Понятие ОКВЭД
После регистрации компаниям присваиваются индивидуальные номера и коды, которые отображают выбранный вид деятельности в цифровом обозначении. Он называется ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Присваиваются коды и компаниям, занимающимся грузоперевозками, транспортными услугами.
Многообразие видов транспорта для предоставления услуг
Правила выбора экономических кодов
Согласно ОКВЭД грузоперевозки могут осуществляться разными видами транспорта. Соответственно, и коды будут отличаться в зависимости от конкретного вида деятельности, равно как и транспорта, который используется для предоставления услуги. Они преимущественно совпадают в РФ, РБ и РК. В Белоруссии и Казахстане некоторые отличаются, так как адаптированы под местное законодательство.
Внимание! Справочник ОКВЭД по грузоперевозкам в 2021 не изменился. На данный момент численные обозначения сохраняются такими же, как были.
Транспортным услугам в 2021 году ОКВЭД номера присваивают сразу после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Компания обязана вести свою автотранспортную работу в строгом соответствии с этим кодом. Если же меняется направление деятельности, нужно обратиться в ИФНС в течение 3 рабочих дней и сообщить об изменениях. Впоследствии предприятию присваивается новый код, соответствующий текущему профилю деятельности.
В соответствии с ОКВЭД транспортные услуги предоставляются разными способами. В целом такая деятельность подразделяется на транспортировку и хранение. Первым численным обозначением указывается вид транспортного средства:
- 49 – сухопутный или трубопроводный;
- 50 – водный;
- 51 – воздушный (или космический, но логистическими ООО или ИП такие транспортные услуги не предоставляются).
Предусмотрено также оказание фирмами дополнительных услуг:
- 52 – вспомогательный транспортный сервис, преимущественно предоставляемый в области сельского хозяйства;
- 53 – государственные почтовые или частные курьерские услуги.
Указанные численные обозначения отвечают лишь классовой принадлежности: только этих 2 чисел будет недостаточно. Обязательно потребуется более детальная идентификация деятельности по профилю.
Для автомобильных перевозок
Обратите внимание! Согласно статистике ОКВЭД перевозка грузов автомобильным транспортом 2021 представляет собой наиболее популярное направление среди всего многообразия транспортных услуг.
Поэтому первым в цифровом обозначении будет идти 49, также выбирается подкласс – 49.4, который означает, что предприятие предоставляет соответствующие услуги на автомобильном транспорте, преимущественно связанные с перевозкой пассажиров или грузов. Также могут задействоваться обычные автомобили, если нужно доставить совсем небольшой груз.
Доступно использование любого автотранспорта
Но и указанных 3 чисел недостаточно для регистрации предприятия в официальном порядке. Подкласс 49.41 – автомобильный грузовой транспорт также подразделяется на:
- …1 – использование специализированных автомобилей;
- …2 – использование неспециализированных автомобилей;
- …3 – использование грузовых автомобилей, управлением которых занимается корпоративный водитель.
Подкласс 49.42 – это услуги, связанные с перевозками.
Список кодов ОКВЭД по грузовым перевозкам в 2021 для ИП и ООО пополнился дополнительными пунктами:
- 52.10 – хранение;
- 52.21 – вспомогательные услуги на сухопутных авто, включая использование фуры или другого масштабного транспорта;
- 52.24 – обработка;
- 52.29 – другие вспомогательные услуги, связанные с транспортировкой грузов.
Также численный ряд дополняется, если услуги предоставляются курьерами:
- 53.20.3 – доставка курьером;
- 53.20.31 – доставка курьером на автомобиле, такси или другом транспорте;
- 53.20.39 – прочие услуги курьерской доставки.
Какую выбрать систему налогообложения
Как поменять систему налогообложения для ИП и часто ли можно это делать
Правильный выбор способа налогообложения позволит ИП грузоперевозки сделать более эффективными и прибыльными.
ЕНВД
При этом платится налог не на реальный, а на вменённый доход. Важной особенностью рассматриваемой системы налогообложения является то, что индивидуальные предприниматели с разными уровнями доходов платят государству одинаковый налог. Это образец ситуации, когда юридические требования выгодны ИП.
Для того, чтобы работать таким образом, надо соответствовать таким требованиям:
- Существует ограничения на количество используемой техники, в том числе для пассажирских или грузовых перевозок. В это число входят не только те автомобили, которые находятся в собственности, но и такие, которые получены в пользование каким-либо способом (например, при помощи аренды). У индивидуального предпринимателя на ЕНВД не может быть техники более 20 единиц.
- Количество сотрудников ограничено пределом в 100 человек.
