Когда возникает момент определения налоговой базы?
По общему правилу (п. 1 ст. 167 НК РФ) моментом определения базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Иное предусмотрено п. п. 3, 7 — 11, 13 — 15 ст. 167 НК РФ. Нас интересует п. 3, в котором сказано: если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, такая передача права собственности в целях исчисления НДС приравнивается к его отгрузке. Однако с 01.07.2014 из этого правила также появилось исключение — п. 16.
При реализации недвижимого имущества датой отгрузки в целях настоящей главы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
Еще одно исключение, которому нужно уделить внимание, — это п. 14, на основании которого если моментом определения налоговой базы является день получения предоплаты, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты также возникает момент определения налоговой базы.
Таким образом, при реализации недвижимого имущества моментом определения базы по НДС являются:
- день получения оплаты в счет предстоящей реализации (если на основании условий договора передача недвижимого имущества осуществляется на условиях предоплаты);
- день передачи имущества покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче).
При этом момент передачи права собственности, то есть дата государственной регистрации права собственности покупателя на приобретенный объект недвижимости, на момент определения налоговой базы, как это было до 01.07.2014, не влияет.
В то же время Минфин в Письме от 17.12.2015 N 03-07-11/74052 указал, что момент формирования базы по НДС при реализации недвижимости определяется до даты государственной регистрации права собственности покупателя на данное имущество. Такой подход срабатывает не всегда, так как государственная регистрация права собственности вполне может быть осуществлена ранее фактической передачи объекта недвижимости покупателю. Поэтому начислять НДС до передачи объекта недвижимости в связи с тем, что произведена государственная регистрация права собственности, не нужно. Подтверждение этому можно найти в судебной практике.
Исчисление НДС при реализации квартир с ремонтом и мебелью
Ответ В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров
(
работ
, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.
Следовательно, операции по реализации товаров, услуг на территории РФ подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
При этом в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по реализации
жилых домов,
жилых помещений
, а также долей в них.
Таким образом, операция по продаже жилого помещения освобождена от налогообложения НДС на территории РФ
.
Из вопроса следует, в стоимость договора продажи жилого помещения включены работы по проведению дизайнерского ремонта и оборудование кухни мебелью.
Сами по себе операции по выполнению ремонтных работ и операции по продаже мебели признаются облагаемыми НДС операциями. Между тем, отметим следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества (пункт 1 статьи 555 ГК РФ).
При этом в отношении договора продажи недвижимого имущества применяются общие положения о качестве товара.
Так, на основании пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию
(пункт 3 статьи 469 ГК РФ).
Статьей 557 ГК РФ установлено, что в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475
«Последствия передачи товара ненадлежащего качества» ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
Из приведенных норм следует, что стороны договора продажи жилого помещения вправе установить в договоре условие о том, что продаже подлежит помещение с ремонтом и оборудованной кухней
.
В этом случае товаром соответствующего качества будет признаваться помещение, удовлетворяющее условиям, предусмотренным договором
.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом нами случае в рамках договора продажи жилого помещения продавец обязан передать покупателю помещение, удовлетворяющее следующим условиям:
— наличие дизайнерского ремонта;
— кухня оборудована мебелью.
В этом случае, по нашему мнению, ремонт помещения и оборудование помещения мебелью не являются самостоятельным предметом договора
, а непосредственно связаны с продажей жилого помещения.
Следовательно, продавец не выполняет в отношении покупателя отдельных ремонтных работ и не реализует кухонную мебель, а выполняет требования, предусмотренные договором продажи недвижимого имущества, касающиеся приведения объекта продажи в состояние, оговоренное в договоре и пригодное для продажи.
На основании изложенного, считаем, что стоимость ремонтных работ, а также стоимость мебели не должны выделяться в договоре отдельн
о, а также
не подлежат налогообложению НДС
.
Отметим, что в силу пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров
(работ, услуг),
в случаях
:
1) приобретения товаров (работ
, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг),
не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)
.
Таким образом, включение суммы «входного» НДС по приобретенной мебели, приобретенным ремонтным работам, будет являться дополнительным аргументом Организации в пользу того, что данные объекты были приобретены в целях осуществления необлагаемой НДС операции – продажи жилого помещения.
Между тем, обращаем ваше внимание на наличие судебных решений, в которых в случае передачи в аренду жилых помещений с мебелью налоговым органом был исчислен НДС суммы арендного платежа, относящегося, по мнению налогового органа, к аренде бытовой техники, т.е. облагаемой НДС деятельности — Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.11 № Ф09-10619/10-С2 по делу № А60-17733/2010-С8:
«Согласно подп. 10 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений».
