Инструкция: составляем расписку о получении трудовой книжки


19.06.2019

0

110

5 мин.

Возникающее недопонимание между работником и работодателем по вопросу заявления о выдаче трудовой книжки напрямую связано с отсутствием должных правовых знаний у каждой из сторон соглашения. При этом законодатель четко описывает все основания для постоянной и временной передачи документа, ее процедуру, сроки и способы. В этой статье приведены основные нормативные положения, регламентирующие рассматриваемый вопрос, сложившиеся в правоприменительной практике проблемы разобраны со ссылками на закон.

Выдача трудовой: важные аспекты

Наиболее распространенной ситуацией, когда сотруднику необходимо получить трудовую книжку, является увольнение по любому из оснований, названных ТК РФ. Статьей 84.1 Кодекса закреплена обязанность руководства организации в день прекращения трудового договора возвратить указанный документ и произвести все положенные выплаты. При этом в нем делаются соответствующие отметки по правилам, предусмотренным постановлением министерства труда от 10.10.2003 3 69. И если перечислить деньги можно на карту, то передача оригинала требует личного визита.

Также законом предусмотрены иные основания составить заявление на выдачу трудовой книжки. К таковым, согласно статье 62 Кодекса, относится необходимость урегулирования вопросов с Фондом социального страхования. На практике также возникают ситуации, когда должностные лица иных органов настаивают на предоставлении оригинала документа. Нередко это происходит в Пенсионном фонде при достижении соответствующего возраста еще работающим человеком.

Важно знать! Подобное требования является незаконным, так как в пункте 13 Перечня документов, утвержденного постановлением от 27.02.2002 № 16/19па, для трудовой книжки делается исключение, позволяющее предоставить нотариально заверенную копию.

Заявление на выдачу документа

Согласно упомянутой статье 62 выдача документа осуществляется на основании письменного заявления работника в течение 3 дней после его получения организацией, в то время как в порядке статьи 84.1 формально написания обращения от гражданина не требуется.

Тем не менее, работодатели часто требуют составления письменного документа, чтобы с помощью него подтвердить выдачу трудовой книжки (на нем предлагается разместить надпись «Оригинал получил» с указанием даты). Чаще для этих целей используется расписка, содержащая, по сути, только приведенную выше фразу, но бывают и более изощренные сотрудники кадровых служб. Тем самым администрация слагает с себя обязанности, установленные ТК РФ и постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Работающему москвичу необходимо предъявить трудовую книжку в отделение фонда. В кадровом отделе ему говорят, что нужно сначала написать заявление для выдачи ее оригинала, а уже при его получении написать расписку. На протяжении какого времени выдадут трудовую и на какой срок?

Согласно ст. 62 ТК РФ наниматель должен выдать трудовую на протяжении 3 раб. дн. после того, как поступит заявление. Вернуть ее нужно будет тоже на протяжении 3 раб. дн., после того, как ее отдаст орган соцстрахования.

Вопрос №2: Работник по причине своего отсутствия в день увольнения трудовую не получил. Вскоре ему пришло сообщение о том, что ему следует явиться за ней в отдел кадров либо согласиться на ее высылку по почте. Уволенный работник пришел за трудовой книжкой сам. При выдаче ее на руки сотрудник кадрового отдела стал требовать от него расписку о ее получении. Обязан ли работник ее писать или ему не выдадут трудовую?

Нет, не обязан. Он может написать расписку либо нет, это его право, но не обязанность. А вот трудовую книжку в любом случае ему должны выдать. Задерживать ее выдачу, ссылаясь на отсутствие расписки, наниматель не вправе, т. к. это противоречит закону.

Содержание и правила оформления

На правовом уровне требований к содержанию и оформлению заявления не устанавливается, есть лишь оговорка о его письменной форме. При этом практикой выработан определенный перечень сведений, которые все же следует включить в такого рода документ:

  • данные, идентифицирующие работника (фамилия, имя, отчество, дата рождения, иные);
  • занимаемая должность;
  • собственно просьба выдать оригинал документа;
  • изложение причин, по которым потребовалось написание заявления.

Адресуется бумага руководителю организации, чьи должность и ФИО указываются в правом верхнем углу. Скомпоновать текст можно любым способом, однако если остаются вопросы о том, как написать заявление на трудовую книжку, то образец для скачивания доступен на множестве специализированных сайтов.

Если владелец трудовой умер

Пунктом 6 статьи 83 ТК РФ предусмотрена возможность прекращения трудового договора в случае смерти сотрудника или его работодателя – индивидуального предпринимателя. При таких обстоятельствах в книжке делается ряд специальных отметок:

  1. О дате прекращения договора в соответствии с официальным днем смерти.
  2. О датировании приказа, послужившего основанием для внесения записи, – согласно поступлению свидетельства о смерти в организацию.

Совет! Родственникам, супруге или мужу придется написать заявление на получение трудовой книжки либо же составить расписку. Определить круг уполномоченных на это лиц помогает Семейный кодекс РФ (далее по тексту – СК РФ), приводящий соответствующий перечень. Среди них не названы сожители, что стоит иметь в виду.

После прохождения процедуры передачи работодателю следует внести запись в книгу учета движения трудовых книжек. Не будет лишним истребовать копии документов, свидетельствующих о наличии родственных связей. Так кадровик сможет избежать конфликтных ситуаций в будущем.

Удержание за книжку из зарплаты

Удерживать деньги из зарплаты из-за невозврата книжки наниматели имеют право только по решению суда. Сам работодатель не имеет права рассчитывать сумму удержаний.

Поэтому, если работник не желает возвращать книжку о труде, стоит незамедлительно обращаться в суд.

Похожие статьи

  • Выписка из трудовой книжки (бланк и образец)
  • Работодатель не отдает трудовую книжку, что делать?
  • Как завести трудовую книжку
  • Доверенность на получение трудовой книжки при увольнении (образец)
  • Как правильно заверить копию трудовой книжки (образец)

Выдача по доверенности

Несмотря на то, что сам ТК РФ предусматривает возможность получения трудовой книжки только лично либо родственниками в случае смерти работника, существует право возложить ее прием на других лиц и в иных ситуациях. Гражданским кодексом РФ (далее по тексту – ГК РФ) регламентируется институт доверенности, то есть передачи права на совершение юридически значимых действий.

В статье 185 названного закона перечислены основные требования к оформлению документа. Поверенным может стать абсолютно любое лицо по выбору сотрудника: от близких родственников до знакомых и сослуживцев. Главное соблюсти все правила оформления, верно указать паспортные данные. Процедура же отличаться ничем не будет, кроме возможной просьбы передать копию доверенности и оставлении отметки в расписке не от имени самого работника.

Совет! Но следует ли заверять доверенность у нотариуса: ответы на этот вопрос разнятся. С точки зрения закона, а именно статьи 185.1 ГК РФ, подобного рода манипуляции не обязательны для получения трудовой. Тем не менее, многие кадровики требуют наличия соответствующей печати, отказывая в противном случае в выдаче документа.

Образец расписки в получении трудовой книжки

Чтобы расписка в получении трудовой книжки на руки была оформлена правильно, в ней рекомендуется указать следующие сведения:

  • название организации;
  • дату составления документа;
  • Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, адрес регистрации и(или) проживания;
  • номер трудовой книжки и вкладыша к ней (при наличии), причину получения;
  • далее перечислить все остальные получаемые бумаги и справки (в случае увольнения работника);
  • заверить все записи личной подписью работника.

Если документы получает иное лицо (по нотариально заверенной доверенности), то этот момент необходимо отразить, указав Ф.И.О. доверенного лица, номер доверенности и т. д. Расписка в получении трудовой книжки умершего работника берется с родственника, предъявившего документы, подтверждающие родство.

Передача документа при увольнении

Общее правило, состоящее в обязанности работодателя выдать оригинал трудовой книжки в последний рабочий день сотрудника, параллельно произведя с ним все необходимые расчеты (отпуска, зарплата, пособия и так далее), уже было рассмотрено выше. Теперь перейдем к альтернативным вариантам, предусмотренным на случай невозможности личной явки владельца документа.

Одним из них является подробно описанная доверенность, позволяющая пройти процедуру иному лицу. Ограничений по кругу избранников законом не установлено, так что остается лишь договориться со знакомыми и правильно оформить документы.

Кроме того, существует процедура, описанная в статье 84.1 ТК РФ. Она состоит в обязательном направлении администрацией бывшему сотруднику уведомления о необходимости явки для получения документа или даче согласия на его доставку почтой, в случае если последний не явился для произведения расчетов в нужный день. С этим моментом связано прекращение ответственности работодателя за сохранность трудовой книжки и задержку в ее выдаче.

У гражданина есть два варианта поведения: направить в ответ письменное согласие и ждать документ в почтовом отделении либо явиться лично в течение последующих 75 лет. Именно столько, в соответствии с приказом министерства культуры от 25.08.2010 № 558, должна храниться трудовая книжка ответственным лицом.

