Как вести бухучет земли при продаже и покупке? Ключевые проводки


В 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н. В конце декабря финансовое ведомство выпустило методические рекомендации о том, как правильно осуществить переход на новые положения.
В статье рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при отражении операций, связанных с переходом на новые положения.Напомним, что в 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н [1] . Приказ Минфина РФ № 89н [2] внес поправки еще в конце августа прошлого года, но разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения, вышли в конце года. Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание, внося корректировки в учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений Инструкции № 157н.

Бюджетные проводки.

Общие положения по переходу

В первых абзацах Методических рекомендаций [3] чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:

  • по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
  • по порядку проведения инвентаризации имущества;
  • по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
  • по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

При этом следовало исходить из:

  • условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
  • организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).

Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:

  • рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • аналитический учет, в том числе в виде дополнительной детализации видов поступлений, выбытий (по КОСГУ) [4] ;
  • порядок взаимодействия бухгалтерии (структурного подразделения,

Фото: www.ru.123rf.com

на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

  • перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в форме электронного документа;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты, перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также необходимо изменить дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Далее хотим обратить внимание на два основных момента, которые следует учитывать при переходе на новые положения Инструкции № 157н.

Во-первых, по счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, обороты до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н не корректируются (п. 1 Методических рекомендаций).

Во-вторых, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Реализация

Земельный участок может быть реализован как отдельно, так и с построенным на нем объектом недвижимости.

Если земля реализуется со стоящим на ней объектом недвижимости, то новый собственник (покупатель) недвижимого имущества в результате такой сделки приобретает права на земельный участок, расположенный под зданием (строением, сооружением). При этом он приобретает те же права на землю, что и предыдущий собственник, то есть право собственности или право пользования.

В случае когда собственников несколько, они приобретают права на часть (долю) такого земельного участка с учетом размера доли каждого в общей собственности на объект недвижимости.

Такой порядок установлен статьей 35 Земельного кодекса РФ и статьей 552 Гражданского кодекса РФ.

По общему правилу стоимость продаваемого объекта недвижимости включает стоимость передаваемой с объектом недвижимости земли (права на землю). Такое правило установлено пунктом 2 статьи 555 Гражданского кодекса РФ. Однако стороны могут указать в договоре цену земли отдельно. Для этого в условиях договора необходимо записать, что стоимость передаваемого объекта недвижимости не включает цену передаваемого одновременно с ним земельного участка, на котором он расположен. В этом случае в договоре нужно указать стоимость передаваемого вместе со зданием земельного участка.

Переход права собственности на недвижимость к покупателю по договору продажи недвижимости, в том числе земельных участков, подлежит обязательной госрегистрации (ст. 131 и 551 ГК РФ).

Выручку от продажи земельного участка (объекта основных средств) включите в прочие доходы организации на момент:

  • зарегистрированного перехода права собственности на объект недвижимости покупателю – для земли под жилым домом;
  • зарегистрированного перехода права собственности на земельный участок покупателю – если земельный участок является отдельным объектом сделки купли-продажи.

Такой вывод следует из пункта 31 ПБУ 6/01, пунктов 12 и 16 ПБУ 9/99, пункта 16 ПБУ 10/99.

По общему правилу выбывающий объект основных средств списывается с учета по остаточной стоимости. Поскольку земельные участки не подлежат амортизации (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01), то их остаточная стоимость на момент продажи равна первоначальной. В связи с этим нет необходимости при выбытии земельного участка открывать к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств».

Продажу земельного участка отразите в учете проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01 – отражено выбытие земельного участка;

Дебет 62 Кредит 91-1 – отражена в составе прочих доходов выручка от продажи земельного участка.

Документальное оформление и отражение в учете продажи земельных участков производите в общем порядке. Подробнее об этом см. Как отразить в бухгалтерском учете продажу основных средств.

Постановка на учет земельных участков.

В связи с тем, что согласно внесенным изменениям в Инструкцию № 157н на баланс в учреждениях принимаются активы, которые ранее учитывались на забалансовых счетах (в частности, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении), а также переносятся отдельные виды расчетов по вновь введенным счетам, необходимо провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации нужно оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ № 173н [5] .

