Специфика бухучета организаций (ИП), занятых в системе автосервиса


Капремонт двигателя автомобиля как отразить в бухучете

Дата публикации 29.07.2019
В связи с поломкой двигателя в автомобиле организация закупила и установила в автомобиль новый двигатель стоимостью 126 000,00 руб. (в т.ч. НДС 20% – 21 000,00 руб.). Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить операцию по замене двигателя?

Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.

Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.

Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.

При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).

Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).

После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:

  • в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).

В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Приобретение парковочного места

Приобретение парковочного места представляют собой покупку части земельного участка.

Но на данном участке имеется разметка под машины, либо навес. Если нет, то предприятие может достроить то, что считает необходимым для удобного расположения машины.

Затраты на строительство и покупку парковки формируют ее первоначальную цену (и в налоговом, и в бух. учете). Но в каждом из учетов такой тип актива, как парковка, относится к основным средствам, если он соответствует критериям, установленным ПБУ 6/01.

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Бухучет автомойки

Работа автомойки это оказание услуг, поэтому в ваших бухгалтерских проводках всегда будут задействованы затратные счета 20, 25, 26. оказывается как физическим лицам, так и юридическим.

В работе с физическими лицами юридическое лицо (автосервис) обязано использовать кассовый аппарат, на основании Положения ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций». По окончании оказания автосервис должен выдать на руки физическому лицу первичный документ, подтверждающий факт совершения услуги: Накладная, Акт выполненных работ и приходно-кассовый ордер (ПКО) с кассовым чеком.

— Оказана автосервисом физическому лицу, выставлен акт работ Дт 62 Кт 90

— Оплачена по ранее выставленному акту Дт 50 Кт 62.

Помимо обслуживания физических лиц, услугами автомойки могут воспользоваться и юридические лица. Юридические лица могут вести безнальные расчеты. В этом случае автосервису необходимо открыть расчетный счет в банке.

— Оплачена по ранее выставленному счету юридическому лицу Дт 51 Кт 62.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Как вести учет ремонтов в автопарке предприятия

Вести учет ремонтов в автопарке нужно в любом случае. Это не зависит от того, кто выполняет ремонтные работы — работники организации или подрядчики.

Учет ремонтов автотранспорта на предприятии позволяет контролировать расход средств на содержание автопарка
Список необходимых документов на ремонтные работы в автопарке.

  • Дефектная ведомость, которая отражает список повреждений и объемы необходимых работ. Или акт технического состояния автомобиля.
  • Смета, в которой прописываются детали, подлежащие ремонту и их стоимость.
  • Бланк учета автотранспорта, в котором отмечают, когда машина на ремонте и не может выполнять заявки.
  • Наряды для работников на основании сметы или договор с подрядчиком, чтобы они приступили к выполнению заданий.
  • Акт выполненных работ по ремонту автомобиля. В акте отмечают полноту и качество выполненных работ, произведенные затраты на ремонт. Отдельно отражают результаты испытания транспорта после проведенных работ.
  • Акт осмотра транспортного средства, который подтверждает состояние автомобиля после ремонта.
  • Журнал учета ТО и ремонтов автотранспортных средств.
  • Акт приема-передачи транспортного средства водителю, без которого водитель не сможет выйти на линию после ремонта автомобиля.

Если у кузова, автомобиля, шасси, двигателя изменились цвет или номер, это необходимо занести в инвентарные карточки. Данные изменения регистрируются в ГИБДД.

Вести учет ремонтов автопарка можно на бумажных носителях с использованием заготовленных форм для журнала и инвентарных карточках. А можно вести документооборот автоматизировано в программе для учета ремонтов транспорта.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Источник

Учетные тонкости авторемонта

Если организация имеет возможность отремонтировать ТС самостоятельно (есть ремонтная база и персонал соответствующей квалификации), то первичными документами, свидетельствующими о передаче автомобиля в ремонт, могут служить:

  • распоряжение руководства организации о ремонте автомобиля (изданное в соответствии с планом проведения ремонта либо на основании дефектной ведомости);
  • акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (по форме № ОС-33).

При этом затраты на проведение ремонта в регистрах бухгалтерского учета отражаются проводками:

  • Дебет
    23
    Кредит
    10, 70, 69, 02, 60 и др.