Как подать исковое заявление о возврате трудовой книжки?

Некоторые недобросовестные работодатели стараются «наказать» бывших сотрудников за какие-либо взыскания или же по личным мотивам, неисполненным обязательствам. Данная тактика в ряде случаев работает, но стоит понимать, что это незаконно и неправомерно.

  1. После составления иска необходимо отнести его в канцелярию суда, сделать себе копию и зарегистрировать.
  2. Если человек не совсем свободен по времени, переживает, что исковое заявление примут в срок, а не придется сидеть в длинной очереди, то его нужно отправить заказным письмом, дабы иметь документальное свидетельство.

В 90% случаев суд принимает положительное решение в пользу пострадавшего, причем работодатель будет обязан выплатить компенсацию в размере среднего оклада за каждый просроченный день. Но все же случаи, когда вышеописанная ситуация решается в суде, не такие уж и частые.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по трудовым спорам поможет составить исковое заявление о выдаче трудовой книжки и взыскании заработной платы: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Читайте подробнее по теме задержка выдачи трудовой книжки после увольнения по ссылке в блоге адвоката!!!

Выдача копии и выписки

Предусмотрена обязанность работодателя выдавать и копии документов, связанных с трудовой деятельностью граждан в организации. Осуществляется это по письменному заявлению сотрудника, составленному в свободной форме. Оно может быть схожим с приведенным выше образцом, только просить следует не саму трудовую книжку, а ее копию или выписку из нее. На изготовление организации дается 3 дня с момента получения представителем предприятия обращения гражданина.

Важно знать! Чаще всего подобная процедура используется, когда человек вступает в отношения с банковской организацией. Именно она истребует подтверждающие трудоустройство документы, чтобы оценить риски при выдаче кредита, заключении ипотечного соглашения и так далее.

Как правильно составить документ

В случае, когда работнику необходимо составить расписку о получении трудовой книжки на руки, а в организации не предусмотрен ее специальный шаблон, данный документ оформляется в свободной форме.

При написании расписки следует воспользоваться общими советами по ее оформлению. Документ можно написать от руки в произвольной форме. Оформить его можно как на простой бумаге, так и на специальном бланке организации.

Также работник может набрать текст расписки на компьютере, однако этот метод имеет определенные минусы, ведь при возникновении спорной ситуации с работодателем графологическую экспертизу, позволяющую выяснить, кто является составителем документа, произвести будет невозможно.

Оформление дубликата

Иногда приходится делать новый документ. Оформление дубликата возможно только в строго предусмотренных нормативными правовыми актами случаях:

  • Утеря, допущенная по вине сотрудника или работодателя (лиц, ответственных за хранение документов в организации).
  • Утеря, носящая массовый характер ввиду стихийных бедствий, катастроф и иных форс-мажорных обстоятельств.
  • Приход в негодность ввиду внешнего воздействия (прорывы, обгорание, неустранимые пятна и так далее).
  • Запись об увольнении или переводе признана недействительной. В этом случае дубликат полагается только по заявлению сотрудника.

Восстановление возлагается на предприятие, а если, к примеру, утеря произошла в период безработицы – на последнего бывшего работодателя. Для этого дается 15 дней с момента получения заявления. Сведения, подлежащие внесению, собираются самостоятельно работником (выписки из всевозможных архивов, старые трудовые договоры и иные источники информации).

Отличие от оригинала будет заключаться в простановке на титульном листе пометки «дубликат», а также в отсутствии нумерации записей вплоть до нового места работы.

Особенности трудовой книжки

Трудовая книжка – очень важный документ. Её главное предназначение заключается в учете трудового стажа, на основе которого в дальнейшем каждому гражданину начисляется пенсия.

Кроме того, трудовая книжка бывает необходима при поиске работы: она дает потенциальным работодателям представление о будущем сотруднике, в том числе позволяет оценить его квалификацию и уровень. Связано это с тем, что документ включает в себя не только сведения о предыдущих местах работы человека, причинах его увольнения, но и о повышениях по службе, награждениях, поощрениях и дисциплинарных взысканиях.

Таким образом, при помощи трудовой книжки можно составить достаточно полный и подробный профессиональный портрет работника.

Открывается трудовая книжка при первом устройстве человека на работу и в дальнейшем сопровождает его на протяжении всей активной трудовой деятельности.

Нормы по ведению и хранению трудовых книжек прописаны в законодательных актах РФ, которые, между прочим, относят данный вид документов к бланкам строгой отчетности, а, значит, и четко регулируют правила их содержания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]