Ключевая характеристика
Все налоговые обязательства классифицируют на три большие группы: федеральные, региональные и местные налоги (вводятся в действие нормативно-правовым актом органа власти соответствующего уровня). Ключевое отличие между этими видами в том, что ФН поступают полностью в федеральный бюджет, а после распределяются между нижестоящими бюджетами в виде дотаций и субсидий. А вот региональные и местные налоги и сборы устанавливаются для пополнения казны субъекта, муниципального образования.
Следовательно, местным налогом является платеж или сбор, который налогоплательщики перечисляют в казну муниципального образования. Помимо этого, ключевой порядок уплаты местных налогов устанавливается исключительно муниципальными властями. То есть ставка, порядок и сроки расчетов, периодичность предоставления отчетности и состав льгот определяет муниципалитет.
Как классифицируют платежи
Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.
Обязательства, зачисляемые в казну муниципалитета, можно определить по 12 и 13 символу, 20-значного кода бюджетной классификации. Так, при перечислении в КБК указывают значение «03» (именно по 12-13 знакам).
Какие налоги идут в местный бюджет
Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.
Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:
- земналог;
- торговый сбор;
- НО на имущество физических лиц.
Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.
Налоговые льготы в Москве: кого ждут и как получить
Проект налоговых поправок подготовлен экономическим блоком правительства Москвы и практически сразу был одобрен профильной комиссией МГД. Он вносит изменения сразу в шесть законов города Москвы: о налоге на имущество организаций, о транспортном налоге, о патентной системе налогообложения, об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы, а также в закон города Москвы о торговом сборе.
Вначале о «закручивании гаек»: эта сторона налоговых инноваций состоит из двух основных пунктов. Во-первых, юридические лица с нового года будут платить налог за свою недвижимость — в том числе жилье, гаражи, недострой, садовые и другие дома — не с балансовой, а с кадастровой стоимости. Как правило, балансовая стоимость намного ниже кадастровой, к тому же стоимость объектов в последнем случае определяет государство на основе конъюнктуры рынка. Именно ради этого на исчисление налога от кадастровой стоимости уже несколько лет назад перевели физических лиц: за свои квартиры мы платим именно так. Но пока юрлица платили налог из расчета балансовой стоимости, была популярна схема с покупкой недвижимости на фирму: оформляешь не на себя лично, а на компанию, имеешь меньше налог. Теперь эта лазейка не работает — примерно так же, как минувшим летом закрыли «калитку» для автомобилей с армянскими номерами, которые растаможивались по льготным тарифам и ездили по России. А что делать, бюджет хочет кушать.
Во-вторых, отменена льгота по так называемому торговому сбору для вендинга — торговли с помощью автоматов. Теперь с каждого автомата по продаже колы, кофе или чипсов будут собирать по 4900 рублей в квартал — это ставка, аналогичная налогу для патентной системы обложения в торговле. Кстати, о патенте — стоимость трудового патента не меняется по сравнению с 2021 годом и установлена на уровне 5341 рубль в месяц.
Льготы, принятые в этом же пакете, более разнообразны. Первая из них — освобождены от налога на имущество объекты железнодорожной недвижимости, используемые для перевозок по МЦК (каникулы продлены еще на пять лет). Согласно пояснительной записке авторов проекта, это сделано «в целях сохранения ценовой привлекательности и доступности проезда для населения по Малому кольцу Московской железной дороги». Второй, весьма неожиданный пункт относится к гаражам: если до нынешнего года от налога на имущество (не на землю!) освобождались многоэтажные гаражи-стоянки, то сейчас к ним приравняли гаражные и гаражно-строительные кооперативы. Следующая группа льгот: еще на пять лет продлили снижение торгового сбора для киосков и буфетов в театрах, кино, музеях и других учреждениях культуры, а также для газетных киосков, церковных лавок и книжных магазинов.
— Принятый пакет налоговых мер очень разноплановый, и в этом его существенный плюс, — отмечает депутат Мосгордумы Андрей Титов. — Крайне важно было принять изменения, согласно которым имущество — квартиры, гаражи, машиноместа и прочее — не регистрировались на юрлицо, чтобы платить за них по балансовой стоимости, а не по реальной, кадарстровой. Серых схем, которые позволяют платить по минимуму, в нынешней бюджетной ситуации быть не должно.
