маркетинговые исследования в области финансов Готовые исследования. готовые маркетинговые исследования, купить маркетинговое исследование.

2019 год: новый порядок применения контрольно-кассовой техники


Налоговый кодекс и ККТ

В настоящий момент контроль за применением контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы. Регистрация, перерегистрация и снятие ККТ с учета, проверка кассовой техники, привлечение к ответственности за ее неиспользование или нарушение порядка использования — вот лишь часть обязанностей налоговиков в сфере применения ККТ.

Чтобы облегчить работу сотрудникам налоговых органов и систематизировать правовые нормы, касающиеся порядка применения ККТ, чиновниками был разработан законопроект о внесении изменений в НК РФ (ID 02/04/07-20/00106012). Его авторы планируют перенести положения о ККТ из Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 в НК РФ. Не обойдется и без нововведений: новых штрафов и проверок. Но обо всем по порядку.

Кто должен применять ККТ с 1 июля 2021 года

В связи с новыми поправками к федеральному закону, порядок расчетно-кассового обслуживания изменится для следующих категорий предпринимателей:

  • ИП и ООО на вмененке, упрощенке и ОСН;
  • индивидуальных предпринимателей на ПСН, чья деятельность связана с оказанием услуг, имеющих наемных работников;
  • юрлиц на ПСН и ЕНВД, реализующих товары сторонних производителей. Не привлекающих наемных работников;
  • юрлиц, работающих по ЕНВД, не привлекающих наемных работников;
  • ИП, работающих по ЕНВД или ОПС в сфере общепита, не привлекающих наемных сотрудников;
  • хозяев вендинговых торговых аппаратов с нулевым штатом сотрудников;
  • перевозчиков, реализующих проездные билеты в салоне транспорта.

Всем перечисленным категориям бизнесменов придется обзавестись ККТ нового образца. Порядок и сроки установки оборудования можно уточнить с статье 7 федерального закона.

Отмена 54-ФЗ и изменения по ККТ

Среди наиболее значимых изменений, которые ждут пользователей ККТ в 2021 году (если законопроект примут), следующие:

  • Появление нового вида налоговых проверок — оперативных.

Помимо выездных и камеральных проверок налоговики теперь смогут проводить оперативные проверки. Их цель: проверка полноты фиксации расчетов и учета выручки по ККТ. Эти проверки были и раньше, но официального закрепления в НК РФ не имели и проводились на основании Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.

Действия проверяющих этот документ четко не определял, что делало проверки менее эффективными, по мнению чиновников. Теперь же положения об оперативном контроле включат в НК РФ и налоговики получат широкий перечень полномочий по проверке пользователей ККТ. Среди них: контрольная закупка, наблюдение и мониторинг. Подробнее про оперативные налоговые проверки можно узнать в этой статье.

  • Возможность формирования чека через личный кабинет ККТ.

Помимо кассового чека, формируемого с помощью кассы, организации и ИП смогут формировать электронные (расчетные) чеки с помощью нового сервиса, расположенного в личном кабинете ККТ на сайте ФНС. Ситуации, при которых пользователи ККМ смогут формировать расчетные чеки на сайте ФНС, в законопроекте не приведены, но указано, что они будут утверждаться ФНС.

  • Введение новых терминов и определений.

Некоторые изменения претерпят и основные понятия, перенесенные из Закона № 54-ФЗ. Большую часть из них оставят, но некоторые исключат из оборота. Так, в новой редакции НК РФ на смену термину «применение контрольно-кассовой техники» придет термин «фиксация расчетов». Под ним подразумевается действия организаций и ИП по формированию фискальных документов с помощью ККТ и через личный кабинет на сайте ФНС. Также появятся определения понятиям «расчетный чек», «мнимый и притворный расчет», «оперативный контроль». Из оборота исчезнут термины «БСО», «система для БСО», «пользователь ККТ».

  • Перенос санкций за нарушения порядка применения ККТ из КоАП РФ в НК РФ.

Кто освобожден от ККТ до 01.07.2021

Ряду налогоплательщиков федеральное законодательство дает возможность повременить с переходом на новую систему РКО. К таковым относятся индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим критериям:

  • не имеют наемных работников;
  • реализуют товары собственного производства;
  • реализуют работы или услуги.

При этом, субъекты, реализующие товары собственного производства. Должны работать по ЕНВД или ОПС. Предприниматели, оказывающие населению услуги или выполняющие работы на платной основе, могут работать по любой из существующих систем налогообложения.

Штрафы за неприменение ККТ в 2021 и 2021 году: сравнительная таблица

Перенос ответственности ОФД и экспертов из статьи 14.5 (ч. 7-15) КоАП РФ в новую статью 15.8.1 предусматривается отдельным законопроектом (ID 02/04/07-20/00106036), рассматриваемым на данный момент в ГД РФ. Сравним действующие санкции с теми, которые планируется ввести в 2021 году.

