Акт выездной налоговой проверки состоит в основном из сверки данных о правильности суммы отчислений и о своевременности внесения платежей. Проверка осуществляется касательно всех налогов, которые обязан вносить налогоплательщик по месту его жительства, и основывается на данных, указанных в документации, а также на основе имеющихся объектов налогообложения.
Для сверки данных уполномоченные лица имеют право проводить полное обследование всех имеющихся у налогоплательщика объектов, магазинов, зданий, складов, земельных участков, и осуществлять инвентаризацию его активов, поддающихся налогообложению.
Когда оформляется акт выездной налоговой проверки
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК в двухмесячный срок с момента оформления справки о состоявшейся проверке уполномоченным должностным сотрудником ИФНС составляется акт выездной налоговой проверки. Основное предназначение такого документа – фиксирование результатов проведенных мероприятий и выявленных нарушений, а также требований по их устранению. При этом следует учитывать, что акт налоговой проверки составляется:
- По выездным процедурам – в любом случае.
- По камеральным процедурам – только при обнаружении нарушений требований налогового законодательства в 10-дневный срок с момента завершения проверки.
- По выездным процедурам в отношении КГН – в любом случае в 3-месячный срок с момента составления справки о выполненной проверке.
Акт камеральной налоговой проверки: что это и как его правильно заполнить
При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.
Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.
Предмет | Камеральная | Выездная |
Что проверяется | Представленная налогоплательщиком декларация или расчет | Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей |
Какой период охватывает | Период, за который представлена отчетность | Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки |
Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля | Нет | Да |
Срок проведения | 3 месяца | 2 месяца |
Продление срока | Невозможно | Возможно, на 4 или на 6 месяцев |
Приостановление срока | Невозможно | Возможно, на срок до полугода |
Место проведения | По месту нахождения налогового органа | По месту нахождения налогоплательщика |
Оформление результатов проведенных мероприятий | Если нарушения не выявлены, акт не составляется | Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет. |
Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:
- Камеральная проверка — что это?
Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган. - Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?
Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может. - Как оформляется и обжалуется результат проверки?
Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.
Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:
Форма акта выездной налоговой проверки
Бланк акта налоговой проверки утвержден ФНС РФ в Приложении №23 Приказа № ММВ-7-2/[email protected] от 08.05.15 г. В Приложении № 24 этого же нормативного акта содержатся требования к оформлению документа. Акт налоговой проверки подписывается с одной стороны ответственными лицами, фактически осуществлявшими контроль данных проверяемого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, проставляется подпись представителя налогоплательщика или непосредственно проверяемого лица/участника КГН.
Обратите внимание! Если налогоплательщик или его представитель отказывается удостоверять акт проверки, об этом делается соответствующая запись в документе.
Какие документы есть еще:
- Все документы из раздела «Акт»
- Рубрикатор всех типовых образцов и бланков документов
Что еще скачать по теме «Акт»:
- Образцы и типовые формы документов, сформированные в результате исполнения государственной функции по осуществлению контроля и координации за деятельностью государственных бюджетных учреждений Московской области. Форма акта проверки
- Акт сверки расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по межбюджетным трансфертам, предоставленным в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета по главе 092 “Министерство финансов Российской Федерации”
- Акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства в Павлово-Посадском муниципальном районе Московской области проектной документации
- Акт камеральной налоговой проверки (с иллюстрацией ошибок, допущенных налоговым инспектором при его составлении) (образец заполнения)
- Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза
- Важные нюансы при покупке фирмы
- Процесс переписки квартиры на другого человека
- Процесс получения визы в США
- Процесс продажи машины
- Процесс строительства гаража (с бюрократической точки зрения)
- Строительство частного дома в городской черте
Акт выездной налоговой проверки – порядок составления
Правила составления акта налоговой проверки регламентирует ст. 100 НК. Согласно требованиям по оформлению подобный документ состоит из 3 основных разделов – общий с вводными данными, описательный с перечислением нарушений и рекомендательный с выводами и предписаниями ИФНС. Сам бланк акта выездной налоговой проверки (образец ниже), включает в себя следующие реквизиты:
- Номер по порядку, дата и название формы.
- Список проверяющих уполномоченных лиц – приводятся ФИО специалистов, их должности, а также указывается территориальное подразделение ИФНС.
- Полное и краткое наименование проверяемого юр. лица или ФИО предпринимателя.
- Адрес местонахождения компании или место проживания физлица.
- Номер и дата решения на осуществление выездных мероприятий.
- Список представленных проверяемым лицом документов.
- Период охвата проверки данных.
- Даты окончания/начала проверки.
- Перечень проверенных налогов.
- Данные по используемым контрольным мероприятиям.
- Запись об отсутствии нарушений или подтвержденные документально факты законодательных нарушений.
- Выводы и предписания в части устранения нарушений, нормативные ссылки при наличии мер ответственности.
По общим правилам акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен строго в установленные сроки (по обычным случаям – 2 месяца, для КГН – 3 месяца), но нарушение указанных сроков не является основанием для отмены решения ИФНС и оспаривания итогов проверки. Обжалованию подлежат лишь результаты контрольных процедур, то есть решение. При несогласии с изложенными в акте фактами налогоплательщик вправе составить возражения на него (п. 6 ст. 100). Срок подачи возражений – 1 мес. с даты получения акта.
Как проводится камеральная проверка
- В автоматизированную информационную систему налоговых органов вводятся данные всех налоговых деклараций, и происходит сверка контрольных соотношений. ФНС России публикует на своем сайте контрольные соотношения, чтобы бухгалтер мог самостоятельно исправить ошибки в декларации.
- В автоматическом режиме производится камеральный контроль соотношений.
- При обнаружении несоответствий проходит углубленная камеральная проверка, для которой запрашиваются дополнительные документы налогоплательщика.
На этом этапе проверяются:
- показатели налоговой декларации с предыдущими отчетными периодами;
- показатели проверяемой декларации увязываются с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
- достоверность показателей декларации на основании анализа всей представленной в налоговый орган информации.
Также сопоставляются показатели декларации с показателями по аналогичным налогоплательщикам и в среднем по отрасли. Если несоответствия не выявятся, то налоговики не информируют налогоплательщиков о проверке, поскольку документы по результатам не составляются. При несхождении показателей возможна углубленная проверка.
Вручение и последствия
Каждый экземпляр документа, подтверждающего проведение камеральной проверки, подписывают обе стороны (инспектор и проверяемое лицо). Если налогоплательщик будет не согласен с выводами инспектора, он имеет право не подписывать акт. Но в документе данный факт следует отразить. Если камеральная проверка проводится повторно, то акт составляется уже в трех экземплярах.
Составление акта – это норма действующего законодательства. На подготовку документа отводится 10 дней. В течение 5 дней с ним должен ознакомиться налогоплательщик и заверить своей подписью. Если документа не будет в наличии, результаты проверки отменяются.
Акт «камералки» становится основанием для составления Возражения. Несогласие с выводами госслужащего налогоплательщик должен оформить в письменном виде и в течение месяца после ознакомления с решением инспектора принести лично в налоговую или отправить по почте.
Итак, акт камеральной проверки составляют в том случае, если инспектор обнаружит ошибки в отчетных документах налогоплательщика. Он создается по утвержденному образцу в двух экземплярах на бумажном или электронном носителе. Он должен быть подписан как инспектором, так и проверяемым лицом. В течение 10 дней налоговая должна предоставить один экземпляр физическому лицу или руководителю организации.
Сроки оформления документации
Существуют установленные законодательно сроки оформления документации.
Так, если нарушения в ходе камеральной проверки выявлены не были, процедура подходит к автоматическому завершению. Поскольку сообщать плательщику налогов, что проверка началась или кончилась, инспекция не обязана, никаких сроков к этому событию не предусматривается.
В случае, когда нарушения все же имели место быть, активны следующие временные границы:
ровно 10 рабочих дней дается на составление акта по произведенной камеральной проверке; через 5 рабочих дней (или ранее, в течение этих 5 дней) искомый акт, составленный службой, вручается для рассмотрения налогоплательщику, по делу которого проверка и проводилась; 30 дней дается субъекту, не согласному с решением, вынесенным по его дело, на обжалование акта и подачу возражения по результатам камеральной проверки; как только положенный на предоставление возражений срок подойдет концу, в течение 10 дней с его последних суток глава искомого налогового органа обязан произвести рассмотрение собранных при проверке материалов, принять во внимание возражение плательщика и издать решение, согласно которому субъект будет либо привлечен к ответственности за совершенное им правонарушение в области налогового законодательства, либо не получит каких-либо наказаний.
Несмотря на то, что налоговая инспекция не обязана уведомлять субъектов о начале и окончании проведения камеральной проверки, о дополнительной работе с возражениями, а также времени и места рассмотрения обжалованных материалов проверки, необходимо налогоплательщика сообщать.
В некоторых случаях руководящее лицо инспекции может решить, что дело нуждается в увеличении временного срока, отпущенного на рассмотрение собранных к проверке материалов, однако искомый срок не может составить более календарного месяца, то есть 30 дней.
Образец документа:
Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП
Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью «Аноним» ИНН/КПП (ООО «Аноним»), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.
Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 «Не по форме»)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства):
1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации.
1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:
1.5. Основные виды деятельности:
1.6. Среднесписочная численность:
1.7 Сведения об учредителях:
НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:
2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)
2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)
2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО «Аноним» не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)
2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)
2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)
2.6. Среднесписочная численность организации — 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)
2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию — нулевую отчетность и декларации по НДС — нулевые. (8)
2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)
2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)
Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.