Что это такое
Трудовая книжка
– обязательный документ кадрового учета, содержащий сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Вести их обязаны все работодатели, как организации (вне зависимости от организационно-правовой формы), так и ИП. Исключение сделано лишь для работодателей-физических лиц (не зарегистрированных в качестве ИП).
Трудовые книжки необходимо оформлять по каждому сотруднику, в случае, если он работает более 5 дней и эта работа является для него основной. Для сотрудника, принятого на работу впервые, трудовая книжка открывается не позднее 7 дней с даты трудоустройства.
В трудовую книжку вносятся вся основная информация о работнике, выполняемой им работе, переводах на другие должности, поощрениях и увольнениях. Сведения о взысканиях, наложенных на работника (выговор, предупреждение, штраф) в книжку не заносятся.
Рубрики
В статье на примере автор расскажет о порядке оформления трудовой книжки для работника, поступающего на работу впервые, а также о том, на основании каких документов и как работодатель должен вести учет трудовых книжек и производить списание испорченных бланков трудовых книжек (вкладышей в трудовую книжку).
Обязанность работодателя по оформлению трудовой книжки
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Бланки трудовой книжки и бланки вкладышей в трудовые книжки являются документами строгой отчетности.
Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу на ту или иную должность (по профессии), предъявляет работодателю трудовую книжку, кроме случаев приема на работу по совместительству или поступления работника на работу по трудовому договору впервые (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Нормативные и методические документы, регламентирующие оформление и списание бланков строгой отчетности
1. Приказ Минфина России от 22.12.2003 № 117н «О трудовых книжках (вместе с Порядком обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку).
2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 19.05.2008) «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).
3. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).
4. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2006 № 5140-17 «О порядке ведения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ».
Статьи Трудового кодекса РФ, регламентирующие оформление и списание бланков строгой отчетности
Статья | Наименование статьи |
65 | Документы, предъявляемые при заключении трудового договора |
66 | Трудовая книжка |
84.1 | Общий порядок оформления прекращения трудового договора |
234 | Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться |
309 | Документы, подтверждающие период работы у работодателей — физических лиц |
Оформление трудовой книжки для работника, поступающего на работу впервые
В соответствии с ч. 5 ст. 65 ТК РФ, Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225; далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69) работникам, принимаемым на работу впервые, работодатель должен оформить трудовую книжку.
12 августа 2009 г. в ООО «Селена» принят Арутюнов И. Б. в качестве наладчика станков с ЧПУ 3 разряда. Арутюнов И. Б. поступает на работу впервые, после окончания учебного заведения, и у него нет трудовой книжки. Оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Работник кадровой службы оформляет трудовую книжку на основании представленных документов (оригиналов) — паспорта и документа об образовании.
При оформлении трудовой книжки (как и вкладыша в нее) работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется размером расходов на приобретение бланков. Оплата производится через кассу организации, либо стоимость бланка удерживается из заработной платы работника. Удержание стоимости бланка из заработной платы работника возможно только по его письменному заявлению. В приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее вносится запись о выдаче работнику трудовой книжки (либо вкладыша в трудовую книжку), и таким образом происходит списание бланка строгой отчетности.
Учет бланков трудовых книжек и вкладыша в нее на предприятии
Учет прихода, расхода и движения трудовых книжек и вкладышей в них ведется каждым работодателем.
До недавнего времени индивидуальные предприниматели не имели права вести трудовые книжки работников, однако с 6 октября 2006 г. статьей 309 ТК РФ за ними закреплена эта обязанность.
В целях учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее работодатели должны вести:
1) приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
2) книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Формы указанных книг приведены в Приложениях № 2 и 3 к Инструкция по заполнению трудовых книжек.
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ведется бухгалтерий. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначенное приказом работодателя (пример 1). Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в бухгалтерии как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке. Работодатель обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.
В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которую ведет кадровая служба, регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них, выданные работникам, с указанием серии и номера бланка. При увольнении работник расписывается в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них в том, что трудовая книжка получена им на руки (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, кадровик составляет акт об отказе в получении трудовой книжки работником и направляет работнику ценное письмо (с описью вложения и уведомлением о вручении) о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать свое согласие на отправление ее по почте (п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек и ст. 84.1 ТК РФ). Со дня направления такого уведомления работодатель освобождается от ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки (примеры 2–4).
Списание испорченных бланков трудовых книжек
Испорченные при заполнении бланки трудовых книжек и вкладышей в них подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта (пример 5).
В случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также в случае их порчи не по вине работника стоимость испорченного бланка оплачивается работодателем (п. 48 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Подведем итоги
1. Трудовые книжки и вкладыши в них обязан приобретать работодатель.
2. На предприятии должен вестись строгий учет и правильное списание бланков трудовых книжек, так как это бланки строгой отчетности.
3. В случае оформления трудовой книжки впервые стоимость бланка взимается с работника.
