С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.
Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить
Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).
Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется; √ что на этих РМ происходило раньше; √ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ); • начали эксплуатироваться вновь созданные РМ; • изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2021 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
Как с 2021 года выглядит процедура проведения СОУТ
Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:
И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).
Порядок проведения СОУТ в 2021 году
Спецоценка организуется за счет средств работодателя с привлечением специализированной организации, у которой должно быть:
- минимум 5 экспертов в штате, имеющих соответствующие сертификаты;
- аккредитованная лаборатория.
Периодичность проведения плановой СОУТ в 2021 году не изменилась – 1 раз в 5 лет.
Основные этапы спецоценки:
- Заключение договора между работодателем и оценочной организацией.
- Создание работодателем комиссии, которая определяет оцениваемые рабочие места.
- Выявление потенциально опасных или вредных показателей экспертом и комиссией.
- Подача работодателем в Росруд декларации по местам, не представляющим опасности и не приносящим вреда сотрудникам. Как и прежде, декларация СОУТ в 2021 году действительна в течение 5 лет.
- Изучение вредных и опасных показателей, определение экспертом классов условий труда.
- Оформление экспертами результатов в виде отчета, передача информации в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).
Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2021 года
С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Новшества 2021 года: январские
I. Расширены права и обязанности работодателя и работников
Работодателю предоставлено право требовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждения внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.
При этом на работодателя дополнительно возложена обязанность по рассмотрению замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ и принятию решения о проведении в случае необходимости внеплановой СОУТ.
В свою очередь, работники наделены правом представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.
Замечания и возражения могут направляться:
- Работодателю.
- Организации, проводящей СОУТ.
- В выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
II. Новые обязанности организации, проводящей СОУТ
1. Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ по проведению СОУТ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении СОУТ обязана:
1) передать во ФГИС ряд сведений в отношении работодателя, среди которых:
- полное наименование работодателя;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) работодателя;
- код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) работодателя;
2) получить идентификационный номер, который присваивается ФГИС в автоматическом режиме;
3) сообщить идентификационный номер работодателю до начала проведения СОУТ.
2. Организация, проводящая СОУТ, должна применять утверждённые и аттестованные методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Дополнительно Законом определено, что методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных Методикой проведения СОУТ.
3. Организация, допущенная к деятельности по проведению СОУТ, обязана передавать в Минтруд России ряд сведений, в числе которых:
1) информация об исключённых из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона N 426-ФЗ, — в случае сокращения области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации.
Указанные требования должны соблюдаться по 31 декабря 2021 года включительно.
2) данные об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Как предусмотрено Законом, сведения должны передаваться в течение 10 рабочих дней со дня наступления вышеуказанных случаев и могут быть предоставлены:
- на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом также должны направляться копии подтверждающих документов.
Полученные данные должны быть проанализированы Минтрудом России в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации.
В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, будет приостановлена до момента представления в Минтруд России копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
III. Уточнены правила применения результатов проведения СОУТ
Результаты проведения СОУТ можно применять только при условии, если сведения о них внесены во ФГИС в установленном порядке.
При этом результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, по-прежнему могут использоваться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.
IV. Изменена периодичность проведения СОУТ
По общему правилу СОУТ на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в 5 лет, однако теперь указанный срок должен исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.
При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.
V. Уточнён порядок формирования комиссии по проведению СОУТ на микропредприятиях
При отсутствии возможности образовать комиссию у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые отнесены к микропредприятиям, её полномочия может исполнять:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник.
VI. Идентификация потенциально ВОПФ
При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально ВОПФ дополнительно должны учитываться:
- результаты, полученные при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
- результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
VII. Срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда остался прежним — 5 лет, однако теперь он будет исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.
При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему будет отсчитываться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.
VIII. Уточнён перечень физических факторов, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению
В число физических факторов, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению, вместо инфракрасного излучения включено тепловое облучение.
Хотите узнать, какие изменения законодательства в области безопасности произошли в 2021 году? Приходите на нашу онлайн-конференцию! Участие бесплатное.
Соответственно, испытательные лаборатории (центры) теперь должны проводить исследования (испытания) и измерения интенсивности и экспозиционной дозы теплового облучения.
IX. Новые требования к отчёту о проведении СОУТ
1. В отчёте о проведении СОУТ (далее — Отчёт) дополнительно необходимо отражать представленные в письменном виде замечания и возражения работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.
2. Отчёт должен содержать идентификационный номер, присвоенный ФГИС в автоматическом режиме.
3. Отчёт должен подписываться всеми членами комиссии по проведению СОУТ и утверждаться председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.
4. При направлении работодателем в адрес организации, проводящей СОУТ, копии утверждённого Отчёта в форме электронного документа он должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.
