Взаиморасчеты по документам расчетов с контрагентами


Справочник «Контрагентов»

В данном справочнике хранится вся необходимая информация по организациям или физлицам, которые являются или поставщиками, или покупателями. Открыть его можно из раздела «Справочники – Контрагенты».


Рис.1 Открытие справочника «Контрагенты»

В справочнике «Контрагентов» есть возможность группировки. Контрагентом может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Создать карточку контрагента можно из списка справочника по кнопке «Создать».


Рис.2 Список справочника «Контрагенты»

Для организации нужно заполнить полное название, ИНН, КПП. Дополнительно нужно указать контактные и банковские данные, которые могут автоматически подставляться в печатные формы документов: банковский счет, договор, контактное лицо, адреса и телефоны.

Немаловажным будет заполнение счетов для автоматического заполнения в документах по ссылке «Счета учета расчетов с контрагентами» в панели навигации.


Рис.3 Настройка счетов учета с контрагентами

Данные счета будут подставляться в документы для указанного контрагента по любой организации, любому договору и для расчетов в рублях.

Для ускорения заполнения данных контрагента можно ввести ИНН и нажать «Заполнить по ИНН» или заполнить по наименованию.


Рис.4 Заполнение данных контрагента

Также при создании нового контрагента можно воспользоваться автоматическим заполнением реквизитов по данным государственных реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП.


Рис.5 Автоматическое заполнение реквизитов контрагента

Данный функционал будет работать, если настроено подключение к ИТС. Из карточки контрагента по ссылке «Договоры» можно создать договор и вывести его на печать.


Рис.6 Договор с контрагентом

Ввод остатков по взаиморасчетам

Если в 1С Бухгалтерия предприятия начинает вести учет новая организация, то ввод остатков ей не потребуется. Однако часто на 1С переходят уже действующие организации и им необходимо перенести в программу информацию об учете и первоначальные остатки. Для этого используется помощник ввода начальных остатков. Открыть помощник можно через «Главное — Помощник ввода остатков».


Рис.7 Открытие помощника ввода остатков

Счета учета номенклатуры

Если же настройки счетов номенклатуры или договора контрагента отсутствуют, то проверяются настройки, внутри которых находится номенклатура или контрагент. На рисунке представлены настройки счетов для группы «Материалы».


Счета учета для группы с заполненным складом

Исходя из этой настройки видно, какие счета используются для номенклатуры в группе «Материалы». Однако, 1С Бухгалтерия предоставляет указать более детализированную настройку для группы. Например, необходимо, чтобы товары на «Склад № 17» учитывались на счете 10.02.


Счета учета для группы с заполненным складом

Исходя из настроек рисунка выше, система поступает следующим образом: на всех складах, кроме «Склад № 17» для группы «Материалы» по умолчанию используется счет 10.01, а для «Склад № 17» — 10.02. При необходимости для конкретного элемента внутри группы «Материалы» можно переопределить счета учета.


Счета учета для номенклатуры в 1С Бухгалтерия

Таким образом, для номенклатуры «Бензин АИ-95», которая расположена в группе «Материалы», для всех складов будет использоваться счет учета 10.03.

Счета учета с контрагентами

Расчеты с контрагентами в 1С 8.3 ведутся на следующих предустановленных счетах расчетов с контрагентами:

Расчеты в рублях:

  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками – 60.01
  • Расчеты по авансам выданным – 60.02
  • Расчеты с покупателями и заказчиками – 62.01
  • Расчеты по авансам полученным – 62.02

Расчеты в валюте:

  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте) – 60.21
  • Расчеты по авансам выданным (в валюте) – 60.22
  • Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте) – 62.21
  • Расчеты по авансам полученным (в валюте) – 62.22

Если учет ведется в условных единицах, необходимо использовать счета:

  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в у.е.) – 60.31
  • Расчеты по авансам выданным (в у.е) – 60.32
  • Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е) – 62.31
  • Расчеты по авансам полученным (в у.е) – 62.32

Вышеуказанные счета будут автоматически подставляться в документы расчета с контрагентами.

Для того чтобы ввести остаток по счету учета взаиморасчетов, нужно в списке выбрать нужный счет и два раза щелкнуть по нему.


Рис.8 Помощник ввода остатков

Откроется форма списка для ввода документов начальных остатков по выбранному счету. Для создания нужно нажать кнопку «Создать».


Рис.9 Ввод остатков расчетов с контрагентами

В созданном документе нужно заполнить счет, контрагента, договор, сумму остатка и валюту. Для ввода документа основания в документах ввода остатков используют вспомогательный документ ручного учета «Расчетный документ», который не делает никаких проводок.


Рис.10 Вспомогательный документ ручного учета «Расчетный документ»


Рис.11 Документ расчета

Проводки формируются с участием вспомогательного счета 000.