Важно учитывать, что у ИП может быть несколько видов деятельности, а не один. В этом случае налог будет рассматриваться отдельно па каждому из них. Этот режем можно использовать совместно с УСН.
Самозанятые водители имеют право перевозить грузы
Недостатком рассматриваемого способа является то, что налог в полном объёме должен быть заплачен даже тогда, когда услуги грузоперевозки вообще не оказывались. Сумма выплат зависит от региона или области.
УСН (Упрощенка)
Упрощённый режим налогообложения. При его применении надо выбирать один из двух вариантов:
- Расчёт налогов на основе полученного дохода без учёта расходов. В этой ситуации ставка составит 6%.
- Работа по системе «доходы минус расходы». В этом случае для расчёта обязательной уплаты из полученного суммарного дохода вычитаются документально подтверждённые собственные расходы. В этом случае налоговая база будет меньше, но ставка будет составлять 15%.
Индивидуальный предприниматель не может отказаться от упрощёнки до тех пор, пока не закончится календарный год.
Работать на патентной системе может быть выгодней. чем на общей
Этот способ налогообложения может быть выгодным при автомобильных грузоперевозках, однако его могут использовать только те, кто удовлетворяет следующим условиям:
- Общая численность трудового коллектива может составлять не более ста человек.
- Отчётным периодом здесь является календарный год. Суммарная величина дохода за этот период не может быть больше, чем 150 миллионов рублей.
- Остаточная стоимость основных средств согласно отчетности не может превысить 150 миллионов рублей по состоянию на начало 4 квартала.
- За первые 9 месяцев полученные средства не должны стать больше 112,5 миллионов рублей.
Те, кто пользуются таким вариантом, получают ряд преимуществ:
- Имеется два варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
- Для ведения бухгалтерской документации требуются минимальные усилия. Ему не требуется вести кассу.
- При уплате соответствующих сумм в Пенсионный фонд, их можно вычесть из НДФЛ при оплате за год.
Несмотря на ограничения по количеству людей и выручке, эта система является предпочтительной во многих случаях. При этом почти не требуется проводить заполнение бухгалтерских документов.
Можно начать с одной машины и создать прибыльный бизнес
ОСНО
Общая система требует ведения бухгалтерии в полном объёме. Он подойдёт тем, у кого бизнес достаточно развит. При такой деятельности нет ограничений на количество грузовых автомобилей, размер дохода. В этом случае удобно работать с теми ИП, которые являются плательщиками НДС и юридическими лицами.
Однако в рассматриваемом случае имеются следующие недостатки:
- В процессе работы ИП перевозки требуют оформить значительное количество документов.
- Отчётность вести и заполнять формы самостоятельно не получится и потребуется нанять для этого профессионального бухгалтера.
- Потребуется платить НДС. Однако от этого можно отказаться, написав соответствующее заявление в налоговую.
Такая система для начинающих предпринимателей часто бывает недостаточно выгодна. В связи с этим рекомендуется рассмотреть вопрос перехода на одну из специальных систем налогообложения.
Патент (ПСН)
Оплата патента осуществляется на срок от 1 до 12 месяцев.
При этом патент на грузоперевозки предполагает такие ограничения для ИП:
- Сотрудников не больше 15 человек.
- Выручка за период действия документа не может быть больше 60 миллионов рублей.
- Площадь используемой площади в течение всего срока не может быть больше 50 кв. метров.
Обратите внимание! По каждому виду деятельности патент надо получать отдельно.
Для грузоперевозок другими видами транспорта
Поскольку грузы доставляются не только автотранспортом, но и другим способом, в перечне ОКВЭД имеются прочие группы/подгруппы.
Морской
Когда предприятие планирует предоставлять услуги, связанные с перевозками, посредством использованием морских грузовых или иных судов, ему присваивается код 50.20. В группу входят:
- Стандартная морская перевозка.
- Перевозка посредством буксирования.
- Аренда судов (возможно со своей бортовой командой) для перевозки грузов.
Внутренний водный
Для предоставления услуг в рамках водных грузовых внутренних перевозок фирмы получают код 50.40. В группу входят:
- Транспортировка по водным внутренним путям и акваториям.
- Смешанная транспортировка, например, частично по рекам и морям.
- Транспортировка ядерных предметов вооружения или отходов по акваториям.
- Аренда судов для предоставления услуг в рамках посреднической деятельности.
Воздушный
Для перевозки грузов воздушным способом выбирается код 50.21.
Обратите внимание! В группу входят самостоятельная и отдельная транспортировка, равно как аренда транспорта в целом, либо отсека багажного отделения в частности для предоставления соответствующей услуги.
Перевозка грузов и экспедиционные услуги подпадают под разные режимы налогообложения
Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)
Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?
Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.