Налоговый кодекс РФ. Глава 31. Земельный налог

Приобретая недвижимость, человек получает не только права по ее использованию, но и обязанности, которые следует неукоснительно выполнять.

Земельные участки — тоже недвижимость, они могут являться собственностью или быть оформлены в бессрочное пользование, и в том и в другом случае физические и юридические лица обязаны ежегодно выплачивать налоговые взносы за эксплуатацию земельного фонда в собственных интересах.

Начисляется земельный налог по НК РФ. Субъекты и объекты налогообложения регламентируются главой 31 Налогового кодекса. На региональном уровне размер взносов и порядок их уплаты определяется нормативно-правовыми актами, изданными местными органами самоуправления, но основой для установки собственных правил служит НК РФ.

Понятие земельного налога

Земля является недвижимостью, а все недвижимые объекты облагаются налоговыми обязательствами. Земельный налог – это взносы, которые обладатели наделов должны вносить в государственный бюджет за право пользоваться землей, предоставленное им одним из разрешенных способов. Налоговыми ставками облагаются все физические и юридические лица, которые имеют в своей собственности земельные участки, либо пользуются ими на правах бессрочного или постоянного пользования, или получили их в наследство.

Земельный налог насчитывается за календарный год и уплачивается один раз в год. Выставляемая сумма выплат рассчитана за прошедший период с учетом времени владения землей – полный год или только его часть. Уплачивать земельный налог обязаны все налогоплательщики, которые в том или ином виде владеют участками на территории РФ. Это могут быть как граждане, так и иностранцы.

Сумма взносов индивидуальна и зависит от размера надела, его месторасположения и иных важных нюансов. Налоговый кодекс предусматривает максимальные ставки налогообложения, которые на региональном уровне могут быть снижены, но не увеличены.

Глава 31. Земельный налог

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 395. Налоговые льготы

Содержание НК РФ Часть I Часть II

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу согласно Федеральному закону от 29.11.2004 № 141-ФЗ;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу согласно Федеральному закону от 29.11.2004 № 141-ФЗ;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном , — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

Содержание НК РФ Часть I Часть II

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Утратил силу согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Формы заявлений налогоплательщиков — организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика — физического лица возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11 — 14. Утратили силу согласно Федеральным законам от 23.07.2013 № 248-ФЗ и от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

18. Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса), представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

20. Орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Форма представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок ее заполнения, формат и порядок представления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.

Положения настоящего пункта не распространяются на органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Содержание НК РФ Часть I Часть II

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Статья 398.

Утратила силу с 1 января 2021 года — Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ

Содержание НК РФ Часть I Часть II

Законодательная база

Налог на землю вплоть до конца 2004 года устанавливался Законом РФ №1738-1 «О плате за землю» от 1.10.1991 года. Однако в ноябре 2004 года был принят Федеральный закон №141-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс, а именно добавил в нее главу 31. В соответствии с новой редакцией ФЗ с 1 января 2005 года в силу вступали новые правила исчисления налога на землю. С этого момента основным законодательным актом в части налогообложения владельца земельных участков стал НК РФ.

В сентябре 2021 года некоторые пункты главы 31 НК РФ были пересмотрены, по причине введения новых норм для исчисления земельных взносов. Основным изменением, которое повлияло на саму суть расчетов, стал иной подход к формированию налоговой базы. В частности, для исчисления размера взносов с 2021 года за основу берется кадастровая стоимость земли. Она определяется по данным, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, и тем фактам, которыми располагает налоговая инспекция.

ФЗ № 286 предусматривает поэтапный переход на новую систему расчета в течение трех лет с 2021 года до 2021 года включительно.

Налогоплательщики

Субъектами налогообложения, в соответствии со статьей 388 НК РФ, считаются физические лица и организации, которые обладают наделами земли на следующих условиях:

  1. На правах собственности.
  2. По договору бессрочного пользования.
  3. По праву пожизненного наследования.

Не включаются в перечень налогоплательщиков те лица, которые получили землю:

  1. По праву срочного или бессрочного безвозмездного пользования.
  2. На основании договора аренды.

Отдельно в статье выделены налогоплательщики, которые входят в состав паевых инвестиционных фондов. НК определяет, что налог взимается с управляющих компании, но уплачиваться он должен за счет имущества, которое входит в паевой инвестиционный фонд.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен здесь).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

  • земли под многоквартирными постройками;
  • земельные участки, занятые лесами;
  • прочие объекты по земельному налогу (подробности – в статье «Объект налогообложения земельного налога»).

