При осуществлении перевозки любой продукции необходим ряд особой документации, превращающий процесс в правомерное действие. Также эти бумаги будут обязательными при проведении окончательного расчета между заказчиком и логистической компанией, непосредственными исполнителями, в частности, водителями и экспедиторами. В этом обзоре мы объясним, что же это за пакет документации. Как именно он используется и из каких составных частей состоит. Итак, что такое ТТН в грузоперевозках – это товарно-транспортная накладная, та бумага, без которой легально осуществить транспортировку продукции на территории нашей страны просто невозможно. Даже если грузоотправителем является не импортер, а сообщение происходит без пересечения границ государства.
Понятие и применение в бухгалтерии
Эта документация содержит основные сведения о грузе. Весовые параметры, габариты, проделанный путь. Предоставляет информацию об отправителе и компании, сотрудниках, осуществляющих перевозку. Соответственно, именно на основе бумаги и происходит расчет между сторонами сделки. То есть, это своего рода подтверждение расходов, которые идут в бухгалтерии отдельной строкой. И помогают налоговой службе сформировать правильную картину издержек производства.
Но при этом, конкретно для создания бухгалтерской проводки ТТН не станет основанием. Это своего рода доказательная база, способ подтверждения. Но не основа для внесения бухгалтерской записи в отчетность.
Товаро-транспортная накладная – это подтверждение выполнение условий сделки. А значит, они распределяются на несколько сторон. Зачастую принято использовать 4 экземпляра, чтобы каждый остался со своей доказательной базой. Отправитель, заказчик, лица уполномоченные принять груз и провести оприходование, а также сам посредник. То есть, частный перевозчик или компания, осуществляющая логистику.
Ценность этой документации сложно не понять. При любом отклонении материальной составляющей груза от заказа, сразу же проводится сверка именно с ТТН. Поэтому ее заполнение должно быть всегда правильным, строго по образцу, без вольностей и самодеятельности. Оформление с отклонениями от существующих норм и правил, с нарушениями на бланках – автоматически лишит бумагу юридической силы.
Перевозится груз, а не товар
Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов
Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.
Справочно
Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно — на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.
В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ [email protected]). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).
Разновидности
Часто появляется вопрос, является ли ТТН первичным бухгалтерским документом. А также происходит путаница со смежными справками. Некоторые граждане ошибочно полагают, что это все разновидности одной формы. Но нет, на проверку есть принципиальные отличия. Счет-фактура служит только в целях проведения отчетности перед налоговой службой. И конкретно по расчетам за НДС. Тогда как документация как раз подтверждает факт расходов предприятия на приобретение продукции. Когда она была принята, после оприходования. Но герой нашего обзора таких полномочий не имеет. Он просто выступает доказательством, что были потрачены средства на доставку этой продукции. Не покупку, не расчеты с грузоотправителем, а именно с компанией, которая доставляет. Разница весьма очевидная.
Поэтому и бухгалтерии справка не становится основной для проводок. Но разновидности все же имеются, и они следующие:
- СП-31. Используется конкретно при поставках зерна и злаковых культур в любых объемах.
- СП-32. Транспортировка животных. Причем не туш или мяса, а исключительно живых особей, имеющих ценность только в таком виде.
- СП-33. При работе с молочной продукцией любого типа. От обычного молока, до творожных изделий или сыров.
- 1-Т. А вот этот тип используется во всех оставшихся случаях. А их, как легко предположить, более 90%. Соответственно, универсальная форма, которая, скорее всего, и будет использоваться на предприятии.
Как мы видим, хотя различных вариаций и существует несколько штук (далее мы обозначим еще), фактически используется один вариант. Разумеется, если Вы не являетесь представителем предприятия, занимающимся реализацией зерна, животных или молочных продуктов. Во всех иных случаях понадобится 1-Т. Теперь пройдемся по каждому пункту детально.
Международный формат (СМР)
Единственный вариант, который распространяется только в трех экземплярах. А также подписывается грузоотправителем и транспортером. Дело в том, что это вид применяется при пресечении груза границы страны. И важным условиям также является доставка с помощью автомобилей. Грузовиков или легковых, не имеет значения. Но не морское, не воздушное и железнодорожное сообщение. Строго автотранспорт. Кроме того, страна должна в принципе работать в формате СМР. А последним условием является платность. Так, гуманитарные миссии будут иметь совершенно иную форму документации. И сюда уже не относятся.
Хотите внедрить «Склад 15»? Получите всю необходимую информацию у специалиста.
Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята!
Для зерновых культур
Собственно, транспортная накладная для налоговой по форме СП-31. Используется весьма часто, ведь зерно поставляется не только огромными объемами. А также и локальными партиями для реализации в розницу на местах продаж в небольших магазинах или товарных точках. Упакованные злаки сюда не относятся, а вот весовое зерно – это подходит.
Для перевозки животных
Зачастую формат СП-32 понадобится при сотрудничестве с фермерами в качестве индивидуальных предпринимателей. А сейчас становится все больше. Они активно занимают нишу крупных холдинговых компаний, и наша страна переходит в такое русло сельского хозяйства по примеру США.
Поэтому на проверку применения формата становится довольно частым.
При отправке молочных продуктов
В этом случае важным аспектом является соблюдение всех нормативов и характеристик. Если о качестве зерна судить особо не получается, достаточно весовых параметров и объема. То при работе с молочкой в расчет идет жирность, кислотность, температурный параметр (повышение температуры до предельной отметки – это нарушение условий хранения, а значит, срок годности сразу падает на – ноль).
Поэтому форма СП-33 считается одной из наиболее сложных.
Перевозка плодов, ягод, овощей
СП-34, транспортная накладная – это документ, помогающий осуществить отправку и прием товаров с фермерского хозяйства. Но уже растительной продукции. В основном овощи, разумеется. Но также сезонные ягоды и даже фрукты. Тем более что многие из культур везут к нам из стран ближнего зарубежья. А значит, понадобится уже не эта форма, а международная. О которой мы сообщали в начале нашего импровизированного списка.
Отгрузка шерсти
Товарная ТН по форме СП-35 еще сложнее в деталях, чем все описанные выше. Ведь в этом случае применяется для расчета множество параметров. А конкретно:
- Весовые параметры по виду нетто и брутто.
- Методика выявления финальной массы объектов.
- Количественный фактор кип.
- Способ упаковки продукции.
- Итога проведенных анализов до отправки в лабораторных условиях.
Соответственно, волокита с бумаги увеличивается в разы. Но, в реальности, количество пунктом для учета – это не самая важная часть. Не тот фактор, который его отличает. Куда важнее – это корректное заполнение. Ведь при явных ошибках, справка перестанет нести юридическую силу. А получается, что транспортировка происходит без нее. И это нарушение текущего законодательства Российской Федерации. О последствия такого действия мы поговорим далее.
Особенности оформления формы ТТН в 2021
Иногда к форме 1-Т может прилагаться накладная ф-мы ТОРГ-12. Так бывает, когда товарный раздел ТТН не вмещает в полной мере информацию о товаре и необходим пространный вариант. Но формой ТОРГ-12 заместить ТТН невозможно, поскольку в ней нет транспортного раздела. В качестве самостоятельного документа ТОРГ-12 служит, если товар перевозится самовывозом, когда третья сторона-перевозчик не привлекается, а транспортирует ТМЦ сам приобретатель. Важным в этом случае становится лишь цепочка «отгрузка – получение» груза.
Существуют правила транспортировки разных видов товаров. К примеру, для перевозки алкогольной продукции к форме 1-Т составляют специальную справку, зерно доставляется по ТТН с сопроводительной формой СП-32, молочная продукция имеет обязательное сопровождение в виде формы СП-33 и т.д. Т.е. в любой перевозке основным документом является ТТН, а приложением к нему – сопроводительные накладные формы, разработанные в соответствии со спецификой отрасли.
Что, если документ отсутствует
Потеря, некорректное оформление, ошибки со стороны грузоотправителя, запланированные аферы, банальная человеческая безответственность. И последствия в любом случае будут неблагоприятными.
Это:
- Отсутствие учетных записей по расходам, связанных с доставкой продукции. В результате в бухгалтерии появляются незакрытые дыры, что негативно скажется на правильном построении финансовой политики.
- Проблемы с налоговиками. Ведь отчислений по этой статье расходов не будет, деньги, получается, просто исчезли с баланса без объяснений. Такое всегда вызывает резонные вопросы.
- Наложение штрафных санкций. Опять же, со стороны ФНС. Конкретная величина зависит от тяжести проступка. А также от количества неучтенных расходов.
Не стоит забывать, что в ряде случаев налоговая служба имеет право напрямую потребовать подтверждение издержек, связанных с транспортировкой. Многие считают, что товарно-транспортная накладная, ТТН – это первичный документ. На самом деле нет, но рядом с ними он также бывает необходимым для отчетности.
В качестве примера:
- Перевозка для последующей реализации спиртосодержащей продукции. Тут выписка будет строго необходима, чтобы службы в принципе могли проверить правовую основу оборота.
- При объединении статей направленных на закупку продукции и ее доставку.
- По требованию службы, если на отчетности остались спорные моменты и темные пятна. Просто для прояснения ситуации.
Предназначение товарно-транспортной накладной
Унифицированная форма накладной включает в себя два раздела:
- Товарный – на его основании происходит списание ТМЦ (товарно-материальных ценностей) у поставщиков и их оприходование у получателей.
- Транспортный – отражает стоимость по перевозке груза.
Таким образом данная накладная является:
- для Гражданского кодекса и автомобильного Устава – подтверждающим документом по заключению договора о перевозке материальных ценностей;
- для бухгалтерского учета – основанием для отражения движения ТМЦ и расчета за их перевозку автотранспортом;
- для налогового учета – подтверждением расходов на транспортные услуги, которые влияют на исчисление налога на прибыль.
Важно! Организации вправе не использовать унифицированную форму ТТН. Те, кому требуется, могут разработать свой документ, включающий все необходимые реквизиты, и обязательно утвердить его применение приказом.
При отсутствии этого первичного документа бухгалтерского учета налоговики нередко отказывают в вычете НДС. В подобных спорах суды иногда встают на сторону налогоплательщиков, поясняя, что для вычета НДС достаточно счет-фактуры и накладной ТОРГ-12 (в чем отличия между товарно-транспортной накладной и счет-фактурой и для чего нужны эти документы читайте тут).
Для чего покупателю?
Что подтверждает товарно-транспортная накладная для получателя груза? Покупатель на основании товарно-транспортной накладной производит оприходование полученных ТМЦ и в этом случае документ является подтверждением доставки товара и сопряженных с этим расходов.
Зачем поставщику?
Для поставщика этот первичный документ бухучета является основанием для списания отгруженных товарно-материальных ценностей и обоснованием отражения в учете выручки за оказанные автоуслуги.
Для чего перевозчику?
В ПДД (п. 2.1.1) есть требование, обязывающее водителя иметь при себе документы на перевозимый груз, в том числе ТТН. Казалось бы, достаточно иметь в наличии ТОРГ-12. Но в ней указан покупатель, а перевозчик – нет.
В случае проверки на дороге водителю, при отсутствии транспортной накладной, трудно объяснить инспектору ГИБДД, почему этот груз находится в его машине. Кроме того, на основании ТТН начисляется зарплата водителю.
Функции
Их предусматривается целый ряд.
- Подтверждения факта заключения сделки. Своего рода акт приема-передачи, только не на материальные ценности, а на факт оказания услуг перевозки.
- Способ уточнить детали по расчету с агентом.
- Сопроводительная, для подтверждения легальности акта.
- Отчетная. Соответственно, предназначается для налоговой службы.
- Возможность точно проверить качество грузоперевозки, отсутствие хищений и потерь, порчи материальных объектов, сроки исполнения и смежные факторы.
Хотите внедрить «Магазин 15»? Получите всю необходимую информацию у специалиста.
Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята.
ТТН: что это за документ и зачем он нужен
В принципе, основное назначение – это оплата услуг перевозок. Все сопутствующие функции по факту являются дополнительными. И даже налоговикам приходится предъявлять бумагу в редких моментах. Она обязательна, должна быть в любом случае, но ее единственная неотъемлемая задача – расчет. Проверка наличия – это товарная накладная, акты оприходования, с ФНС у нас контактирует бухгалтерия с помощью счет-фактуры. Все это первичная документация, сопроводительная же к ней не относится. Но ввиду этого массивного ряда дополнительных задач, ценность листа возрастает и без него точно не получится обойтись. Да и законность грузоперевозки тогда пропадает, в принципе, проверяющие или таможенные органы вполне способны развернуть ее фуру к отправителю.
Кому нужен документ
Субъектов, которым точно будет необходим собственный экземпляр – четверо.
- Грузоотправитель. Как минимум доказать, что с его стороны все условия сделки выполнены. И никаких нареканий не будет, даже если с грузом что-то случится в пути.
- Лица, уполномоченные принимать продукт. Для отчетности, а также оприходования.
- Заказчик. Как уже сказано, функций для него масса.
- Перевозчик. Чтобы получить причитающуюся оплату. Это его смета, где черным по белому прописано, что со своей задачей он справился, а работа стоит N-у сумму.
И хотя все субъекты преследуют разные цели, всем им необходим идентичный бланк. Ведь назначение товарно-транспортной накладной не отличается в зависимости от того, какой конкретно стороне он предназначается.
ТТН или ТН?
Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?
Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.
В каких случаях составляют товарную накладную (форма N ТОРГ-12), а в каких — товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) при отгрузке товаров?
Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.
Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.
Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).
Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.
Когда без ТТН не обойтись
Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.
Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.
ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.
Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.
Особенности заполнения форма 1-Т
Мы уже уточнили, что этот формат самый популярный. И используется в подавляющем большинстве случаев. Нюансы состоят в том, что бланк делится на две части. Первая – товарная. Она заполняется продавцом, ведь именно он должен предоставить определенное количество продукта по заказу, договору поставки или купли-продажи. А вот вторая часть, транспортная, уже составляется как грузоотправителем, так и перевозчиком. Первый выдает заказ на логистические действия, второй осуществляет их, а при надобности и вносит свои коррективы.
Товарный раздел
Он основывается на количестве, объеме, качестве ТМЦ. Своего рода — центральная часть сделки. И после перечисления всех характеристик, обязательным аспектом является штамп или печать компании. Также понадобится подпись ответственного лица, иначе справка будет недействительной.
Не стоит забывать, что именно посредством этого раздела происходит оприходование. Любые нарушения будут выявлены на этом моменте.
Раздел транспорта
Мы уже понимаем, как работает ТТН, что это за документ. И поскольку он отвечает исключительно за транспортировку, то этот раздел становится доминирующим для его цели. Ведь оплата расходов доставки зависит не от количества и качества груза, а от выполнения функций перевозки. Также в пунктах обязательно указывается, кто и в какой доле будет расплачиваться с компанией. Обычно это обязанность покупателя, но бывают и исключения. Также водитель и экспедитор в принципе могут быть частью компании принимающей груз, соответственно, раздел станет не грантом оплаты, а доказательством выполнения служебных обязанностей. И подпись тут уже ставит экспедитор.
В каких случаях этот документ обязателен?
Разберемся, является ли товарно-транспортная накладная обязательным документом для отчетности, в каких случаях она обязательно оформляется, а когда нет?
В ситуации, если перевозку груза осуществляет автотранспортная компания без этого первичного бухгалтерского документа не обойтись.
Необходима ли накладная, если доставка включена в стоимость товара?
В ситуации, когда доставка ТМЦ производится поставщиком без привлечения сторонней компании, а в договоре с покупателем указано, что стоимость доставки входит в стоимость товара, вычет НДС возможен и без наличия товарно-транспортной накладной.
Если транспортировку оплачивает покупатель
В каких еще случаях товарно-транспортная накладная обязательно выписывается? Если по договору поставки поставщик сам доставляет товар покупателю, выступая в роли перевозчика, а стоимость перевозки возмещает покупатель, транспортная накладная необходима. Документ должен заполнить поставщик, в данном случае он же – грузоотправитель и перевозчик (подробно о том, как и кем в различных ситуациях заполняется ТТН, мы рассказывали в этом материале).
При доставке за счет продавца
Если перевозка товара осуществляется собственником или продавцом товара, то есть он является грузоотправителем, то оформлять ТТН должен он.
Если доставка осуществляется поставщиком
В данном случае может быть два варианта:
- Если поставщик производит доставку своим автотранспортом и за свой счет, то ТТН не оформляется.
- Если привлекается транспортная компания для перевозки груза, то документ составляется поставщиком (т.к. он же является грузоотправителем).
При самовывозе покупателем
При самовывозе товаров покупателем поставщик вправе оформить только товарную ТОРГ-12 и не выписывать ТТН. Если же при самовывозе возникнет необходимость в оформлении товарно-транспортной накладной, узнать о том, кто и как ее должен заполнить, вы можете в нашей статье.
При привлечении сторонней организации
ТТН выписывается грузоотправителем всегда, если для доставки груза привлекается сторонняя компания, предоставляющая услуги перевозчика.
Товарно-транспортные накладные, оформленные при доставке ТМЦ во всех необходимых случаях, имеют для бухгалтерского учета большое значение. Расходы на перевозку, подтвержденные документально, уменьшают налог на прибыль организации.
Узнать дополнительную информацию о видах ТТН, правилах заполнения и о нюансах работы с этими накладными, можно в наших следующих публикациях:
- Что такое номер ТТН и необходимо ли его наличие в накладной?
- Особенности работы с ТТН в ЕГАИС: как ее найти и выполнить проверку, как правильно подтвердить накладную?
- В каких случаях требуется международная товарно-транспортная накладная CMR и как ее оформить?
- Особые виды товарно-транспортной накладной: на молсырье СП-33, на животных СП-32 и другие.
- Оформление ТТН на зерно по форме СП-31: важные нюансы и образец документа.
Оформление в ЕГАИС
Это единственный случай, когда документ становится отчетным на всех стадиях. Он вбивается в систему еще на момент отправки. По требованиям закона все участники процесса должны быть в базе. Поэтому на каждой точке передачи груза, а также во время оприходования необходимо сверяться с ЕГАИС. Проводить полную проверку продукции.
В принципе для оприходования товара с автоматическим учетом накладной, лучше использовать единую операционную систему. Подходящее ПО можно найти в «Клеверенс». Мы предлагаем:
- Решения под любой тип бизнеса.
- Управление всеми операциями с единого устройства.
- Быстрые темпы исполнения рабочих процессов.
Мы разобрали, как проходит работа с ТТН, что это такое в бухгалтерии, какие виды и функции у этого документа, выяснили, что накладная становится жизненно необходимой во многих случаях. Особенно при повышенном интересе со стороны ФНС.
Количество показов: 1961