Ответственность по КоАП РФ (до 01.01.2021)Ответственность по НК РФ (после 01.01.2021)Что изменится
Неприменение ККТ в установленных законом случаях (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Штраф:
  • на должностное лицо — от ¼ до ½ % от суммы расчета, проведенного без ККТ, но не меньше 10 000 руб.;
  • на юрлицо —от ¾ до 1% от суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб.
Осуществление расчета без его фиксации (ч. 1 ст. 12915 НК РФ).
Штраф:
  • на ИП — 50% от суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не меньше 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере суммы расчета, но не меньше 30 000 руб.
  • Изменена формулировка правонарушения;
  • изменен перечень лиц, привлекаемых к ответственности (ИП вместо должностного лица, организация вместо юридического лица).
  • убран минимальный процентный размер штрафа
Применение ККТ, несоответствующей установленным требованиям, либо применение ККТ при нарушении порядка ее регистрации, перерегистрации и условий использования (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
  • Штраф на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 руб.
  • Предупреждение или штраф на юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
Осуществление фиксации расчета с нарушением установленных требований (п. 3 ст. 12915 НК РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на ИП — 3 000 руб.
  • на организацию — 10 000 руб.
Ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме или на бумаге (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на должностных лиц — 2 000 руб.;
  • на юрлиц — 10 000 руб.
Ненаправление организацией или ИП при фиксации расчета покупателю (клиенту, заказчику) кассового или расчетного чека в электронной форме или на бумаге (п. 4 ст. 12915 НК РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на ИП — 2 000 руб.;
  • на организацию — 10 000 руб.
  • Незначительное изменение формулировки (в т.ч. убрано упоминание про БСО);
  • изменен перечень лиц, привлекаемых к ответственности
Непредставление организацией или ИП информации или документов по запросам налоговых органов или представление такой информации и документов с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 руб.;
  • на юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налогового органа, направленным в рамках оперативного контроля или представление с нарушением сроков (п. 4 ст. 126 НК РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на ИП — 3 000 руб.;
  • на организацию — 10 000 руб.
Не предусмотренаФиксация мнимого или притворного расчета (п. 2 ст. ст.12915 НК РФ).
Штраф:
  • на ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не меньше 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере полной суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 000 руб.
Ранее ответственности за подобное правонарушение ни КоАП РФ, ни Закон № 54-ФЗ от 22.05.2003.
Неуказание в фискальном документе наименования товара, подлежащего обязательной маркировке либо указанием наименования в искаженном виде п. 5 ст. 12915 НК РФ).
Штраф:
  • на ИП — 50 000 руб.
  • на организацию – 100 000 руб.
Непредставление в срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче (п. 6 ст. ст.12915 НК РФ).
Штраф:
  • на ИП — 100 000 руб.;
  • на организацию — 200 000 руб.

Рассмотрим отдельно новые виды наказаний для ИП и организаций, работающих с ККТ.

Кто освобожден от ККТ бессрочно

В тексте 290-ФЗ указан также перечень субъектов, для которых установка ККТ нового образца не требуется вовсе. К ним относятся:

  • кредитные организации;
  • ИП, работающие по патентной системе налогообложения (за редкими исключениями);
  • предприниматели, работающие в режиме «Налог на профессиональный доход»;
  • ООО и ИП, чьи расчеты производятся в отдаленных или труднодоступных областях;
  • аптеки при ФП и ФАП на селе;
  • лица, оказывающие услуги по проведению ритуальных обрядов и церемоний, продавцы религиозной литературы и культовых предметов;
  • ТСЖ, образовательные и физкультурно-спортивные организации, дома культуры и т.п. (при взимании платы за свои услуги в безналичном виде);
  • ИП, реализующие театральные билеты и абонементы.

Также с 1 июля 2021 года сохраняется прежний порядок РКО для предпринимателей, торгующих на рынках, ярмарках или на разнос, реализующих газеты и журналы, питьевую воду/квас/мороженое/молоко/живую рыбу/сезонные овощи/бахилы. В сфере оказания услуг от установки онлайн-касс с эквайрингом освобождены сапожники и галантерейщики, носильщики и распиловщики дров, а также лица, осуществляющие уход за инвалидами. Не требуются, и не потребуются новые ККМ и пунктам приема вторсырья (за исключением точек по приему металлолома и драгметаллов).

Важно! по некоторым из перечисленных категорий имеются исключения. Ознакомиться с ними можно в тексте ФЗ №290.

Ответственность за неприменение ККТ: новые виды наказаний

Перечень видов ответственности за нарушения, связанные с применением ККТ, в 2021 году существенно расширится. К уже существующим санкциям в виде штрафа и предупреждения добавятся следующие санкции:

Предписание об устранении выявленных нарушений

Если налоговики выявят факт нарушения обязанности по фиксации расчетов, они вправе направить нарушителю предписание об устранении нарушения. Если ИП или организация не устранит нарушение в установленный срок, то его привлекут к налоговой ответственности. Предписание могут также направить организатору дистанционной торговли в Интернете, если она осуществляется с нарушением требований по фиксации расчетов или применению ККТ (например, невыдача чека или неприменение кассы в целом).