Объект налогообложения

Статья 389 главы 31 НК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих налогообложению. Законодательные нормы оговаривают, что ими могут считаться те участки земли, которые находятся в пределах Российской Федерации и на которых распространяется действие предписанной нормы.

Земельные взносы за имеющиеся во владении наделы взимаются в таких случаях:

  1. Земля является собственностью физического лица или организации.
  2. Участок документально оформлен в бессрочное пользование.
  3. Недвижимость получена по наследству на правах пожизненного владения.

В этой же статье прописываются объекты земельной недвижимости, к которым не могут применяться налоговые ставки. К ним относят:

  1. Земли, которые были изъяты из оборота или ограничены в общем обороте. К таким участкам относят заповедные зоны, памятники археологии, территории на которых располагаются культурные объекты, внесенные в Перечень всемирного наследия.
  2. Участки, засаженные лесом.
  3. Наделы, на которых располагаются водные массивы и которые входят в состав водного фонда.
  4. Земля, которая входит в общее имущество многоквартирных домов.

К объектам налогообложения не относят те земли, что были взяты в аренду или выданы для безвозмездного пользования.

Ставка земельного налога и объект налогообложения

Земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, учитываются в налоговой базе по земельному налогу по их кадастровой стоимости.

Все объекты налогообложения, с которых платится земельный налог в России можно условно поделить на две группы, к каждой из которых применяется своя ставка налога. Конкретный ее показатель должен быть определен на местном уровне властями муниципальных образований, но в целом эти две ставки не должны превышать значений, установленных Налоговым кодексом. Так, статьей 394 предусмотрена ставка 0,3% в отношении земельных участков сельхозназначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, либо же земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и ограниченных в виду этого факта в обороте. В пределах установленной кодексом ставки в 1,5% рассчитывается налог на земельные участки всех прочих категорий.

Организации-плательщики земельного налога определяют свой платеж самостоятельно на основании открытой информации о кадастровой стоимости принадлежащих им участков-объектов обложения по земельному налогу и применяемых к ней ставок налога. Физлицам делать самостоятельный расчет не нужно. Квитанции с готовыми суммами налога к уплате им присылают непосредственно территориальные ИФНС. В расчете опять же используются данные кадастровых стоимостей земельных участков, соответствующие ставки налога, а также сведения о зарегистрированных за физлицами правах собственности на те или иные участки.

Налоговая база

С 2021 года налоговой базой считается кадастровая стоимость земельных участков, которые признаны объектами налогообложения. Определение кадастровой стоимости отдельного взятого участка производится в соответствии с законодательными нормами РФ.

Размер налога на землю рассчитывается для каждого собственника отдельно, с учетом следующих особенностей:

  1. Размера земельного надела.
  2. Месторасположения его.
  3. Наличия льгот у налогооблагаемого лица.
  4. Иные важные аспекты.

Каждый земельный участок имеет свою кадастровую стоимость. Узнать ее собственник может, подав запрос в Росреестр или зайдя на официальный сайт государственного реестра, где данную информацию можно получить бесплатно в один клик.

Важно помнить, что размер стоимости определяется в соответствии с установленными нормами, а потому несогласие с выставленной кадастровой ценой должно оспариваться официально. Для этого налогоплательщик может обратиться в Комиссию по рассмотрению споров или сразу в судебную инстанцию. Для юридических лиц обязательно сперва подавать обращение в Комиссию, а уже затем при отсутствии удовлетворяющего результата в суд.

Порядок определения

Сумма земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При вычислении размера взноса берется налоговая ставка, которая действует в данном регионе. Она может определяться по федеральному законодательству или регламентироваться местными нормативно-правовыми актами.

Налог на землю рассчитывается за прошедший отчетный период, коим признается календарный год. При определении налоговой базы выделяются следующие особенности:

  1. При ошибочной оценке кадастровой стоимости производится перерасчет ранее начисленных сумм по каждому налоговому периоду отдельно.
  2. Если цена земельного участка была пересмотрена в результате вердикта, вынесенного Комиссией или судебной инстанцией, то ее размер изменяется с момента подачи заявления о пересмотре стоимости.
  3. Изменение стоимости в ином порядке не позволяет изменить установленную кадастровую цену в текущем налоговом периоде, а применяет новые цифры, начиная с 1 января нового отчетного года.

