Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета


Упрощенные способы бухучета

Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций. К первой из них относятся субъекты малого предпринимательства. Во вторую группу входят организации, получившие статус участников проекта «Сколково». И наконец к третьей группе относятся некоммерческие организации (бухгалтерская отчетность НКО описана также в другой нашей статье).

При этом упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не вправе применять:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством России;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таковы требования частей 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Понятие и общий подход

Сама по себе организация ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом подразумевает меры по установлению:

  • ведения бухучета;
  • кто этим будет заниматься;
  • хранения документов бухгалтерского учета.

Установленные законом правила организации ведения бухгалтерского учета говорят о том, что всеми организационными вопросами занимается руководитель компании (ИП). Иной порядок может быть установлен для бюджетных учреждений (тогда – собственник имущества).

Если индивидуальный предприниматель, частнопрактикующий специалист ведут бухучет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, они сами:

  • занимаются организацией работы по ведению бухгалтерского учета и хранению его документов;
  • несут иные обязанности, установленные Законом № 402-ФЗ для руководителя организации.

Организация бухгалтерского учета

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:

  • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
  • заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
  • принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Распространенные ошибки при ведении бухгалтерского учета

Предприятия передают отчеты нескольких образцов: управленческие, налоговые, финансовые и так далее. Число таких образцов определяется системой взимания налогов, используемой в организации.

Из-за большого количества образцов появляются и ошибки при ведении бухгалтерского учета на предприятии.

Ошибка 1.

Неправильная организация подготовки к составлению и передаче отчетов.

При составлении и передаче отчетов необходимо организовать специальную подготовку, которая включает в себя, например, проверку наличия имущества на предприятии и состояния его финансовых обязательств.

Если система осуществления данного процесса содержит какие-либо недочеты, при ведении бухгалтерского учета можно столкнуться с отсутствием точных сведений.

В течение подготовительных операций очень важно обзавестись полной информацией о финансовых регистрах. В противном случае придется решать проблемы с неточностями в отчетах. Нередко подобная ошибка влечет за собой и переоформление сведений в бухучетах.

Ошибка 2.

Указание неточных денежных сумм при ведении бухгалтерского учета основных материальных ресурсов.

Составление отчетов по ОС – задача совсем непростая. Инспекторы нередко находят здесь различные ошибки. Наиболее часто встречается указание неточных денежных сумм при ведении бухгалтерского учета основных материальных ресурсов.

Однако существуют и иные упущения:

  • затраты на различные преобразования и ремонтные работы входят в текущие затраты;
  • неверно указана цена основных средств, приобретенных предприятием;
  • расходы на покупку и производство основных средств не входят в изначальную цену;
  • несколько ресурсов предприятия при ведении бухгалтерского учета принимаются за единицу (либо единица – за несколько).

Чтобы устранить подобные ошибки, как правило, необходимо произвести повторные расчеты стоимости основных средств, а это не так-то просто.

Ошибка 3.

Неграмотное осуществление итоговой инвентаризации.

Данный процесс представляет собой крайне значимую операцию при ведении бухгалтерского учета на предприятии. Министерство финансов РФ разработало инструкцию по его осуществлению.

Однако при ведении бухгалтерского учета и ИП, и ООО, и юрлица допускают немало ошибок в отчетных документах по проведению инвентаризации.

Нельзя допускать, чтобы сотрудники, отвечающие за данный процесс, некачественно выполняли свою работу, проводя инвентаризацию «для отвода глаз».

Ошибка 4.

Фиксирование производственных процессов при отсутствии письменного доказательства правильности внесения той или иной записи в отчетах.

Бывало и так, что оправдательная документация при ведении бухгалтерского учета просто отсутствовала. Это очень грубая ошибка.

Требования к главбуху АО

Особые требования к главному бухгалтеру установлены в АО.

Тот, на кого возлагается ведение бухучета (например, главный бухгалтер), должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование (причем не обязательно по профессии);
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если же высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита нет, то стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ).

Такие правила установлены частью 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если руководитель поручает ведение бухгалтерского учета стороннему специалисту, последний также должен отвечать указанным требованиям. Если же договор об оказании услуг по ведению бухучета заключен с организацией, она должна иметь не менее одного сотрудника, отвечающего таким требованиям.

Это установлено частью 6 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Федеральное законодательство может устанавливать и иные дополнительные требования к главному бухгалтеру (другому лицу, на которое возложено ведение бухучета) (ч. 5 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Указанные требования не применяются, если главбух (иное лицо) приступил к своим обязанностям до 1 января 2013 года (ч. 2 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Внимание: в части 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ речь идет о главных бухгалтерах открытых акционерных обществ (ОАО). Однако с 1 сентября 2014 года такая организационно-правовая форма не существует. Теперь все ОАО, которые размещают акции по открытой подписке, считаются публичными акционерными обществами (ПАО). То есть по сути требования по образованию и стажу работы именно к главбуху ПАО, а техническую правку в часть 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ чиновники внесут в ближайшее время.

