Какие документы должны быть приложены к акту налоговой проверки


В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки (действующая редакция)

В Постановлении от 02.11.2012 N А35-28/2012 ФАС Центрального округа разъяснил, что из буквального толкования данной нормы права следует, что отправление акта проверки по почте возможно только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения указанного акта.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2012 N Ф03-2320/2012 суд обратил внимание, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган свои возражения.

Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, а в силу статьи 59 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.

Право налогоплательщика на представление налоговому органу письменных возражений по акту проверки предусмотрено пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

Следует обратить внимание, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщик дает объяснения на основании акта проверки, а не справки о проведенной проверке.

В Постановлении от 03.10.2012 N А13-17338/2011 ФАС Северо-Западного округа отметил, что статьей 100 НК РФ не установлен конкретный порядок представления возражений на акт проверки с дополнительными документами. Таким образом, при наличии тех или иных обстоятельств налогоплательщик вправе представить возражения на акт проверки не только путем непосредственной сдачи в налоговый орган, но и путем почтового отправления с учетом сроков доставки таких отправлений в конкретном регионе и срока, установленного статьей 100 НК РФ на представление таких возражений.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 N А13-2670/2011 разъяснено, что пунктом 6 статьи 100 НК РФ установлено право налогоплательщика представить в налоговый орган письменные возражения по акту налоговой проверки, а также приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. С указанной нормой корреспондирует обязанность налогового органа исследовать представленные на акт проверки возражения и приложенные документы.

Из рассматриваемого судом решения следует, что налоговый орган не проводил дополнительных мероприятий налогового контроля и не исследовал представленные налогоплательщиком документы. Никаких претензий к первичным документам по приобретенным у организаций товарам в ходе судебных заседаний также не заявлялось.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об уклонении налогового органа от проверки представленных первичных документов и нарушении пункта 4 статьи 101 НК РФ.

В Постановлении от 02.11.2012 N А78-9780/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа разъяснил, что НК РФ устанавливает четкую процедуру оформления результатов проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки, которая включает в себя системное изложение в акте проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах; предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения по установленным в акте проверки фактам нарушения законодательства о налогах и сборах; рассмотрение руководителем налогового органа акта проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.10.2012 N А19-20911/2011 пришел к выводу, что не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательными условиями осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности.

В Постановлении от 01.11.2012 N А19-2734/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа установил, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки было назначено на 07.06.2011 в 10 часов 00 минут, уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлено в адрес организации по почте 24.05.2011. Однако доказательств получения налогоплательщиком указанного уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией в материалы дела не представлено.

Ссылка налогового органа на телефонограмму от 01.06.2011 и распечатку исходящих телефонных соединений отклонена судом как не подтверждающая надлежащее извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Суд признал, что представленные налоговым органом доказательства извещения содержат недостоверные (противоречивые) сведения, что налоговым органом не опровергнуто.

В Постановлении ФАС Московского округа от 28.12.2012 N А40-15409/12-129-72 суд пришел к выводу, что организация не воспользовалась правом, предоставленным пунктом 6 статьи 100 НК РФ, и не представила в установленные сроки письменные возражения, в том числе правом, предоставленным налоговым законодательством для ознакомления с документами, полученными налоговым органом в ходе проведения контрольных мероприятий.

При таких установленных обстоятельствах, а также учитывая, что налоговым органом не было допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения, которые являются безусловным основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, вне зависимости от законности и правомерности выявленных и отраженных в этом решении правонарушений (пункт 14 статьи 101 НК РФ), суд признал несостоятельными доводы организации о том, что ей были представлены не все документы, полученные налоговым органом в ходе проверки.

В Постановлении от 18.09.2012 N А40-39938/11-107-172 ФАС Московского округа отклонил доводы о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решения по выездной проверке в связи с тем, что налоговым органом в нарушение пункта 3.1 статьи 100 НК РФ к акту проверки не были приложены документы, подтверждающие выявленные проверкой нарушения налогового законодательства (документы, полученные по встречной проверке, выписки банков, протоколы допросов свидетелей), поскольку отсутствие в приложениях к акту проверки документов, подтверждающих нарушения, обязательных для приложения в силу пункта 3.1 статьи 100 НК РФ, не может расцениваться как нарушение права налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять объяснения, поскольку все обстоятельства, влияющие на установленные проверкой нарушения, включая ссылки на документы и их описание, отражены в акте. Представители налогоплательщика присутствовали на рассмотрении материалов проверки и представленных возражений, не были лишены возможности непосредственно ознакомиться с документами, подтверждающими нарушения, соответственно, отсутствие этих документов в приложении к акту не являлось и не могло являться существенным нарушением, а также иным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, которое является самостоятельным основанием для признания недействительным решения налогового органа.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.08.2012 N А12-17498/2011 отметил, что налоговый орган в нарушение статьи 100, пункта 8 статьи 101 НК РФ не приложил и не представил налогоплательщику постановление о производстве выемки документов и предметов, приложения, составляющие документы, полученные налоговым органом в результате проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации, положенные в основу выводов о совершении заявителем налогового правонарушения.

