Недоимка — это… Дата выявления задолженности, особенности взыскания


Новые критерии для срока отправки налогового требования

С 01.04.2020 инспекторы получили право требования об уплате налога на сумму от 500 до 3000 рублей направлять должнику в течение года. То есть, когда сумма недоимки у организации или ИП не превышает 3000 рублей. В этом случае требование на уплату налоговики смогут выставить не позднее 1 года со дня выявления недоимки.

Отметим, что до 1 апреля 2021 года такой срок действует, если налоговая недоимка составляет менее 500 рублей. А обычный срок направления требования – 3 месяца со дня выявления недоимки.

Таким образом, законодатели повысили суммовой порог налоговой задолженности до 3000 рублей (новая редакция абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ). Проще говоря, всё, что меньше этой суммы с 01.04.2020 не стоит в приоритете у налоговиков в целях скорейшего взыскания в пользу бюджета.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ с многочисленными изменениями и дополнениями в Кодекс.

Также см. «Суд разрешил взыскивать с бухгалтеров долги компаний (это правда)».

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС. В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц и предприятий может быть реализовано такими способами:

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

При невозможности возместить в бюджет сумму недоимки задолженность может быть признана безнадежной. Такие долги подлежат списанию. Это характерно для следующих ситуаций:

  • налоговым органом недоимка была обнаружена после истечения срока давности по задолженности;
  • субъект хозяйствования прекратил свою деятельность посредством ликвидации;
  • смерть физического лица, за которым числился долг;
  • предпринимателю присвоен статус банкрота;
  • прекращение исполнительного производства по решению суда.

Сумма недоимки компании по налоговым обязательствам равна 2,9 млн руб. Судебные приставы произвели оценку имущества компании, данные которой совпали с показателями баланса организации:

  • дебиторская задолженность в размере 3,2 млн руб.;
  • стоимость оборудования – 300 тыс. руб.;
  • объем готовой продукции – 122 тыс. руб.;
  • МПЗ – 150 тыс. руб.

Погашение долга будет произведено за счет дебиторской задолженности (ст. 47 НК РФ, письмо Минфина РФ от 19.01.2007 № 03-02-07/1-15). Если бы величина недоимки превысила значение дебиторки, то компании пришлось бы отдать в качестве возмещения часть своего имущества, что может привести к остановке деятельности фирмы.

Новые правила взыскания небольшой задолженности

С 1 апреля 2021 год срок вынесения решения о взыскании зависит от двух критериев:

  1. суммы недоимки;
  2. давности недоимки.

Так, при размере недоимки не более 3000 рублей решение о взыскании ИФНС принимает в течение 2-х месяцев с момента, который наступит раньше:

  • общая сумма долга плательщика перед бюджетом превысит 3000 рублей;
  • пройдет 3 года после того, как истек срок исполнения самого раннего из неисполненных требований.

Отметим, что при сумме недоимки от 3000 рублей срок остаётся прежний – 2 месяца после истечения срока исполнения требования об уплате.

Это новые положения п. 3 ст. 46 НК РФ, внесённые Законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Всё сказанное касается взыскания не только налогов, но и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов (общей суммы по обязательным платежам).

Также см. «Когда запретят взыскание долгов с пенсий и пособий».

Недоимка по налогам

Это долг перед бюджетом любого уровня, который образуется при отсутствии своевременной оплаты обязательств. Задолженность может быть сформирована и вследствие получения ошибочного возмещения по налогам в завышенном размере.

У юридического или физического лица недоимка возникает:

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Недоимка – это сумма налога или сбора, а также страхового взноса, которая не была погашена налогоплательщиком вовремя (ст. 11 НК РФ). По каждому виду налога законодательством зафиксирована крайняя дата оплаты. Норма распространяется на все типы федеральных и местных налогов, на страховые взносы. Величина начисленных штрафов и пеней с недоимкой не суммируется.

К налогоплательщикам, у которых имеется задолженность перед бюджетом, могут быть применены такие меры ответственности:

  • штрафная санкция;
  • пеня;
  • меры воздействия уголовного права (используются при особо крупных размерах нанесенного бюджету ущерба, при систематическом повторении правонарушения).

Недоимка по налогам – это сумма, которая может возникнуть также вследствие занижения налогооблагаемой базы при составлении налоговой декларации и расчете обязательства к уплате. В этой ситуации налогоплательщику будет предъявлено требование о выплате штрафа в размере 20% от величины задолженности (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Пеня начисляется в ситуациях, когда декларационные формы поданы в срок и результаты камеральной проверки не выявили ошибок, но налог не был перечислен в бюджет.

Крупная недоимка – это сумма налога, за уклонение от уплаты которой к налогоплательщику могут применяться меры уголовной ответственности. Ст. 199 УК РФ предусматривает штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы и даже лишение свободы. Если правонарушение совершено впервые и виновное лицо погасило задолженность, меры ст. 199 УК РФ могут не применяться. Крупным размером недоимки считается долг перед бюджетом в сумме от 15 млн. рублей, особо крупным признается долг от 45 млн. рублей (без дополнительных условий).

Новые правила для большой недоимки

С 1 апреля 2021 года при взыскании крупной недоимки у налоговиков будет больше полномочий.

Если налоговый орган вынес решение о взыскании недоимки на сумму более 1 млн рублей и оно не исполнено в течение 10 рабочих дней, то он вправе (новая редакция ст. 92 НК РФ):

  • осмотреть при наличии согласия территории, помещения, документы и имущество организации;
  • вне проверки истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах компании (их перечень регламентирует приказ ФНС).

Эту поправку тоже внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Читать также

17.12.2018

Недоимка по НДФЛ и страховым взносам как основание для принудительного банкротства

В некоторых случаях недоплата или неуплата НДФЛ и страховых взносов в бюджет может стать причиной банкротства компании.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. На основании ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника – физического лица – не менее чем пятьсот тысяч рублей.

А это означает, что любая задолженность в триста тысяч рублей может послужить основанием для подачи в суд искового заявления о банкротстве.

При этом специальные нормы поименованы и в Налоговом кодексе, и в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В силу Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Налоговые органы подобным правом, как было указано выше, наделены в силу п. 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257.

Налоговый орган может взыскать недоимку за счет имущества без процедуры банкротства. Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Кроме того, налоговый орган может подать на банкротство компании в общеустановленном порядке, определенном Законом о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона № 127-ФЗ. Но четкая процедура инициирования банкротства в Налоговом кодексе отсутствует, поэтому банкротство может осуществляться на общих основаниях, то есть в соответствии с Законом о банкротстве.

Налоговый орган может также привлечь налогоплательщика, который не подал заявление о банкротстве, к ответственности. Если руководство компании или индивидуальный предприниматель при наличии оснований не подали заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа (ч. 5 ст. 14.13, ст. 23.5 КоАП РФ):

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Для определения наличия у субъекта признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

— Абзац 3 п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве.

Однако в некоторых случаях, например, при задолженности по НДФЛ суды отказывают в принятии решения о введении процедуры банкротства. Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2015 № Ф04-25980/2015 суд отказал в признании компании банкротом, поскольку на требование уполномоченного органа по уплате должником – юридическим лицом удержанного и не перечисленного в бюджет НДФЛ распространяется режим требований кредиторов второй очереди, а размер обязательств, подлежащих удовлетворению во вторую очередь, не подлежит учету в целях определения признаков банкротства.

В п. 10 ст. 29 Закона № 212-ФЗ указано, что контролирующий орган вправе обращаться в установленном порядке с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов, но конкретные случаи банкротства не обозначены. Но суды исходят из двух оснований для банкротства:

  • наличие задолженности;
  • наличие фактов отсутствия юридического лица вне зависимости от задолженности.

Согласно ст. 227 Закона о банкротстве, если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Однако суды не всегда соглашаются с банкротством компании по данному основанию (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 № А64-1025/2013).

А вот при наличии недоимки суды вводят процедуру банкротства (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 № А54-8175/2012). Рассматривая вопрос об обоснованности заявления Федеральной налоговой службы о признании ООО «РязаньАвтоагрегат» несостоятельным (банкротом), суд первой инстанции установил наличие непогашенной задолженности должника перед кредитором в размере более ста тысяч рублей (должником не оспаривается), просроченной свыше трех месяцев, а также то, что процедура принудительного взыскания задолженности была соблюдена, вследствие чего суд области пришел к выводу, что у должника присутствуют признаки несостоятельности и имеются все основания для введения в отношении должника процедуры банкротства – наблюдение.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

После получения судебным приставом-исполнителем копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства оспорить действия проверяющих возможно, если:

  • задолженность не превышает размер, установленный законодательно;
  • если компания не является безвестно отсутствующей;
  • если платеж не является обязательным платежом.

Что является обязательным платежом?

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и(или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и(или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Пунктом 1 ст. 8 НК РФ предусмотрено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся российскими налоговыми резидентами, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся российскими налоговыми резидентами. Однако обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога в силу п. 1 ст. 226 НК РФ возложена на организацию – налогового агента, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы.

НДФЛ не является обязательным платежом, взимаемым с организации в форме отчуждения принадлежащих ей на праве собственности денежных средств. НДФЛ исчисляется и уплачивается налоговыми агентами, задолженность по данному виду налога не подпадает под определяемое положениями ст.ст. 2 и 4 Закона № 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицирована как требование об уплате обязательных платежей.

А вот страховые взносы подпадают под понятие обязательных платежей, поскольку прямо поименованы в качестве таковых, ведь это взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, которые установлены соответствующим законом. Но и в отношении страховых взносов судебная практика о признании банкротом компаний и предпринимателей немногочисленна.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Наличие у субъекта недоимки по налогам (в частности, по НДФЛ) или страховым взносам, размер которой превышает 300 000 руб., формально может стать поводом для обращения уполномоченного органа (налоговиков или ревизоров из внебюджетных фондов) в арбитражный суд с заявлением о признании данного субъекта банкротом.

Если имеется недоимка по НДФЛ?

Недоимку по НДФЛ налоговому органу выявить в настоящее время намного легче, чем было ранее. Дело в том, что с 2021 года введена обязанность ежеквартальной отчетности. Камеральные проверки деклараций (расчетов), которые представлены налоговым агентом, проводятся в общем порядке (п.п. 1–2, 10 ст. 88 НК РФ). Соответственно, налоговый орган может сравнить поступления по НДФЛ и форму 6-НДФЛ. Если во время камеральной проверки будет обнаружена недоимка, контролирующий орган может:

  • вызвать налогоплательщика на зарплатную комиссию;
  • закрыть счета, если компания не подала своевременно форму 6-НДФЛ.

Также если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. На основании акта выносится соответствующее решение.

Если задолженность составляет более 300 000 руб. или компания является безвестно отсутствующей, то налоговый орган может подать заявление о банкротстве налогоплательщика.

Но, по счастью налогоплательщиков, в настоящее время сложилась благоприятная судебная практика, в соответствии с которой суды в случае задолженности по НДФЛ отказывают в иске о банкротстве налогоплательщика.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Задолженность налогового агента по перечислению в бюджет НДФЛ не является обязательным платежом для целей применения Закона № 127-ФЗ.

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.12.2015 № Ф10-4681/2015.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]