Как известно, сотрудники ПФР часто привлекали работодателей к ответственности за дополнение формы СЗВ-М. Однако с 2021 года судебная практика по этому вопросу должна резко поменяться в пользу работодателей. Рассказываем о предпосылках этого и приводим примеры новых судебных актов, предметом рассмотрения которых был штраф за дополняющую СЗВ-М.
Также смотрите:
- В какие сроки сдавать СЗВ-М в 2021 году: таблица
- Копии СЗВ-М сотрудникам в 2021 году: выдача
Дополнение СЗВ-М
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п, которым утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в её пункте (разделе) 3 обязательно нужно указать код, который соответствует её типу.
Так, «доп» означает, что это дополняющая форма. Её сдают с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период (месяц).
Других норм, регулирующих сдачу дополняющей СЗВ-М, нет. В том числе и по этой причине возникали многочисленные споры между страхователями и ПФР.
Ситуация у всех работодателей примерно схожая. Первая форма СЗВ-М сдана в срок. Через некоторое время работодатель находит «забытых» сотрудников и представляет дополняющий отчёт. Но ПФР считает, что отчетность в отношении этих работников сдана несвоевременно.
Сумму штрафа за опоздание срока сдачи СЗВ-М можно сократить
Суды поддерживают позицию страхователя
31.07.2017Российский налоговый портал
Автор: Татьяна Суфиянова (консультант по налогам и сборам)
В последнее время очень часто приходится сталкиваться с тем, что компании (предприниматели) сдают отчет СЗВ-М в Пенсионный фонд чуть позже положенного срока. Особенно это касается 2021 года, когда форма отчета была только введена в действие. Многие страхователи тогда пропустили положенный срок сдачи документа.
Как мы знаем, сумма штрафа за опоздание высокая – 500 рублей за каждого работника. Например, в вашей компании работает 16 человек, вы сдаете СЗВ-М на 16 работников, и сумма штрафа будет равна 500 рублей х 16 человек = 8000 рублей. Если у компании работают более 100 человек, то и сумма штрафа будет гораздо выше.
Кто обязан сдавать отчет по форме СЗВ-М?
Но есть возможность снизить сумму начисленного штрафа, и есть судебная практика по данному вопросу, которую мы сейчас и рассмотрим.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2017 г. № Ф06-21990/2017 – компания смогла уменьшить сумму штрафа в десять раз.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2021 года только 8 июля 2021 года. По результатам проведенной проверки представленной отчетности управлением был установлен факт нарушения заявителем срока представления сведений, и назначен штраф в размере 103 500 рублей. Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что в деянии заявителя имеется состав вменяемого правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Оснований для освобождения заявителя по делу от ответственности не имеется, заявитель правомерно привлечен к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Данные обстоятельства по существу Пенсионным фондом не оспариваются.
Суд первой инстанции, установив факт совершения правонарушения, признал наличие у общества смягчающих вину обстоятельств, в связи с чем уменьшил размер штрафа, заявленный Управлением к взысканию, до 10 350 рублей.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд не согласился с судебными актами в части снижения размера штрафных санкций, так как полагал, что несоразмерное снижение штрафа способствует созданию ситуации безнаказанности работодателей за нарушение обязанностей, и как следствие увеличения судебных споров и судебных издержек участников процесса. Однако, кассационная жалоба Фонда была оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2017 г. № Ф06-20934/2017 – организации через суд смогла снизить сумму штрафа с 14 тыс.руб. до 1000 руб.
По результатам проверки компания была привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 14 500 руб. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения организации в арбитражный суд. Удовлетворяя частично заявленные требования, установив смягчающие ответственность обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое решение Управления пенсионного фонда недействительным в части наложения штрафа (за опоздание срока сдачи СЗВ-М) в размере, превышающем 1000 руб.
Как следует из материалов дела, Управлением пенсионного фонда в отношении ООО «Новатранс» был составлен акт, в котором отражено, что страхователь не представил в установленные законом сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Данные сведения поступили посредством телекоммуникационных каналов связи в ПФР только 12 мая 2021 года (просрочка составила – 2 дня).
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2017 г. № Ф06-22127/2017 – суд в очередной раз принимает решение о снижении суммы штрафа за опоздание срока сдачи отчета по форме СЗВ-М с 17 тыс.руб. до 500 рублей.
Как следует из материалов дела, на два дня компания опоздала со сроком сдачи отчета СЗВ-М и ей был назначен штраф в размере 17 тыс.руб. Суд первой инстанции, установив факт совершения правонарушения, признал наличие у общества смягчающих вину обстоятельств, в связи с чем уменьшил размер штрафа, заявленный Управлением к взысканию, до 500 руб.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд не согласился с судебными актами в части снижения размера штрафных санкций, так как полагал, что судами не принято во внимание степень общественной опасности совершенного обществом деяния и наступление последствий при совершении правонарушения. Но арбитры оставили кассационную жалобу ПФР без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2017 г. № Ф06-22340/2017 – страхователь смог уменьшить сумму штрафа в пять раз (компания опоздала всего на 1 день со сроком сдачи отчета).
