Учет расчетов с поставщиками при покупке ОС
Проводки отражающие приобретение объекта основных средств позволяют, наряду с отражением задолженности перед организациями, обеспечить правильное формирование первоначальной стоимости основного средства. Для целей бухгалтерского учета все затраты относятсящиеся к основному средству отражаются проводками по дебету счета 08 в корреспонденции с соответствующими счетами. Особое внимание следет обратить на порядок отражения НДС в учете:
- если основное средство планируется использовать в деятельности, результаты которой облагаются НДС тогда он подлежит возмещению из бюджета;
- в противном случае суммы НДС выставленные поставщиком следует включить в стоимость объекта основных средств.
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
Проводки по поступлению ОС производственного назначения, участвующего в деятельности облагаемой НДС | ||||
08.4 | 60 | Учтена стоимость объекта ОС. отражена задолженность перед поставщиком | Сумма без НДС | |
19.1 | 60 | Учтен НДС предъявленный поставщиком | НДС | |
Проводки по поступлению основного средства, НЕ участвующего в деятельности облагаемой НДС | ||||
08.4 | 60 | Учтена стоимость объекта ОС. отражена задолженность перед поставщиком | Сумма с НДС | |
Оплачены счета поставщиков за полученные ОС | ||||
60 | 50-1 | Наличными денежными средствами из кассы предприятия | ||
60 | 51 | Безналичным путем с р/сч предприятия | ||
60 | 55 | Безналичным путем со специальных счетов предприятия | ||
60 | 71 | Через подотчетное лицо |
Счет 07 Оборудование к установке
Счет 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.
К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
На счете 07 «Оборудование к установке» не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др.
Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад или в другое место хранения.
Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.
Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или др.
Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал организации, отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.
При продаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке его стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).
Отражение дополнительных расходов на доведение ОС, до состояния пригодного к использованию
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
Отражена стоимость услуг по ОС, участвующему в деятельности облагаемой НДС | ||||
08.4 | 60 | Учтена стоимость услуг по объекту ОС и задолженность перед компанией, оказавшей услуги | ||
19.1 | 60 | Учтен НДС предъявленный поставщиком | ||
Стоимость услуг по основному средству, НЕ участвующему в деятельности, облагаемой НДС | ||||
08.4 | 60 | Отражена стоимость услуг по объекту ОС и задолженность перед компанией, оказавшей услуги | ||
Оплачены счета за оказанные услуги | ||||
60 | 50-1 | Наличными денежными средствами из кассы предприятия | ||
60 | 51 | Безналичным путем с р/сч предприятия | ||
60 | 55 | Безналичным путем со специальных счетов предприятия | ||
60 | 71 | Через подотчетное лицо |
Новый вид поступления
В документе Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Основные средства. Быстрый доступ к данному виду документа поступления осуществляется из раздела ОС и НМА по гиперссылке Поступление основных средств.
Вид операции Основные средства предназначен для одновременного отражения поступления и принятия к учету основных средств, которые не требуют монтажа и дополнительных расходов (например, компьютеров, оргтехники, офисной мебели и т. д.). В шапке документа наряду с другими реквизитами нужно указать Способ отражения расходов по амортизации, Группу учета ОС, Местонахождение ОС и МОЛ (материально ответственное лицо). В табличной части нужно указать наименование приобретенного объекта, его стоимость, ставку НДС и срок службы в месяцах (рис. 2).
Рис. 2. Поступление с видом «Основные средства»
В документе поступления с видом Основные средства теперь появилась возможность быстрого ввода новых объектов — для этого достаточно ввести название этого основного средства в соответствующее поле и выбрать команду Создать (кнопка «+» контекстного меню). При этом справочник Основные средства не открывается, но автоматически заполняются обязательные реквизиты:
- Группа учета ОС — подставляется значение, указанное в шапке;
- Амортизационная группа — определяется при записи документа в соответствии с указанным сроком службы.
При необходимости пользователь может в любой момент открыть справочник Основные средства, чтобы ввести дополнительную информацию о конкретном объекте. Проводки после проведения документа:
Дебет 08.04.2 Кредит 60.01 и Дебет 01.01 Кредит 08.04.2 – на стоимость приобретенных основных средств; Дебет 19.01 Кредит 60.01 – на сумму НДС, предъявленного продавцом.
Для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствующие суммы фиксируются также в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт для счетов с признаком налогового учета (НУ).