В соответствии с п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно п. 1 ст. 682 Гражданского кодекса Российской Федерации размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), которая взимается с нанимателя жилого помещения, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взимаемую как с нанимателя, так и с собственника (арендатора) жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как следует из материалов дела и установлено судами 20.06.2008 предприниматель (наймодатель) заключил договор найма жилого помещения, согласно которому нанимателю передается принадлежащее наймодателю на праве собственности за плату во временное владение и пользование для проживания в нем помещение — трехкомнатная квартира.
Согласно п. 1.6. договора одновременно с помещением нанимателю по акту приема-передачи передаются ключи, бытовая техника, мебель и прочее имущество.
Пунктом 1.3. договора предусмотрено плата за пользование квартирой в размере 40 000 руб.
Помещение и имущество передано нанимателю по акту.
Всего за 3 и 4 квартал 2008 года предпринимателем по договору получено 240 000 руб.
Судами определено, что иное переданное в рамках договора имущество (мебель, бытовая техника)
является составляющим переданного в наем помещения и передача этого имущества не является самостоятельным предметом договора
.
При таких обстоятельствах суды правильно признали неправомерным доначисление предпринимателю НДС по указанному основанию
».
Из текста Постановления следует, что суд вынес решение в пользу налогоплательщика. Однако само по себе существование судебной практики свидетельствует о наличии риска, связанного с доначислением налоговым органом НДС в отношении операции, связанной с передачей прочего имущества в составе жилого помещения.
Отметим, что официальные разъяснения фискальных органов и арбитражная практика по рассматриваемому нами вопросу отсутствует. В связи с чем, оценить вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов мы не можем.
Коллегия Налоговых Консультантов, 9 ноября 2021 года
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Назад в раздел
О передаче недвижимости
Утверждение о том, что государственная регистрация возможна до передачи объекта недвижимости, основано на следующих нормах Гражданского кодекса.
Правовая норма | |
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации | Пункт 1 ст. 551 |
Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами | Пункт 2 ст. 551 |
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче | Абзац 1 п. 1 ст. 556 |
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче | Абзац 2 п. 1 ст. 556 |
На основании представленных положений ст. ст. 551 и 556 ГК РФ о моменте исполнения продавцом недвижимого имущества обязанности по его передаче покупателю Президиум ВАС РФ делает такой вывод (Постановление от 20.09.2011 N 5785/11).
Данные положения позволяют сторонам договора купли-продажи недвижимости установить, что передача должна состояться после государственной регистрации перехода права собственности. Согласование сторонами в договоре купли-продажи условия о передаче имущества после государственной регистрации перехода права также не нарушает каких-либо иных императивных требований российского гражданского законодательства.
Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность передачи недвижимого имущества после государственной регистрации права собственности на него.
Практика на основе разъяснений ФНС и Минфина
Действующий порядок восстановления НДС со строительства объектов недвижимости применяется с 1 января 2006 года. Об этом налоговая служба писала в своем письме от 28.11.2008 № ШС-6-3/[email protected] Выводы, которые содержатся в документе, действуют и сегодня:
- нормы Налогового кодекса устанавливают при строительстве недвижимости порядок ускоренного вычет НДС еще до того, как объект будет введен в эксплуатацию;
- предъявленные налогоплательщику суммы НДС при строительстве или покупке этого имущества принимаются к вычету в полном объеме, причем даже в том случае, если эти объекты будут одновременно применяться для осуществления как облагаемой, так и необлагаемой НДС деятельности;
- когда указанное имущество будет введено в эксплуатацию, принятые к вычету суммы налога восстанавливаются и уплачиваются в бюджет в течение 10 лет в особом порядке.
Есть один нюанс — упомянутое письмо содержит ссылки на старые нормы НК РФ. Однако выше мы сказали, что положение этих норм полностью нашло свое отражение в действующей редакции Налогового кодекса. Поэтому по существу (а не по ссылкам на статьи Кодекса) выводы, сделанные в этом письме, верны и ныне. Налоговая служба указала на это в своем письме от 21.05.2015 № ГД-4-3/[email protected] В нем говорится, что описанный в статье 171.1 НК РФ порядок восстановления НДС применяется в отношении приобретенных или построенных объектов ОС, которые являются недвижимостью. И что такой же порядок восстановления налога применялся и ранее согласно абзацам 4 – 9 пункта 6 статьи 171 НК РФ.
В этом же письме ФНС разъясняет: даже если недвижимость начинает использоваться исключительно для осуществления деятельности, которая не облагается НДС, все равно налог нужно восстанавливать в особом порядке в течение 10 лет. В письме не указано, как в этом случае входной налог принимается к вычету. Но поскольку в документе описывается процесс восстановления НДС, получается, что правомерность вычета налога в этой ситуации под сомнение не ставится.
Позже вышло разъяснение Минфина (письмо от 01.12.2016 № 03‑07‑11/71110) о том, что даже если построенный объект недвижимости начинает использоваться в операциях, которые облагаются ЕНВД, то НДС также нужно восстанавливать в особом порядке в соответствии со статьей 171.1 НК РФ. Выводы, которые следуют из этого письма, таковы: суммы НДС, предъявленные собственнику в составе стоимости приобретенной недвижимости по договору купли-продажи, можно принимать к вычету в полном объеме, даже если имущество предназначено для осуществления операций, облагаемых как НДС, так и ЕНВД. Когда такое имущество будет введено в эксплуатацию, то в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 171.1 НК РФ, принятый к вычету НДС должен быть восстановлен и уплачен в бюджет не единовременно, а в течение 10 лет.
Тот же самый вывод, но в отношении сумм НДС, предъявленных подрядчиками в капитальном строительстве, содержится в письме Минфина от 30.03.2017 № 03‑07‑10/18453. Таким образом, этот НДС также принимается к вычету в полном объеме вне зависимости от того, будет ли это имущество участвовать в осуществлении только облагаемой НДС деятельности, или же оно будет использоваться одновременно и для облагаемых, и для необлагаемых операций. Десятилетний период восстановления НДС в этом случае отсчитывается с года, в котором у такого имущества наступает срок начисления амортизации в соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ.
О выписке из ЕГРП
Как показывает практика, налоговый орган, несмотря на внесенные в Налоговый кодекс изменения, продолжает настаивать на том, что моментом определения базы по НДС является дата государственной регистрации передачи права собственности на объект недвижимости покупателю (если до этого передачи по передаточному акту не было). При этом налоговики обосновывают сказанное тем, что иным документом, определяющим день передачи недвижимого имущества, в соответствии с п. 16 ст. 167 НК РФ может быть свидетельство о государственной регистрации права или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что выписка из ЕГРП является документом, содержащим информацию о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, но не удостоверяющим факт передачи указанного имущества (Постановление АС ПО от 08.09.2016 N Ф06-12029/2016 по делу N А12-55427/2015).
НАЛОГ УПЛАЧЕН В СОСТАВЕ ВЫКУПНОЙ СТОИМОСТИ ПРОДАВЦУ ИМУЩЕСТВА.
На практике бывают ситуации, когда покупатель государственного (муниципального) имущества из доходов, перечисляемых продавцу, НДС не удерживает и соответствующие суммы в бюджет не перечисляет. Хотя (напомним) именно на нем (в силу п. 4 ст. 173 НК РФ) лежит указанная обязанность.
При таких обстоятельствах продавец получит доход вместе с НДС, и не факт, что с суммой налога у него возникнет желание «расстаться» (начнутся, вероятнее всего, те же споры: а был ли налог включен в стоимость имущества и, соответственно, получено ли необоснованное обогащение).
А у покупателя между тем будет признана недоимка по налогу (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Доказательством тому служит дело № А09-10032/2015, по которому не так давно была сформирована позиция Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ. Остановимся на Определении ВС РФ от 23.05.2017 № 310‑КГ16-17804 подробно.
Индивидуальный предприниматель, являясь плательщиком налога при применении УСНО, при покупке муниципального имущества (нескольких объектов) не исполнял обязанности налогового агента и не сообщал в инспекцию (в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ) о невозможности исполнения этой обязанности.
Результатом таких действий стало привлечение предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ.
Обратите внимание:
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ).
Также налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить в федеральный бюджет неудержанный НДС (2 830 755 руб.) и соответствующие суммы пеней.
С решением инспекции предприниматель не согласился (ведь сумма налога была перечислена им в составе выкупной стоимости продавцу муниципального имущества – комитету по управлению имуществом) и попытался оспорить его в суде.
Поначалу ситуация для налогоплательщика складывалась весьма благоприятно. Да, арбитры (все три инстанции) не сомневались: обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС при приобретении (для предпринимательской деятельности) имущества лежит на коммерсанте. Однако, установив, что средства перечислены вместе с суммой налога, суды пришли к выводу, что уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения. В общем, комитет, необоснованно получивший спорную сумму НДС, и обязан перечислить налог в бюджет.
Кроме того, суды пришли к выводу о невозможности определения размера пеней, подлежащих уплате в бюджет в связи с неисполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет спорной суммы НДС, поскольку налог предпринимателем не удержан, а муниципальные органы не являются плательщиками НДС.
Такая постановка вопроса не устроила инспекцию, и дело пошло дальше – аж до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
На что же указали высшие судьи?
Во-первых, были подтверждены выводы судей о том, что в договорах купли-продажи коммерсант не выступал как физическое лицо. Спорное муниципальное имущество приобретено им для использования в предпринимательской деятельности в период, когда он был зарегистрирован в качестве ИП.
Значит (во‑вторых) обязанность налогового агента (согласно нормам НК РФ) возлагается именно на предпринимателя (а не на продавца имущества).
К сведению:
Налоговое законодательство не предусматривает механизм взыскания сумм НДС с муниципального образования, которое не является плательщиком НДС. В связи с этим основанный на положениях пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ принцип невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы НДС, так как обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик, к которому и подлежит предъявление налоговым органом требования об уплате налога, в данном случае не применим, поскольку в рассматриваемых правоотношениях (сделках) продавец имущества плательщиком НДС не признается. Установленный же п. 5 ст. 173 НК РФ порядок уплаты НДС в бюджет предусмотрен для лиц, которые не являются плательщиками данного налога, но выставили счет-фактуру с выделенным НДС, в то время как в рассматриваемом случае комитет не выставлял счета-фактуры при реализации имущества по упомянутым сделкам.
В-третьих, согласно ст. 13 НК РФ и ст. 50, 62 БК РФ НДС является федеральным налогом и подлежит зачислению в федеральный бюджет, в то время как доходы от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, зачисляются в местные бюджеты. Таким образом, ошибочное перечисление муниципальному образованию как продавцу имущества в составе выкупной стоимости имущества сумм НДС, подлежащих перечислению налоговым агентом в федеральный бюджет, повлекло поступление спорных сумм НДС в составе упомянутых доходов муниципального образования в местный бюджет.
Поскольку в федеральный бюджет спорные суммы НДС не зачислены, обязанность по уплате налога не может быть признана исполненной в силу пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ.
В-четвертых, то обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.
Уплата налога за счет собственных средств, указал ВС РФ, не приведет к ущемлению прав и законных интересов предпринимателя в налоговых правоотношениях, поскольку, исполнив обязанность налогового агента, он сможет реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.
К сведению:
Схожая ситуация рассмотрена в Постановлении АС ЗСО от 23.01.2017 № Ф04-6827/2016 по делу № А67-1716/2016. По итогам налоговой проверки предпринимателю доначислен НДС со ссылкой на то, что он не удержал и не перечислил в бюджет сумму налога при покупке муниципального имущества. Предприниматель, уплатив доначисленные суммы, посчитал, что у уполномоченного органа по управлению государственной собственностью возникло неосновательное обогащение. Требование предпринимателя о взыскании неосновательного обогащения в сумме повторно уплаченного в бюджет НДС (а также процентов за пользование чужими денежными средствами) удовлетворено, поскольку в состав цены имущества по договору купли-продажи должен был входить НДС.
Стоит отметить, что Определением от 25.05.2017 № 304‑ЭС17-5195 в передаче кассационной жалобы департамента по управлению госсобственностью для пересмотра данного дела (№ А67-1716/2016) в судебном заседании СКЭС ВС РФ было отказано.
В свою очередь, инспекция в кассационной жалобе и судебном заседании Судебной коллегии указывала, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе договоры купли-продажи спорного имущества, не позволяют достоверно установить, что перечисленная предпринимателем комитету выкупная стоимость приобретаемого имущества включала в себя НДС.
Отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, реализованного на основании договоров купли-продажи, в большинстве своем в материалах дела отсутствуют. Представленный же отчет одного из объектов продажи, а также объявление комитета о проведении аукциона по продаже объектов муниципальной собственности и договор купли-продажи (от 19.10.2012) свидетельствуют о том, что стоимость реализованного по указанному договору имущества не включала в себя НДС.
Однако доводы инспекции суды при рассмотрении дела оставили без внимания. Они не устанавливали обстоятельства, связанные с формированием цены спорного имущества и включением в ее состав НДС, в то время как данный момент является существенным для рассмотрения спора в целях определения действительной суммы НДС, подлежащей перечислению предпринимателем в бюджет.
Принимая во внимание этот аргумент, СКЭС ВС РФ направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение по спорному эпизоду.
Порядок ведения налогового учета в отношении амортизируемого имущества.
В статье 323 НК РФ говорится, что учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно (если организация не применяет нелинейный метод амортизации).
Налогоплательщик определяет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). Аналитический учет должен содержать информацию:
- о первоначальной стоимости амортизируемого имущества;
- об изменениях первоначальной стоимости таких ОС;
- о принятых сроках полезного использования ОС и НМА;
- о сумме начисленной амортизации по амортизируемым ОС и НМА (для объектов, амортизируемых линейным методом);
- о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
- о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
- о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
- о дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества;
- о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества.
Обратите внимание:
На дату совершения операции по реализации амортизируемого имущества налогоплательщик определяет прибыль (убыток). В аналитическом учете на эту дату фиксируется сумма прибыли (убытка) по указанной операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в следующем порядке:
- прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества;
- убыток, полученный налогоплательщиком, отражается в аналитическом учете как прочие расходы в соответствии с порядком, установленным ст. 268 НК РФ.
Отражение убытка в налоговой декларации.
В декларации по налогу на прибыль организаций должны быть указаны данные:
- об убытке, полученном при реализации амортизируемого имущества;
- о сумме, которая включается в расходы в целях налогообложения прибыли в конкретном отчетном (налоговом) периоде.
Эти данные найдут свое отражение в листе 02, а также приложениях 1 – 3 к этому листу.
Для начала следует заполнить строки 010 – 060 и 340 – 360 в приложении 3, а именно:
- по строке 010 показывается количество объектов реализации имущества – всего;
- по строке 020 – в том числе объектов, реализованных с убытком;
- по строке 030 – общая сумма выручки от реализации амортизируемого имущества;
- по строке 040 – остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией;
- по строке 050 – прибыль (без учета объектов, реализованных с убытком), а по строке 060 – убыток от реализации амортизируемого имущества (без учета объектов, реализованных с прибылью).
При этом результаты от реализации амортизируемого имущества, согласно положениям ст. 323 НК РФ, формируются отдельно.
Показатели строк 030, 040 и 060 отражаются соответственно в строках 340, 350 и 360 приложения 3 к листу 02. В свою очередь, показатели этих строк используются при заполнении листа 02, а также приложений 1 и 2 к этому листу. Так, показатель строки 340 указывается в строке 030 приложения 1, показатель строки 350 – в строке 080 приложения 2, а показатель строки 360 – в строке 050 листа 02.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1. В приложении 3 к листу 02 декларации за I квартал организация отразит:
- по строкам 010 и 020 – 1;
- по строке 030 – 200 000 руб.;
- по строке 040 – 300 000 руб.;
- по строке 060 – 100 000 руб.
Покажем схематически, в какие строки каких приложений попадут данные по реализации основного средства с убытком.
Приложение 3 к листу 02 | Приложение 3 к листу 02 | Приложение 1 к листу 02 | Приложение 2 к листу 02 | Лист 02 | ||||
Показатель | Код строки | Сумма, руб. | Код строки | Код строки | Код строки | Код строки | Код строки | Код строки |
Выручка от реализации амортизируемого имущества | 030 | 200 000 | 340 | 030 | 040 | 010 | ||
Остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией | 040 | 300 000 | 350 | 080 | 130 | 030 | ||
Убытки от реализации амортизируемого имущества | 060 | 100 000 | 360 | 050 |
Заметьте, выручка от реализации ОС попала в строку 010 листа 02, а расходы – в строку 030 листа 02. Чтобы убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества, единовременно в целях налогообложения прибыли не был учтен, разработчики декларации в листе 02 «вынесли» убыток от реализации в отдельную строку 050, которая при расчете прибыли по строке 060 участвует со знаком «+».
Для наглядности предположим, что, кроме данной операции, у организации других операций не было. Лист 02 будет выглядеть следующим образом:
Показатели | Код строки | Сумма, руб. |
Доходы от реализации | 010 | 200 000 |
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации | 030 | 300 000 |
Убытки | 050 | 100 000 |
Итого прибыль (убыток) (стр. 010 + 020 — 030 — 040 + 050) | 060 | 0 |
Сумма убытка, включаемая ежемесячно в прочие расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, указывается по строке 100 приложения 2 листа 02.
