Субсчета 90 счета


Списание управленческих и коммерческих расходов на себестоимость

Списание управленческих и коммерческих расходов происходит через 90-й счет следующим образом:

  • Дт 90 субсчет «Управленческие расходы» Кт 26;
  • Дт 90 субсчет «Коммерческие расходы» Кт 44.

Остановимся на выборе метода списания расходов с 26-го счета.

Организация может выбрать и зафиксировать в учетной политике один из 2 способов списания на следующие счета:

  • 20 (23, 29);
  • 90.

При 1-м способе общехозяйственные расходы участвуют в формировании полной себестоимости готовой продукции, попадая на счета учета затрат в полной сумме в конце месяца. Они могут распределяться между основным, вспомогательным и обслуживающими производствами, а также между видами продукции. В дальнейшем с 20-го (23-го, 29-го) счета эти расходы попадут на счета учета готовой продукции и будут списаны пропорционально объему проданной продукции на себестоимость.

При 2-м способе на финансовый результат попадает вся сумма общехозяйственных расходов, понесенных за месяц, не распределяясь между проданной продукцией и оставшейся на складе. 2-й способ намного упрощает списание расходов с 26-го счета, а также увеличивает расходы, уменьшая прибыль. