При составлении отчетных документов бухгалтер должен обработать большой объем первичных бумаг и не всегда ему удается избежать ошибок. Кроме того, многочисленные поставщики и покупатели частенько не торопятся направить партнеру свои документы. К этому списку добавляются нерадивые подотчетники, которые выполнили свои задания, но не позаботились о полноте и правильности оформления бумаг. Тем не менее сдать в налоговую отчет необходимо, тогда специалист учета решается отправить декларацию в том виде в котором она сформирована, а уже потом, в случае обнаружения ошибок, выслать «уточненку».
Пренебрежение переплатой
Порядок представления уточненных деклараций регулируется статьей 81 НК РФ, которая обязывает бухгалтера подавать документ в том случае, если он обнаружил в поданной им ранее бумаге факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Но если сумма завышена подавать «уточненку» не обязательно.
На заметку
При корректировке первичных сведений нужно учесть некоторые тонкости законодательства. «Уточненка» представляется по той же форме, что и первая декларация. При этом на титульном листе в поле «Номер корректировки» необходимо поставить цифру 1, если это первая версия измененного документа.
Это происходит в тех случаях, если бухгалтер обнаружил документы, подтверждающие расходы за период, в котором декларация уже подана. Налог переведен в бюджет, исходя из завышенной облагаемой базы, а все документы подшиты и сданы в архив. Подача уточненной декларации приведет к тому, что расходы уменьшат базу и сумму сбора. На лицевом счете в инспекции образуется переплата по налогу. Штрафные санкции компании не грозят. Почему бы и не вернуть деньги? Однако бухгалтеры не всегда торопятся с подачей «уточненки» в подобных ситуациях. Они сначала оценивают ситуацию и решают, стоит ли из-за возможно небольшой суммы «городить огород». Специалисты учета помнят, подача каждой декларации сопровождается камеральной проверкой и чревата неожиданностями. Инспекторы вправе запросить при проведении контрольного мероприятия документы и могут найти в них ошибки, которые не были замечены при проверке первичной декларации. Кроме того, если организация представляет уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению, ревизоры вправе провести повторную выездную проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Заниженный налог
При подаче уточненной декларации для исправления ошибок, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, может возникнуть несколько ситуаций.
Первая. Бухгалтер заметил ошибку в декларации в текущем отчетном периоде, сразу же после ее подачи, но до окончания срока представления, установленного в НК. Если он успеет подать «уточненку» до окончания этого периода, то она считается поданной в день представления уточненной декларации. В этом случае штраф за нарушение сроков не грозит. Кроме того, если сумма доначисленного налога не уплачена, на недоимку начисляются только пени (п. 2 ст. 81 НК РФ).
Вторая ситуация. Специалист учета заметил ошибку после установленного срока. В этом случае, чтобы избежать штрафных санкций, нужно при подаче корректировочных сведений рассчитать и уплатить сумму пеней за период с даты установленного срока представления документов до даты подачи «уточненки». Только убедившись, что пени уплачены, можно отправлять уточненную декларацию. В чем загадка именно такой последовательности действий? В случае уплаты пеней и подачи декларации в один день деньги не успеют попасть в карточку налогоплательщика. Декларация будет зарегистрирована как представленная без уплаты санкций, то есть с нарушением порядка. Это грозит компании штрафом в размере 20 процентов от суммы доначисленного налога (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Учитываем нюансы
При корректировке первичных сведений нужно учесть некоторые тонкости законодательства. «Уточненка» представляется по той же форме, что и первая декларация (п. 5 ст. 81 НК РФ). При этом на титульном листе в поле «Номер корректировки» необходимо поставить цифру 1, если это первая версия измененного документа.
В уточненную декларацию включаются не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально верны.
На заметку
Бухгалтер заметил ошибку в декларации в текущем отчетном периоде, сразу же после ее подачи, но до окончания срока представления, установленного в НК. Если он успеет подать «уточненку» до окончания этого периода, то она считается поданной в день представления уточненной декларации.
Если в документе корректировка не приводит к увеличению суммы налога, то такая декларация, поданная после истечения установленного срока подачи, не считается представленной с нарушением срока. Более того, компания вправе подать декларацию за любой налоговый период, даже превышающий срок исковой давности в три года. Но возврат суммы переплаты законом не предусмотрен, так как истек срок давности. Такие разъяснения даны в Письмах ФНС от 12 декабря 2006 года № ЧД-6-25/[email protected] и Минфина от 24 августа 2004 года № 03-02-07/15.
А вот срок перерасчета базы в случае выявления ошибок или искажений, приведших к ее увеличению и росту налога, НК не ограничивает. Поэтому фирма вправе подать «уточненнку» на увеличение суммы сбора и уплатить его в любое время (Письма Минфина от 04.08.2010 г. № 03-03-06/2/139, от 08.04.2010 г. № 03-02-07/1-152).
На практике отправке «уточненки» предшествует получение из налоговой решения о проведении выездной проверки. Бухгалтерия начинает в срочном порядке «подчищать хвосты» и обнаруживает ошибки. Можно ли в этом случае отправить измененную декларацию? Можно, время есть с даты получения решения до даты начала проверки.
Также разрешается подать «уточненку» и во время ревизии. Дело в том, что декларацию в этом случае будут также проверять «выездники» и внесенные изменения учтут при составлении акта проверки. Если сумма налоговых обязательств в «уточненке» увеличится, то инспекторы не будут по итогам контрольного мероприятия доначислять налог. Но штраф все равно придется платить. В том случае, если компания самостоятельно уплатит налог и пени, то она может рассчитывать на уменьшение штрафа на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ, если добровольная подача «уточненки» и доплата налога будут признаны смягчающими обстоятельствами.
Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций
Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.
Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.
При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).
Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
—
когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
—
когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
- уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
- до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).
Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.
В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений…».
Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.
Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.
В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
—
проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
—
начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
—
налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
—
даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
—
проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
—
назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
—
проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Будьте внимательны!
Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.
С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.
отчетность налоговая отчетность
Отправить
Запинить
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
И еще о нюансах
Подача уточненной декларации по НДС и акцизам во время камеральной проверки имеет свои особенности. Согласно разъяснениям, которые ФНС дала в Письме от 16 июля 2013 года № АС-4-2/12705, закон требует обязательного проведения самостоятельной «камералки» уточненной декларации. При выездной ревизии контролеры не могут учесть уточненные данные. Кроме того, если в первичной декларации по НДС заявлен налог к возмещению, а затем, до вручения акта камеральной проверки, сдается уточненка (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесен. При этом, если в «уточненке» сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальном документе, компании возместят меньшую сумму.
Елена Селедцова
, для журнала «Расчет»
Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс
В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>