Организация не была ознакомлена с названными документами одновременно с актом проверки, в связи с чем у нее не было возможности заранее исследовать эти документы и подготовить аргументированные возражения об их допустимости в качестве доказательств, представить объяснения по вменяемым правонарушениям в срок, обеспечивающий представление письменных возражений на акт налоговой проверки в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ.

Невручение налоговым органом копий документов, полученных в рамках контрольных мероприятий, одновременно с актом проверки является существенным нарушением права организации на представление объяснений.

При этом указанные документы были представлены налогоплательщику после обращения в суд, что подтверждает выводы судов об отсутствии препятствий для их своевременного представления с актом проверки.

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Когда составляется акт выездной проверки

Налоговые органы регулярно осуществляют выездные проверки. Результаты таких проверок они обязаны отражать в документе под названием акт выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Как правило, там представлены обнаруженные нарушения налоговых норм, а также выводы, сделанные на основании проверки.
Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки, узнайте здесь.

В письме ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299 указывается, что акт выездной налоговой проверкиобязан составляться и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ).

При несоставлении налоговиками акта решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства, поскольку оно выносится руководителем налогового органа (или другим уполномоченным лицом) лишь после рассмотрения всех материалов, относящихся к проведенной проверке, включая сам акт (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Что делать, если вы обнаружили нарушения или ошибки в акте выездной проверки? Ответ на данный вопрос доступен в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Результаты рассмотрения материалов

Решение заседания составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС №ММ-3-06/[email protected] от 31 мая 2007 года. В документе прописываются обстоятельства нарушения, установленные в ходе проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ). В решении должны содержаться эти сведения:

  • Ссылки на бумаги, подтверждающие обстоятельства совершения нарушения.
  • Доводы, приведенные плательщиком в защиту своих интересов.
  • Итоги рассмотрения этих доводов.

Следующий пункт – решение о привлечении фирмы к ответственности. Оно сопровождается такой информацией, как:

  • Указание совершенных правонарушений.
  • Положения статей НК РФ, которые были нарушены.
  • Вменяемые меры наказания.
  • Размер обнаруженной недоимки.
  • Объем начисленных пени.
  • Штраф.

ВАЖНО! Решение обязательно должно сопровождаться указаниями на нарушенные законодательные акты. В обратном случае решение отменяется на основании пункта 10 Информационного письма Президиума ВАС №71 от 17 марта 2003 года.

Если плательщик не будет привлекаться к ответственности, также составляется решение. В нем указывается эта информация:

  • Размер недоимки, если она была обнаружена.
  • Сумма начисленных пеней.
  • Срок для обжалования.
  • Название и адрес налогового органа, рассматривающего дела по обжалованию.
  • Прочая нужная информация.

Решение об отказе в наложении ответственности не исключает материальную ответственность плательщика за правонарушения. Как правило, это пени.

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Как должен выглядеть протокол рассмотрения актов налоговых проверок

Эти правила не закреплены в НК РФ, и тем более полезно знать, какие предписания по этому поводу дает ФНС России (письмо от 07.08.2013 № СА-4-9/14460).


Напомним, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик, не согласный с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям (ст. 101 НК РФ).

Документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии можно приложить сразу или представить в согласованный срок.

Впрочем, отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика (представителя) прав:

  • давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (его зам) налогового органа устанавливает факт явки лица, в отношении которого составлен акт, или его представителя.

При неявке налогоплательщика (представителя) должно быть установлено, извещен ли он в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если факт надлежащего извещения установлен, то возможно два варианта решений:

  • о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица или
  • об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если присутствие лица будет признано обязательным.

В любом случае решение должно быть отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Другое дело, если будет установлено, что налогоплательщик не был извещен надлежащим образом. В таком случае выносится решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, которое вручается или направляется налогоплательщику.

