О порядке приостановления и продления выездной налоговой проверки


Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Судебный вердикт: сколько раз инспекция может приостанавливать проверку

Верховный Суд РФ в определении от 28.09.2020 № 307-ЭС20-12647 признал, что многократное приостановление и продление налоговой проверки не свидетельствует о преднамеренном затягивании ее сроков и не нарушает права проверяемых налогоплательщиков.

Предмет спора

: налоговая инспекция целый год проводила в отношении организации выездную налоговую проверку. В указанный период проверка приостанавливалась шесть раз и несколько раз продлевалась. Посчитав данные действия незаконными, организация обратилась в суд, где потребовала отменить решение о проведении налоговой проверки.

За что спорили

: возможность многократного приостановления налоговой проверки.

Кто выиграл

: налоговики.

В суде организация отмечала, что в соответствии с действующим законодательством выездная проверка в любом случае не может проводиться более 6 месяцев. При этом НК РФ не предусматривает возможности многократного приостановления проверки.

По мнению организации, в спорном случае приостановление проверки носило формальный характер и использовалось инспекцией в целях незаконного продления общего срока ее проведения. Это является злоупотреблением правом со стороны налогового органа и проявлением избыточного налогового контроля, нарушающим права и законные интересы компании.

Верховный Суд РФ отклонил заявленные организацией доводы и признал действия налоговиков законными и обоснованными.

ВС РФ пояснил, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако это не значит, что в указанный срок включаются периоды, в которые налоговая проверка не проводилась по причине ее приостановления.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В срок проведения проверки включаются только те периоды, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика.

При этом ИФНС вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов у контрагентов налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Приостановление проведения выездной проверки по указанному основанию допускается не более одного раза по каждому контрагенту, у которого истребуются документы. Никаких других ограничений в данной части законодательство не устанавливает.

Таким образом, количество решений о приостановлении проверки ограничивается только числом контрагентов, у которых истребуются необходимые документы.

В спорном случае количество приостановок проверки не превысило число контрагентов, у которых запрашивались документы.

Фактическое количество календарных дней, затраченных инспекцией на проведение выездной проверки, в которое не подлежит включению период приостановления проверки, составило 180 дней.

Таким образом, заключил ВС РФ, сроки проведения проверки с учетом ее многократного приостановления инспекцией не были нарушены.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Приостановление выездной налоговой проверки в 2021 году возможно в случаях (в целях):

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ («встречная проверка у контрагентов», проверка «по цепочкам»); 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации (например, соглашения об избежании двойного налогообложения); 3) проведения экспертиз; 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Приостановление проведения выездной налоговой проверки по указанным основаниям допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.

В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России, доб. 453

На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Приостановление налоговой проверки и истребование документов

31.12.2013 г. было вынесено решение о проведений выездной налоговой проверки за 2010, 2011, 2012 гг. Мы подписали решение и требование о предоставлении документов за три года, заверенных должным образом 14.01.2014 г. 15.01.2014 г. было вынесено решение о приостановлении.

Обязаны ли мы на время приостановления проверки предоставлять требуемые по реестру документы от 14.01.2014 г.? Должны ли мы копировать и заверять бумаги по требуемому реестру, так как объем очень большой и нереальный? Инспектор даже еще не выезжал на проверку.

Право на истребованиеСт. 93 НК РФ
установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку,
вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы
.
Срок пред-

ставления

Документы
, которые были истребованы в ходе налоговой проверки,
представляютсяв течение 10 дней
со дня получения соответствующего требования.
Приостанов-

ление

проверки

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для
:

1)

истребования документов (информации) в соответствии с
п. 1 ст. 93.1 НК РФ
.

При этом приостановление проведения выездной налоговой проверки по указанному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2)
получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3

) проведения экспертиз;

4)
перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
РешениеПриостановление
и возобновление проведения выездной налоговой проверки
оформляются соответствующим решением
руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
6 месяцевОбщий срок приостановления
проведения выездной налоговой проверки
не может превышать 6 месяцев
.
На период действия срока приостановления
проведения выездной налоговой проверки
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов
у налогоплательщика,
которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением
документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
АрбитражВ п. 26 постановления Пленума ВАС РФ
от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбит­ражными судами части первой НК РФ» разъяснено, что
налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов
.
!Кроме того, налогоплательщик обязан представить
налоговому органу
те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки
.
Позиция чиновниковКонтролирующие органы также указывают, что НК РФ не предусмотрены приостановление течения установленного срока выполнения требования налогового органа
о представлении проверяемым лицом документов, переданного этому лицу до приостановления проведения выездной налоговой проверки, а также сокращение срока проведения выездной налоговой проверки на период подготовки и представления проверяемым лицом в налоговый орган документов, истребованных в ходе этой проверки.
Обязанность налогопла-тельщикаТаким образом, налогоплательщик обязан представить
налоговому органу
те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, в сроки, установленные в требовании
о представлении документов (письма ФНС РФ от 21.11.2013 г. № ЕД-3-2/[email protected], Минфина РФ от 28.06.2013 г. № 03-02-07/1/24644).
Другое мнениеСправедливости ради отметим, что у ФАС Уральского округа
иное мнение.

В постановлении от 27.05.2013 г. № Ф09-3997/13

уральские арбитры сообщили, что
приостановление выездной налоговой проверки исключает не только возможность
осуществления налоговым органом
каких-либо действий
в отношении проверяемого лица, в том числе проверку документов и иных сведений, истребованных им у проверяемого лица,
но и обязанность налогоплательщика представлять истребованные налоговым органом документы
.

Однако, учитывая позицию чиновников, правомерность непредставления в Вашей ситуации истребованных документов придется доказывать в суде.
СрокиВ соответствии со ст. 6.1 НК РФсрок
, определенный днями,
исчисляется в рабочих днях
, если срок не установлен в календарных днях.
При этом рабочим днем
считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Ваш случайСледовательно, срок представления документов в Вашем случае заканчивается 21-ым января 2014 года
.
Ответст-венностьОтказ
проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или
непредставление их в установленные сроки
признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную
ст. 126 НК РФ
(
п. 4 ст. 93 НК РФ
).
Ст. 126 НК РФ
предусматривает взыскание штрафа
в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ
.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ
истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
КопииПредставление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий
.
!Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов
, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В электрон-

ной форме

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме
по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
КопияП. 2.1.29, 2.1.30 и 2.1.39 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51141-98 «
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 г. № 28, предусмотрено, что
копией документа является документ
, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Заверенная копияЗаверенной копией документа
является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком
проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу
.
Под реквизитом документа
понимается обязательный элемент оформления документа.
Заверитель-

ная надпись

В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003
«Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись
: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
ПечатьКопия документа заверяется печатью организации
.
Каждая копияПо мнению Минфина РФ, заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка
этих документов (письмо от 11.05.2012 г. № 03-02-07/1-122).
Варианты от налоговиковФНС РФ в письме от 13.09.2012 г. № АС-4-2/[email protected] разъяснила, что могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа
копии документа,
так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом
.
При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).
Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо
:
– обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
– исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
– обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
– осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.
При этом данное письмо было доведено до нижестоящих налоговых органов.
ОднакоОднако чуть позже в письме от 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459 ФНС РФ вслед за Минфином сообщила, что заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов
.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]