Как сдать электронную отчетность в налоговую инспекцию

Система ТКС – это современный телекоммуникационный канал связи, электронный вариант, который характеризуется удобством, доступностью, а также высокой скоростью. Причём при передаче актуальных сведений и документов через систему нет необходимости дублировать их на бумажных носителях. Данная особенность обеспечивает значительную экономию времени, а также сил представителей различных организаций.

На сегодняшний день декларации посредством ТКС уже передают более 70 % от общей массы налогоплательщиков. Такой вариант упрощает проведение дополнительного контроля при заполнении отчётности.

По сути, ТКС – это телекоммуникационный канал связи, пользование которым позволяет передавать любую необходимую отчетность в электронном виде при наличии доступа к сети Интернет.

Работа по предоставлению отчётности посредством ТКС

Все новшества в налоговой отрасли, связанные с практическим применением телекоммуникационных систем, отражены и зафиксированы в приказе №534 ФНС РФ.

На сегодняшний день посредством ТКС декларации предоставляют всё чаще, предоставление отчётности бухгалтерской и налоговой доступно для индивидуальных предпринимателей и всех юридических лиц.

Собственно, система представляет собой обновленный вариант взаимодействия между налогоплательщиками и представителями ФНС при необходимости предоставить актуальную отчётность и другие документы. ТКС даёт такую возможность, теперь для этого не нужно отстаивать очереди к кабинетам налоговой инспекции. Достаточно воспользоваться современными функциями сети Интернет.

Подтверждение сдачи отчетности по ТКС

Добрый день! Подскажите, в какие сроки и в каком виде должны поступать подтверждения из налоговых органов о сдаче отчетности?

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщик получает от спецоператора подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня за днем получения отчетности налоговый орган в случае ее представления согласно установленному формату и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме. Затем он заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю).

В течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой и бухгалтерской отчетности. При выявлении недостатков, ошибок, противоречий в представленных сведениях он формирует уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Указанное уведомление заверяется ЭЦП начальника (заместителя начальника) налогового органа и направляется налогоплательщику (его представителю).

Значит, в качестве подтверждения о сдаче отчетности мы должны получить квитанцию о ее приеме в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи?

Для подтверждения исполнения обязанности по сдаче отчетности вы должны получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора;
  • квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.

Если же вместо квитанции о приеме вы получили уведомление об отказе, это означает, что вы не исполнили свою обязанность по сдаче отчетности, то есть считается, что декларация в налоговый орган не представлена.

В каком виде следует хранить электронные документы?

Как саму отчетность в электронном виде, так и документы, подтверждающие ее получение налоговым органом, необходимо хранить. Ведь формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. При этом все документы в электронном виде необходимо хранить с электронной цифровой подписью.

Распечатывать электронные документы не обязательно. Рекомендуется скопировать все эти файлы на дискеты или на CD-диски, а затем хранить эти носители в течение срока, требуемого законодательством. Для единообразия можно хранить и бухгалтерскую, и налоговую отчетность в течение пяти лет.

Совершенствование системы ТКС

Первоначально требования по ТКС выставлялись еще с 2007 года. На сегодняшний день система доработана и усовершенствована. В частности, теперь существенно упростился сам механизм ведения документооборота в электронном варианте. За счёт того что вероятность ошибок с обеих сторон минимизирована, значительно повысилась и надежность данного сервиса. Так, на сегодняшний день через ТКС невозможно подать сведения, если они не сходятся с данными, отражёнными в реестре налогоплательщиков, то есть любую неактуальную информацию.

Причём специальная программа направит по ТКС в отношении ООО или любой иной организации дополнительное уведомление о том, что отчётность не была принята.

Важно помнить о том, что отдельные налогоплательщики получают отрицательные ответы. Это происходит в случаях, когда они не подали в ФНС сведения относительно уполномоченного представителя, то есть лица, которое будет представлять их интересы в сфере налогообложения.

Чтобы лучше разобраться в особенностях работы системы ТКС в Москве и регионах, представители налоговых органов рекомендуют плательщикам ознакомиться с приказом 534 по ФНС.

Преимущества сдачи отчетности по ТКС

Какие виды информационных услуг предоставляются налогоплательщику при сдаче отчетности в электронном виде по ТКС?

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчету с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  • акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Отчётность по ТКС

Для современного мира характерно динамичное развитие. Теперь не нужно отстаивать длинные очереди и тратить собственное время, чтобы своевременно подать необходимую отчётность в региональные отделения налоговой инспекции. Декларирование по ТКС – это быстрое и эффективное решение поставленной задачи.

Теперь для передачи отчётности бухгалтерской и налоговой достаточно только наличия доступа в Интернет. Кроме того, потребуется заключить дополнительный договор с выбранным оператором связи, который закрепит данный канал передачи сведений в налоговые органы. Также вам предоставят примеры для ТКС и объяснят, как их заполнять.

