Как потратить и не проесть: что такое дефицит бюджета


Убыточность предприятия

Говоря об убытках предприятия, принято разделять два очень важных понятия (см. таблицу).

ПонятиеПояснение
Бухгалтерский убытокПри его расчете берут во внимание реальные результаты предпринимательства. Учитывают в этом случае все вырученные от деятельности средства и понесенные в результате нее расходы.
Налоговый убытокОн отличается от бухгалтерского убытка тем, что при его расчете во внимание берут не все виды доходов и расходов, а только те, которые «упрощенцы» могут признавать согласно НК РФ.

Заметим, что не все предприниматели выбирают вариант уплаты налога по УСН с доходов, уменьшенных на расходы. Некоторые останавливаются на более простом с точки зрения учета варианте. Так, если выбрана выплата налога исключительно с доходов, то на вопрос – платить ли УСН – можно ответить однозначно: да, всегда. Связано это с тем, что свои расходы такие «упрощенцы» не отображают в налоговом учете. И как следствие, невозможно прийти к убытку.
Если же фирма, ИП работает на УСН «доходы минус расходы», то имеет смысл разобраться в ситуации получения убытка. Рассмотрим эту ситуацию.

Пример:

Крошкин М.И. в первом квартале имел начисленный налог (доход-расход X 15% = 3 600 рублей, он его уплатил авансовым платежом. По итогам полугодия также имел начисленный налог (доход-расход) X 15% = 9 500 рублей. Но итоги года были неутешительные, и его расход превысил доход.

В этом случае берется 1% от общего годового дохода 26 500,00 — 3 600 (авансовый платеж на первый квартал) — 9500,00 (авансовый платеж за полугодие) = 13 400,00. Получили сумму минимального налога, который необходимо уплатить по итогам года.

П.6 и 7 ст.346.18 НК РФ позволяют учесть разницу между упрощенным и минимальным налогом за предыдущий год. Разницу между упрощенным и минимальным налогом, которая была рассчитана и оплачена по итогам 2021 года, можно включать в состав расходов 2020 года.

Документы, которые подтверждают размер убытка и сумму, на которую будет уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду необходимо хранить в течение всего срока уменьшения своей налоговой базы на убыток (абз. 7 п. 7 ст. 346.18 НК РФ), а затем еще четыре года после того, как убыток был списан. Убыток может быть учтен в течение 10 лет, следующих за тем годом, в котором он образовался (абз. 2 п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Будьте внимательны при определении доходов и расходов, так как в налоговом учете отражаются не все доходы и расходы, а лишь те, которые соответствуют критериям признания доходов и расходов на УСН перечисленных в ст. 346.15-346.17 НК РФ.

Когда будете перечислять итоговую сумму налога за год, обратите внимание, что коды бюджетной классификации у авансовых платежей и у минимального налога 1% в 2021 году — одинаковые:182 1 0500 110

Влияние убытка на упрощенный налог

Если у вашего бизнеса на УСН расходы превышают доходы, авансовый платеж за соответствующие периоды можно не вносить. Это касается квартала, полугодия и девяти месяцев. Но в случае получения убытка по итогам целого года, ситуация несколько иная.

Существует понятие минимального упрощенного налога. Его размер равен одному проценту от только доходов за весь год. Платить его придется даже в случае общей убыточности деятельности на протяжении всего года.

Подробнее см. «Минимальный налог на УСН в 2016 году».

Имейте в виду: с 2021 года не будет отдельного КБК для минимального налога на УСН «доходы минус расходы». См. также

Если вы не учли полученный в предыдущем году убыток, то его значение может быть использовано для уменьшения базы налогообложения в нынешнем или последующих периодах. Это позволяет снижать размер полученной прибыли на сумму убытков, которые были получены в предыдущем году. Учитывать можно и те убытки, которые имели место хоть несколько лет назад.

