Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример


Определение НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен

Определение НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. Разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже. По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.

Какие источники информации можно использовать

Налогоплательщики, желающие добровольно применить рыночные цены, либо собирающие документы по требованию ИФНС, вправе использовать любые доступные источники информации.

А вот для налоговиков установлены ограничения. При проверке рыночных цен сотрудники ФНС России должны выяснить, не совершала ли проверяемая компания сопоставимых сделок с независимыми лицами. Если совершала, то сведения о таких сделках нужно использовать при контроле цен по «взаимозависимым» сделкам. Никакие другие источники в этом случае применять нельзя.

И только если у проверяемой организации не было сопоставимых сделок с независимыми лицами, налоговикам разрешается добывать сведения со стороны. При этом можно задействовать следующую информацию:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  • таможенную статистику внешней торговли РФ;
  • сведения о ценах, пределах колебания цен и биржевых котировках из российских и зарубежных официальных источников и из общедоступных изданий и информационных систем;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • сведения о любых других сделках проверяемого налогоплательщика.

Если ничего из приведенного выше списка обнаружить не удалось, либо сведения оказались чересчур скудными, ревизоры из ФНС вправе воспользоваться данными бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, фискалы могут почерпнуть информацию у оценщиков.

Разберем отличия данных групп

Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.

Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющее товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

ПРИВЕДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОПОСТАВИМЫЙ ВИД

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к базису, а также применение средних, относительных величин, поправочных коэффициентов и т.д. В условиях рыночных отношений особое место отводится индексу цен. С помощью индекса цен осуществляется пересчет важнейших стоимостных показателей из фактических в сопоставимые. С этой целью показатель, который необходимо привести в сопоставимый вид, умножают либо делят (в зависимости от базового уровня, к которому приводят показатель) на индексы потребительских цен «цепным методом».

Пример: имеются данные выручки от продажи продукции по годам.

Таблица 3 — Выручка от продажи продукции в фактической оценке

Показатели2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.
Выручка от продаж в текущих ценах (N)
Индекс потребительских цен (I)1,1191,1331,0881,0881,0611,066
Выручка от продаж в ценах 2012 года

Чтобы рассчитать выручку в сопоставимой оценке 2012 г., необходимо:

N11 12 = N11 * I12

N10 12 = N10 * I11* I12

N09 12 = N09 * I10* I11* I12

N08 12 = N08 * I09* I10* I11 * I12

N07 12 = N07 *I08 * I09* I10* I11 * I12

Задание 3. Привести в сопоставимый вид выручку от продаж. Сделать выводы.

Таблица 4 – Выручка от продажи продукции в сопоставимой оценке

Показатель2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2012 г. в % к 2007 г.
Объем производства, т240,6303,3294,5310,2368,7353,8
Цена за 1 т продукции, руб.
Выручка в текущих ценах, тыс. руб.
Выручка в ценах 2012, тыс. руб.

Вывод:

Задание 4. Провести анализ динамики себестоимости единицы продукции с использованием абсолютных и относительных отклонений

Таблица 5– Динамика себестоимости единицы продукции в оценке к уровню 2012 года

ГодСебестоимость, руб.Абсолютный прирост, руб.Темпы роста, %Темпы прироста, %
К предыдущему уровнюК начальному уровнюцепныебазисныецепныебазисные
907,0
884,4
879,8
740,6

1.3 МНОГОМЕРНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОГО АНАЛИЗА)

Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную оценку состояния организации и провести их сравнение, является рейтинговый анализ. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определенному признаку, позволяющая выстраивать организации в определенной последовательности в порядке возрастания или убывания данного признака.

Признаки классификации организаций могут отражать отдельные стороны их деятельности (прибыльность, ликвидность и др.), а также деятельности организаций в целом.

Перечень показателей, включенных в расчет может быть разнообразным, но главное требование к ним – их одинаковая направленность.

Задание 5. Провести рейтинговую оценку организации

1. Обосновывается система показателей.

Исходные данные предприятия в виде матрицы (Aij), где по строкам отражаются показатели (i), а по строкам предприятия (j).