Системы телекоммуникационных каналов связи теперь функционируют во многих российских регионах. Они исключают работу с бумажными носителями информации, а также ускоряют саму проверку предоставленных организациями сведений. Подавать данные можно ежедневно, в круглосуточном режиме, в любое удобное время, без перерывов и выходных дней.

Популярность и востребованность передачи документов через ТКС всё возрастает. Такой вариант документооборота гарантирует расширенное внедрение электронных систем и подобных сервисов, доступных для налогоплательщиков.

Технология передачи отчетности по ТКС

Здравствуйте, Ирина Федоровна! Организация намерена перейти на сдачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Что для этого необходимо сделать?

Представление отчетности в электронном виде осуществляется либо во исполнение требований Налогового кодекса, либо по инициативе налогоплательщика. Вам необходимо обратиться к специализированному оператору связи, прошедшему аккредитацию в управлении ФНС России вашего региона, и заключить с ним договор.

Следует учитывать, что у организации и у налогового органа, в который представляется отчетность, должны быть совместимые технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами.

Подскажите, кто является специализированным оператором связи?

Это организация, оказывающая услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и подтверждающая дату отправки налогоплательщиком налоговых деклараций. Она должна отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключенный договор с территориальным налоговым органом.

А вправе ли спецоператор брать плату за предоставляемые услуги?

Специализированный оператор связи реализует свою деятельность на коммерческой основе. В рамках предоставления услуг по обмену информацией и подтверждения даты отправки налогоплательщиком отчетности спецоператор может оказывать налогоплательщику услуги:

  • по выдаче и сопровождению сертификата ключа электронной цифровой подписи, если он является Доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • регистрации налогоплательщика в качестве абонента в системе электронного документооборота налоговых органов;
  • предоставлению и сопровождению программного продукта для подготовки отчетности в электронном виде в утвержденных форматах и обеспечению реализации процедур электронного документооборота с налоговыми органами.

Подготовив и подписав отчетность в соответствии с этими программными средствами, налогоплательщик отправляет ее на сервер спецоператора, при прохождении через который происходит фиксация даты и времени отправки отчетности. Далее спецоператор передает эту отчетность налоговому органу. Фиксация спецоператором даты и времени отправки отчетности является аналогом указания даты при отправке письма по почте путем проставления штампа на конверте с указанием даты отправки.

Ответьте еще на один вопрос. Имеют ли налоговые органы какое-либо отношение к ценовой политике, устанавливаемой спецоператорами на оказываемые налогоплательщикам услуги?

Нет, налоговые органы не имеют к этому никакого отношения. Специализированный оператор связи самостоятельно определяет ценовую политику по оказанию услуг налогоплательщикам. Стоимость его программных продуктов варьируется в широких пределах в зависимости от реализованных функций в программном обеспечении, количества представляемой отчетности, периодов представления, срока заключения договора между налогоплательщиком и спецоператором, спектра предоставляемых услуг.

Проконсультируйте, пожалуйста, можно ли сдавать отчетность в электронном виде по Интернету, не прибегая к услугам спецоператора?

Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде определяется Минфином России. Однако на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином России этого порядка действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

В соответствии с названным Порядком участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации (расчета) в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством спецоператор является обязательным участником информационного обмена.

Ирина Федоровна, сколько времени может занять подключение к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Срок, в течение которого организация может быть подключена к системе передачи отчетности по ТКС, оговаривается в абонентском договоре со специализированным оператором связи. У ряда операторов этот срок не превышает пяти рабочих дней.

Основные моменты при подключении абонента к системе — выдача сертификата электронной цифровой подписи Доверенным удостоверяющим центром и регистрация абонента на сервере системы. Крупные Доверенные удостоверяющие центры выдают сертификаты достаточно быстро, в течение рабочего дня. Процесс регистрации также является автоматизированным и обычно не занимает более суток.

Положение о Доверенных удостоверяющих центрах Федеральной налоговой службы утверждено приказом ФНС России от 13.06.2006 № САЭ-3-27/[email protected]

Конечно, абонентам нужно заблаговременно позаботиться о подключении к системе, поскольку срок подключения в периоды представления отчетности может оказаться больше ожидаемого из-за возникновения естественной очереди желающих подключиться.

А если у налогоплательщика нет возможности приобрести компьютер, модем, программу для отправки отчетности, подключиться к Интернету, может ли он сдать отчетность по ТКС?

