Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки (действующая редакция)


Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.
Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

  • «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»;
  • «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?».

Существует несколько видов налоговых проверок.

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

  1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
  2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

  • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

  1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
  2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

  • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

  1. налоговые орга­ны;
  2. таможенные органы;
  3. органы внутренних дел;
  4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
  • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
  1. теку­щий (оперативный);
  2. последующий.

Подробнее
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

0

2.875

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок Назначение
Комплексная Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Тематическая Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Целевая Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Контрольная Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Как понять, что к вам придут

Перед каждой налоговой проверкой инспекторы заранее собирают информацию о налогоплательщике и проводят предпроверочный анализ. Основной документ, которым пользуются налоговики — концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В ней выделено 12 критериев, по которым каждый налогоплательщик может сам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность и определить риск попасть под проверку. Чем больше налоговики найдут совпадений, тем выше вероятность проверки.

Разберем подробнее, что значит каждый критерий:

КритерийКатегория налогоплательщикаПримечания
Низкая налоговая нагрузкаДля всех организаций и ИПОбщая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.
Убыточная деятельность на протяжении двух и более летДля всех организаций и ИПНалоговиков заинтересуют убытки как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.
Значительные суммы вычетов по НДСДля организаций и ИП на общей системе налогообложенияЕсли вычетов по НДС за 12 месяцев превышает 89%, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.
Расходы растут быстрее чем доходыДля организаций на общей системе налогообложенияНужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.
Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионеДля всех организаций и ИПИнформацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.
При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениямДля организаций и ИП на спецрежимахУ инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму и разница между вашим фактическим доходом и лимитом менее 5%.. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы не.«слететь» со спецрежима.
Доходы ИП почти равны расходамДля ИП на общей системе налогообложенияТакже предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.
Деятельность через цепочку контрагентовДля всех организаций и ИПРабота с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.
Игнорирование запросов ФНСДля всех организаций и ИПВнимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках; не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.
Деятельность с высоким налоговым рискомДля всех организаций и ИПРабота с фирмами-однодневками, вывод части средств в оффшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.
Миграция между налоговыми инспекциямиДля всех организаций и ИПИнспекторы обратят внимание на налогоплательщиков, который два и более раза после регистрации меняли адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.
Низкий уровень рентабельностиДля организаций на общей системе налогообложенияДля сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.

Критерии, по которым проводится выездная налоговая проверка

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение?КамеральнаяВыездная
Предмет проверкиПравильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларацииПравильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки3 месяца после получения ФНС декларации2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверкиНетДа, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверкиПоступление декларации, решения руководства ФНС не требуетсяПлан проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документЕсли нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется актСоставляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Разновидности проводимых процедур

Помимо основных видов, проверки можно квалифицировать в зависимости от разного рода признаков и по основаниям, ставшим причиной возникновения самой процедуры. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.

Проведение процедуры, исходя из объема проверяемых вопросов

Если проверка осуществляется в зависимости от объема проверяемых вопросов, то ее принято делить на:

  1. Комплексную — контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проводится за конкретный отрезок времени. Проверяется соблюдение установленных законодательных норм и требований.
  2. Тематическая — рассматривает вопросы правильности начисления и оплаты полагающейся государственной санкции на получаемый доход организации. Также рассматриваются вопросы НДС, взыскания налога на имущество и иных пунктов. Данные типы проверок инициируются только по мере необходимости и определяются самим государственным органом. Данный тип проверки может идти вместе с комплексной или самостоятельно, в зависимости от обстоятельств.
  3. Целевая — контроль за соблюдением норм законодательства по конкретному направлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный тип может возбуждаться, касательно вопросов проведения взаимозачета между поставщиком и покупателем, по определенным сделкам, по правильности применения льгот и иным операциям.

Читать так же: Адрес массовой регистрации юридических лиц

Важно то, что результаты целевой проверки могут применяться при проведении комплексной или тематической проверке. Также они могут идти и отдельно.

Проведение процедуры, в зависимости от места действия

По месту проведения процедуры делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка

Взаимодействует с контролем предоставляемых налоговых деклараций, а также иной документации, которая дает основание для исчисления или уплаты государственной санкции. Кроме того она помогает контролировать деятельность плательщиков. Данный тип проводится на территории непосредственного отделения ФНС.
Среди основных целей, камеральной проверки можно выделить:

  • контроль за правильностью соблюдения установленных норм законодательства;
  • выявление и пресечение возможных нарушений установленных требований;
  • удержание денежных средств, которые не были оплачены или же оплачены не в полном объеме, а также назначение пени и неустойки;
  • фильтрование и дальнейшая подготовка кандидатов для проведения выездной процедуры.

Камеральный контроль следит за:

  • своевременным и правильным предоставлением соответствующей документации налогоплательщиками;
  • соблюдением требований по оформлению;
  • точностью производимых расчетов;
  • предоставлением установленной документации, подтверждающей возможность начисления положенных льгот;
  • верностью расчета налогооблагаемой базы.

Период проведения Камеральной проверки не может превышать срока в 3 месяца. Именно за это время сотрудники государственной структуры обязаны проверить предоставленные данные и выявить возможные нарушения или их отсутствие. При выявлении ошибок или нарушений ФНС обязано сообщить проверяемому лицу. На исправление ошибок плательщику дается всего 5 дней.

Выездная проверка

Включается в себя целый комплекс проводимых действий:

  • проверка первичной бухгалтерской и учетной документации, а также иных актов и бумаг, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность плательщика;
  • осмотр предметов или имущества, которые служат для получения прибыли (территории, склады, и иные помещения);
  • любые действия налоговых органов, проводимые на территории самого налогоплательщика.

К основным целям выездного контроля можно отнести:

  • проверку соблюдения установленных норм и требований законодательства;
  • выявление недоимок по государственным санкциям;
  • наказание и привлечение правонарушителей к ответственности, согласно установленным нормам;
  • предупреждение возникновения возможных нарушений.

Кроме того, данный тип процедуры проводится в том случае, когда иной не может быть осуществлен. Другими словами, когда проверка может происходить только на территории самого налогоплательщика.

Согласно законодательным требованиям период проведения проверки составляет последние 3 года, предшествовавшие дню вынесения решения. Срок проведения не может превышать 2-х месяцев. Однако при определенных обстоятельствах он может быть увеличен. Это происходит если:

  • поступили сведения о наличии нарушения, которое требует дополнительного разбирательства;
  • плательщик отказывается предоставлять требуемые документы;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.


виды налоговых проверок

Встречная проверка

При данной процедуре сопоставляются разные экземпляры одного и того же документа. Данный тип контроля осуществляется за документацией, которая предоставляется сразу в нескольких экземплярах. Среди них можно выделить выписки, формирующиеся при отпуске материальных ценностей.

Указанный тип документации находится на хранении у разных предприятий или в отдельных структурах. Данный тип контроля, как правило, осуществляется совместно с камеральной или выездной проверками.

Читать так же: Удерживается ли НДФЛ с больничного или нет

Проведение процедуры, исходя из объема проверяемой документации

Если вопрос касается осуществления контроля по конкретному объему проверяемой документации, то разновидности проверок делятся на:

  1. Сплошную — проверяется вся документация фирмы, без пропусков и отсутствии предложений об отсутствии нарушений. Данный тип используется в тех случаях, если необходимо проверить небольшую организацию.
  2. Выборочная — проверке подвергается только часть документации. Данный тип может перейти в сплошной, если в ходе проведения процедуры были выявлены существенные нарушения деятельности.

Проведение процедуры, исходя из способа организации

Способ организации подразумевает проведение следующих типов проверок:

  1. Внезапные — осуществляется без предварительной договоренности с налогоплательщиком. В качестве основной цели устанавливается выявление возможных нарушений, которые могут быть сокрыты при проведении обычных проверок.
  2. Плановая — проводится по предварительной договоренности с организацией. Устанавливается конкретный период, в который и будет осуществляться плановая проверка.
  3. Повторная — процедура, проводящаяся по тем же вопросам и периоду, по которому она уже осуществлялась.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2021 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Повторное истребование документации. Изменения законодательства

Плательщикам следует помнить, что государственная структура имеет право в любой момент затребовать документацию, по которой уже производилась проверка. В данном случае разговор идет о двух основных типах выписок:

  1. Представленные в виде оригиналов, и после завершения проверке, возвращенные ФНС в организацию;
  2. Уже представленные ранее, но утраченные государственной службой в связи с определенными обстоятельствами.

Стоит отметить, что до сентября прошлого года государственная структура не могла повторно истребовать следующие документы:

  • представленные в рамках проведения выездного или камерального контроля;
  • предоставлялись в виде копий в условиях налогового мониторинга.

Однако с 3 сентября 2021 года в налоговое законодательство был внесен ряд изменений. В частности в пункте 5 статьи 93 НК. В соответствии с новыми нормами ФНС больше не имеет каких-либо ограничений по запрашиваемой документации.

Тем не менее, для самих плательщиков, данные изменения также имеют некоторые положительные моменты. В частности можно не подавать выписки повторно, если сообщить в налоговый орган:

  • что запрашиваемая документация уже предоставлялась ранее;
  • реквизиты выписок, которые ФНС требует повторно;
  • наименование государственной структуры, куда ранее передавались документы.

Указанные сведения должны быть переданы в ФНС не позднее 1-го дня, с момента получения уведомления о повторном предъявлении документации. Сообщить информацию можно как в письменном виде, через канцелярию ФНС, так и в электронном формате через официальный сайт государственной структуры.

Читать так же: Отдых за счет работодателя

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам налоговой проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов налоговых проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Налоговая проверкаОформление акта по окончании проверкиПередаче акта налогоплательщикуВозражения налогоплательщикаВынесение решения
камеральная10 дней5 дней1 месяц10 дней
выездная2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]