Ответственность за нарушение правил ведения бухучета

За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.

Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Есть также мера наказания и для должностных лиц организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.

Общие правила ведения бухгалтерского учета, международные учетные стандарты и бухгалтерские правила

Правила, формирующие систему учета хозяйственных процессов, и составление отчетности называются «Общепринятыми принципами бухгалтерского учета». Данные принципы определяют в каком порядке и в какое время следует учитывать доходы и расходы, активы и обязательства, а также определяют соответствующие измерители и порядок оценки. Форма и содержание примечаний (пояснений) к основной финансовой отчетности также устанавливаются принципами, определенными учетом. В данные принципы включены, как формальные положения и стандарты, установленные органами, которые уполномочены вводить требования финансовой отчетности, так и некоторые правила учета со временем ставшие общепринятыми.

В современном мире с целью сближения и улучшения взаимосвязей в финансовой отчетности существует система международных стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это система стандартов бухгалтерского учета, действующая на международном уровне.

Как можно избежать штрафов

Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых организация не доплатила налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухгалтерском учете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.

Самые распространенные ошибки в бухучете, которые часто признают грубыми, представлены в таблице.

В чем инспекторы видят ошибку Почему ошибку считают грубой Можно ли оспорить штраф
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счетам 19 и 68 субсчет «Расчеты по НДС» Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров – книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые организация признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества сотрудника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Занизили стоимость объекта основных средств на счете 01 (03) Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с искажениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объектам: базой станет кадастровая стоимость, а не бухгалтерская

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Организации должны вести бухгалтерскую отчетность, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

  • федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
  • положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, руководствуясь ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008);
  • рекомендациями в области бухгалтерского учета (например, письма Минфина России);
  • стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить учет);
  • другими документами в области регулирования бухучета.

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

1. Организация обязана вести бухгалтерский учет в рублях.

2. Вести бухгалтерскую отчетность нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).

3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).

4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.

5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения Обязанность применения Примеры
1 уровень Все экономические субъекты РФ Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка
2 уровень Все экономические субъекты РФ Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ
3 уровень Конкретный экономический субъект (организация) Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

ПБУ 18/02 с середины года

Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)?

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода – года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример, как отразить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ООО «Альфа» в сентябре 2021 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2021 года. В учете организации с 1 января 2021 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском – 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете – 1389 руб., а в бухгалтерском – 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ООО «Альфа» в 2021 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 – 2000 руб. ((60 000 руб. – 50 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02 – 1667 руб. – начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 56 руб. ((1667 руб. – 1389 руб.) × 20%) отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

  • первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;
  • бухгалтерская справка с обоснованием вносимых записей.

При необходимости внесите изменение в учетную политику организации на текущий год: пропишите обязанность использовать ПБУ 18/02 и порядок его применения (п. 10 ПБУ 1/2008).

Рабочий план счетов

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 4 ПБУ 1/2008. Разрабатывая план счетов, необходимо опираться на учетную политику для целей бухучета. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности организации. Обеспечить это можно, если оптимально построить синтетический и аналитический учет.

В рабочий план нужно включить только те синтетические счета, которые организация будет использовать на практике. Учтите, что добавлять в рабочий план новые синтетические счета (не предусмотренные планом счетов) можно только по согласованию с Минфином России. Об этом сказано в абзацах 4 и 6 Инструкции к плану счетов.

Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В Инструкции к плану счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).

Разногласия главбуха и директора

Ситуация: как поступить главному бухгалтеру, если между ним и руководителем организации возникли разногласия по поводу отражения в учете той или иной операции?

Главному бухгалтеру нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение на оформление спорной операции.

Именно с письменного распоряжения руководителя организации можно отражать или не отражать объекты бухучета и брать во внимание (или нет) данные первичных документов в ситуации, когда есть разногласия по этому вопросу между директором и тем, кто отвечает за ведение бухучета. В таком случае руководитель единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения, финансового результата, движения денежных средств и другой информации.

Такой вывод следует из части 8 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Без письменного распоряжения руководителя принимать к исполнению сомнительные документы не стоит.

Ситуация: как передать дела при смене главного бухгалтера?

Если главный бухгалтер увольняется, то он обязан передать своему преемнику все документы и материальные ценности, за которые ответственна бухгалтерия. На практике обычно оформляют акт приема-передачи документов или специальную опись. При этом учитывайте, что бухгалтерские документы, в частности первичку, отчетность, регистры, учетные политики, аудиторские заключения и т. д., нужно хранить не менее пяти лет (ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть все подобные документы за такой период нужно включить в опись или в акт.

Если разногласия

На практике могут возникать разногласия в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером/должностным лицом/сторонним специалистом. Тогда действуют следующие правила:

  • данные из первички принимают или не принимают к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично отвечает за созданную в результате этого информацию;
  • объект учета отражают или не отражают в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения предприятия на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Также см. «Профессиональный стандарт бухгалтера в 2021 году».

Читать также

05.08.2019

Внутренний контроль

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется. На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]