Если стоимость ОС не превышает 100 тыс. руб., то для целей налогового учета по налогу на прибыль программа включает указанную стоимость в расходы записями в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:
Сумма НУ Дт 26 (44, 20) и Сумма НУ Кт 01.01 – на сумму расходов по приобретенным основным средствам.
Порядок отражения расходов определяется в соответствии с реквизитом Способ отражения расходов по амортизации.
Если организация применяет положения ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), то отражаются постоянные разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов на стоимость основных средств, единовременно учтенных в расходах.
Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету документ формирует записи в периодические регистры сведений, отражающие информацию об ОС.
Применение документа поступления с видом Основные средства имеет ограничения:
- документ не предназначен для последующего отражения допрасходов на приобретение ОС;
- по умолчанию для целей бухгалтерского учета устанавливается линейный способ амортизации;
- не может применяться амортизационная премия.
Если пользователя данные ограничения не устраивают, то он может применять прежний сценарий работы с основными средствами, используя документы: Поступление (акт накладная), вид операции Оборудование;Поступление доп. расходов; Принятие к учету ОС.
Отражение процентов по кредитам (займам), используемым на приобретение основных средств
При формировании проводок по отражению процентов, начисленных по займам и кредитам, использованным на приобретение объектов ОС следует особое внимание обратить на различие требований по учету этих операций в бухгалтерском и налоговом учете:Бухглатерский учет
— суммы процентов, начисленные до ввода объекта в эксплуатацию, увеличивают стоимость внеоборотного актива (проводка Дт 08 — Кт66, 67). Проценты начисленные после ввода в эксплуатацию относятся на прочие расходы организации (проводка Дт 91 — Кт 66,67).
Налоговый учет
— для целей налогового учета, сумма начисленных процентов включается в расходы отчетного периода, в пределах, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ.
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
Проводки отражающие начисленние процентов по кредитам и займам, до ввода объекта в эксплуатацию | ||||
08.4 | 66 | Учтена стоимость процентов по краткосрочным займам | ||
08.4 | 67 | Учтена стоимость процентов по долгосрочным займам | ||
Проценты по кредитам и займам (используемым на приобритенение объектов ОС) начисленные после ввода объекта в эксплуатацию | ||||
91.2 | 66 | Учтена стоимость процентов по краткосрочным займам | ||
91.2 | 67 | Учтена стоимость процентов по долгосрочным займам |
Как отразить в проводках приобретение здания
Покупка здания некоммерческой организацией может быть осуществлена, если оно предназначено для использования в работе, а также в расширении предприятия, в частности осуществления предпринимательской деятельности, а также, если соблюдены условия подпунктов «б» и «в» ПБУ 6/01.
Проводки, выполняемые при приобретении здания, выглядят следующим образом:
Дебет | Кредит | Название операции | Документ — основание |
08.04 | 60.01 | Поступление ОС | Пункты ПБУ 6/01 |
60.01 | Оплата за здание | Пункты ПБУ 6/01 | |
01.01 | 08.04 | Ввод в эксплуатацию ОС | Пункты ПБУ 6/01 |
Проводки, отражающие курсовые и суммовые разницы за основные средства
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
Проводки, отражающие курсовые разницы за основные средства | ||||
91.2 | 60 | Отражены отрицательные курсовые разницы | ||
60 | 91.1 | Отражены положительные курсовые разницы | ||
Проводки, отражающие суммовые разницы за основные средства | ||||
91.2 | 60 | Отражены отрицательные суммовые разницы за ОС, после принятия объекта к учету | ||
60 | 91.2 | Отражены положительные суммовые разницы за ОС, после принятия объекта к учету |
Рубрикатор статей по основным средствам
- Ликвидация основных средств: проводки, полный износ
- Проводки по продаже основных средств
- Переоценка основных средств в бухгалтерском учете
- Проводки по ремонту и модернизации ОС
- Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях
- Оборудование в бухгалтерском учете — проводки на примерах
- Проводки бухучета по переоценке основных средств
- Проводки бухучета по приобретению основного средства
- Бухгалтерские проводки по передаче основных средств
- Бухгалтерские проводки по операциям списания основных средств
- Проводки бухучета по амортизации основных средств
- Бухгалтерские проводки при поступлении ОС
- Аренда и лизинг основных средств в бухгалтерском учете
Видеоурок по учет основных средств в бухгалтерии: