Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

Не всегда и не все юридические лица соглашаются с итогами налоговых проверок. В этом случае российское законодательство дает предприятиям и организациям право их оспорить, но только в установленном законодательством РФ порядке.

В ряде случаев обжалование актов налоговой проверки (АНП) позволяет компаниям избежать излишних доначислений налогов, а также штрафов и пеней.

Процедура обжалования результатов налоговой проверки

Мнение эксперта

Порядок обжалования актов налоговых органов состоит из четырех последовательных этапов, но не всегда необходимо использовать каждый из них. При получении приемлемого для компании решения на любом из этапов остальные не обязательны.

Возражение на акт налоговой проверки

Итак, фискальные органы провели проверку, составлен акт, но компания с результатами проверки не согласна, что предпринять? Составить письменные возражения на акт налоговой проверки и направить документ в адрес руководителя той службы, которая проводила процедуру. Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, АНП может быть обжалован как целиком, так и его отдельная часть.

Законодательство устанавливает срок подачи возражения – не более одного месяца после получения акта проверки и подтверждающих изложенные в акте нарушения документов. В течение месяца налоговая служба должна принять решение по поданному возражению, в некоторых случаях, когда имеются объективные причины, срок принятия решения может быть продлен, но не более, чем на месяц.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель фискальной службы рассматривает акт и возражения к нему и принимает решение:

  • о привлечении к ответственности;
  • об отказе от привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Это важно знать: Образец ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования

Компания получает соответствующее решение, которое вступает в законную силу по истечении месяца со дня его получения. Предприятие имеет право не ждать, пока решение вступит в силу и начать его исполнение полностью или частично, либо, при несогласии с решением налогового органа, приступить к следующему этапу обжалования решения по итогам проверки в вышестоящий налоговый орган.

Оспаривание налогового решения

Если налоговое решение, принятое по итогам рассмотрения возражений, компанию не устраивает, НК РФ дает возможность налогоплательщику его оспорить (абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ). Важно помнить, что решение территориального налогового органа вступает в силу по истечении месячного срока с момента вручения решения. То есть компания может подать жалобу и оспорить еще не вступившее в законную силу решение, такая жалоба согласно НК РФ называется апелляционной. Для этого компания составляет апелляционную жалобу, адресованную в вышестоящую инстанцию, но подавать ее следует в ту инспекцию, которая приняла спорное решение. Сотрудники территориального налогового органа сами в трехдневный срок после получения апелляционной жалобы обязаны передать ее в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба рассматривается без участия представителей компании-апеллянта. Исключением из этого правила являются те ситуации, когда при исследовании материалов проверки вышестоящая инстанция обнаружила, что данные проверки не соответствуют документам, поданным организацией при оспаривании акта налоговой проверки.

Случается, что компания не успевает подать апелляционную жалобу до истечения оговоренного НК срока и решение фискальных органов вступает в силу. В этом случае предприятие имеет еще одну возможность для оспаривания решения налоговиков – составление жалобы и направление ее в вышестоящую инстанцию таким же образом, как и апелляционную жалобу.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно быть принято вышестоящим налоговым органом не позднее одного месяца со дня получения жалобы ИФНС. Решение вышестоящего налогового органа, согласно п. 6 ст. 140 НК РФ, вступает в силу с момента его вынесения.

Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы на решение ИФНС по налоговой проверке может (п. 3 ст. 140 НК РФ):

  1. оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  2. отменить решение налогового органа полностью или в части;
  3. отменить решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

Согласно п. 2 ст. 101.2 НК РФ, новое решение по возражению к акту налоговой проверки вступает в силу немедленно после его принятия. В тех случаях, когда вышестоящий фискальный орган отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы, первоначальное решение также незамедлительно вступает в силу.

Жалоба в ФНС

Если компания получила ответ на апелляционную жалобу от Управления ФНС по субъекту, который ее не удовлетворил, она, согласно абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ, может обратиться с жалобой непосредственно в ФНС. При этом, если даже организация и пропустила срок подачи жалобы, но по уважительной причине, она, согласно абзацу 4 той же статьи НК РФ, может обратиться в налоговый орган с ходатайством о его восстановлении.

Обращение в суд

Четвертым этапом обжалования АНП является обращение в суд. Возможно только в том случае, если соблюден обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган. Исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с того момента, как был получен ответ на жалобу (апелляционную жалобу).

Также организация имеет право на обращение в суд в том случае, если фискальные службы не приняли никакого решения в ответ на обжалование решения ИФНС в установленные законом сроки.

Досудебный порядок оспаривания

П. 6 ст. 100 НК РФ гласит, что налогоплательщик, который не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, может направить возражения относительно содержания всего акта или его части.

Возражения направляются в орган, проводивший налоговую проверку. К возражениям прилагаются документы, обосновывающие правоту налогоплательщика. Возражения можно принести лично, направить по почте или по интернету, например через личный кабинет налогоплательщика.

Обращение в вышестоящий орган

В вышестоящем налоговом органе обжалуется не акт налоговой проверки, а решение налоговой инспекции, принятое на его основе. Жалоба может быть вначале апелляционной (если решение не вступило в силу), а затем обычной (на вступившее в силу решение).

Порядок подачи таких жалоб в целом похож. Согласно ст. 139 и 139.1 НК РФ и жалоба, и апелляционная жалоба подаются через тот орган, который принял решение. Налоговый орган, получив жалобу, обязан направить адресату ответ в течение трех дней.

Жалобы могут подаваться лично, по почте или через интернет.

Требования к жалобе

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе решение «Возражения на акт выездной и камеральной налоговой проверки». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Жалоба составляется в свободной форме. Бланков нормами законодательства для таких случаев не предусмотрено. Однако перечень обязательных реквизитов и требования к содержанию жалобы перечислены в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. Соответственно, в ней нужно указать:

  • инициалы, адрес гражданина либо наименование и адрес организации;
  • реквизиты обжалуемого решения;
  • наименование инспекции, решение которой обжалуется;
  • доводы, которыми лицо обосновывает свое несогласие;
  • требования налогоплательщика;
  • способ получения ответа (по почте или через интернет).

Образец жалобы

Образец жалобы вы можете скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

Обжалование акта камеральной проверки

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без уведомления проверяемой организации. В тех случаях, когда нарушения налогового законодательства обнаружены, по результатам проверки составляется акт налоговой проверки, который передается компании-налогоплательщику не позднее, чем через 10 дней после завершения камеральной проверки.

Бывают случаи, когда организация не получает акт проверки. В этом случае, если руководство компании сможет доказать, что причина неполучения документа является уважительной, например, фискальный орган не известил, что после проверки предприятия был составлен акт, а почтовое отправление затерялось, они получают возможность восстановления срока для оспаривания акта. Если налогоплательщик лишился возможности представления возражений на акт проверки по вине налогового органа, это может стать основанием для отмены решения налогового органа по такой проверке.

Нередки случаи, когда организации-налогоплательщики всячески уклоняются от получения акта. То есть, они знают, что такой акт составлен, но не забирают его сами и уклоняются от получения почтового отправления. В таком случае датой получения акта будет считаться шестой день после отправки его по почте заказным письмом. В итоге акт налоговой проверки считается доставленным и вступает в силу в установленные законом сроки.

Это важно знать: Срок исковой давности по краже

Но и в этом случае компания может оспорить вступившее в силу решение, обратившись в вышестоящую организацию с апелляционной жалобой в течение меяца с момента получения решения или с обычной жалобой – в течение года после вынесения решения по проверке.

Возможность оспаривания решений по итогам камеральной проверки

Итак, оспорить решения по итогам проверки, действия либо бездействие должностных лиц можно в строгом порядке, определяемом НК РФ.

Важно! Необходимо соблюдать внесудебный порядок обжалования результатов камеральной проверки.

Это значит, что обращаться в суд можно только после того, как пройдена процедура досудебного урегулирования спора. Данная процедура включает: апелляционное обжалование решения и подачу жалобы через свою ИФНС в вышестоящую инстанцию. Т. е. все виды жалоб изначально подаются в ту ИФНС, которая принимала решение по итогам проверки, а она далее передает их в вышестоящий орган.

Причем оспариванию подлежит как не вступившее в силу решение по итогам проведенной проверки, так и уже действующее. Как свидетельствует абз. 2 п. 2 ст. 139 НК, срок для оспаривания действующего решения более длительный.

Особенности обжалования
Не вступившие в силу решения ИФНС обжалуются в месячный срокДействующие решения ИФНС по камеральным проверкам можно оспорить на протяжении годаОспорить можно как все решение, так и его часть.
Жалоба подается только в письменном виде

Досудебное урегулирование споров не требует уплаты госпошлины, а также предполагает оперативное рассмотрение жалоб и выполнение принятых по ним решений.

После прохождения всех указанных этапов обжалования при отрицательном решении, полученном из вышестоящей ИФНС, декларант вправе подать иск в суд. Для этого отведен трехмесячный срок.

Нестандартные ситуации

Далеко не всегда при обжаловании решения по проверке компания получает тот результат, к которому она стремилась, особенно в тех случаях, когда спор дошел до суда. Нередки ситуации, когда фискальные службы в качестве обеспечительной меры ходатайствуют перед судом о запрете использования имущества и денежных активов предприятия до вынесения судебного решения. Другими словами – все счета компании замораживаются до тех пор, пока не вступит в силу решение суда по иску предприятия об обжаловании актов налоговой проверки.

У юристов нашей компании имеется положительный опыт в подобного рода делах. Но, любую неприятность легче предотвратить, чем потом исправлять ее последствия. Практический опыт показывает, что компания, при обжаловании решения по налоговой проверке, без привлечения специалистов, может упустить важные нюансы и допустить ошибки при формировании доказательственной базы, которые в последующем будет сложно исправить.

Порядок обжалования

При обжаловании результатов проверки исковое заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда хозяйствующему субъекту стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). В случае пропуска налогоплательщиком указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Для этого необходимо подать судье соответствующее ходатайство. Решение арбитров по ходатайству о восстановлении срока будет зависеть от того, насколько убедительны изложенные в нем доводы налогоплательщика о причинах пропуска установленного срока. Если доводы покажутся суду уважительными, он восстановит срок обжалования, если нет — откажет в удовлетворении ходатайства и требований заявителя. Так, например, в Постановлении ФАС СКО от 06.05.2010 N А63-3011/2009 арбитры пришли к выводу, что отсутствие в штате организации должности юриста и увольнение главного бухгалтера могут свидетельствовать об уважительном характере причины пропуска налогоплательщиком трехмесячного срока на судебное обжалование решений налогового органа, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Следует также отметить Постановление ФАС ЦО от 31.03.2010 N А48-2665/2009. Как следует из материалов дела, инспекция посчитала, что налогоплательщиком пропущен срок обжалования решения, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, так как о нарушении своих прав он узнал в момент получения решения налогового органа о взыскании налога, направление которого подтверждается почтовой квитанцией от 26.09.2007, а с заявлением в суд о признании недействительным постановления инспекции обратился 09.06.2009. Однако суд признал позицию налогового органа неправомерной, указав, что имеющаяся в материалах дела почтовая квитанция не подтверждает получение заказной корреспонденции, поскольку из данной квитанции не следует, что налогоплательщику отправлено именно оспариваемое решение, а также то, что почтовое отправление, направленное хозяйствующему субъекту по представленной квитанции, им получено. Обращаем ваше внимание на то, что трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не распространяется на имущественные (исковые по своей природе) требования, вытекающие из налоговых правоотношений (например, об обязании выплаты процентов за просрочку возмещения НДС — п. 4 ст. 176 НК РФ), и могут быть заявлены в суд к рассмотрению независимо от оспаривания ненормативного акта, действий (бездействия) налогового органа. Право данной точки зрения на существование подтверждает Пленум ВАС РФ (Постановление от 18.12.2007 N 65). Он указал, что требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей и возмещении расходов, вызванные неправомерными действиями налогового органа, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам гл. 24 АПК РФ, в том числе с применением ст. 198 АПК РФ (см. также Постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 9316/05, ФАС МО от 17.06.2008 N КА-А40/5212-08, ФАС СЗО от 10.09.2007 N А56-40634/2006). После регистрации заявления налогоплательщика канцелярией оно считается официально поступившим в суд. С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого арбитражный суд должен отреагировать на заявление (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). В рассмотрении спора в зале суда принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего решение по результатам проверки, а также их представители. Более того, в деле могут участвовать и иные заинтересованные лица (иногда инициатором спора выступает прокурор) (ч. 2 ст. 198 АПК РФ). Согласно ч. 2 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд извещает участников спора о времени и месте судебного заседания, при этом случаи неявки указанных лиц (извещенных надлежащим образом) не являются препятствием для рассмотрения дела. Вместе с тем в определенных случаях рассмотрение спора в отсутствие его участников, по мнению суда, — пустая трата времени, поэтому неявка на заседание по вызову суда может стать основанием для наложения штрафа (ч. 3 ст. 200 АПК РФ). Причем это касается как хозяйствующих субъектов, так и налоговых органов. В соответствии с ч. 1 ст. 119 АПК РФ неповиновение требованию суда может повлечь наложение штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб., на организации — до 100 000 руб.

Если же суд не известил надлежащим образом участника спора о времени и месте судебного заседания, то наложение штрафа будет незаконно (Постановление ФАС ЗСО от 01.08.2006 N Ф04-4884/2006(25094-А27-3)). В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения, принятого по результатам проверки, задача судьи — осуществить проверку оспариваемого решения и установить, действительно ли результат применения ненормативного акта контролирующих органов нарушает права хозяйствующего субъекта (заявителя). Причем последний не обязан доказывать в суде незаконность внесенных решений по проверке, поскольку на основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ такая обязанность возлагается на контролирующие органы, принявшие их. Заявителю в данном случае достаточно лишь обосновать факты нарушения своих прав и законных интересов. Если контролирующие органы не предоставят в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ч. 6 ст. 200 АПК РФ).

Как мы можем помочь Вашему бизнесу

Мы можем помочь любой компании еще до того, как налоговики начнут проверку. Наша компания предлагает комплексную помощь и сопровождение вашего бизнеса при:

  • проверке благонадежности ваших контрагентов;
  • юридическом сопровождении всех проводимых и уже заключенных сделок;
  • консультировании всех сотрудников организации еще до начала фискальной проверки;
  • сопровождении выездной налоговой проверки;
  • сопровождении камеральной налоговой проверки;
  • обжаловании результатов уже проведенной проверки, если они не устраивают предприятие.

В каждом конкретном случае мы вырабатываем отдельную стратегию помощи бизнесу в зависимости от сложившейся на момент обращения к нам ситуации и пожеланий клиента.

При каких условиях возможно оспаривание налогового акта?

Для обжалования акта налоговой проверки необходимы определённые основания. Если подать жалобу без наличия таких оснований, она будет отклонена, в большинстве случаев – даже без рассмотрения. Потому очень важно знать, в каких условиях возможно подать жалобу. Вот наиболее распространенные основания для оспаривания:

  • налоговые инспекторы допустили те или иные нарушения во время проведения аудита – достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда проверяющие нарушают закон во время проверок бизнеса. Нарушения могут быть как очень серьезными, так и мелкими, однако даже самое незначительное нарушение (например, забыли указать дату проверки, не поставили подпись или печать и т. д.), если оно вовремя и правильно зафиксировано, дает возможность оспорить итоговый акт проверки или его части. Потому очень важно, чтобы во время проверки присутствовал юрист, который сможет проследить за соблюдением законодательства со стороны инспекторов;
  • нарушены сроки проведения проверок – как камеральная, так и выездная налоговая проверка имеют законодательно ограниченные периоды проведения. Однако на практике сроки нередко нарушаются, что дает возможность оспорить акт налоговой проверки. Не имеет принципиального значения, по чьей вине произошла задержка: если сроки нарушены, можно подавать жалобу, ведь закон уже был нарушен;
  • неправомерное или безосновательное применение санкций – практически любая проверка, особенно выездная, заканчивается наложением штрафных санкций или доначислением налоговых платежей. Однако не всегда для этого есть достаточные основания. Если вы выяснили, что доначисление налогов, штрафы или другие ограничительные действия со стороны ФНС (например, блокировка счетов) были применены без должных для этого оснований, это может служить основанием для оспаривания такого акта налоговой проверки. Но чтобы обнаружить безосновательность санкций, не обойтись без консультаций профессионального юриста по налогам;
  • другие нарушения, которые так или иначе могли повлиять на результат проверки – сюда относятся более редкие ситуации, например, когда для аудита привлекаются сторонние организации, которые не имеют соответствующей сертификации, если изымались документы и техника, которые не имеют отношения к текущей проверке, если использовались сведения, которые не соответствуют действительности и т. д. Все эти сведения при должной подготовке могут быть использованы как аргументы для оспаривания результатов налогового аудита.

Это важно знать: Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства

При подготовке к оспариванию уделите подготовке обоснования достаточно внимания, ведь часто именно недостаточная мотивационная часть служит причиной для отказа в удовлетворении жалобы. Также очень важно грамотное сопровождение налоговых проверок – тогда повышается вероятность того, что все нарушения будут зафиксированы.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Если организация и налоговая инспекция не смогли урегулировать споры на досудебной стадии, то решение вопроса можно перенести в судебную плоскость. Не согласный с вынесенным решением налогоплательщик может обжаловать его в соответствии с п. 3 статьи 138 НК и ч. 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК и п. 4 статье 138 НК организация должна подать исковое заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции в арбитражный суд по месту регистрации вынесшего решение налогового органа.

Обращаясь в арбитраж, нужно помнить, что в подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу налоговых органов и нужно трезво взвесить свои шансы. Однако справедливости ради отметим, что в юридической практике есть примеры того, как налогоплательщики отстояли ущемленные права.

Как подать в суд на налоговую по результатам проверки?

Обращение в суд – финальный этап оспаривания акта налоговой проверки. Исковое заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации компании. В качестве ответчика выступает отделение ФНС, решение которого оспаривается. В тексте иска обязательно указывается конкретный акт проверки, дата проведения аудита, все выявленные нарушения. Кроме того, нужно указать, что соблюден претензионный порядок разрешения спора – были поданы жалобы на действия налоговиков. К иску прилагаются документы, которые могут подтвердить позицию истца.

Далее документы подаются на рассмотрение в суд. Копия обязательно направляется в ФНС с целью уведомить их о подаче судебного иска. Во время слушаний главная цель – убедить суд, что нарушения действительно имели место и могли повлиять на решения, принятые по итогам проверки. В этом случае судья может удовлетворить требования заявителя и отменить акт или отдельные его положения. Опытный юрист по налоговым вопросам поможет с подготовкой и подачей иска, а также может представлять интересы вашей компании во время рассмотрения.

Заключение

Если акт налоговой проверки нарушает права вашей компании, налагает необоснованные штрафные санкции, или во время проведения налоговой проверки были допущены нарушения, вы можете обратиться с жалобой и добиться отмены решения ФНС. Существуют досудебный и судебный варианты разрешения спора, причем обращение в суд без досудебного этапа невозможно. Грамотный профильный юрист поможет с обжалованием и обеспечит решение спора в вашу пользу.

Апелляционное обжалование решения ИФНС, не вступившего в силу

При данных обстоятельствах апелляция подается в ИФНС, которая принимала оспариваемое решение, любым доступным способом. Далее она в трехдневный срок перенаправляется в полномочную вышестоящую инстанцию на рассмотрение.

Для составления жалобы ФНС РФ предлагает использовать образец, размещенный на ее официальном сайте. Лицо, которое подает жалобу, должно указать следующие сведения:

  1. Реквизиты налоговой, которая приняла оспариваемое решение (название, адрес).
  2. Свои данные (название, место жительства (нахождения), ИНН).
  3. №, дату принятия решения, на которое подается апелляционная жалоба.
  4. Собственно решение (привлечение к ответственности либо об отказе в таковом).
  5. Свои доводы, причины несогласия с названым решением ИФНС.
  6. Прошение (просьба отменить решение полностью либо в конкретной части).
  7. Способы получения ответа на апелляцию (на бумаге, в электронном виде, через личный кабинет).
  8. Приобщенные документы, которые подтверждают доводы заявителя, а также полномочия его представителя (если таковой имеется).
  9. Датировку, личную подпись.

По итогам рассмотрения подобную апелляцию могут удовлетворить (полностью, частично) либо нет. При положительном ответе действие оспариваемого решения отменяется (полностью либо частично). При его отмене возможно также принятие нового решения. Вышестоящая ИФНС вправе признать действия ответственных лиц незаконными и принять решение по существу.

При отрицательном ответе на жалобу оспариваемое решение ИФНС возымеет действие. После этого его обжалование возможно в порядке, предусмотренном для подачи жалобы на уже действующее решение (описан далее).

К сведению, если по каким-то причинам декларант не успел подать на апелляцию, и решение уже вступило в силу, то он вправе подать жалобу уже на действующее решение, минуя этап апелляции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]