Первичными документами, служащими основанием для отражения этих затрат в учете, могут служить акты об установке запчастей на ремонтируемый автомобиль, наряды (акты, табели) по начислению заработной платы и пр.

Если амортизация оборудования, используемого при ремонте автомобиля, в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли начисляется в одинаковом размере, то разницы в учете не возникнут. В случае же когда для целей налогообложения прибыли амортизация по оборудованию начисляется в большей сумме, чем в регистрах бухгалтерского учета, то размер затрат на ремонт будет соответственно выше.

По окончании ремонта должен быть составлен соответствующий документ (например, акт по форме № ОС-3), на основании которого ремонтные издержки подлежат списанию на расходы организации как в регистрах бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 10/99), так и для целей налогообложения прибыли (ст. 260 НК РФ). При этом в регистрах бухгалтерского учета списание затрат отражается проводкой:

  • Дебет
    26 (20, 44)
    Кредит
    23.

Если затраты на ремонт автомобиля для целей налогообложения прибыли оказались выше, чем отраженные в регистрах бухгалтерского учета (амортизация по используемому при ремонте оборудованию в налоговом учете начисляется в большем размере), то согласно п. 12 ПБУ 18/02 возникает налогооблагаемая временная разница. Как следствие, согласно п. 15 ПБУ 18/02, нужно начислить отложенное налоговое обязательство, что отражается проводкой:

  • Дебет
    68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    Кредит
    77.

Вышесказанное касается ситуации, когда организация не создает резерв на ремонт основных средств. При формировании же такого резерва затраты на ремонт следует относить не на расходы, уменьшающие финансовый результат и налогооблагаемую прибыль, а на уменьшение создаваемого ежемесячно резерва. В регистрах бухгалтерского учета эта операция отражается записью:

  • Дебет
    96
    Кредит
    23.

Запчасти, снятые с ремонтируемого автомобиля и пригодные к дальнейшему использованию либо годные только для сдачи в металлом, подлежат оприходованию на склад.

По нашему мнению, пригодные к использованию запасные части, оставшиеся после ремонта автомобиля, равно как и металлолом, можно считать возвратными отходами. Ведь согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратными отходами признаются остатки материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Запчасти, оставшиеся после ремонта автомобиля, то есть в процессе выполнения работ, частично утратили свои потребительские качества и могут использоваться как при ремонте других автомобилей (но уже как б/у), либо по другому назначению — как метизы, сданы в металлолом и пр.

В таком случае стоимость запчастей определяется по цене их возможного использования, то есть по стоимости, отраженной в регистрах бухгалтерского учета (п. 9 ПБУ 5/014). Постоянных разниц при последующем списании этих запчастей не возникает.

Однако Минфин России утверждает, что стоимость таких запчастей следует признать внереализационными доходами для целей налогообложения прибыли (письма от 15.06.2007 г. № 03-03-06/1/380, от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656). То есть стоимость запчастей при принятии к налоговому учету должна быть равна сумме налога, уплаченного в бюджет при их оприходовании в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ (см. Пример 1). Данный подход законодательно утвержден с 01.01.2009 года в результате внесения изменений в ст. 254 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ.

Чем отличается от текущих ремонтных работ?

К реконструкции и модернизации относятся мероприятия, способствующие улучшению или, как вариант, целенаправленному формированию обновленных технико-экономических характеристик применяемого оборудования.

Ремонтные работы подразумевают совокупность мероприятий, предусматривающих замену определенных частей, деталей, конструкций конкретного объекта ОС, а также действий, нацеленных на обеспечение его нормального функционирования.

Ремонтные работы, в свою очередь, бывают текущие и капитальные.

Если судить о назначении текущего ремонта, следует отметить, что он направлен на устранение, условно говоря, несущественных поломок, профилактику возможных неисправностей, общее поддержание актуальной работоспособности используемого оборудования.

Что касается капитального ремонта, то он осуществляется, чтобы поддерживать рабочее состояние основного средства путем восстановления его технико-экономических параметров до нужного уровня.

Таким образом, ремонтные работы капитального характера предполагают обычно более серьезные затраты, нежели, например, текущий ремонт.

Соответственно, к бухгалтерскому учету расходов на капитальный ремонт необходим определенный подход, предусмотренный, однако, действующими нормами и стандартами.

Что такое?

Как уже упоминалось ранее, капитальный ремонт ОС предусматривает обычно значительный объем работ, ощутимо способствующих заметному улучшению технического состояния таких объектов.