Запрет доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ

С 2021 года налоговики смогут блокировать:

  • доменное имя сайта;
  • сетевой адрес;
  • указатель страниц сайта в Интернете;
  • программы для ЭВМ, включая мобильные приложения;
  • страницы сайта в соцсети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в Интернете;
  • страницы нарушителя в мессенджерах.

Подобные санкции будут применяться лишь к злостным нарушителям, отвечающим одновременно 3 условиям:

  • Нарушение совершено повторно.

Организация или ИП привлекалась к ответственности в течение года за нарушение обязанности по фиксации расчетов.

  • Невыдача чека (иные нарушения по фиксации расчетов) в крупном размере.

Крупным признается размер, при котором сумма расчетов, осуществленных без фиксации, составила в совокупности 1 000 000 руб. и более.

  • С момента невыдачи чека прошло больше 48 часов.

Только при соблюдении указанных условий налоговые органы смогут запретить доступ к интернет-ресурсам ИП или организации. Решение о запрете вправе принять только ФНС по докладу руководителя (заместителя) налогового органа. Начальники инспекций без ведома ФНС принять такое решение не могут.

Продолжительность блокировки может достигать 90 суток и исчисляться этот срок начинает с даты приостановления доступа.

Приостановление деятельности организации и ИП

Это наказание налоговый орган может назначить, если посчитает, что организация и ИП не станет исполнять решение о привлечении к ответственности и иные меры ответственности на него не подействуют. Наказание это не новое, его перенесут из КоАП РФ.

Приостановление деятельности — временное прекращение деятельности организации или ИП в виде наложения запрета на реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) и иную деятельность организации или ИП по осуществлению расчетов. Также, как и в случае с блокировкой интернет-ресурсов, срок приостановки деятельности может достигать 90 суток и выносить такое решение может только ФНС.

Условия для приостановки деятельности, такие же, как и при запрете доступа: повторное совершение нарушения в течение года, невыдача чека в крупном размере и нарушение срока фиксации расчета более 48 часов.

ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники

ФЗ-54 — это закон о применении ККТ , состоящий из десяти статей. Нормативный акт набрал силу еще в 2003 г., а с 2021 были приняты серьезные поправки относительно использования онлайн-касс при расчетах на территории РФ (ФЗ № 190 от 3 июля 2021 г.). Их основное отличие от аппаратов старого образца состоит в установке фискального накопителя (ФН) вместо ЭКЛЗ.

Касса подключается к интернету, что позволяет передавать данные о проведенных операциях онлайн в ФНС через ОФД. Покупателю выдается бумажный чек, а при условии предоставления им номера телефона либо e-mail дополнительно отправляется его электронный аналог по указанным контактным данным.

С 2021 г. и до сегодняшнего дня закон ФЗ-54 претерпевал многочисленные корректировки. В статье рассмотрим те, которые действуют в период 2019–2020 гг.

Подводим итоги

  • Если законопроект об отмене Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 примут, все его положения переместятся в НК РФ, а сам закон прекратит свое действие.
  • Планируется ввести новый вид проверок — оперативные. Их цель — проверка полноты фиксации расчетов и учета выручки по ККТ.
  • Штрафы при нарушении работы с ККТ «переедут» из КоАП РФ в НК РФ и дополняться новыми видами.
  • К уже существующим санкциям добавятся блокировка сайтов, интернет-магазинов и профилей в мессенджерах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как работает онлайн-касса

Новая касса, или онлайн-касса, сильно отличается от той, к которой привыкли продавцы. Во-первых, привычный кассовый блок (ЭКЛЗ — электронная контрольная лента защищённая) заменяется на фискальный накопитель. Это небольшое устройство, в памяти которого хранится информация обо всех продажах, выполненных на кассе. Фискальный накопитель шифрует данные и отправляет их в ФНС.

Заявленная стоимость фискального накопителя – 8 000 рублей, однако в настоящий момент в силу дефицита цена доходит и до 15 000 рублей. Срок работы прибора – 13 месяцев Обещают, что на рынке будут доступны и накопители с более долгим сроком годности – до 36 месяцев, но на момент написания этой статьи такие на рынке ещё не появились.

Владелец кассы имеет право самостоятельно заменять фискальный накопитель по истечении периода использования. Но, судя по всему, поставщики кассовой техники будут требовать, чтобы это выполняли сертифицированные специалисты – например, в рамках договора обслуживания ККТ. В ином случае это может грозить снятием кассового аппарата с гарантии.

Кассовый аппарат также должен быть оборудован интерфейсом для подключения к интернету – проводному или беспроводному (WiFi, мобильный интернет).

Некоторые кассовые аппараты могут быть модернизированы под новые стандарты. Некоторые – нет. Это можно выяснить только у производителя.

Стоимость новых касс – от 18 000 до 70 000 рублей, в зависимости от характеристик и возможностей. При покупке нужно обращать внимание на то, входит ли в объявленную стоимость фискальный накопитель.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]