Учтите, что авансовые взносы на УСН не зависят от убытков, образовавшихся в предыдущих годах. Их все равно придется делать, ведь учесть отрицательный эффект других годов можно только после подведения итогов всего года.

Также напомним, что прошлый убыток может уменьшить упрощенный налог в нынешнем году только тогда, когда получен он на УСН «доходы минус расходы». Если же объект налогообложения вы меняли, то учесть предыдущие убытки уже не получится.

Как зачесть авансовые платежи при минимальном налоге УСН?

В течение года предприниматель на УСН обязан рассчитывать и уплачивать в ИФНС авансовые платежи УСН. Бывают ситуации когда после подведения итогов работы за год, выясняется, что несмотря на то, что за первые три месяца, полгода, девять месяцев у ИП были начислены и уплачены авансовые платежи, по итогам года получилось, что расходы превысили доходы. Получается, необходимо заплатить минимальный платеж. Но ведь авансовые платежи уже перечислены в бюджет.

Что же делать в таком случае? Не стоит переживать, в этом случае авансовые платежи пойдут на уменьшение минимального налога. Но автоматически этот вопрос не решится. Согласно п.4 ст.78 НК РФ, предприниматель должен предоставить в ИФНС по месту регистрации заявление о зачете авансовых платежей в пользу минимального налога УСН. Заявление подается в срок не позже 10 дней до конечного срока уплаты налога по итогам года.

Если по предыдущему году итогом работы стал убыток, то это не означает, что не надо платить авансовые платежи, по­то­му что учи­ты­ва­ют­ся убыт­ки толь­ко по ито­гам ка­лен­дар­но­го года. При этом учесть можно толь­ко тот убы­ток, ко­то­рый по­лу­чен в пе­ри­од при­ме­не­ния упро­щен­ки с объ­ек­том «до­хо­ды минус рас­хо­ды». Ведь упрощенец может ме­нять свой объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния еже­год­но (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 17.12.2019

Как подтвердить свои убытки

Когда при УСН расходы больше доходов, Налоговый кодекс предусматривает возможность учитывать убыток, полученный в течение года, для снижения базы налогообложения еще 10 лет. Если этот период прошел, то учесть убыток уже не получится.

Если вы списали все свои убытки на определенный отчетный год, то еще в течение четырех лет придется хранить всю документацию, подтверждающую правомерность таких действий. В случае проверки вы обязаны предоставить инспектору нужную информацию.

Хранить следует не только подтверждающие документы, но и информацию по суммам убытка для всех налоговых периодов. Чтобы у инспекторов не возникало вопросов и трудностей, такие бумаги и файлы лучше систематизировать и раскладывать по отдельным папкам.

Также см. «УСН с 2017 года: как увеличатся лимиты доходов и основных средств».

Читать также

21.11.2016

Как формируется бюджет?

Государственный бюджет, вопреки распространенному заблуждению, не является кучей денег в казне отдельно взятой страны. На самом деле бюджет — это такой финансовый план, составленный на конкретный период времени (например, на год) и включающий в себя запланированные расходы и предполагаемые доходы. Для наглядности сравним государственный бюджет с бюджетом семейным.

Допустим, у нас есть молодая семья, где каждый из супругов зарабатывает в месяц по 25 000 рублей. Общий суммарный доход составит 50 000. Из них часть денег будет потрачена на услуги ЖКХ, продукты питания, одежду, интернет и так далее. Возможно, часть денег (пусть и небольшая) будет отложена. Чтобы расходы не превышали доходы, семья вынуждена заранее планировать свои траты. Они знают, что в конце каждого месяца каждый получит заработную плату, и примерно представляют, сколько денег они могут потратить в следующем месяце.

Такое планирование — это и есть настоящий бюджетный план.

С государством дела обстоят похожим образом, только суммы значительно больше, много разных источников доходов, а статей расходов еще больше. Свои бюджеты есть у отдельных регионов, городов и сел, общественных организаций и коммерческих компаний.