Как правило, данный ремонт требует большого ресурса времени. Если следовать общепринятому регламенту, он выполняется на предприятии один раз за несколько лет.

Текущий же ремонт, как известно, проводится в организациях регулярно – гораздо чаще, согласно установленному расписанию.

Надо отметить, что бухгалтеру для целей проведения учета вовсе не обязательно разграничивать виды ремонтных работ, осуществляемых в отношении объектов ОС.

Кроме того, ремонт ОС специально не дифференцируется ни в бухучете, ни в налоговом учете.

Следует знать, что капитальный ремонт ОС может осуществляться комплексно, то есть полностью охватывать весь восстанавливаемый объект, или, как вариант, выборочно, то есть предусматривать ликвидацию поломок отдельных частей (элементов) оборудования.

Техническое обслуживание основных средств: бухгалтерский и налоговый учет

На практике не всегда легко определить, куда отнести те или иные расходы, связанные с поддержанием объекта в рабочем состоянии: к ремонту или техническому обслуживанию. Помочь в этом вопросе может имеющаяся на предприятии техническая документация на основные средства. Если это станки или оборудование, в технической документации обычно прописываются необходимые мероприятия, связанные с обслуживанием. Перечень операций по техническому обслуживанию и ремонту дорожных транспортных средств содержится в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденного приказом Минтранса Украины от 30 марта 1998 г. № 102, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 г. под № 268/2708 ( далее – Положение). Положение регламентирует периодичность проведения различных видов технического обслуживания: ежедневного (ЕО), первого (ТО-1), второго (ТО-2), сезонного, а также примерный перечень операций, относящихся к тому или иному виду работ. В письме Министерства инфраструктуры Украины от 03.02.2012г № 1075/25/10-12 «О разъяснении термина «техническое обслуживание (ТО) автомобиля» приводится разъяснение о разграничении технического обслуживания и ремонта автомобиля.

В частности, в письме говорится: «Выполненные работы относятся либо к техническому обслуживанию, либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком ( производителем) дорожных транспортных средств и их составляющих и (или) по записям, разработанным в инструкциях по эксплуатации и ( или) в сервисных книгах, а также в нормативных документах. Если эксплуатационная документация дорожных транспортных средств отсутствует, отнесение выполненных работ осуществляется согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному приказом Министерства транспорта от 30.03.98 г. № 102, зарегистрированным в Министерстве юстиции 28.04.98 г. под № 268/2708». Что касается содержания зданий и сооружений, то перечень услуг по обслуживанию указан в «Примерном перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10 августа 2004 г № 150, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 21 августа 2004 г. № 150. Некоторые разъяснения содержатся также в письмах Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 26.01.2005г № 4/3-102 и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г № 7/7-401

Бухгалтерский учет технического обслуживания

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 г № 318 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000г. под № 27/4248, с изменениями и дополнениями, расходы на содержание и обслуживание основных средств, относятся: • в состав себестоимости готовой продукции (счет 23- по основным средствам, непосредственно используемым в производственном процессе); • в состав общепроизводственных расходов (счет 91- по основным средствам общепроизводственного назначения); • в состав административных расходов (счет 92- по основным средствам общехозяйственного назначения); • в состав расходов на сбыт (счет 93- по основным средствам, связанным со сбытом продукции); • в состав прочих операционных расходов (счет 94- по объектам социально-культурного назначения). Налоговый учет технического обслуживания

В налоговом учете затраты на техническое обслуживание, технические осмотры относятся к расходам деятельности предприятия. В зависимости от направления использования основных средств, расходы учитываются в составе себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с п.138.8 Налогового Кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI ( далее -НКУ), или в составе общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих операционных расходов в соответствии с п. п. «г» п. 138.8.5 , п.п. «в» п. 138.10.2 , п.п. «д» п.138.10.3, п.п.138.10.4 статьи 138 НКУ.

Источник: Елена Кротова — независимый аудитор специально для Бухгалтер 911

Учет затрат

Важно! Когда руководство организации принимает обоснованное решение о необходимости выполнения капитального ремонта ОС, следует выбрать подходящий способ его проведения.

Как правило, данное мероприятие может осуществляться в соответствии с одним из двух следующих подходов:

  • восстановление технического объекта собственными силами, то есть внутренними ресурсами самого предприятия;
  • привлечение ресурсов внешних (сторонних) организаций посредством заключения подрядных договоров.