X. Основания для проведения внеплановой СОУТ
Законом уточнено, что мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ могут готовиться на основании замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
XI. Сведения, передаваемые во ФГИС
1. Законом предусмотрено, что во ФГИС:
- в отношении работодателя среди прочего должен предоставляться код причины постановки на учёт в налоговом органе (КПП);
- в отношении работника — индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места.
2. Сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, должны передаваться во ФГИС организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Отчёта в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, в течение 3 рабочих дней со дня внесения во ФГИС указанных сведений организация, проводившая СОУТ, обязана уведомить об этом работодателя любым из предусмотренных способов:
- на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. Законом предусмотрено, что сведения, содержащиеся во ФГИС, могут использоваться налоговыми органами.
Порядок присвоения идентификационного номера СОУТ должен быть определён Минтрудом России.
XII. Экспертиза качества СОУТ
В качестве дополнительных оснований экспертизы качества СОУТ указаны:
- представления территориальных органов Роструда, вынесенные в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору), проведённому на основании заявлений органов исполнительной власти;
- заявления, поданные органами исполнительной власти непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, — орган исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда;
- представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того, установлено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы и результатам её проведения:
- являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ, в том числе сторонами, имеющими разногласия;
- подлежат передаче во ФГИС.
Обязанность по передаче результатов проведения экспертизы качества СОУТ возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы.
В свою очередь, обязанность по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам её проведения возлагается на Минтруд России.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Изменение в законодательстве — СОУТ
В связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2021 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2512)
приказываю:
Внести изменения в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложению.
Министр М.А.Топилин
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2021 года, регистрационный N 45539
Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2021 года N 642н
Изменения, вносимые в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2021 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927) и от 7 сентября 2015 г. N 602н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2015 г., регистрационный N 39785):
а) в приложении N 1 к приказу:
дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация предусмотренных пунктом 1 настоящей Методики процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.»;
пункт 4 дополнить абзацем девятым следующего содержания:
«предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).»;
в пункте 11:
в абзаце втором подпункта 3 слова «подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов» заменить словами «вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям,»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«Эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на рабочих местах, указанных в подпунктах первом — третьем настоящего пункта, может осуществлять:
изучение документов, характеризующих технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, а также регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;
обследование рабочего места;
ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации, согласно настоящей Методике.»;
в пункте 13:
абзац первый после слов «экспертами и» дополнить словом «(или)»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.»;
в пункте 14:
в абзаце первом слова «исследований (испытаний) и» и «методы исследований (испытаний) и» исключить;
дополнить после абзаца первого абзацем следующего содержания:
«При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов до 31 декабря 2021 года допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021; 2011, N 30, ст.4590; N 49, ст.7025; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 49, ст.6339; 2014, N 26, ст.3366; N 30, ст.4255; 2015, N 29, ст.4359), в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации.»;
в абзаце втором слова «исследований (испытаний) и» исключить;
в пункте 16:
подпункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) наименования примененных методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, реквизитов нормативных правовых актов, их утвердивших (вид нормативного правового акта, наименование органа, его издавшего, название, дата и номер);»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«В отношении рабочего места, условия труда на котором по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в пункте 11 настоящей Методики, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2021, N 18, ст.2512).»;
пункт 95 дополнить абзацем следующего содержания:
«Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.»;
б) в приложении N 3 к приказу раздел IV признать утратившим силу;
в) в приложении N 4 к приказу:
абзац двадцать четвертый пункта 3 после слов «и заверяются печатью организации» дополнить словами «(при наличии)»;
пункт 6 признать утратившим силу.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2014 г., регистрационный N 32387):
а) дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
«3. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2021 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2512) по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2021, N 18, ст.2512), работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по утвержденной настоящим приказом форме с включением в нее данных рабочих мест.»;
б) пункт 3 считать пунктом 4;
в) в приложении N 1 к приказу:
строку «не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, условия» изложить в следующей редакции:
«по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы или условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, условия»;
подстрочную надпись «(реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда)» строки «Декларация подана на основании» изложить в следующей редакции:
«(реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) или измерений вредных и (или) опасных производственных факторов)»;
сноску «*» после слова «печатью» дополнить словами «(при наличии)»;
г) в приложении N 2 к приказу:
пункт 2 после слов «факторов не выявлены» дополнить словами «, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2021, N 18, ст.2512).»;
в пункте 3 исключить слова «к настоящему приказу», после слов «своего нахождения» дополнить словами «либо нахождения своего филиала или представительства»;
пункт 5 после слов «подается декларация» дополнить словами «с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне»;
в пункте 7 слова «установленной приложением N 1 к настоящему приказу» заменить словами «предусмотренной приложением N 1»;
д) в приложении N 3 к приказу:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, когда у работников выявлены профессиональные заболевания, при условии, что причиной таких несчастных случаев и профессиональных заболеваний явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.»;
подпункт «ж» пункта 7 изложить в следующей редакции:
«ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, явившихся основанием для подачи декларации.».
В приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2014 г., регистрационный N 34545):
а) в нумерационном заголовке слова «социального развития» заменить словами «социальной защиты»;
б) подпункты «а» и «в» пункта 3 после слова «страховщиков» дополнить словами «, организаций, проводивших специальную оценку условий труда»;
в) в абзаце одиннадцатом пункта 11 слово «отчет» заменить словами «утвержденный работодателем отчет»;
г) в пункте 40:
слова «(в случае, если государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда)» заменить словами «(в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда)»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Требования настоящего пункта не распространяются на случаи проведения государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов.»;
д) дополнить пунктом 46 следующего содержания:
«46. Заключение о рассмотрении разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда является обязательным к исполнению всеми сторонами разногласий.».
В приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36128):
а) в абзаце первом пункта 42 слова «для целей» заменить словами «в целях»;
б) в подпункте 6 пункта 45 слова «территориального органа» исключить.
В приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2015 г., регистрационный N 39989):
а) подпункт 1 пункта 3 дополнить словами «и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне»;
б) в подпункте 3 пункта 5 слова «подпунктах 1, 3, 5 пункта 15» заменить словами «подпунктах 1, 4 пункта 14»;
в) в пункте 6:
абзац первый дополнить словами «, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных»;
в подпункте 2:
абзац шестой дополнить словами «и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда»;
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);»;
дополнить абзацем девятым следующего содержания:
«сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
абзац второй подпункта 3 дополнить словами «с указанием наименований филиалов и представительств организации (при наличии)»;
г) в пункте 7:
абзац первый дополнить словами «, а также сведения о принятии решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Сведения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда передаются в информационную систему учета в течение десяти рабочих дней со дня принятия указанного в абзаце первом настоящего пункта решения с указанием в отношении:
работодателя — сведений, предусмотренных абзацами вторым, третьим, четвертым, пятым подпункта 1 пункта 6 Порядка;
рабочего места — сведений, предусмотренных абзацами вторым, пятым и восьмым подпункта 2 пункта 6 Порядка;
организации, проводившей специальную оценку условий труда, — сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 6 Порядка, подпунктами «ж», «з», «и», «к» пункта 7 Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда .»;
д) дополнить новой сноской 2 следующего содержания:
» 2 Утвержден приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2014 г., регистрационный N 32387).»;
е) сноски 2-3 считать сносками 3-4 соответственно;
ж) абзац первый пункта 8 после слов «специальной оценки условий труда» дополнить словами «, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных,»;
з) абзац первый пункта 9 после слов «с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» дополнить словами «, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных,»;
и) абзац второй подпункта 2 пункта 11 изложить в следующей редакции:
«Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдается удостоверяющим центром Оператора или другими удостоверяющими центрами, аккредитованными в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»5.»;
к) дополнить новой сноской 5 следующего содержания:
«5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, 3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2021, N 1, ст.65.»;
л) сноску 5 считать сноской 6.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Авторизация
Специальная оценка условий труда: пошаговые действия
Нормативные документы:
● Ст. 212 ТК РФ;
● Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда»;
● Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Очередность проведения СОУТ
Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места организации.
Оценка условий труда проводится один раз в 5 лет. Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2021 г.
Пошаговые действия комиссии при проведении специальной оценки условий труда
ШАГ № 1
На подготовительном этапе руководитель образовательной организации совместно с профкомом формирует необходимый пакет документов:
● Приказ о проведении специальной оценки условий труда;
● Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, в котором должен быть указан состав и порядок деятельности комиссии (ч. 1-4 ст.9 ФЗ № 426-ФЗ).
Порядок деятельности комиссии:
● определяется график проведения соответствующих работ;
● составляется перечень рабочих мест с указанием аналогичных;
● на все рабочие места, подлежащие СОУТ, формируется пакет документов по характеристикам используемого оборудования (декларации, сертификаты, технические паспорта…);
● на все рабочие места, подлежащие СОУТ, составляется хронометраж рабочего времени работника, выполняющего свои функциональные обязанности на этом рабочем месте, нагрузка на голосовой аппарат (см. Приложение №20 к методике проведения СОУТ). Также составляется карта выполняемых работ работником на данном рабочем месте с указанием длительности нахождения в позе «стоя», «сидя», указанием тяжести груза, который приходится поднимать работнику в течение рабочей смены.