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки также может быть принято по ходатайству налогоплательщика.

Ход рассмотрения материалов налоговой проверки закрепляется в протоколе.

По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражен в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.

В протоколе должны быть указаны следующие сведения:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ – фамилия, имя, отчество, ИНН;
  • реквизиты акта налоговой проверки и возражений;
  • наименование налогового органа, проводившего проверку;
  • сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа, реквизиты налоговой декларации);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, рассматривающего материалы, лиц, участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа;
  • фамилия, имя, отчество и паспортные данные присутствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество представителей лица, с указанием реквизитов доверенностей (документов, подтверждающих полномочия);
  • сведения об отсутствующих приглашенных лицах;
  • при отсутствии приглашенных лиц указывается дата вручения уведомления о вызове лица на рассмотрение материалов налоговой проверки;
  • перечень дополнительных документов, представленных лицом;
  • при наличии устных пояснений, данных налогоплательщиком, излагается их суть, в случае отсутствии таковых делается соответствующая отметка;
  • иные сведения указываются при необходимости.

Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов налоговой проверки. Если участвуют представители, то к протоколу должна быть приобщена копия доверенности.

Если вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий

При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В таком случае решение вручается (направляется) налогоплательщику, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, по возможности, вместе с уведомлением о вызове:

  • для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • для рассмотрения материалов налоговой проверки.

При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ – фамилия, имя, отчество, ИНН;
  • реквизиты акта;
  • наименование налогового органа, проводившего проверку;
  • сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа и т. п.);
  • реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • Ф.И.О. и должности лиц, участвующих при ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, Ф.И.О., паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);
  • дата вручения уведомления о вызове лица для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; перечень документов, с которыми лицо (его представитель) ознакомлено;
  • при необходимости — иные сведения.

Протокол подписывают всех лица, присутствовавших при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица.

Налогоплательщик должен получить копии всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (кроме тех, что представил сам в порядке статьи 93 НК РФ). Документы, содержащие любую охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Если обнаружены факты, свидетельствующие о налоговых правонарушениях

В случае несогласия:

  • с тезисами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (акт об обнаружении);
  • с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения,

налогоплательщик в течение месяца вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, приложив к письменным возражениям соответствующие документы (в согласованный срок передав в налоговый орган).

В протоколе рассмотрения материалов дела указываются:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование налогоплательщика — юридического лица (ИНН/КПП);
  • Ф. И. О., ИНН — для физического лица и ПБОЮЛ;
  • реквизиты акта и возражений;
  • наименование налогового органа, составившего акт об обнаружении;
  • Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, а также Ф.И.О. и должности участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа;
  • Ф.И.О. и паспортные данные присутствующего лица, Ф.И.О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);
  • сведения об отсутствующих приглашенных лицах, при отсутствии таковых — дата вручения (направления) извещений о дате, времени и месте рассмотрения материалов; перечень дополнительных материалов, представленных лицом;
  • суть устных пояснений (при наличии);
  • иные сведения — при необходимости.

Протокол подписывают всех лиц, присутствовавших при рассмотрении материалов дела, к нему приобщается копия доверенности представителей лица.

При рассмотрении жалоб и апелляций

При получении жалобы (апелляционной жалобы) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов РФ налоговый орган в течение трех рабочих дней устанавливает, подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба.

Если поступившая жалоба подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, то не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее с сопроводительным письмом в соответствующий орган.

Податель жалобы при этом должен быть проинформирован об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение, и о причинах перенаправления.

В течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы нижестоящий налоговый орган устанавливает, имеются ли обстоятельства для оставления ее без рассмотрения, а именно:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Если установлены обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения, то информация об этом направляется вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Если таких оснований нет, то в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в вышестоящий орган должно быть направлено заключение, содержащее обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению.

Кстати, и вышестоящий налоговый орган также устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения (п. 1 ст. 139.3 НК РФ), и, при наличии, принимает соответствующее решение, о чем уведомляет лицо, подавшее жалобу.

Общий срок рассмотрения жалобы – один месяц. Этот срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, — не более чем на один месяц. Продление срока оформляется Решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), которое вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

В этом решении должны быть указаны сведения:

  • о налоговом органе, рассматривающем жалобу;
  • о предмете обжалования;
  • о причинах продления срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Как оформляется решение

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части содержатся:

  • сведения о налоговом органе (должностном лице налогового органа), рассматривающем жалобу (апелляционную жалобу);
  • о предмете обжалования, в том числе реквизиты оспоренного ненормативного акта, действий или бездействия, которые обжалуются.

В описательной части содержится:

  • краткое изложение заявленных требований, объяснений, заявлений и ходатайств заявителя;
  • фактические и иные обстоятельства дела, установленные при рассмотрении жалобы;
  • доказательства, на которых основаны выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался налоговый орган (должностное лицо налогового органа) при принятии решения по жалобе;
  • обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя.

В резолютивной части указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых четко следует:

  • что признано несоответствующим законодательству;
  • в какой части жалоба удовлетворена;
  • в какой части в удовлетворении жалобы отказано;
  • при необходимости – поручение нижестоящему органу произвести перерасчет налоговых обязательств.

Решение составляется в двух экземплярах:

  • первый экземпляр остается в деле налогового органа, вынесшего решение;
  • второй экземпляр направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

В нижестоящий налоговый орган, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались, направляется электронная копия решения. По просьбе заявителя (изложенной в жалобе), электронный экземпляр решения направляется и ему.

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Акт выездной налоговой проверки —образец и особенности»;
  • «Акт камеральной налоговой проверки —образец».

Какие требования предъявляют к оформлению протокола

Сегодня применяются различные формы налогового контроля, из которых наиболее эффективными считаются налоговые проверки, которые в свою очередь могут быть камеральными и выездными. В рамках и за рамками налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, такие как:

  • Получение объяснений (допрос) налогоплательщика. При таком действии закон позволяет сотрудникам ведомства вызывать налогоплательщика для выслушивания его пояснения, если какая-либо информация, им предоставленная, вызовет подозрения или окажется неверной. Заметим, все показания заносятся в протокол.
  • Осмотр помещения налогоплательщика, используемое им для получения дохода. которое предприниматель использует для получения дохода (сдача в аренду, например). Проведение этой процедуры регламентируется статьей 92 Налогового кодекса РФ в присутствии понятых и только в рамках выездных проверок. В зависимости от обстоятельств, может применяться фото- и/или видеосъемка. Данная форма налогового контроля также сопровождается оформлением соответствующего протокола.
  • Осмотр предметов или документов проверки, также осуществляется в рамках выездной проверки и оформляется протоколом (ст. 92 Налогового кодекса РФ).
  • Производство выемки документов и сведений касающихся проверки. Форма протокола выемки документов и предметов приведена в приложении № 8 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]
  • Участие понятых при выездной налоговой проверке. Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] утверждена установленная форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов, которая предусматривает подпись понятых лиц.
  • Допрос свидетеля. Все ответы свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]
  • Ознакомление проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы. Форма протокола приведена в приложении № 10 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

При производстве всех вышеперечисленных действиях, по осуществлению налогового контроля составляются протоколы на русском языке. Помимо вышеуказанных форм и методов налогового контроля, налоговиками может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налогов.

Статья 99 Налогового кодекса РФ содержит общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, согласно которой, в любом из соответствующих протоколов обязательно должно быть прописано следующее:

  • «Шапка» протокола – его название (осмотр, выемка, допрос, дополнительные мероприятия и т.п.);
  • Данные о времени и месте осуществления конкретного процессуального действия в отношении проверяемого лица;
  • Время начала и время завершения процессуальных действий;
  • Ф.И.О. и должность лица, непосредственно составившего протокол;
  • Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего и присутствовавшего при производстве действия, в необходимых случаях — их адреса, гражданство, сведения о владении русским языком;
  • содержание конкретного действия, последовательность в его проведении;
  • факты и обстоятельства, выявленные при производстве действия;
  • ознакомление присутствовавших, участвующих лиц;
  • подпись должностного лица его составившего (инспектора налоговой службы);
  • приложение фотоснимков, видеозаписей и иных материалов, сделанных при производстве действия.

При производстве налоговым инспектором выемки, изъятия документов или предметов у проверяемого налогоплательщика также составляется протокол с соблюдением требований, указанных в ст. 94, 99 Налогового кодекса РФ. При этом важным моментом является то, что выемка или изъятие документов и предметов в ночное время суток запрещена, соответственно протокол о таком процессуальном действии налогового контроля не может быть составлен должностным лицом в ночное время суток. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается по почте лицу, у которого они были изъяты.

При производстве осмотра должностным лицом налогового органа производственных, складских, торговых и других помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения дохода, также должен быть составлен протокол осмотра (ст.92 Налогового кодекса РФ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]