При определении налоговой базы участков, которые располагаются на границе двух и более регионов, расчет производится отдельно по каждому субъекту в долях от общей установленной стоимости по кадастру. То же правило применяется в случаях, когда одним наделом владеют сразу несколько лиц. Сумма взносов определяется в процентном соотношении к размеру долевой собственности.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Налоговый платеж за землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого участка исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который производится расчет (статья 391 НК РФ). Изменение стоимости в течение года не влияет на расчет налогового платежа. Производя расчет земельного налога в 2021 году для юридических лиц, используйте формулу:

Чтобы определить размер авансового платежа, необходимо посчитать сумму к уплате за год и умножить ее на ¼.

Юридическое лицо определяет налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости. Для этого воспользуйтесь открытыми данными, размещенными на сервисе «Публичная кадастровая карта». Поиск участка удобнее всего производить по кадастровому номеру. По результатам поиска будут получены следующие сведения об участке:

  • адрес места нахождения;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • назначение.

На официальном сайте Роскадастра размещен калькулятор земельного налога 2021, который рассчитает сумму, основываясь на кадастровом номере объекта недвижимости.

Налоговый период

Налоговым периодом в общих случаях признается один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Взносы рассчитываются за 12 месяцев прошедшего года. Расчет налога на землю производится по окончании календарного года и после получения годовой отчетности и сведений из реестра недвижимости о зарегистрированных правах или отчуждении земельных участков. Обычно налоговая инспекция суммирует полученные сведения не раньше, чем закончится первый квартал текущего календарного года.

Для некоторых налогоплательщиков не может быть применен весь календарный год для подсчета размеров налоговых взносов. Связано это бывает с тем, что они приобрели земельный надел в течение отчетного периода или наоборот в данный отрезок времени перестали быть его владельцем. В таких случаях налоговым периодом считается только то время, в течение которого налогоплательщик был реальным владельцем земли. Расчет суммы взносов производится в процентном соотношении к сроку владения.

Ставка налога

Земельный налог исчисляется по установленным законам ставкам. Существуют показатели, установленные на федеральном уровне, которые могут использоваться местными органами властями без изменения или корректироваться ими по необходимости. Следует учитывать, что изменять принятые ставки можно в сторону уменьшения, а вот увеличивать установленный процентный барьер запрещено.

Итак, налог на землю исчисляется в размере 0,3% от кадастровой стоимости в следующих случаях:

  1. Участок предназначен для сельскохозяйственных работ. Это могут быть также и земли в пределах населенных пунктов, которые включены в зоны сельхозназначения и используются в соответствии с ним.
  2. Земля, находящаяся под уже построенными жилыми объектами или предназначенная под будущее строительство жилплощади.
  3. Наделы для ведения подсобного хозяйства – животноводства, садоводства, огородничества.
  4. Территория, которая занята под таможенные нужды, а также используется для обороны и безопасности РФ.

Объекты, которые не попали в данный перечень, облагаются по ставке 1,5%.

Период определения налога

Налоговые выплаты начисляются в согласии с правовыми нормами и имеют следующие обязательные пункты, которые могут являться важным ориентиром для каждого налогоплательщика, а именно:

  1. Периодом, который необходим для установки налоговой стоимости, считается один год.
  2. Каждый предприниматель обязуется подавать сведения обо всех своих доходах три раза в год в налоговую инспекцию для того, чтобы вычеты были точными и не было нарушений. Физические лица, что занимаются предпринимательской деятельностью, обязуются перед государством оплачивать используемый земельный участок или недвижимость в согласии со всеми правовыми нормами.

В соответствии с Земельным кодексом человек, который занимается какой-либо предпринимательской деятельностью на территории муниципального региона, обязуется перед государством выплачивать процентную налоговую ставку. Для начисления налога должна использоваться вся информация, что касается деятельности и самого владельца, собственника недвижимости или территории.

Земельные участки, на которых происходит какая-либо деятельность, имеют свою кадастровую ценность и облагаются налоговыми обязательствами.

Предоставление льгот

Все виды налогообложения подразумевают наличие льготных категорий, которые могут быть полностью освобождены от уплаты налога на землю или на них распространяются частичные льготы, позволяющие уменьшить сумму взносов.

Существует два типа льгот:

  1. Федеральные – распространяющиеся на всех налогоплательщиков.
  2. Региональные – действующие на определенных территориях.

