Как соотносятся общие правила и местные особенности
Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.
Порядок оплаты авансов
В тех муниципальных образованиях, где приняты законы об авансовых платежах по земельному налогу, определены и сроки их выплаты организациями. Авансовые платежи по налогу рассчитывают по окончании каждого квартала. В конце налогового периода определяют оставшуюся неуплаченной величину налога и производят оплату. До окончания года установить, переплачен ли налог, организация не может.
При смене владельца земельного участка приобретение права на него наступает в момент перерегистрации на нового владельца. Это право появляется только при внесении записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Уплата земельного налога зависит от даты перехода права собственности: если до 15-го числа, то налог платит покупатель, если после 15-го числа, то оплату налога осуществляет продавец.
Кто не платит земельный налог
Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.
Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.
Образец заполнения декларации по земельному налогу для юридических лиц
Уплата налога на землю для юридических лиц должна быть документально зафиксирована в отчётной документации.
Нюансы расчётных операций, а также порядок подачи информации о земле и начисленной налоговой пошлины регламентируются Налоговым Кодексом. Земельную декларацию обязаны подавать субъекты хозяйственной деятельности в статусе юридического лица. Индивидуальные предприниматели освобождены от подачи отчётности, поскольку они оплачивают налоги по уведомлению уполномоченного органа.
На что не начисляется налог
На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.
Также предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Сроки уплаты
Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.
За 2021 год дата уплаты налога не может быть ранее 1 февраля 2021 года.
При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.
Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.
Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.
Период уплаты земельного налога | Срок уплаты налога для юр. лиц |
1 квартал 2020 | 30.04.2020 |
2 квартал 2020 | 31.07.2020 |
3 квартал 2020 | 31.10.2020 |
за 2021 год | 03.02.2021 |
Налоговая ставка
Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.
К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.
Законодательная база
Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:
- в собственности;
- в бессрочном постоянном пользовании.
Не платят земельный налог организации:
- пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
- в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.
Список земель не признающихся объектом налогообложения:
Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:
1.Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- религиозные и судостроительные организации;
- общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
- организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
- земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- учреждения ФСИН России;
- компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
- компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.
2.Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
До 2021 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2021 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.
Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Кто должен платить?
По общим правилам, плательщиками земельного налога являются лица, которые владеют земельными участками. В рассматриваемом случае ими являются юридические лица, которые используют данные виды недвижимости в целях, связанных с ведением бизнеса. В частности, это могут быть следующие субъекты:
- предприятия;
- учреждения;
- организации.
Причем форма собственности данных видов юридических лиц значения не имеет — обязанность по оплате одинакова как для частных, так и для государственных или муниципальных организаций.
Главным критерием является вид права, на котором они владеют землей. В частности, в отношении именно юр лиц обязанность по уплате устанавливается для таких прав:
- собственности;
- постоянного бессрочного пользования.
Для арендаторов участков и тех предприятий, которые владеют ими на праве безвозмездного пользования, обязанность по уплате налога не устанавливается. Также освобождение от этого полагается отдельным категориям плательщиков, а также видам земель, которые установлены в законодательстве. Все остальные землевладельцы, которые не попадают в перечень льготников, обязаны платить налог на общих основаниях.
Стоит учесть, что плательщик вносит сумму налога в отделение ФНС того региона или субъекта РФ, к которому территориально относится его участок. Например, собственники земель в Москве или МО будут уплачивать данный сбор в соответствии с теми законодательными особенностями, которые предусмотрены в конкретном населенном пункте.
Поскольку в данных регионах кадастровая стоимость участков, как правило, очень высокая, то и размер предоставляемых собственникам льгот и скидок также может быть весьма существенным. Также местные нормативные акты могут закреплять право на освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц, причем критерии отбора при этом являются весьма индивидуальными.
Как рассчитать земельный налог
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.
Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.
В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.
Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году.
Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.
Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).
Принцип расчета налога с примером
Как считается земельный налог для юридического лица? Для того чтобы рассчитать налогообложение, которое следует оплатить собственнику, необходимо знать два показателя:
- Кадастровую стоимость земельного участка.
- Ставку, которую утвердили для определенной категории надела.
Все ставки являются фиксированными и предусмотрены для предпринимателей и общественных организаций. Это также зависит от вида земли, которую использует юридическое лицо. На одном уровне зафиксированы ставки в 1,5% и в 0,3%.
Налогообложение, помимо федеральных законов, регулируется на местном уровне. Но региональные власти не имеют широких полномочий в изменении ставок. Они могут только снизить норматив, предусмотренный ими же.
При расчете бремени используется такая формула:
Земельный налог = кадастровая стоимость участка (за 1 кв. м.) × площадь ЗУ × налоговая ставка (%)
Нз = Ск * Сн
где: Н3- сумма уплаты налога, Ск — стоимость участка по кадастру, Сн — действующая на данный момент ставка.
Формула может претерпеть изменения в случае, если юридическое лицо имеет льготы.
Когда перечислять деньги
Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет
Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).
Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.
Как уменьшить налог на землю для юридического лица?
При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.
Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению
Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю в результате снижения кадастровой стоимости земли по решению суда
Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.
При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.
Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления
К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).
К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.
При уменьшении авансовых платежей по земельному налогу инспекторы ИФНС вправе запросить у компании уточняющие документы. Согласно п.3 ст.88 НК организация обязана из представить в течение 5 рабочих дней либо исправить расхождения в тот же срок.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю в результате исправления ошибки
Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти
При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.
Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.
Образец пояснения об изменении платежей по налогу на землю после изменения местными властям кадастровой стоимости
Куда нужно платить
Юр. лицо должно уплачивать данный налоговый сбор в налоговой по фактическому нахождению указанного участка.
Если же организация имеет несколько участков в разных территориальных единицах, то начисление и уплата налога происходит следующим образом:
- исчисление производится по каждому участку отдельно. По ставкам, принятым в данном муниципалитете;
- после того как сумма будет установлена, необходимо оплатить ее по месту нахождения конкретного участка.