Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.
Вид нарушения | Размер штрафа | Основание (статья НК) |
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 10 000 руб. | ст. 116 |
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе | 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. | ст. 116 |
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета | 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. | ст. 119 |
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок | 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления | ст. 119 |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме | 200 руб. | ст. 119.1 |
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения | 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода); 30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода); 20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) | ст. 120 |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) | 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса); 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) | ст. 122 |
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению | ст. 123 |
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | 30 000 руб. | ст. 125 |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений | 200 руб. за каждый непредставленный документ | ст. 126 |
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями | 10 000 руб. | ст. 126 |
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения | 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения | ст. 126.1 |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля | 1 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний | 3 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации | 5 000 руб.; 20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) | ст. 129.1 |
Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).
Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Исковая давность
Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).
Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.
Второй вариант применяется в случае:
- грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
- неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.
Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.
Виды налоговых обязательств
Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.
Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:
- на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
- налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.
Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:
- НДС;
- на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
- акцизные сборы;
- социальный.
Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.
Комментарии к статье
Данная статья имеет некоторые особенности, о которых необходимо помнить:
- Необходимо в обязательном порядке учитывать сумму уже уплаченных налогов. Если гражданин переплатил в прошлом месяце, «лишняя» сумма учитывается в этом, даже если о ней не было заявлено. Иными словами, отмечаются только не поступившие деньги, а не неотмеченные на бумаге.
- Если ответственное лицо в консолидированной группе компаний не оплатило сумму полностью из-за ошибки одного из участников, оно не является виновным и не штрафуется. Наказание применяется к непосредственному виновному.
- Статьи 122 и 120 не могут применяться одновременно.
- Наказанием является выплата штрафа. Он вычисляется как процент от неуплаченной части.
Стоит отметить: также долг может быть погашен из сумм, которые подлежат возврату гражданину: это могут быть как излишки налога, так и неправомерно взысканные штрафы, пени.
Статья 122 НК РФ с комментариями отвечает за неуплату налогов в казну РФ – полную или частичную. Если будет доказано, что вина лежит на конкретном плательщике, а не вызвана действиями одного из членов консолидированной группы, ему придется выплатить штраф. Сумма будет зависеть от конкретной задолженности и составляет 20-40%.
Смотрите видео, в котором разъясняются последствия неуплаты налогов согласно статьи 122 НК РФ:
Ответственность по Налоговому кодексу
Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.
К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:
- «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
- некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
- уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).
То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.
Ответственность за нарушение законодательства
Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):
Крупным размером
признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей.
Особо крупным размером
признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:
Грубое нарушение | Содержание | Основание |
— правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения |
| Статья 120 НК РФ |
— правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности |
| Статья 15.11 КоАП |
Пояснение к статье 122 НК РФ
п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше) (п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Кодекс административных правонарушений
В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:
- с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
- с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
- с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
- с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.
Порядок оплаты
Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.
Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.
Что кроме штрафов
Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.
При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.
Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.
Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции (действующая редакция)
Комментируемая статья регламентирует штраф как налоговую санкцию.
НК РФ предусматривает только один вид санкции за любое налоговое правонарушение — штраф.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным НК РФ.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что пунктом 3 статьи 114 РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции и суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
При этом в соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств, при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора, а также на невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер налоговой санкции в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение.
В связи с этим суд при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению вправе учесть любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом.
Аналогичная позиция закреплена в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.
Увеличение размера штрафа на 100 процентов допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение.
К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 09.12.2008 N 9141/08 и от 01.04.2008 N 15557/07.
Как разъяснил Минфин России в письме от 24.07.2012 N 03-02-08/64, штраф может быть увеличен на 100 процентов в случае совершения лицом налогового правонарушения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения.
Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2012 N А05-12621/2011, в силу статей 112, 114 НК РФ при определении размера штрафных санкций правоприменителем учитываются как обстоятельства, отягчающие ответственность, так и обстоятельства, смягчающие ответственность, поскольку налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из положений, предусмотренных главой 16 НК РФ, не следует, что наличие отягчающих ответственность обстоятельств исключает возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Поэтому указанные обстоятельства должны учитываться при назначении наказания в их совокупности.
Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016
Порядок привлечения к налоговой ответственности
Обозначенный режим состоит из четырех этапов:
- Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
- Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК. Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК.
- Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. , 20 НК, а именно ст. 137, частично 138, о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
- Исполнение решений налоговиков (ст. 101.3 НК).
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.
Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.
О штрафах от налоговой
Причем у налогоплательщиков-организаций к административной ответственности налоговые органы могут привлекать как саму организацию в качестве юридического лица, так и ее должностных лиц — руководителя организации и других ответственных работники, т.е. физических лиц.
Более того, штраф на организацию вовсе не исключает одновременного наложения административного взыскания на должностных лиц этой организации и наоборот.
Бейджи с окном пластиковые и металлические. Короткие сроки исполнения. Низкие цены. Доставка до двери
Штрафы от налоговой на нарушения налогового законодательства
За нарушения налогового законодательства штрафы применяются налоговым органом в отношение налогоплательщика/налогового агента/страхователя, в роли которых могут выступать как организации, так и физлица-ИП и физлица, не зарегистрированные в качестве ИП.
Но если за нарушение налогового законодательства
привлекается организация, то штраф назначается именно на саму организацию, а не на ее должностных лиц.
- Основанием для привлечения к ответственности в этом случае служат следующие статьи Налогового кодекса РФ, многим из нас они, кстати, хорошо известны:
- статья 119 НК РФ — непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам);
- статья 119.1 НК РФ — нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
- статья 120 НК РФ — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов);
- статья 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов);
- статья 123 НК РФ — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
- статья 126 НК РФ — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- статья 126.1 НК РФ — представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
- статья 129.1 НК РФ — неправомерное несообщение сведений налоговому органу
Штрафы от налоговой по КоАП
По статьям КоАП РФ возможно назначение штрафных санкций одновременно как на организацию, так и на ее должностных лиц.
- Кстати, налоговая служба «администрирует» больше десятка статей КоАП, но мы перечислим здесь наиболее «ходовые» статьи, которые могут иметь отношение ко всем субъектам малого и микробизнеса:
- статья 13.25 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
- статья 14.5 КоАП РФ — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
- статья 15.11 КоАП РФ — грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
- статья 15.23.1 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов
- статья 19.5 КоАП РФ — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
Последняя из перечисленных статей вообще может иметь «универсальное» применение ко многим случаям.
ФНС России направила в свои территориальные органы письмо от 06.09.2018 № ЕД-18-15/[email protected], в котором разъясняет и напоминает
порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового и административного законодательства, в том числе за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц.
✦ Письмо ФНС России от 06.09.2018 № ЕД-18-15/[email protected]