В этом случае налогоплательщик может сдать отчетность через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Если декларация представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая полномочия этого лица (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Расширенные возможности системы

С развитием современных технологий значительно расширяются и возможности. Теперь все актуальные бухгалтерские и налоговые документы могут передаваться получателю в электронном варианте. Но на этом возможности сервиса не заканчиваются. Примеры использования ТКС следующие:

  • Передача актуальной документации.
  • Получение справок по взносам и сборам.
  • Перечень бухгалтерской и налоговой отчётности за прошедший год.
  • Получение справок о произведенных расчётах по налогам (такая информация может потребоваться в банке и других организациях).
  • Получение выписки, отражающей выполненные расчёты с бюджетом.
  • Акты сверки по налогам, в том числе из ТКС для таможни.
  • Справки об исполнении имеющихся обязательств в налоговой сфере.

Не менее активно используют возможности ТКС банки и таможня.

Отчетность по страховым взносам

Способ сдачи отчетности по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством тоже зависит от численности персонала. Так, расчеты по страховым взносам (РСВ) необходимо отправлять через Интернет, если среднесписочная численность работодателя за предшествующий период превышает 25 человек. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 25 человек. Исключением являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), обязанности сдавать РСВ в электронной форме для них не предусмотрено вовсе (п. 3 ст. 432 НК РФ). Все остальные плательщики взносов могут представить РСВ как через Интернет, так и на бумаге (п. 10 ст.431 НК РФ).

Передача отчётности посредством ТКС

Удобство и простота – вот основные параметры применения ТКС. Если численность сотрудников в конкретной организации превышает сотню человек, то она обязана передавать актуальную информацию посредством ТКС. Это закреплено на законодательном уровне. Численность оценивается в среднем за последние 12 месяцев.

Благодаря возможностям ТКС для таможни и не только, формируется специальный отчёт, в который попадают все те плательщики налогов, которые обязаны передавать информацию через телекоммуникационные системы. Это объясняется тем, что представителям компетентных органов намного проще проводить проверку документации, которая представлена в электронном варианте от крупных организаций.

Причём за индивидуальными предпринимателями остается возможность выбора наиболее удобного способа подачи сведений. Но многие представители групп ИП также склоняются к пользованию ТКС.

Несмотря на молодость электронного документооборота, популярность ТКС в таможне и налогообложении уверенно возрастает.

Направление документа по ТКС

Включает в общем случае следующие этапы:

1Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по ТКС оператору ЭДО. При этом отправитель фиксирует дату отправки.
2Оператор ЭДО в течение 1 часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня – подтверждение даты отправки. Отправитель, получив подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.
3Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем документа направляет получателю документ и подтверждение даты отправки, подписанное УКЭП оператора.
Получатель, получив документ и подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору 2 соответствующих извещения о получении электронного документа.
4При получении документа и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме, подписывает ее УКЭП и направляет оператору.
Квитанцию о приеме получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем.
5Оператор ЭДО, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет получателю извещение о получении электронного документа.
Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме направляет квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме отправителю.

Отправитель, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

При наличии оснований для отказа в приеме документа получатель формирует уведомление об этом, подписывает его УКЭП и передает оператору для направления отправителю.

Основаниями для отказа могут быть (исчерпывающий перечень):

  • ошибочное направление получателю;
  • отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя;
  • направление документа не по утвержденному ФНС России формату.

При получении уведомления об отказе в приеме отправитель устраняет указанные в нём ошибки и повторяет процедуру направления документа.

Если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме, он направляет получателю документ на бумажном носителе. Но есть исключение. Это когда налоговый орган не получил от плательщика, обязанного сдать электронно налоговую декларацию (расчет), электронную квитанцию о приеме:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • и/или уведомления о вызове в налоговый орган.

Перечисленные документы ИФНС не направляет на бумаге.

Читать также

07.02.2020

Особенности подачи отчётности

При пользовании телекоммуникационными каналами для налогоплательщиков предполагается два различных способа передачи данных. Это:

  • посредством сети Интернет из любого удобного места;
  • при посещении специализированных центров.

Дело в том, что непосредственно органы ФНС прием необходимой отчётности не производят. Эта функция возлагается на телекоммуникационные и других. Каждая из них связана с налоговой инспекцией посредством заключенного договора. Поэтому специализированные компании передают полученные от налогоплательщиков сведения с использованием каналов связи с соответствующей защитой в органы ФНС на местах.

В свою очередь, подобные организации заключают договора и с налогоплательщиками. Услуги по передаче отчётности могут быть оказаны как на платной, так и на бесплатной основе. В любом случае они обязуются передать по защищенным каналам данные в налоговую. При этом для такой организации плательщиком оформляется соответствующая доверенность, в рамках которой телекоммуникационная компания получает возможность представлять документацию в налоговой.