Рис.12 Отражение ввода остатков на счетах

Иностранные контрагенты

Сначала загружаем курсы валют для правильных взаиморасчетов. Для этого заходим в меню «Справочники

», нажимаем «
Валюты
» и «
Загрузить курсы валют
». Открывается диалоговое окно, в котором проставляем период загрузки, а также устанавливаем флаг напротив нужной валюты и нажимаем «
Загрузить
».

Затем нужно определиться с счетами расчетов, которые будем использовать при отражении операции, так как это прямым образом влияет на расчеты по налогу на прибыль. Здесь чаще всего допускаются ошибки.

В плане счетов есть предопределенные счета: 60.21, 60.22, 60.31, а также 60.32.

Счета 60.21 и 60.22 необходимы для отражения хозяйственных операций, по которым расчеты ведутся в иностранной валюте. Это значит, что Акт будет выставлен в валюте и оплачен с валютного счета.

Счета 60.31 и 60.32 служат для расчетов в условных единицах. То есть Акт будет выставлен в валюте, но расчеты будут вестись в рублях.

Чтобы отразить данную операцию, необходимо создать новый договор с контрагентом, выбрать валюту расчетов.

Затем создаем «Списание с расчетного счета

», вид операции «
Оплата поставщику
». В списании с расчетного счета выбираем «
Счет учета 52
» – нужен валютный расчетный счет и договор с контрагентом, созданный ранее. Далее проставляем суммы, после проведения документа анализируем проводки.

Следующий этап – отражение поступления товаров и услуг. Для этого полностью заполняем табличную часть и выбираем тот же договор, что был выбран в списании с расчетного счета. После проведения документа анализируем проводки:

  • по дебету счета 60.21 и кредиту счета 60.22 – на сумму зачета аванса, уплаченного иностранному поставщику;
  • по дебету счета 41.01 и кредиту счета 60.21 – на стоимость товара. Сумма проводки определяется как произведение значения на курс иностранной валюты на дату перечисления аванса в размере перечисленного аванса, и оставшаяся часть – на дату поступления товаров и услуг.

Далее выполняем «Закрытие месяца

» в разделе «
Операции
». После выполнения регламентной операции «
Переоценка валютных средств
» смотрим справку-расчет.

Обратите внимание, что с 2015 г. суммы переоценки по валютным операциям учитываются в налоговом учете.

Для того чтобы отразить возникновение задолженности, необходимо создать документ «Реализация товаров и услуг

», который находится на закладке «
Продажа
». При этом нужно уделить особое внимание договору контрагента: в поле «Расчеты» выбираем цену в евро, а расчеты в рублях.

Далее передаем данный договор в реализацию. В результате проведения используется счет 62.31. Сумма проводки определяется как курс на дату операции умноженный на валютный эквивалент. Отражаем поступившую оплату в разделе «Банк и касса

», выбираем договор и указываем сумму в рублях. Далее на основании курса на дату оплаты рассчитывается сумма в валютном выражении.

Взаиморасчеты с контрагентами

Документами, которые влияют на взаиморасчеты, являются документы поступления товара, реализации и возврата товара, отчет комитенту, расчеты с комиссионером, реализации услуг по переработке, поступления и списания с расчетного счета и пр. Поступлением приходуются товары, материалы, оборудование и другие ТМЦ.

Самые распространенные операции – это покупка товара у поставщика, реализация товара конечному покупателю.

Например, сделаем закупку у поставщика.


Рис.13 Отражение закупки документом «Поступление товаров»

На счете учета расчетов с поставщиками у нас отразится задолженность перед поставщиком.


Рис.14 Отражение поступление товара на счетах

После того как мы погасим часть задолженности документом «Списание с расчетного счета», оплатив часть задолженности за товары перед поставщиком…


Рис.15 Отражение оплаты товара документом «Списание с расчетного счета»


Рис.16 Отражение оплаты товара на счетах

… мы можем в оборотно-сальдовой ведомости по счету увидеть взаиморасчеты и остаток долга перед поставщиком.


Рис.17 Анализ взаиморасчетов с контрагентом

Если дважды щелкнуть по сумме прихода или расхода, открывается карточка счета учета расчетов с контрагентом с расшифровкой по документам регистраторам. В отчете «Карточка счета» можно увидеть поступления товара в разрезе номенклатуры, выделение НДС, оплату поставщику и конечный остаток по данному договору поставки.


Рис.18 Карточка счета взаиморасчетов с контрагентом

В дальнейшем поступивший товар будет реализован. Отражаем продажу документом «Реализация (акт, накладная)». Заполняем шапку документа, вводим данные о проданных товарах. Автоматически подставились счета 62.01 и 62.02.