Земельные участки, закрепленные за автономным учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости. При этом делается запись (п. 2.1 Методических рекомендаций):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и отражаются изменения показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

На забалансовом счете 01 автономного учреждения числился земельный участков, кадастровая стоимость которого составляла на 31.12.2014 3 650 000 руб. (стоимость условная).

В бухгалтерском учете АУ 31.12.2014 были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 1

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
До даты перехода
Отражена кадастровая стоимость земельного участка на забалансовом учете013 650 000
На дату перехода (31.12.2014)
Принят на учет земельный участок, находящийся в оперативном управлении4 103 11 0004 401 10 1803 650 000
Списан с забалансового учета земельный участок013 650 000
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным имуществом4 401 10 1724 210 06 0003 650 000

Далее хотим обратить внимание, что АУ вправе принять решение об отражении измененной в соответствии с законодательством РФ на 2015 год кадастровой оценки земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31.12.2014.

В случае если ранее в учете АУ числились земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи, в связи с их переходом на учет по кадастровой стоимости должна быть сделана бухгалтерская запись на сумму изменения (отражается в случае увеличения балансовой стоимости со знаком плюс, в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус) (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В феврале 2014 года АУ за счет средств, полученных от платных услуг, приобрело земельный участок стоимостью 2 350 000 руб. (цена условная). Кадастровая его стоимость на 31.12.2014 составляет 2 650 000 руб.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 2

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Отражена задолженность перед продавцом за земельный участок на основании договора купли-продажи2 106 13 0002 302 33 0002 350 000
Произведена плата за земельный участок2 302 33 0002 201 11 0002 350 000
Принят к учету земельный участок2 103 11 0002 106 13 0002 350 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражены изменение стоимости земельного участка и принятие его к учету по кадастровой стоимости (2 650 000 ‑ 2 350 000) руб.2 103 11 0002 401 10 180300 000

По какой стоимости учитывать земельные участки, собственность на которые не разграничена?

В соответствии с п. 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, учитываются по: их кадастровой стоимости, при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр -1 рубль.

В соответствии с п. 80 Инструкции № 157н единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции № 157н).

Списание с балансового учета спецодежды.

В настоящее время в силу норм, изложенных в п. 385 Инструкции № 157н, учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27.

Как отмечается в п. 2.5 Методических рекомендаций, выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей [6] , следует отразить бухгалтерской записью:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

В марте 2014 года АУ за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, было приобретено 10 комплектов спецодежды на сумму 6 000 руб. Одежда была оприходована на склад и впоследствии выдана сотрудникам организации. Нормативный срок использования спецодежды – два года.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 3

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Приобретена спецодежда у поставщика и оприходована на склад4 105 35 000 (склад)4 302 34 0006 000
Произведена оплата спецодежды4 302 34 0004 201 11 0006 000
Выдана спецодежда работникам учреждения со склада4 105 35 000 (работники)4 105 35 000 (склад)6 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражено выбытие спецодежды с балансового учета4 401 20 2724 105 35 000 (работники)6 000
Отражено одновременно принятие спецодежды на забалансовый учет27 (работники)6 000

Бюджетная отчетность (казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления)

Казенные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

За 2021 год отчетность нужно представлять с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 16.12.2020 № 311н. Данный приказ по состоянию на первые рабочие дни января находится на регистрации в Минюсте России. С ним можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/ в разделе «Бюджет» — «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора» — «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».

Рассмотрим особенности составления отдельных форм бюджетной отчетности.

Баланс (ф. 0503130)

  1. Причины наличия средств на счетах 1 201 00 000, 3 201 20 000 нужно описать в текстовой части раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160).
  2. Недопустимы показатели со знаком «минус» по счетам: 1 206 00 000, 1 210 05 000, 1 301 00 000″, 1 302 00 000, 1 304 00 000.
  3. Просроченная дебиторская задолженность по расходам, в отношении которой осуществляются мероприятия по возврату в бюджет, не отражается на счетах 1 206 00 000, 1 208 00 000. По состоянию на 1 января 2021 г. она должна быть перенесена на счет 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет». В 1-17 разрядах счета 209 36 указываются коды доходов вида 1 13 0299Х ХХ ХХ00 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». На местах, обозначенных «Х», указываются коды согласно уровню бюджета.

Сведения (ф. 0503190)

  1. Не предусмотрено обособление в Сведениях (ф. 0503190) отдельными строками каких-либо расходов, формирующих капитальные вложения (например, процентов по кредиту).
  2. Отражение данных о вложениях в один объект капитального строительства у разных балансодержателей недопустимо. Исключение — случаи передачи (получения) объектов.
  3. Наличие в Сведениях (ф. 0503190) объекта капитального вложения, указанного в Сведениях (ф. 0503790) допустимо только в случае, когда бюджетное (автономное) учреждение в соответствии с переданными ему полномочиями реализует бюджетные инвестиции при условии софинансирования таких инвестиций (капитальных вложений) (требует описания в Пояснительной записке (ф. 0503160)).
  4. Если по объекту незавершенного строительства есть несколько кадастровых номеров и при этом объекты нельзя разделить по смете, то в графе 5 отражается кадастровый номер наиболее значимого для реализации инвестиционного проекта объекта недвижимости.
  5. При отсутствии кадастрового номера в графе 5 отражается значение «88:88:888888:8888888888».
  6. Показатели по объектам на начало 2021 года должны соответствовать показателям на конец 2021 года. Исключение — ситуации реорганизации.
  7. Капитальные вложения, с даты начала формирования которых истекло более 10 лет (сформированные до 2010 года), требуют детального анализа. По ним в текстовых пояснениях к Сведениям (ф. 0503190) нужно раскрыть информацию о предполагаемых сроках завершения капитальных вложений и (или) иных мерах по завершению бюджетных инвестиций.
  8. Подписание Сведений (ф. 0503190). В части данных, сформированных на основе регистров бюджетного учета, подписывает главный бухгалтер или иное лицо, ответственное за ведение учета и составление отчетности. Большинство показателей в Сведениях (ф. 0503190) не идет из регистров бюджетного учета. Поэтому обязательно должна быть подпись руководителя или лица, ответственного за формирование аналитической (управленческой) информации для Сведений (ф. 0503190).

Еще по теме: Обзор изменений 52н: что изменилось в первичных документах?

Справка (ф. 0503110)

Особенности формирования 1-17 разрядов аналитических счетов счетов 1 401 10 000, 1 401 20 000 в отдельных ситуациях:

  • при корректировке счета 1 204 33 000 указывается счет 1 11 09000 00 0000 000 1 401 10 172;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка отражается с применением счета 1 1700 000 1 401 10 176;
  • при принятии на учет активов по результатам инвентаризации, активов, неучтенных ранее, применяется счет 1 1700 000 1 401 10 199;
  • обособление, реклассификация, разукомплектация нефинансовых активов отражается с применением счета 1 1400 000 1 401 10 172;
  • уточнение показателей по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 204 30 000 по результатам инвентаризации отражается в корреспонденции со счетом 1 17 050Х0 ХХ 0000 180 1 401 10 199;
  • уменьшение объема финансовых вложений (в том числе в уставные фонды государственных унитарных предприятий) согласно регистрационным (уставным) документам отражается в корреспонденции со счетом 1 1100 120 1 401 10 172;
  • признание ссудополучателем доходов текущего финансового года от предоставления права пользования активом отражается с указанием в первых 1 — 17 знаках номера счета кода доходов (составной части кода доходов) согласно п. 14 Порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н;
  • признание ссудодателем доходов текущего финансового года от предоставления права пользования активом отражается по номеру счета 1 1100 000 1 401 10 121 (122, 123);
  • признание ссудополучателем расходов по амортизации права пользования активом отражается по номеру счета XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224;
  • признание ссудодателем расходов текущего финансового года по предоставлению права пользования активом отражается с применением счетов XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24Х, ХX XX 00000 00000 000 1 401 20 25Х.