Когда отчетность могут не принять

Скажите, пожалуйста, а каковы основания для отказа налоговым органом в приеме отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Полный перечень оснований для отказа налоговым органом в приеме отчетности по ТКС изложен в пункте 133 Административного регламента. Такими основаниями являются:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ предъявить должностному лицу налогового органа такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
  • представление налоговой декларации (расчета) не по установленному формату и не в установленном порядке;
  • отсутствие в отчетности ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • невозможность расшифровки представленного электронного документа.

Какие документы налоговый орган обязан направить организации в случаях непринятия отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/[email protected] Этим же приказом утверждена форма квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Как сдать отчётность через телекоммуникационную компанию?

Наиболее простой и доступный вариант использования ТКС для таможни и налоговой службы – это сдача организациями отчетности в офисах специализированной компании, причём данные сразу предоставляются на электронных носителях. Тогда все сведения передаются без взимания дополнительной платы, только по доверенности. Недостаток данного варианта – это необходимость личного посещения уполномоченными на то сотрудниками офисов таких компаний.

Существует и другой, более удобный вариант, когда для передачи документации требуется исключительно наличие доступа в Интернет. Но в этом случае за услугу придется заплатить (обычно практикуется оплата годовых абонементов). Даже при таких условиях придется заключить специальный договор с ТКС.

Достоинство указанного варианта состоит в значительной экономии времени. Зато посредством подобных компаний возможно сдавать необходимую документацию как в налоговую, так и в статистические органы, в ФСС и даже в Пенсионный фонд, что также очень удобно для пользователей (руководителей крупных и мелких предприятий).

Наиболее подходящий вариант каждый выбирает для себя самостоятельно.

05.02.2021За такси для работников платим НДФЛ и взносы

Такси для поездки на работу и в офис – мечта каждого работника. Но, вот работодателям поездки работников в офис и обратно за счет фирмы, обходятся слишком дорого.

05.02.2021К каким различиям в бухгалтерском и налоговом учете привел новый порядок учета запасов?

Новый порядок бухучета запасов привел к увеличению количества расхождений с налоговым учетом. Например, стало больше ситуаций, когда себестоимость МПЗ в налоговом и бухгалтерском учете не совпадает. Есть и другие отличия. В самом выгодном положении оказались малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучет. Им дано право выбора учетной политики.

05.02.2021План проверок ревизоров на 2021 год

В начале января представители сразу нескольких ведомств рассказали о том, как изменилось число контрольных мероприятий в прошлом году и сколько ревизий запланировано на новый, 2021 год. Журнал «Расчет» изучил данные, чтобы ответить на вопрос интересующий многих коммерсантов: какие ведомства будут проверять бизнес и с какой частотой?

05.02.2021Исправительный либо корректировочный счет-фактура: когда их составлять?

Если в счете-фактуре изменилась цена отгруженного товара из-за исправления допущенной в нем ошибки, а цена договора при этом не изменилась, то продавцу не надо выставлять корректировочный счет-фактуру.

05.02.2021Какие документы ИФНС не вправе требовать при камералке по НДС с возмещением?

Налоговики считают, что для подтверждения права на возмещение НДС нужно все: от первички до аналитических регистров бухучета, чем больше бумаг — тем лучше. Суд решил, что это противоречит Налоговому кодексу.

05.02.2021Роструд требует провести внеплановый инструктаж во всех организациях

Законодательство обязывает проводить инструктаж по охране труда. Одной и причин внепланового инструктажа является принятие новых нормативных актов по охране труда. Таких в 2021 году было принято более десяти, и почти все компании, так или иначе подпадают, под внеплановый инструктаж.

05.02.2021Коллективный договор: что нужно знать работодателю?

Коллективный договор не является обязательным и заключают его по инициативе обоих сторон. Если же коллективный договор в организации составлен, его важно соблюдать.

05.02.2021Ситуация в российской бизнес-среде в 2020 году

Режим самоизоляции и необходимость перевода бизнеса на удаленку блокировали деятельность многих предпринимателей. Они были не готовы к тому, что нужно как можно быстрее перестроить бизнес-процессы и перевести сотрудников на дистанционный режим работы. В связи с этим их выручка существенно сократилась.

05.02.2021Как Роструд будет штрафовать за допуск сотрудников без проверки новых ПОТ

С 2021 года вступили в силу 40 новых правил охраны труда. В письме от 20.01.2021 г. № 87-ТЗ Роструд еще раз напомнил, что работодатель должен провести внеплановый инструктаж работников. За допуск на работу сотрудников, которые не прошли инструктаж, работодателю грозит штраф.

05.02.2021Вместо 2-НДФЛ выдаем работникам новую справку из формы 6-НДФЛ

Справок 2-НДФЛ больше нет. Вместо них компания теперь должна выдавать работникам Справку о доходах и суммах налога физического лица, а в ИФНС сдавать сведения в виде приложения к форме 6-НДФЛ.

05.02.2021Как платить налог с обособленными подразделениями?