Таблица 6 – Матрица исходных данных (Aij)

Показатели (i)Организации (j)Эталон
1. Выручка от продажи, тыс. руб.
2. Прибыль от продажи, тыс. руб.
3. Рентабельность продаж, %8,46,912,6
4. Рентабельность капитала, %48,657,935,7

2. По каждому показателю находим максимальное значение (max ij), которое заносится в столбец условной эталонной организации.

3. Исходные показатели (Aij) стандартизируются в отношение соответствующему показателю эталонной организации и определяется как Хij.

Aij

Хij = ————

max ij

Значения Хij заносятся в новую матрицу

Таблица 7 – Матрица стандартизированных данных (Хij)

Показатели (i)Организации (j)
1. Выручка от продажи, тыс. руб.
2. Прибыль от продажи, тыс. руб.
3. Рентабельность продаж, %
4. Рентабельность капитала, %

Направление запросов поставщикам

П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК. Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Публикация запросов в Единой информационной системе (далее — ЕИС)

Образец такого запроса для публикации в ЕИС

Запрос цен № (ред. №01)

Общая информация запроса цен:

Номер запроса

Статус

Наименование организации, осуществляющей размещение запроса цен

Наименование объекта закупки

Проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика.

Из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг

Место предоставления ценовой информации

Ответственное должностное лицо, осуществляющее сбор ценовой информации

Адрес электронной почты, Номер контактного телефона, Факс

Сроки предоставления ценовой информации:

Дата и время начала предоставления ценовой информации (по местному времени)

Дата и время окончания предоставления ценовой информации (по местному времени)

Предполагаемые сроки проведения закупки

Сведения об объекте закупки / сведения о товарах, работах услугах:

Описание объекта закупки

Сведения, определяющие идентичность или однородность товара, работы, услуги

Требования к условиям исполнения контракта:

Основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки

Порядок оплаты, Размер обеспечения исполнения контракта

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества

Требования к порядку поставки товаров, выполнению работ, оказанию услуг

Приложения:

1 Техническое задание

2 Форма ответа на запрос

Анализ реестра контрактов ЕИС

Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также приложение № 2 Приказа № 567). Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа: конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %; аукцион — 13 %; запрос котировок — 17 %; запрос предложений — 17 %; у единственного поставщика — не подлежит корректировке.

Метод цены последующей реализации

Он является приоритетным в случае, когда одно взаимозависимое лицо купило товар у другого взаимозависимого лица, а затем без переработки продало независимому лицу. В момент перепродажи допустимо деление на партии, сортировка, переупаковка и смешивание товаров. При этом участник, купивший, а потом продавший товар, не должен владеть нематериальными активами, которые существенно влияли бы на цену сделки.

Суть метода заключается в том, чтобы определить интервал валовой рентабельности по нескольким сопоставимым сделкам и проверить, попадает ли рентабельность контролируемой сделки в данный интервал.

Валовая рентабельность — это валовая прибыль, деленная на выручку от продаж (без учета акцизов и НДС). Данные берутся из бухгалтерской отчетности на момент совершения сделки, но не позднее 31 декабря того же года, либо из отчетности за три предшествующих года.

Интервал определяется точно так же, как и при методе сопоставимости рыночных цен, но вместо показателей цены нужно рассматривать показатели валовой рентабельности.

Если валовая рентабельность контролируемой сделки попадает в интервал, то цена этой сделки соответствует рыночной. Если валовая рентабельность проверяемой сделки меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения. Если валовая рентабельность проверяемой сделки больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.

Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (Пример)

//44fzrf.ru/pismo-fas-699/

Вам будет интересно:

  1. ОБОСНОВАНИЕ НМЦК И НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК. ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД
  3. ПОРЯДОК РАСЧЁТА НМЦК ПРИ ЗАКУПКАХ ТОПЛИВА В РАМКАХ ЗАКОНА № 44-ФЗ
  4. ОДНОРОДНЫЕ И ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ
  5. ЗАПРОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  6. КАК РАССЧИТАТЬ ЦЕНУ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ, подрядчиком, исполнителем
  7. ПРАВИЛА ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  8. КАК ЗАКУПИТЬ КАНЦТОВАРЫ
  9. ОБЗОР НАРУШЕНИЙ И НЕДОСТАТКОВ
  10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 44 ФЗ

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2021 года

До 1 января 2021 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование. Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2021 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2021 год должно составляться до конца 2021 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2021 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2021 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]