Откуда берется дефицит?

Иногда реальные расходы могут превысить запланированные, например, из-за непредвиденных обстоятельств. Аналогично могут снизиться и доходы. В разгар пандемии коронавируса значительная доля бизнеса во всем мире в лучшем случае недополучала прибыль, а в худшем — вообще несла убытки. Повсеместные ограничения и административные барьеры привели к тому, что компании начали разоряться и, как следствие, — не платить налоги. Как итог, доходы в государственные бюджеты оказались ниже запланированных, а расходы, наоборот, возросли (например, пришлось выделять много денег на борьбу с эпидемией). Двоякая ситуация: с одной стороны, государства много тратят и вводят всякие ограничения, а с другой стороны, в результате этих же ограничений в долгосрочной перспективе предприятия не заплатят налогов, поскольку разорятся, — и в бюджете появится дефицит.

Конечно, дефицит может возникнуть и в результате плохо спланированного чиновниками бюджета, неудачных трат, внезапных военных расходов, чрезмерно высокой налоговой нагрузки или, например, высокого государственного долга и его несвоевременного погашения.

Государственный бюджет

Государственный бюджет формируется с учетом государственных доходов, то есть денежных средств, поступающих из следующих источников:

  • налогов, которые платят организации и граждане;
  • неналоговых, но обязательных сборов — всевозможные акцизы, пошлины, сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности и так далее;
  • иные доходы — например, из государственных фондов.

Каждый год государства прогнозируют заранее, сколько денег у них будет в бюджете, и, исходя из этой суммы, планируются траты. Тратят деньги государства на самые разные нужды, в том числе социальные, экономические, военные, научные, внешнеполитические и так далее. В конце концов, они тратят деньги на содержание самого государственного аппарата, который существует только за счет наших с вами налогов и прочих платежей.

Сколько налогов мы платим НА САМОМ деле

Что такое бюджетный дефицит?

Когда государство аккумулировало достаточно денег в рамках бюджета, оно начинает их тратить согласно предварительно составленному плану. Этот процесс называется реализация бюджета. В результате возможны три сценария:

  1. Профицит бюджета — ситуация, когда потратили денег меньше, чем получили в виде доходов.
  2. Сбалансированный бюджет — когда потратили денег столько, сколько получили в виде доходов.
  3. Дефицит бюджета — та самая ситуация, когда потратили по разным причинам больше, чем получили в виде доходов.

Дефицит бюджета = бюджетные расходы > бюджетные доходы.

Лимит превысило физлицо на НПД

Если «физик» утратил статус самозанятого в связи с превышением дохода, у него есть два варианта:

  1. Прекратить предпринимательскую деятельность, то есть не получать деньги от клиентов до конца года, а с начала года снова зарегистрироваться как самозанятый (если не осталось долгов по НПД).
  2. Сразу зарегистрировать ИП и выбрать при регистрации любой другой подходящий режим налогообложения: ОСНО, УСН, ЕСХН, ПСН. За часть года в статусе ИП придется заплатить фиксированные страховые взносы. На НПД перейти можно будет только с начала следующего года.

Все доходы в пределах лимита за текущий год так и останутся доходами самозанятого, штрафов и доначислений не будет.

Если вы работали по договорам с юрлицами или ИП, нужно сообщить им об утрате статуса самозанятого, чтобы не подставить их. Скорее всего, в ваших с ними договорах есть такой пункт. Если заказчики будут продолжать вам платить как «физику» после превышения лимита доходов, им придется удерживать НДФЛ и платить страховые взносы за вас. Не все на это согласны, поэтому нужно предупредить их и договориться о том, как вы будете сотрудничать дальше. Оптимально — зарегистрироваться в качестве ИП на УСН 6% и заключить договор уже как ИП.

«Физик» может в любой момент добровольно отказаться от НПД и сразу зарегистрировать ИП на УСН или другом режиме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]