4. Если бланк был испорчен при оформлении работником кадровой службы, то он списывается за счет средств работодателя.
Электронный формат трудовой книжки
Обратите внимание! С 2021 года начался переход на электронные трудовые книжки. Все работающие граждане могут выбрать формат самостоятельно.
В соответствии с законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, до конца 2020 года каждый сотрудник должен был подать заявление о том, в каком варианте вести его трудовую книжку — бумажном или электронном. Если выбран первый вариант или заявление по какой-то причине не было подано, то в 2021 году заполняется бумажная ТК. Однако право выбора по-прежнему за работником. Если он напишет заявление о переходе на электронный формат трудовой книжки, вести ее в бумажном виде работодатель перестанет.
Порядок перехода на электронные ТК Минтруд разъяснил в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933. Каждый работодатель должен был уведомить своих работников о возможности перехода на электронный вариант документа до 31 октября 2021 года. Если работник выбрал второй вариант, бумажная ТК выдается ему на руки. Перед этим в ней делается запись о том, что сотрудник представил работодателю заявления о переходе на электронный формат трудовой книжки.
Затем сведения о трудовой деятельности, включая факт подачи заявления о переходе на электронную ТК, направляются в ПФР в составе формы СЗВ-ТД. Срок — не позднее 15 числа месяц, следующего за тем, в котором работник написал заявление о смене формата книжки.
После перехода на электронную ТК вернуться к ее ведению на бумажном носителе работник уже не сможет.
Соответствие серий и номеров трудовых книжек по годам выпуска для старых образцов
Серии трудовых книжек (ТК) | Год выпуска ТК |
АТ-1 | С 1974 по 1976 г. |
АТ- 2 | С 1977 по 1979 г. |
АТ- 3 | С 1980 по 1982 г. |
АТ- 4 | С 1983 по 1985 г |
АТ- 5 | С 1990 по 1992 г. |
АТ- 6 | С 1990 по 1992 г. |
АТ- 7 | С 1993 по 1997 г. |
АТ- 8 | С 1998 по 2000 г. |
АТ- 9 | С 2001 по 2003 г. |
Новые ТК | 2004 г. |
Введение новых форм ТКОсновными документами, констатирующими регламент нового типа ТК, определяющий принципы их заполнения и работы с ними на основании новых форм хозяйствования являются:
- Постановление ПРФ от 16.04.03 за № 225, которое включает в себя Правила работы с ТК новых образцов.
- Постановление Министерства Труда от 10.10.03 за № 69, содержащее Инструкции работы с ТК новых образцов.
Необходимость введения новых форм бланков назрела в силу того, что Российская правовая система окрепла, ввела новые формы учёта трудовой деятельности, опирающиеся на положения Трудового кодекса РФ и принципиально новые формы хозяйствования, кардинально отличающиеся от советских.
Однако было принято постановление оставить в ходу все учётные документы, посредством которых осуществляется и контролируется трудовая деятельность граждан.
Требования к заполнению трудовой книжки
При заполнении трудовой книжки необходимо учесть следующие требования:
- язык заполнения – русский;
- даты указываются арабскими цифрами (например, 01.01.2003);
- сведения вносятся аккуратно, перьевой или гелевой ручкой, ручкой-роллером (в том числе шариковой), световодостойкими чернилами (пастой, гелем) черного, синего или фиолетового цвета;
- не допускаются никакие сокращения (например, пр. вместо «приказ», распр. вместо «распоряжение» и т.д.);
- не допускается зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей в разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждении»;
Примечание: если допущена такая ошибка, то она исправляется путем внесения записи под следующим номером в формате «Запись за номером таким-то недействительна»» и затем, следующей строкой указывается верная запись с дублированием номера и даты приказа.
- со всеми записями, внесенными в трудовую книжку, работник должен быть ознакомлен под роспись в личной карточке, в которой также дублируются все сведения;
- в трудовую книжку вносятся сведения также о военной службе, прохождении обучения, повышении квалификации и переквалификации;
- записи о премиях, выплачиваемых ежемесячно, в трудовую книжку не вносятся.
Особенности заполнения трудовой книжки
При заполнении трудовой книжки важно учесть следующие особенности:
- Заполнение книжки начинается с графы 3, в которой необходимо указать полное и сокращенное наименование организации. Допускается вместо этого поставить печать с указанием наименования. Если работник принимается в филиал – указывается наименование головной организации.
- После графы 3 заполняется графа 1, в которой указывается порядковый номер записи. При внесении записи должен соблюдаться порядок сквозной нумерации. То есть, если предыдущая запись была под номером 8, следующая будет под номером 9.
- В графе 2 необходимо указать дату начала работы в соответствии с приказом.
- В графе 3 (напротив даты начала работы) необходимо указать должность, специальность или профессию с указанием квалификации на которую принят работник и наименование подразделения в котором он будет трудиться.
- В графе 4 указывается дата и номер приказа о приеме на работу.