Компания применяет УСН, и у нее есть обособленные подразделения. Как платить налог в этом случае?

05.02.2021Клиенты VS банки: 3:0

Навязанные услуги, дополнительные комиссии, «заградительные тарифы» – с этим сталкиваются многие клиенты банков. Некоторые из них не знают, что банк не всегда вправе повысить ставку по кредиту, даже если договор дает ему это право. В судах по искам клиентов банкам приходится оправдываться за такие действия. И порой суды признают изменения незаконными.

04.02.2021Кто и когда может сдать «нулевой» РСВ — Расчет по страховым взносам?

Организация не ведет хозяйственную деятельность, зарплату физлицам не начисляет и не выплачивает. О том, надо ли ей сдавать «нулевую» отчетность по взносам и как ее заполнить, рассказал Минфин в письме от 26.01.2021 г. № 03-15-05/4460.

04.02.2021Когда средства, полученные от 100-процентного собственника, включают в доходы?

Все мы знаем, что средства, полученные от собственника, не облагаются налогом на прибыль, если он владеет 50% и более уставного капитала фирмы, не говоря обо всех 100%. Тут уж никаких сомнений быть не должно. Но, как видно из недавнего судебного решения, бывает и исключение, если собственник окажется не вполне «подходящим».

04.02.2021Как отследить прохождение электронного реестра в ФСС для назначения пособия?

С 1 января 2021 года пособия выплачиваются напрямую за счет ФСС. Однако, это не означает, что работодатели освобождены от обязанностей, связанных с их назначением и выплатой. Они должны подготавливать и направлять в Фонд документы, которые необходимы для выплаты пособия работнику.

04.02.2021Подводим банкротские итоги года

Данные за 2021 год показали сокращение числа банкротств компаний, показатель в сравнении с 2021 годом сократился почти на 20%. Сколько компаний закрылось, по чьей инициативе предприятия признавались банкротами и будет ли скачок числа заявлений о несостоятельности после отмены ограничений, выяснил журнал «Расчет»?

04.02.2021Что делать, если вы не согласны с суммой налога от инспекции?

Скоро нам всем предстоит начать применять на практике новшества, которые введены с этого года по транспортному налогу. Декларацию по налогу не сдаем, но рассчитываем его сами и платим в новый срок. А уж потом могут начаться недоразумения, когда в бумаге, полученной от налоговой, мы увидим сумму налога, которую она рассчитала. Вариантов действий может бы несколько.

04.02.2021Когда нужно подать уточненный РСВ?

Если в поданном расчете по страховым взносам вы обнаружили ошибку, из-за которой взносы оказались недоплаченными, обязательно подайте уточненку. Установлено несколько ситуаций, когда работодатель обязан подать уточненный РСВ.

04.02.2021В каком размере взыщут госпошлину, если суд уменьшил неустойку?

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении неустойки, штрафы, пени и проценты. Это ведет к увеличению размера госпошлины, которую надо уплатить для рассмотрения дела в суде. Но если неустойку взыщут в меньшем размере, надо ли пересчитывать судебные расходы пропорционально ее сниженному размеру. В этом вопросе разобрался Верховный суд.

04.02.2021Фирма дает работникам скидки на свою продукцию: что с НДФЛ?

Работники могут купить продукцию компании со скидкой. Облагается ли НДФЛ этот доход?
1 Следующая страница >>

Формирование отчётности

Благодаря активному распространению телекоммуникационных систем в сфере передачи информации, процесс формирования отчетности как таковой значительно упростился. Теперь предлагается специализированный софт, который сопряжен с рядом популярных программ, предназначенных для ведения учета. Речь идёт о ряде распространенных продуктов вроде 1С. Причём ТКС в таможне и налогообложении регулярно обновляются, как и программное обеспечение для реализации их основных функций.

Работа с такими программами проста. Этого удалось достичь благодаря доступному и понятному интерфейсу наряду с возможностью составления требуемых документов вручную, опираясь на информацию, взятую из разных источников. На следующем этапе подготовленные бланки и формы просто отправляются на печать.

Заполненные бумаги в электронном варианте передаются через офис компании ТКС либо посредством сети Интернет при заблаговременном заключении соответствующего договора. Оба варианта равноценны – в конечном итоге в налоговую сведения поступят зашифрованными.

Что регулирует

Приказ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448 утвердил порядок:

  • направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и используемых налоговыми органами;
  • представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Одновременно признаны утратившими силу:

  • приказ ФНС от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781 с Порядком передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по ТКС;
  • приказ ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168 с Порядком направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления их по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС;
  • приказ ФНС от 07.11.2011 № ММВ-7-6/735 с Порядком представления заявлений, уведомлений и запросов в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физлиц;
  • приказ ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149 с Порядком направления документов, используемых налоговыми органами;
  • ряд норм федеральных законов и подзаконных актов.

Если быть точнее, то новый приказ по сути объединил в один документ положения перечисленных актов.

Преимущества телекоммуникационных систем

Как уже было отмечено выше, телекоммуникационные системы начали применяться на практике совсем недавно. Тем не менее популярность их быстро и стремительно растёт. Во многом это объясняется их основными достоинствами, в том числе такими:

  • возможность передачи данных из любой удобной точки, где есть доступ в Интернет – из офиса, дома или любого другого места;
  • своевременный контроль соблюдения установленных сроков сдачи;
  • удобство и комфорт пользования системами ТКС;
  • исключение случайных ошибок при формировании необходимых отчётов в автоматическом режиме;
  • моментальная передача сведений;
  • возможность использования в любое удобное время и дни недели.

То есть основное достоинство – это полный отказ от устаревших и неудобных бумажных носителей наряду с наличием проверок арифметического и логического плана ещё на этапе формирования документов. Последнее исключает не только ошибки, но и последующую подачу уточненных сведений.

При этом ФНС обращает особое внимание на то, что внедрение телекоммуникационных систем увеличивает возможности в плане дистанционной работы, способствует повышению качества обслуживания налогоплательщиков, сокращает личные посещения органов налоговой службы.

Что делать, если нет требуемых документов

Нередки случаи, когда запрашиваемые товарные накладные или договоры у компании отсутствуют. Со счетами-фактурами такое случается реже, поскольку порядок документооборота по НДС строго регламентирован. Если какие-либо бумаги у вас отсутствуют, есть три варианта действий:

  1. Если это встречная проверка, рекомендуется связаться с контрагентом и запросить недостающую документацию в электронном виде. Ваш контрагент максимально заинтересован в благоприятном исходе контрольного мероприятия.
  2. Если с этим контрагентом отношений не было (иногда налоговые органы допускают ошибки), в качестве ответа напишите письмо в произвольной форме о том, что контрагент отсутствует в вашей базе данных, сделок с ним не заключалось, оплаты не поступали и не производились.
  3. Отправьте те бумаги, что имеются в наличии. При невозможности получить нужные бумаги напишите письмо об их отсутствии с объяснением причины (например, документы были утеряны при переезде в другой офис). В этом случае придется заплатить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Правовые документы

  • ст. 88
  • 93 НК РФ
  • 8 НК РФ
  • ст. 126 НК РФ

Недостатки телекоммуникационных систем в налогообложении

Назвать минусы современных телекоммуникационных систем сложно. Благодаря понятному интерфейсу программ и их широким возможностям, их без труда освоили даже те бухгалтеры, которые всегда были приверженцами классических систем. Поэтому единственный недостаток – это необходимость внесения абонентской платы, когда сведения передаются не через офис специализированных компаний, а непосредственно через Интернет.

В теории остается вероятность взлома сервера, но программисты ООО «ТКС» и других подобных организаций изначально разработали для него достаточную защиту. На протяжении периода практического применения телекоммуникационных систем подобных ситуаций и угроз не возникало.

Схематичный регламент предоставления электронных деклараций

Налоговое законодательство предлагает специализированный регламент, который регулирует деятельность телекоммуникационных систем. Основные его положения таковы:

  1. Плательщики передают актуальные данные через выбранных операторов связи, это правило действует и для ТКС таможни.
  2. При наличии соответствующих программ и аппаратных средств, подключения к системам связи можно сформировать декларацию, запрос в налоговый орган, а также зашифровать сведения в процессе их отправки получателю.

Электронный документооборот в таком случае имеет следующие особенности:

  • необходимые данные подготавливаются;
  • информация через ТКС передается уполномоченному перед налоговой службой лицу, которое производит ее шифровку и последующую отправку в ФНС;
  • на протяжении суток налогоплательщик получает квитанцию, подтверждающую прием электронных документов.

Важно заметить, что датой подачи сведений принято считать ту, когда информация оказалась у телекоммуникационного оператора.

В целом особенности документооборота в электронном виде при передаче выписок и запросов в налоговые органы аналогичны ведению работы с декларациями. Единственное отличие состоит в том, что в этом случае не производится подтверждение сроков подачи документации у операторов телекоммуникационных сетей.

Требования по ТКС

Суть ТКС сводится к осуществлению следующих операций:

  • формирование электронного документа;
  • отправка данных оператору ТКС;
  • шифровка сведений;
  • передача информации в контролирующий орган;
  • расшифровка данных;
  • создание и отправка налогоплательщику квитанции о приеме электронного документа.

Требования по ТКС к отправителям данных заключаются в следующем:

  • наличие регистрации в качестве участника системы электронного документооборота;
  • у субъекта хозяйствования должен быть договор с оператором ТКС на обслуживание;
  • документы подписываются актуальной ЭЦП (электронно-цифровой подписью).

Организация системы электронного документооборота применительно к налоговым декларациям регламентирована нормами приказа ФНС от 31.07.2014 г. № ММВ-7-6/[email protected] В электронном формате можно не только отправить отчетность, но и оформить запрос на получение справки о состоянии налоговых расчетов, акта сверки с ФНС, детальной расшифровки платежей и т.п.

Дополнительные возможности системы

На сегодняшний день налогоплательщики активно пользуются возможностями системы ТКС. Это касается не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

При сдаче всей отчётности в электронном виде, дублировать ее в бумажном варианте не нужно.

В случаях, когда возникает необходимость проставления специализированных отметок налоговых органов на бухгалтерский баланс и иные бумаги, налогоплательщик может обратиться в налоговую. Отметки проставляются на бумажных копиях документов, находящихся в ФНС.

Даже если в телекоммуникационной системе произойдет непредвиденный сбой, это не станет причиной задержки подачи документов налогоплательщиком. Дело в том, что датой передачи информации считается момент передачи сведений оператору связи, вне зависимости от того, когда они дошли до ФНС.

К тому же посредством телекоммуникационных систем налогоплательщики могут быстро запросить и получить ряд необходимых им документов. Причём их численность постоянно возрастает. Теперь, находясь в своем офисе, можно запросить из налоговой:

  • справки, подтверждающие уплату налогов и взносов;
  • список деклараций, отчётности за предшествующий период;
  • справки о состоянии расчётов по налогам на данный момент;
  • акты сверки расчетов.

Как сдать электронную отчетность?

Сдать отчетность в электронном виде можно двумя способами:

  • с использованием телекоммуникационных каналов связи (ТКС)
  • записав отчет на съемный носитель информации (флешку), представив лично (или по доверенности) с бумажным носителем распечатанного отчета.

Использование ТКС предполагает, как правило, наличие специализированного оператора связи – то есть компанию, которая поддерживает эти каналы, отвечает за техническую поддержку и является уполномоченной налоговыми органами на такие операции (фиксирует время отправки отчета и доставляет подтверждение получения от налогового органа).

С оператором связи необходимо заключить договор на оказание услуг, услуга платная. После этого он подключит организацию к системе передачи отчетности по ТКС. Специальная программа должна быть защищена от несанкционированного доступа к передаваемым сведениям. Поэтому, кроме специальной программы, у организации должна быть квалифицированная электронная подпись (КЭП), при помощи которой можно будет «подписывать» отчетность.

Где получить сведения об отчетности через ТКС?

Каждый налогоплательщик, который подал декларацию посредством ТКС, может получить информацию о представленной отчетности. Для этого придется обратиться в территориальную ФНС либо к оператору связи, услугами которого он пользовался.

На сегодняшний день представители налоговой службы настраивают юридических лиц и предпринимателей, кто еще не пользовался данной системой, лично оценить её возможности. Ведь это удобно для обеих сторон – электронная отчётность существенно экономит время на её передачу и проверку.

Предоставление отчетности по ТКС

В лексике современного человека все чаще звучит термин – телекоммуникационные каналы связи (ТКС). Говоря языком понятным и доступным, это та же почта, но в электронном виде, более быстрая и удобная. Не нужно дублировать отчетность на бумаге, стоять в очередях…

В лексике современного человека все чаще звучит термин – телекоммуникационные каналы связи (ТКС). Говоря языком понятным и доступным, это та же почта, но в электронном виде, более быстрая и удобная. Не нужно дублировать отчетность на бумаге, стоять в очередях. А учитывая, что в Рязанской области только 10 межрайонных налоговых инспекций, которые обслуживают от 3 до 5 муниципальных районов (за исключением города Рязани), то возможность оперативно взаимодействовать с налоговыми органами приобретает для налогоплательщиков особое значение. Для этого есть простое и эффективное решение – ТКС. Все, что нужно – компьютер, имеющий выход в Интернет, и договор со специализированным оператором связи (СОС) о предоставлении услуг по передаче отчетности в налоговую инспекцию. По состоянию на 1 июля т.г. около 70 % налогоплательщиков Рязанской области уже оценили преимущества представления документов в электронном виде по ТКС: – возможность сдачи отчетности в любое время суток – вне зависимости от времени работы инспекции; – отправка непосредственно с рабочего места или из дома; – формирование документа в требуемом формате с проведением контроля правильности заполнения. Налогоплательщики, представляющие в налоговые органы отчетность по ТКС, могут без посещения инспекции получать в электронном виде по каналам связи: – справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, – выписки операций по расчетам с бюджетом, – акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, – перечень налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году, – различные информационные материалы налоговых органов. Все это традиционные виды информации, которые с 2002 года налоговая инспекция направляет в электронном виде налогоплательщику при наличии электронных каналов связи, то есть возможностей, которые обеспечивает СОС. Но сегодня необходимо обратить внимание на следующее. Прошлогодние поправки в Налоговый кодекс (НК), внесенные законом № 229-ФЗ
существенно расширили перечень электронных документов
для обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эти изменения направлены на перевод бумажного документооборота в область бесконтактного электронного взаимодействия с целью снижения издержек налоговых органов и налогоплательщиков в процессе налогового администрирования, а также исключения коррупционной составляющей. На развитие электронного документооборота направлены следующие изменения: 1. Прежде всего, предоставляется возможность при государственной регистрации направлять документы в электронном виде через Интернет. И Минюстом готовится законопроект, предусматривающий возможность осуществления нотариальных действий в электронном виде. Сейчас этот порядок запускается. Также могут поступать физические лица, направляя заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства через Интернет и узнать свой ИНН. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства на основании запроса могут получать выписки (электронные или на бумажном носителе) из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. 2. В соответствии со статьей 31 НК утвержден порядок направления налоговыми органами налогоплательщикам в электронном виде по ТКС большого числа процессуальных документов, используемых налоговыми органами при проведении выездной и камеральной проверки: от решения о проведения выездной проверки до итоговых решений, принимаемых по результатам рассмотрения соответствующих материалов в электронном виде. Соответственно, налогоплательщик может представить истребуемые инспекцией в ходе проверок документы в электронном виде. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] и направлен на снижение издержек налоговых органов и налогоплательщиков, связанных с документооборотом при проведении налогового контроля. 3. Кроме того, с целью снижения объема бумажного документооборота между субъектами бизнеса (поставщиками и потребителями), налогоплательщиками и налоговыми органами, ФНС России разработала порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. Выставление и получение счетов–фактуры в электронном виде по ТКС будет осуществляться через СОС с применением ЭЦП и средств криптографической защиты информации. Таким образом, электронный обмен счетами-фактуры вводится в практику делового оборота. Основные принципы использования электронных счетов-фактур зафиксированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Минфином России разработан Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде (Приказ от 25.04.2011 № 50Н), согласно которому обмен счетами-фактурами в электронном виде по ТКС между контрагентами осуществляется по взаимному согласию сторон при наличии у них для этого совместимых средств и возможностей. В настоящее время продолжается разработка электронных форматов счета-фактуры, журнала их учета, книг покупок и продаж. Использование электронных счетов-фактур повысит качество и оперативность сбора информации, упростит и ускорит процедуры проверок налогоплательщиков и положительно скажется на администрировании НДС. 4. Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/[email protected] утвержден порядок направления налогоплательщику в электронном виде по ТКС требования об уплате налога. До сих пор инспекция могла его вручить лично или направить по почте заказным письмом. Теперь, если налогоплательщик пропустил установленные законом сроки, он может быстрее получить требование об уплате налогов в электронном виде по ТКС и погасить задолженность. Эти услуги осуществляются с использованием электронно-цифровой подписи. Соответствующий Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступил в силу в апреле 2011 года. В соответствии с ним каждый гражданин России имеет право на цифровую подпись, которая будет использоваться наравне с традиционной подписью на бумаге. Все вышеописанное – основные направления взаимодействия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами в электронном виде по ТКС на сегодня. Но можно смело утверждать, что это – только начало. Налоговое администрирование и дальше будет идти по пути внедрения информационных технологий. Таким образом, на сегодняшний день налогоплательщики имеют возможность не только оперативно знакомиться с последними изменениями налогового законодательства, «скачивать» формы налоговой отчетности, но и общаться с налоговыми органами в электронном виде. Таким образом, за электронным взаимодействием не только будущее, это уже настоящее. Поэтому налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) заключить полноценный договор со специализированным оператором связи, направлять отчетность в инспекцию в электронном виде и активно пользоваться всеми возможностями электронного общения с налоговой инспекцией. Что касается технологии электронного документооборота, то ФНС России ее постоянно совершенствует и изменения, внесенные в нее в ноябре прошлого года, позволяют налогоплательщику анализировать результаты обработки отчетности, направляемой в налоговую инспекцию на каждом этапе. Для этого предусмотрены дополнительные квитанции и извещения, подтверждающие путь прохождения электронного документа у специализированного оператора и в налоговой инспекции. Теперь налогоплательщик на своем рабочем месте может увидеть, когда декларация доставлена, обработана и разнесена в карточку лицевого счета. На территории Рязанской области услуги по представлению в налоговые органы отчетности в электронном виде по ТКС представляют 9 представителей 5 специализированных операторов связи. Все данные о них можно найти на сайте Управления ФНС России по Рязанской области www.r62.nalog.ru и в каждой Инспекции.

Заместитель начальника, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса В.А. Мартынов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]