По словам Титова, налоговые послабления в этом пакете поправок предлагаются там, где они напрямую влияют на цены и уровень жизни в Москве. Так, помимо льгот по МЦК, послабления коснутся и розничной торговли, в том числе для таких форматов, как ярмарки. Это позволит снизить налоговую нагрузку, что поможет привлечь к торговле на этих площадках производителей недорогих, качественных продуктов из регионов, и сдержать рост цен для конечных потребителей — москвичей, отметил парламентарий.
Интересно также, что налоговые льготы продляются для океанариумов площадью более 10 тысяч квадратных метров — в Москве на данный момент имеется всего один такой объект. Источник в экономблоке правительства Москвы пояснил «МК», что налоговое послабление мотивировано большим образовательным значением океанариумов, а также их оздоровительной функцией (некоторые океанариумы предоставляют услугу плавания с дельфинами, что приносит пользу при лечении ряда неврологических заболеваний). Налог на площадь океанариумов, не сданную в аренду, снижается вчетверо.
Земельный налог
Ключевые положения о земналоге регламентированы в 31 главе НК РФ. Его обязаны уплачивать все организации, индивидуальные предприниматели, частники и простые граждане, в собственности которых имеются земельные участки.
Объект налогообложения по местному налогу устанавливается как кадастровая стоимость участка, определенная на 1 января отчетного периода, то есть года.
Ставки земналога муниципальные власти устанавливают самостоятельно. Однако их максимальное значение регламентировано в НК РФ. Иными словами, муниципалитет не может утвердить ставку по земналогу выше, чем значение, регламентированное НК РФ.
Максимальные значения закреплены в ст. 394 НК РФ:
- 0,3 % — для земель сельхозназначения, а также для участков, используемых под личные подсобные хозяйства и садоводство, занятые жилыми домами и сопутствующими строениями, сооружениями и инфраструктурами. Также в данную категорию включены земли, ограниченные в обороте, используемые для нужд обороны, таможни и безопасности;
- 1,5 % — применяют для остальных категорий земельных участков.
ВАЖНО!
Муниципалитет вправе утвердить отчетные периоды, а также предусмотреть авансовые платежи для организаций-налогоплательщиков. На физлиц такие исключения не распространяются.
Утверждение перечня льготников, как и порядка получения налоговых вычетов и послаблений, устанавливают власти мунобразования.
Характеристика местных налогов
Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.
Земельный налог
Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.
Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.
Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка, в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):
- ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
- ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.
Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).
Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.
Налог на имущество физлиц
Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики — граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.
Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.
Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):
- 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
- 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5% для прочей недвижимости.
Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.
Торговый сбор
Действующее фискальное обязательство применяется исключительно на территории нашей столицы. Только власти г. Москвы регламентировали, что все компании и предприниматели, ведущие торговую деятельность, должны уплачивать в муниципальную казну дополнительный взнос. Данные местные налоги и сборы вводятся законом г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016.
Не платить ТС могут только ИП, применяющие патентную систему налогообложения, а также производители сельхозпродукции.
Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в зависимости от площади и(или) размера, вида объекта налогообложения. Напомним, что объектом признают движимое и недвижимое имущество, используемое для торговли, как оптовой, так и розничной.
Система местных налогов и сборов
Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.
Местные налоги представлены в виде налогов:
- федеральных;
- региональных;
- местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.
К местным сборам относят сборы:
- Федерального уровня;
- местного уровня.
В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.
Сделаем перерасчет и минимизируем налоговые отчисления
Запишитесь на консультацию к специалисту
+7
Имущественные обязательства для граждан
Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ. ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.
Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2021, перечень ставок:
- 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
- 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5 % — для остальной недвижимости.
Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.
Налог на жилое имущество
К объектам налогообложения относятся следующие виды имущества: квартиры, дома, дачи, комнаты, гаражи, а также другие помещения и строения и доли в праве собственности на перечисленное имущество.
Налог на квартиру в Москве в равной ответственности распределяется между собственниками доли, которые обязаны выплачивать его, соразмерно своей доле.
Действующие налоговые ставки в Москве для объектов жилых помещений применяются, исходя из их стоимости: · 0,1 – при стоимости ниже 300 000 руб. · 0,3 – стоимость 300 – 500 000 руб. · 0,6 – 500 – 1 000 000 руб. · 0,75 – более 1 000 000 руб.
Начисление налога осуществляется по состоянию на 1января каждого года, исходя из инвентарной стоимости квартиры.