Корректное оформление всех процессов и процедур, связанных с капремонтом основных средств на предприятии, имеет огромное значение для правильного учета соответствующих затрат.

Следует знать, что документальное подтверждение проведенного ремонта часто становится объектом пристального внимания со стороны сотрудников налоговой службы.

На разных этапах капремонта ОС необходимо составлять следующие документы:

  • Обоснование необходимости осуществления данного ремонта. Для объекта ОС составляется акт фиксации выявленных неисправностей или, как вариант, дефектная ведомость.
  • Если объект передается для выполнения ремонта собственному подразделению предприятия, оформляется накладная, удостоверяющая факт внутреннего перемещения.
  • Если ремонт основного средства поручается внешней организации, составляется договор соответствующего подряда и удостоверяющий акт приемки-передачи.
  • Факт завершения капитальных ремонтных работ и возврата объекта на предназначенное место также оформляется актом сдачи-приемки.
  • Все оплаченные расходы и произведенные затраты должны подтверждаться платежными документами, сметно-технической документацией.

О документальном оформлении проведения ремонта читайте здесь.

Бухгалтерские проводки

Издержки на ремонт ОС учитываются в составе производственных расходов или, как вариант, сбытовых затрат.

Такая позиция отражается в методических рекомендациях, регламентирующих учет основных средств и утвержденных распорядительным актом Минфина РФ. В таблицах, представленных ниже, рассматриваются типичные транзакции.

Первая ситуация – у предприятия имеется собственное подразделение, уполномоченное осуществлять ремонтные работы. В этом случае уместно применение счета 23:

Учитываются ремонтные издержки

Издержки, понесенные ремонтным подразделением, включаются в состав производственных расходов или сбытовых затрат

Вторая ситуация – организация самостоятельно ремонтирует основные средства, но не имеет собственного ремонтного подразделения:

Учитываются ремонтные расходы

Третья ситуация – ремонтные работы полностью осуществляются сторонней подрядной структурой:

Учитывается стоимость услуг по ремонту ОС

Отражается НДС для заказанных ремонтных работ

Создание резерва

Регламентом налогового учета предписывается включение ремонтных издержек в состав прочих затрат.

Признаются такие расходы именно в том отчетном периоде, в котором они и были фактически произведены.

Помимо этого, законодательством разрешается формирование целевых резервов, предназначенных для финансирования будущего ремонта.

Если такой резерв предприятием все же создается, это позволяет равномерно распределять (показывать) ремонтные издержки в системе налогового учета на протяжении ряда отчетных периодов.

Метод отражения (фиксации) ремонтных затрат закрепляется учетной политикой организации.

Следует уточнить, что подобное резервирование и распределение ремонтных издержек допускается исключительно для налогового учета. В бухучете такая практика не предусматривается.

Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета


Из статьи Вы узнаете:

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.
2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН. Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН. Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки не применяет ККТ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

Расходы на услуги платной стоянки

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН. Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

РасходыНалог на прибыльУСН
1Расходы на ГСМУчитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
2Расходы на технический осмотравтомобиляУчитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3Расходы на ремонт автомобиляУчитываются (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)Учитываются (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4Расходы на мойкуУчитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5Расходы на услуги платной стоянкиУчитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6Расходы на страхование ОСАГОУчитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 263 НК РФ) (п. 2 ст. 263 НК РФ)Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7Расходы на страхование КАСКОУчитываются (п. 1 ст. 263 НК РФ)Не учитываются (п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8Штрафы ГИБДДНе учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ)Не учитываются (п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, использованием личного транспорта сотрудников с выплатой им компенсации, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Пожалуйста, поделитесь в комментариях!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на Официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном правовом портале Минфина РФ https://mfportal.garant.ru/

Выводы

Очевидно, что ремонтные издержки, в том числе и на капремонт ОС, не приводят к повышению балансовой стоимости соответствующих объектов.

Они просто относятся на затраты предприятия, что характерно как для бухучета, так и для налогового учета. Примечательно, что для учетных целей отсутствует необходимость в разделении ремонтных работ по направлениям текущего и капитального ремонта.

Опция резервирования ремонтных издержек в налоговом учете позволяет равномерно их распределять на протяжении нескольких периодов.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]