Справка (ф. 0503125)

  1. Представление Справок (ф. 0503125) по счетам 1 205 51 000, 1 205 61 000 осуществляется только в части дебиторской задолженности.
  2. Сформированная и не погашенная в течение 2021 года задолженность по возврату остатков целевых межбюджетных трансфертов, полученным до 1 января 2021 года, отражается на счете 1 303 05 000.
  3. По строкам «неденежные расчеты» отражаются следующие показатели: — в Справках (ф. 0503125) по коду счета 120551561 (661), 120561561 (661) — начисление дебиторской задолженности по доходам будущих периодов от целевых межбюджетных трансфертов (в корреспонденции со счетами 1 401 40 151, 1 401 40 161); — в Справках (ф. 0503125) по коду счета 1 206 51 661 формирование расчетов по остаткам межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату (в корреспонденции со счетами 1 205 51 561, 1 205 61 561); — в Справках ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 661 — зачет авансов по предоставленным межбюджетным трансфертам (в корреспонденции со счетом 1 302 51 831).
  4. Показатели по счетам 1 401 10 191, 1 401 10 195, 1 401 10 189 отражаются с учетом положений п. 14 Порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Еще по теме: Отчет 0503738-НП и отчет 0503128-НП: порядок заполнения и срок предоставления (видео)

Отчет (ф. 0503127)

  1. Отраженные в Отчете (ф. 0503127) кассовые расходы по видам расходов 451, 452 выверяются на наличие соответствующего увеличения вложений по счетам 1 204 31 000, 1 204 34 000, 1 215 31 000, 1 215 34 000, 1 206 73 000 либо на наличие передачи соответствующих финансовых вложений (с учетом входящих остатков на начало года) уполномоченному органу. Пояснения причин несоответствия показателя изменения подлежат раскрытию в разделе 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160).
  2. В разделе 2 недопустимо отражение минусовых значений по восстановленным на счетах получателей бюджетных средств сумм дебиторской задолженности прошлых лет. Такие поступления отражаются администратором кассовых поступлений в графе 5 раздела 1 в положительном значении по соответствующему коду вида доходов 000 1 1300 130.

Сведения (ф. 0503168)

По строке 563 раздела 3 и по строке 613 раздела 3.1 Сведений (ф. 0503168) отражаются данные об имуществе, переданном в безвозмездное пользование и не классифицируемом в качестве объекта учета аренды согласно СГС «Аренда». Например, в соответствии с решением собственника имущества (органа, уполномоченного по управлению имуществом) о наделении указанным имуществом учреждений для выполнения возложенных на них собственником функций.

Сведения (ф. 0503169)

  1. Особенности формирования 1-17 разрядов отдельных счетов: — показатели по счету 1 401 40 000 в отчетности 2021 года не детализируются по счету 1 401 49 000; — ссудополучатель отражает доходы будущих периодов от предоставления права пользования активом с указанием в первых 1 — 17 знаках номера счета кода доходов (составной части кода доходов) согласно п. 14 Порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н; — ссудодатель отражает доходы будущих периодов от предоставления права пользования активом отражается по номеру счета 1 11 00000 00 0000 000 1 401 40 121 (122, 123);
  2. Задолженность по возврату авансов 2021 года, отраженная в 2020 году на счете КРБ 1 209 34 000 и неисполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем на счет КДБ 1 209 36 000 и отражается в составе просроченной задолженности.
  3. Кредиторская задолженность, числящаяся на счетах 0 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям», отражается как непросроченная краткосрочная задолженность и в графах 4, 11, 14 Сведений (ф. 0503169) не отражается.
  4. Кредиторская задолженность, числящаяся на счетах 0 205 70 000, отражается в составе просроченной только при нарушении условий реализации нефинансовых активов.
  5. Дебиторская задолженность на счетах 0 209 70 000 отражается в составе просроченной, если виновным лицом нарушен установленный срок погашения задолженности. Дебиторская задолженность на счетах 0 209 70 000, по которой не установлено виновное лицо либо срок погашения (оплаты) задолженности, в графах 4, 11, 14 Сведений (ф. 0503169) не отражается.
  6. Если по результатам инвентаризации на 01.01.2021 года на счетах 0 208 00 000 выявлена задолженность (дебетовый остаток) подотчетного лица, с которым отношения прекращены (не является сотрудником), такая задолженность, подлежащая урегулированию, переносится на счет КДБ 1 209 36 000, с отражением в составе просроченной.
  7. Сведения (ф. 0503169) за 2021 год отражаются без детализации по КОСГУ.