Под федеральные льготы подпадают следующие группы лиц:

  1. Герои Советского союза и России, а также кавалеры ордена славы.
  2. Участники боевых действий, являющиеся ветеранами или получившие инвалидность в связи с увечьями.
  3. Инвалиды всех групп кроме третьей.
  4. Инвалиды детства.
  5. Облученные при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
  6. Лица, принимавшие участие в испытании ядерного оружия, а также те, кто ликвидировал последствия действий ядерных установок.
  7. Люди, получившие лучевую болезнь и признанные в связи с этим инвалидами, которые принимали участие в ядерных и космических испытаниях.

Все эти категории могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы. А вот малочисленные народы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождены от налогового бремени в части земельных наделов.

На региональном уровне местные власти зачастую полностью или частично освобождают от уплаты пенсионеров, малообеспеченных лиц и многодетные семьи.

Расчет платежей

Подсчет земельного налога производится налоговыми инспекторами. Но для налогоплательщика не лишним будет понимать, каким образом производится расчет. Для самостоятельного исчисления можно воспользоваться следующей формулой:

НЗ = КЦ * ПС

где;

НЗ – налог на землю, КЦ – кадастровая цена объекта недвижимости,

ПС – применяемая процентная ставка.

Если налогоплательщик подпадает под действие льготы в виде частичного уменьшения налоговой базы, то формула выглядит так:

НЗ = (КЦ – Л) * ПС

где;

Л — это сумма льготы, на которую уменьшается налогооблагаемая база.

Если срок владения земельным наделом меньше календарного года, то применяется следующая формула:

НЗ = ((КЦ / 12) * М) * ПС

где;

12 – это количество месяцев в году,

М – количество месяцев, на протяжении которых земля находилась в собственности налогоплательщика. Обратите внимание, что дни не учитываются при расчете, а месяц всегда принимается за единицу, независимо от даты оформления земли в пользование или ее отчуждения.

Порядок и срок оплаты

Налоговый кодекс устанавливает, что конечным сроком для оплаты земельного налога является 1 декабря текущего года. Налоговые взносы при этом производятся за прошедший календарный период. В соответствии с установленной датой последним днем оплаты считается 30 ноября. Но в регионах местными властями могут устанавливаться и более ранние сроки для внесения платежей, но не позже 1 декабря.

Налоговая инспекция обязана своевременно рассчитать сумму налоговых сборов и уведомить каждого налогоплательщика о необходимости оплаты.

По закону письменное уведомление должно быть доставлено собственникам земли не позднее, чем за 30 дней до крайней даты выплаты.

На сегодняшний день многие налогоплательщики получают не бумажные, а электронные письма. Но даже отсутствие уведомления не снимает с лица обязанности по внесению налоговых взносов.

Оплата начисленной суммы может производиться любым удобным для налогоплательщиков образом – в кассах банков, через терминалы или посредством внесения различных электронных платежей. Главное, чтобы у собственника осталось подтверждение проведенной операции, а налог был полностью оплачен до крайней даты уплаты.

Ставка по налогу

Налоговая ставка устанавливается и предоставляется региональными властями в соответствии с законами и иными правовыми нормами, что установлены государственными органами.

Следует помнить, что ставка по налогу должна соответствовать нормам и при этом имеет разный процентный коэффициент:

  1. Земельные участки, что относятся к сельскохозяйственной деятельности, имеют свою процентную ставку, что и определяет налог. Сюда относятся также участки, что задействованы под производства или пользование в населённых пунктах и приравненные к сельскохозяйственным угодьям.
  2. Земли, что заняты инфраструктурой, кроме частных предприятий, что принадлежат определённому собственнику и которыми пользуются частные лица.
  3. Если земля приобретается для ведения личного хозяйства, то процент ставки достаточно низкий и предоставляет больше возможности для развития данного рода деятельности. Дачное хозяйство, занятие огородничеством или развитие своего хозяйства поощряется государством.
  4. По отношению к другим земельным делениям процентная ставка возрастает до полутора процентов.
  5. Дифференциальные ставки устанавливаются в согласии с различной категорией земельного назначения, определения категории земли.

Налогом облагаются все земельные деления, но в соответствии с законом именно там имеется информация, что предполагает значимость каждого района. Землю следует брать с обязательным указанием деятельности, которая будет производиться на ней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]