Что нужно знать о списанном имуществе:
ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»
п. 3.12 Отходами потребления
— остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.
1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»…» от 29.12.2014 № 458-ФЗ
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2021 года. После 1 июля 2021 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
(ст.14 89-ФЗ и пункты 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712)
1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.
Проверяем бухгалтерские проводки
Процесс реализации материально-производственных запасов – это как правило, далеко не основной бизнес процесс хозяйствующего субъекта и для проведения учёта доходов, расходов используется счёт 91«Прочие доходы и расходы». Что касается проводок списания стоимости ушедших ценностей, они будут сформированной документацией реализации в «1С:Бухгалтерия 8» и скорее всего будут выглядеть так:
Для должного понимания, отразим хозяйственную операцию (полностью), покажем полный комплект проводок (предприятие платит НДС):
- Стоимость реализованных материальных ценностей списана в сторону прочих расходов: Д91.02 (по видам прочих расходов) – К 10 (по видам материалов, мест хранения).
- Отражается выручка покупателя от реализации материальных ценностей: Д62.01 (по контрагенту, договору) – К 91.01 (по видам прочих доходов).
- Начисляется НДС в процессе реализации материалов: Д90.03 – К 68.02.
Процесс реализаций какого-либо типа товарно-материальной ценности имеет подтверждение в качестве унифицированных, печатных форм документации. Процесс реализации осуществляется с помощью накладной на уход материальных ценностей и имеет форму М-15, данную форму можно создать из документа реализации:
Порядок действий при списании имущества.
2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:
- — определить какие виды отходов будут образованы в результате
- — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
- — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).
Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.
2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:
- — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
- — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
- — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами
Пример
Организация списывает имущество:
- столы
- кресла
- компьютеры в сборе
- телефоны
Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:
Имущество | Наименование отхода по ФККО | Код ФККО |
столы | отходы мебели из разнородных материалов | 49211181524 |
кресла | ||
компьютеры в сборе | системный блок компьютера, утративший потребительские свойства | 48120101524 |
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе | 48120502524 | |
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства | 48120401524 | |
телефоны | телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства | 48132101524 |
Так же экологом было определено следующее:
Наименование отхода по ФККО | Код ФККО | Наличие паспорта отхода | Предполагаемый вид обращения |
отходы мебели из разнородных материалов | 49211181524 | Да | Сбор, транспортирование, размещение |
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства | 48120101524 | Да | Сбор, транспортирование, обработка, утилизация |
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе | 48120502524 | Да | Сбор, транспортирование, обработка, утилизация |
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства | 48120401524 | Да | Сбор, транспортирование, обработка, утилизация |
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства | 48132101524 | Нет | Сбор, транспортирование, обработка, утилизация |
Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности. Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно. Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.
Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.
2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2021 года).
Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:
- — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
- — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
- — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
- — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
- — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
- — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
- — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.
При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.
После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.
Что собой представляют неликвиды?
Неликвиды – это те активы, которые крайне сложно продать по рыночной стоимости. Они есть практически у каждого предприятия. К неликвиду относятся:
- бракованные товары;
- просроченная или некондиционная продукция;
- товары, которые не получается реализовать по иным причинам.
ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.
Вопрос: Как учитывать в целях налога на прибыль получение от потенциальных поставщиков пробных образцов невозвратных материалов? Часть материалов проходит испытание в производстве. В случае если материалы не отвечают требованиям технологии, то они остаются на складе как неликвид. Посмотреть ответ
По каким причинам появляются неликвиды?
Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:
- Заказ продукции в избыточном объеме. Происходит это по ряду причин: ошибки сотрудников, применение неправильных данных при реализации товаров, низкий уровень автоматизации.
- Утрата качества продукции. Часть продукции обладает установленным сроком годности. Если товар утрачивает свои качества, единственный выход – его списание.
- Игнорирование имеющихся запасов. Иногда сотрудники просто забывают о продукции. В итоге, она продолжает пылиться на складе.
- Неверный учет продукции. Неликвид в документах может фигурировать из-за таких причин, как задвоение позиции, пересортица, неправильные коды.
- Появление адекватного аналога продукту. Если на прилавках появится аналог с лучшими качествами, товар может утратить свою востребованность.
- Реализация сложносоставной продукции. К примеру, магазин реализует комплект инструментов. Однако у потребителей он спросом не пользуется. Успешнее будут реализовываться инструменты по отдельности.
- Нет сопутствующей продукции. Некоторые товары, напротив, продаются только в комплекте.
- Уменьшение спроса. Колебания спроса – это довольно частое явление. К примеру, на некоторую продукцию внезапно возникает необъяснимый ажиотаж. Компании закупают этот товар в увеличенном объеме, однако спрос резко падает.
- Сезонность продукции. Некоторые товары востребованы только в определенные сезоны. Если их не получится реализовать в актуальный сезон, товар будет залеживаться.
Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.
Как списать неликвидные ТМЦ?
Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:
В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.
Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.
Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».
Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.
После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.
Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:
С 2013 года по 1 июля 2021 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.
Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.
Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.
Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2021 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.
Какие документы необходимы для отчетности:
1. Акт приёмо-передачи отходов. Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов. Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.
3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.
4. Документы об оплате. В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.
Оформляем документы
Первичными документами, подтверждающими поступление материалов, полученных при ликвидации основных средств на склад, являются:
- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35);
- Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма № М-12);
- Приходный ордер (форма М-4).
Фактическая себестоимость материалов, полученных в результате ликвидации ОС или другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (пункт 79 Методических указаний по бухучету основных средств, пункт 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). В момент принятия к учету материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, эта сумма включается в прочие доходы (пункт 31 ПБУ 6/01).