В декларации за I квартал эта сумма равняется 10 000 руб., за полугодие – 40 000 руб.; за девять месяцев – 70 000 руб.; за год – 100 000 руб.
Бухгалтерский учет.
В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, убыток от реализации ОС признается единовременно. Поэтому на сумму убытка, который будет учтен для целей налогообложения в следующих отчетных периодах, в бухучете продавца на дату реализации имущества образуется вычитаемая временная разница, приводящая к образованию ОНА (п. 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Сумма ОНА отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 09.
Погашение вычитаемой временной разницы и ОНА будет производиться по мере признания суммы убытка от продажи амортизируемого имущества в налоговом учете и отражаться в бухгалтерском учете обратной записью по счетам 09 и 68 (абз. 2 п. 17 ПБУ 18/02). Погашение производится ежемесячно в течение 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация ОС.
Пример 3
Воспользуемся данными примера 1.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Март 2021 года | |||
Признан доход от продажи ОС | 62 | 91-1 | 236 000 |
Начислен НДС с дохода от продажи ОС (236 000 руб. х 18 / 118) | 91-2 | 68 | 36 000 |
Списана первоначальная стоимость реализуемого ОС | 01-2 | 01-1 | 900 000 |
Списана амортизация, начисленная за время эксплуатации ОС | 02 | 01-2 | 600 000 |
Списана остаточная стоимость проданного объекта ОС | 91-2 | 01-2 | 300 000 |
Отражен убыток от продажи объекта ОС (236 000 — 36 000 — 300 000) руб. | 99 | 91-9 | 100 000 |
Признан отложенный налоговый актив (ОНА) (100 000 руб. x 20%) | 09 | 68 | 20 000 |
Ежемесячно в течение 10 месяцев начиная с марта | |||
Отражено уменьшение ОНА (20 000 руб. / 10 мес.) | 68 | 09 | 2 000 |
Если имущество находилось на консервации.
Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта на консервации.
Если налогоплательщик продает с убытком ОС, которое по тем или иным причинам находилось на консервации свыше трех месяцев, то при определении фактического срока эксплуатации этого объекта (исходя из которого исчисляется период списания убытка) период консервации не учитывается.
Пример 4
Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что оборудование находилось на консервации с мая по октябрь 2021 года (6 месяцев).
От реализации оборудования получен убыток в размере 100 000 руб.
С момента начала амортизации оборудования (июль 2021 года) до месяца его реализации (февраль 2021 года) прошло 20 месяцев. Период, в течение которого имущество находилось на консервации (6 месяцев), из этого срока исключается. Фактически оборудование эксплуатировалось 14 месяцев (20 — 6). Поэтому организация должна отражать убыток в прочих расходах в течение 16 месяцев (30 — 14).
Величина убытка, признаваемого в налоговом учете ежемесячно, будет составлять 6 250 руб. (100 000 руб. / 16 мес.). Сумма этого убытка включается в прочие расходы начиная с марта 2021 года.
На практике возможны ситуации, когда на момент продажи ОС находится на консервации сроком не менее 3 месяцев. В этом случае некоторые организации, считая, что такое имущество не признается амортизируемым, рассматривают продажу как реализацию прочего имущества и на основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ включают в расходы покупную стоимость.
Однако здесь следует учитывать, что часть стоимости реализуемого ОС за период с момента ввода его в эксплуатацию до перевода на консервацию учтена в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, в виде сумм амортизационных отчислений.
В этом случае применение при реализации основного средства, находящегося на консервации, положений указанной нормы влечет повторный учет части расходов на приобретение (создание) указанного имущества в целях налогообложения, что является недопустимым в силу п. 5 ст. 252 НК РФ, которым установлено, что суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов (Письмо ФНС России от 12.01.2016 № СД-4-3/[email protected]).
Кроме того, на неправомерность применения налогоплательщиком положений пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации ОС, находящихся на консервации, указывают арбитражные суды (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу № А55-9340/2009, ФАС СЗО от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005, ФАС ПО от 30.03.2005 по делу № А12-21856/04‑С29).
Если к ОС, проданному с убытком, применялся повышающий коэффициент…
Согласно ст. 259.3 НК РФ к основной норме амортизации можно применять специальный коэффициент, но не выше 2 (или 3). Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение СПИ таких объектов.
Таким образом, считает Минфин, убыток, полученный в связи с тем, что остаточная стоимость реализуемого амортизируемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сокращенным СПИ этого имущества (к которому применялся повышающий коэффициент) и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (Письмо от 04.08.2009 № 03‑03‑06/1/511).