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что правонарушение совершено обществом не умышленно, нарушение установленного срока предоставления справки составляет 1 рабочий день, негативных последствий указанное правонарушение не повлекло, правомерно посчитал возможным признать недействительным оспариваемое решение Управления в части назначенного штрафа в размере, превышающем 10 500 рублей.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов о том, что штраф в размере 10 500 рублей (вместо 50 000 рублей) отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения, связанного с несвоевременным представлением органу Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета.
Разместить:
Комментарии
На что ссылаться
С 2021 года, если территориальный орган ПФР при принятии дополняющей СЗВ-М намекает на штраф, то можно смело ссылаться на ст. 11 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Суть в том, что самостоятельное выявление страхователем ошибки, которая впоследствии была исправлена, до момента ее обнаружения Фондом, путем представления скорректированных сведений (СЗВ-М с типом «доп»), свидетельствует о возможности в таком случае не применять к страхователю соответствующие финансовые санкции.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и/или недостоверных сведений в СЗВ-М могут штрафовать на 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (т. е. «забытого» сотрудника) на основании ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
В декабре 2021 года страхователи смогли отменить в кассационных арбитражных судах нескольких округов штрафы за дополнение СЗВ-М. Кроме того, один из выводов апелляционного суда о незаконности санкции Верховный Суд РФ пересматривать не стал.
Таким образом, практика с 2021 года развернулась в пользу работодателей: штраф за самостоятельное дополнение СЗВ-М неправомерен.
СОВЕТ
Если ПФР оштрафовал за несвоевременно сданную отчетность по сотрудникам, «забытым» в первичной форме СЗВ-М, можно смело идти в суд. Вероятность отмены штрафа очень велика. Причём это тенденция, а не случайные решения в судебной практике.
Административная ответственность за не подачу СЗВ-М.
Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим
должностным лицом.
Цитата:
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам
(в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Примеры судебных актов
Одним из основополагающих решений, которое фактически отменяет штраф за дополняющую СЗВ-М, является определение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2021 года № 306-ЭС19-23114. Вот официальная ссылка на его полный текст.
Кроме того, сдать в 2021 году дополняющую СЗВ-М без штрафа поможет постановление арбитражного суда:
- Дальневосточного округа от 13.12.2019 по делу № А37-1648/2019;
- Западно-Сибирского округа от 17.12.2019 по делу № А45-16549/2019;
- Уральского округа от 19.12.2019 по делу № А07-9848/2019;
- Центрального округа от 11.12.2019 по делу № А83-16224/2018.
Читать также
23.04.2020
СЗВ-М дополняющая форма, штрафы
- Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» {КонсультантПлюс}
- Новая Инструкция с правилами освобождения от штрафа действует совсем недавно (с 2021 г.), и судебная практика еще не сложилась. Но уже есть несколько судебных решений, в которых <8>:
— предметом рассмотрения было представление в ПФР дополняющей СЗВ-М на работников, которых забыли указать в исходной СЗВ-М, поданной вовремя за периоды 2021 г. Отделение ПФР наложило штраф, который страхователи оспаривали;
— в качестве аргументов для отмены штрафа страхователи ссылались, в частности, и на п. 39 новой Инструкции N 766н;
— судьи отменили штраф за представление дополняющей СЗВ-М.
———————————
<8> Постановления АС ДВО от 10.04.2017 N Ф03-924/2017; 11 ААС от 18.05.2017 N А72-254/2017.
Статья: Исправляем ошибки в СЗВ-М (Елина Л.А.) («Главная книга», 2021, N 15) {КонсультантПлюс}
- Вопрос: Организация в июле 2021 г. в установленный срок представила в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 г., однако по ошибке включила в них сведения не на всех работников. После 17.07.2017, но до момента обнаружения этого нарушения территориальным органом ПФР организация представила в ПФР недостающие сведения (дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2021 г.). Вправе ли орган ПФР оштрафовать организацию за непредставление ею в установленный срок сведений на 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, на которое первоначально не были представлены сведения?