Рис.19 Автоматическое заполнение счетов в документе

При необходимости их можно поменять.

При проведении документа формируются проводки по отражению задолженности покупателя на счете учета расчетов с покупателями 62.01.


Рис.20 Отражение взаиморасчетов с Контрагентом на счете 62.01

Бывает, покупатель возвращает товар. Отразим возврат документом «Возврат товаров от покупателя». В создаваемом документе возврата заполняется шапка документа и водится возвращаемый товар.


Рис.21 Создание документа «Возврат товаров»

Также этот документ можно создать на основании реализации по кнопке «Создать на основании», что избавит от заполнения большинства реквизитов.

При проведении документов возврата отражается сторно расчета с покупателем на 62.01 счете.


Рис.22 Отражение возврата товара на счетах

Далее покупатель оплачивает отгруженный ему товар, что мы отражаем документом «Поступление на расчетный счет». Счета расчетов с покупателями заполняются автоматически.


Рис.23 Автоматическое заполнение счетов расчетов и авансов в документе

В проводках можно увидеть погашение долга по реализации.


Рис.24 Отражение оплаты проданного товара на счетах

Откроем отчет «Оборотно-сальдовая ведомость» по сч. 62, установим отбор по контрагенту и увидим, что по документу расчетов (Реализации товаров) задолженность полностью погашена.


Рис.25 Закрытие взаиморасчетов в ОСВ

Если открыть расшифровку, то можно увидеть в какой последовательности закрывалась задолженность по отгрузке.


Рис.26 Последовательность закрытия задолженности по взаиморасчетам

Учет расчетов с контрагентами – проводки:

  • Д 08 (07, 41, 10) К 60.1 – поступили в организацию от поставщика основные средства (оборудование, товары, материалы).
  • Д 20 (26, 25, 23, 44, 91) К 60.1 – оказаны поставщиками различные услуги, выполнены работы.
  • Д 19 К 60.1 – выделен согласно счет-фактуре НДС.
  • Д 60.1 К 51 – перечислены средства поставщику по договору.
  • Д 60.2 К 51 – перечислен аванс (при расчетах на условиях предоплаты).
  • Д 60.1 К 60.2 – зачтен аванс после поступления товаров от поставщика, оказания услуг или выполнения работ.
  • Д 62.1 К 90 – отгружена покупателям продукция.
  • Д 90 К 68.2 – с суммы реализации начислен НДС.
  • Д 51 К 62.1 – от покупателя на р/счет поступила оплата за товары.
  • Д 51 К 62.2 – от покупателя поступил аванс (при расчетах на условиях предоплаты).
  • Д 62.2 К 62.1 – зачтен аванс после отгрузки.
  • Д 76.АВ К 68.2 – отражено начисление с полученного аванса НДС.
  • Д 68.2 К 76.АВ – ранее начисленная сумма НДС принята компанией к вычету.
  • Д 68.2 К 76.ВА – взят к вычету налог с суммы выданного аванса.
  • Д 76.ВА К 68.2 – с ранее выданной суммы аванса восстановлен НДС.
  • Д 76.2 К 60 – отражена возникшая по вине поставщика сумма претензии.
  • Д 51 К 76.2 – поступили средства в счет погашения претензии.
  • Д 44 (20, 26) К 76.1 – списаны на реализационные (производственные, общехозяйственные) расходы средства по договору страхования сотрудников.
  • Д 76.1 К 51 – оплачен с р/счета страховой платеж.
  • Д 70 К 76.4 – в учете работодателя отражено депонирование зарплаты персонала.
  • Д 76 К 51 – отражено ошибочное списание средств с р/счета в банке.

Бухгалтерские проводки по НДС: примеры

Корректировка долга

Бывают случаи, когда в результате неверного указания в документах расчетов договора необходима корректировка. Ее можно сделать документом «Корректировка долга».


Рис.27 Открытие списка документов «Корректировка долга»

Для примера, произвели оплату не по тому договору, в итоге образовалась задолженность по реализации и аванс по другому договору.


Рис.28 Проведение документов по разным договорам

Создадим корректировку долга. Выберем вид операции «Зачет авансов» от покупателя. В этом случае у нас будут доступны две закладки по отражению кредиторской и дебиторской задолженности. В качестве авансов укажем оплату с неправильным договором.


Рис.29 Создание корректировки долга

А на закладке «Задолженность» покупателя укажем, что аванс нужно зачесть на нашу реализацию.


Рис.30 Заполнение документа «Корректировка долга»

При проведении документа в проводках видно, что аванс зачтен и изменен договор расчетов по реализации.


Рис.31 Отражение взаимозачета проводками

В оборотно-сальдовой ведомости все корректно закрылось.


Рис.32 Закрытие взаиморасчетов по договорам


Рис.33 Последовательность взаимозачета

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]