 12
Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.
Статья 358. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Особенности льготы по транспортному налогу
Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.
Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.
Ставка налоговой базы транспортного налога
Ставки налогообложения в базовом значении зафиксированы Налоговым кодексом, но региональные власти наделяются полномочиями по изменению этих тарифов. При корректировках ставок налога предусмотрены ограничители верхних пределов – базовый размер ставки может быть увеличен, но не более, чем в 10 раз.
Ставки, зафиксированные в НК РФ, представлены в таблице:
Ставки по транспортному налогу (ст. 361 НК РФ)
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
Как используется властями транспортный налог
Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.
До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.