Сведения (ф. 0503178)

В графе 1 раздела 1 «Счета в кредитных организациях» Сведений (ф. 0503178) номера банковских счетов отражаются в структуре «xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx». При этом показатели по счету 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» отражаются в структуре «00000000000000000000».

Еще по теме: Новые поправки в форму Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений

Таблица N 6

При отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бюджетной отчетности, Таблица N 6 не заполняется.

Отражение переноса остатков по счетам.

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:

Проводки в бюджете. Таблица 4

Номер счетаНаименование
205 82«Расчеты по невыясненным поступлениям»
209 30«Расчеты по компенсации затрат»
209 40«Расчеты по суммам принудительного изъятия»
209 83«Расчеты по иным доходам»
210 11«Расчеты по НДС по авансам полученным»
210 12«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
401 60«Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»
500 90«Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
502 07«Принимаемые обязательства»
502 09«Отложенные обязательства»

Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5

Содержание операцииДебетКредит
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)*0 209 30 0000 205 30 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев*0 209 40 0000 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг*0 209 40 0000 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)*0 209 74 0000 205 74 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций*0 209 83 0000 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод*0 209 83 0000 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям*0 205 81 0000 205 82 000
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)*0 210 11 0000 210 01 000
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету*0 210 12 0000 210 01 000

* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.

После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:

  • суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
  • суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 6

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате2 210 11 0002 210 01 0005 325
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков2 210 12 0002 210 01 00020 353

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Таблица 7

Содержание операцииДебетКредит
В части расчетов по обязательствам
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы0 209 30 0000 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков0 210 05 0000 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения0 209 30 0000 208 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат0 302 00 0000 304 02 000
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации*0 209 30 0000 401 10 130

* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Отражение в учете казенного учреждения расходов на исполнение судебного решения

Вопрос

По определению Арбитражного суда взыскивается задолженность за установку ОДПУ, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Как правильно классифицировать и учесть эти расходы (счет, КОСГУ)?

Ответ

Следует отнести все расходы на КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» (Приказ № 85н, Таблица КВР и КОСГУ на 2020 год).

Из вопроса не представляется возможным определить сторону: в зависимости от контрагента расходы отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по подстатье 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ или по подстатье 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ в корреспонденции со счетам бюджетного учета 0 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам» или 0 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям» — соответственно.

Обоснование

В данном случае, если выполняются одновременно определенные условия, следует отнести все указанные расходы на КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» (Приказ № 85н – применяется с 01.01.2020 года):

— основанием для осуществления расходов является обязанность исполнения судебного акта РФ и (или) мирового соглашения, которое заключено в рамках судебного процесса в суде РФ;

— расходы направлены на возмещение вреда, который причинен гражданину или юридическому лицу из-за незаконных действий (бездействия) госорганов (муниципальных органов) или их должностных лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений;

— иск к учреждению не был связан с требованиями о выплате пенсий, пособий; об оплате труда работников учреждений; об оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (Письмо Минфина России от 24.05.2017 N 02-05-10/31827).

Таблица КВР и КОСГУ на 2021 год предполагает «увязку» данного КВР с подстатьями расходов статьи 290 КОСГУ.

В данном случае, в зависимости от контрагента, расходы отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по подстатье 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ или по подстатье 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ в корреспонденции со счетам бюджетного учета 0 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам» или 0 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям» — соответственно (из вопроса не представляется возможным определить сторону).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]