ШАГ № 2
Выбор организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Согласно ст. 19 и ст. 21 ФЗ №426-ФЗ данная организация должна соответствовать следующим требованиям:
● указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности проведение специальной оценки условий труда;
● наличие в организации не менее 5 экспертов;
● наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории;
● эта организация должна быть внесена в реестр организаций, утвержденных Минтрудом России.
ШАГ № 3
Подписание договора с организацией, проводящей СОУТ.
ШАГ № 4
Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов.
Идентификация осуществляется экспертом организации. Идентификация потенциально вредных производственных факторов — сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором вредных и опасных производственных факторов, утвержденных Приказом Министерства Труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года №33н.
1 случай – если вредные производственные факторы не выявлены на рабочем месте, работодатель должен перейти к процедуре декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч.1 ст.11 ФЗ №426-ФЗ).
2 случай — если вредные производственные факторы на рабочем месте выявлены, в таком случае вредные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч.1ст. 12 ФЗ №426-ФЗ).
ШАГ № 5
Проведение измерений.
Перечень вредных и опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией, исходя из:
— государственных нормативных требований охраны труда;
— характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья;
— результатов ранее проводивших исследований (испытаний вредных производственных факторов), проведенных аккредитованной в установленном законодательством порядке испытательной лабораторией при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ;
— предложений работников.
ШАГ № 6
Классификация условий труда.
По результатам исследований (измерений) экспертом осуществляется отнесение условий труда к классам (подклассам) по степени вредности.
Условия труда подразделяются на 4 класса ст. 14 ФЗ №426-ФЗ.
Итоговый класс (подкласс) условий труда устанавливается по наиболее высокому классу (подклассу).
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда эффективных сертифицированных средств индивидуальной защиты, класс (подкласс) может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта, проводящего СОУТ, на одну степень в соответствии с Методикой.
ШАГ № 7
Этап оформления результатов СОУТ
Составление отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Форма отчета и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014г. №33н.
Отчет о проведении оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Член комиссии, который не согласен с результатами проведения СОУТ, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч.2. ст. 15 ФЗ № 426-ФЗ).
ШАГ № 8
Передача данных о результатах СОУТ
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводившую специальную оценку условий труда.
С 1 января 2021 года результаты проведения СОУТ (см. ст. 18 ФЗ № 426-ФЗ) передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета (ч.1 ст. 18 ФЗ № 426-ФЗ).
ч. 4 ст. 18 ФЗ № 426-ФЗ предусмотрено:
— в случае невыполнения организацией, проводившей СОУТ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426-ФЗ, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющихся у него сведениях в отношении указанных объектов учета.
Предусмотреть в договоре на проведение СОУТ:
— обязанность заказчика уведомлять исполнителя о дате утверждения отчета о проведении СОУТ с указанием конкретного срока, способа (формы) уведомления (не более 5 дней с даты утверждения отчета о проведении СОУТ). В том числе посредством направления письма с приложением копии-скана титульного листа отчета по электронной почте с указанием конкретного электронного адреса получателя.
За не предоставление организацией, проводящей СОУТ, сведения о результатах проведения СОУТ в десятидневный срок со дня утверждения отчета является нарушением установленного порядка проведения СОУТ и влечёт за собой административную ответственность в соответствии со статьёй 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ШАГ № 9
Ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ под роспись не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
ШАГ № 10
Размещение результатов СОУТ на сайте организации (при наличии сайта).
Работодатель размещает:
— Установленные на рабочих местах классы условий труда;
— Перечень мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда работников.
ШАГ № 11
Предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда:
Класс условий труда | Доплата 4 % | Дополнительный отпуск (от 7 дней) | Сокращенная рабочая неделя (36 часов) | ||
СОУТ | опасный | 4 | да | да | да |
вредный | 3.4 | да | да | да | |
3.3 | да | да | да | ||
3.2 | да | да | нет | ||
3.1 | да | нет | нет | ||
допустимый | 2 | нет | нет | нет | |
оптимальный | 1 | нет | нет | нет |
ШАГ № 12
Хранение работодателем документов о проведении СОУТ.
Документы по оценке условий труда в соответствии с п.622 раздела 7.3. приказа Минкультуры России от 25.08.2010г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов и сроков их хранения» хранятся в образовательной организации 75 лет при наличии вредных производственных факторов на рабочих местах и 45 лет при отсутствии таковых.
Финансирование СОУТ
Основной источник финансирования СОУТ – бюджетные средства.
В качестве дополнительного источника для проведения СОУТ могут быть использованы страховые взносы в ФСС (в размере 20%).
Автоматические штрафы СОУТ 2021
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
- компании — от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.
Подводим итоги
- С 2021 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2021 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.