Ответ: Если организация в июле 2021 г. в установленный срок представила в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 г., однако по ошибке включила в них сведения не на всех работников, а после 17.07.2017, но до момента обнаружения этого нарушения территориальным органом ПФР представила в ПФР недостающие сведения (дополняющую форму СЗВ-М за июнь 2021 г.), то, по нашему мнению, орган ПФР не вправе оштрафовать организацию за непредставление ею в установленный срок сведений на 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, на которое первоначально не были представлены сведения. Однако исходя из судебной практики риск привлечения к ответственности существует, но у страхователя есть шанс либо на снижение штрафа, либо на полную отмену решения о привлечении к ответственности…
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР…
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно арбитражной практике при представлении дополняющей формы по инициативе страхователя отсутствуют законные основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина страхователя отсутствует в связи с реализацией им права на исправление недостоверных сведений (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016)…
Между тем в рассматриваемой ситуации нельзя исключить риск привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении работников, сведения по которым не были включены в исходную форму СЗВ-М. При этом самостоятельное исправление страхователем ошибки может быть учтено как одно из смягчающих обстоятельств при назначении штрафа (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 13АП-8401/2017, 13АП-9199/2017 по делу N А26-9551/2016) либо у страхователя есть шанс в целом на отмену решения о привлечении к ответственности (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 06АП-3474/2017 по делу N А73-910/2017).
{Вопрос: …Вправе ли ПФР привлечь организацию к ответственности, если она представила дополняющую форму СЗВ-М после срока, установленного для представления исходной формы, но до обнаружения нарушения ПФР? (Консультация эксперта, 2017) {КонсультантПлюс}}
- Об ответственности за недостоверные сведения в форме СЗВ-М
А наступит ли ответственность за представление в составе формы СЗВ-М недостоверных или неполных сведений, если страхователь, обнаружив ошибку самостоятельно, сдаст в ПФ РФ дополнительную форму? …
Как показала практика, органы ПФ РФ в описанной ситуации (когда страхователь сдает дополнительные формы, самостоятельно обнаружив ошибки в исходной форме) страхователей штрафуют, однако судьи с таким подходом не соглашаются. Обоснование на примере Постановления АС ДВО от 10.04.2017 N Ф03-924/2017 по делу N А16-1601/2016 такое.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФ РФ. По мнению арбитров, самостоятельное устранение ошибок в ранее представленных с соблюдением установленного срока сведениях является обстоятельством, подтверждающим отсутствие вины страхователя. По общему правилу формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Изложенное соотносится с разъяснениями, представленными в ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах <1> (см. п. 39).
———————————
<1> Утверждена Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н.
Статья: О формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (Герасимова Н.В.) («Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 7) {КонсультантПлюс}
- Если ошибку обнаружили самостоятельно
Если работодатель обнаружил ошибку в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении работника до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, то следует по такому работнику подать дополняющую форму с правильными сведениями либо отменяющую форму. Вне зависимости от того, когда были поданы исправленные сведения (даже после установленного срока сдачи формы СЗВ-М), вас не оштрафуют (п. 39 Инструкции). Правда, данную ситуацию трудно представить. Ведь программная проверка в ПФР заключается в сверке всего трех параметров: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН. И если там есть ошибка, то программа ее точно найдет.
Если вы в исходном отчете забыли указать какого-то работника и подали на него дополняющую форму позднее установленного срока представления сведений (позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), то, скорее всего, придется заплатить штраф. По крайней мере так считает большинство отделений ПФР. Позиция, конечно, спорная. Ведь в п. 39 Инструкции не уточнено, о каких конкретно «застрахованных лицах» идет речь: на которые уже подавали исходные формы СЗВ-М или обо всех. Можно сделать вывод, что «застрахованное лицо» — это любой работник, даже тот, на которого сведения еще не подавались.
Судебная практика. Арбитры сказали, что ст. 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет работодателю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Так что если исходная форма СЗВ-М направлена своевременно, а дополняющая форма отправлена по инициативе организации в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, то отсутствуют законные основания для привлечения организации к ответственности. Ведь компания реализовала свое право на исправление недостоверных сведений (постановление АС Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-924/2017).
Тем не менее безопасней при исправлении ошибки уложиться в законодательно отведенные сроки для сдачи формы СЗВ-М.
Если вы получили решение о привлечении к ответственности за правонарушение по ст. 17 Закона N 27-ФЗ и не согласны с ним, то имеете право в трехмесячный срок обжаловать принятое решение.
Статья: Как уточнить СЗВ-М (Косульникова М.) («Налоговый учет для бухгалтера», 2021, N 11) {КонсультантПлюс}
Доплата к пособию страховыми взносами не облагается
Суть спора
В соответствии с коллективным договором организация выплачивала матпомощь нескольким категориям работников: многодетным семьям; работницам, которые находились в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет и до трех лет; сотрудникам, впервые вступившим в брак. Сумма выплат превысила 4 000 руб. за календарный год.
По мнению проверяющих из ФСС, упомянутые суммы являются выплатами в рамках трудовых отношений и облагаются страховыми взносами.
Решение суда
Суд с позицией фонда не согласился, указав на следующее. Основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Между тем, целью выплаты материальной помощи является финансовая поддержка сотрудника в определенной ситуации. Сумма матпомощи не зависит от трудовых успехов, не является вознаграждением за труд, а значит, не облагается взносами (постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.02.18 № А27-15902/2017).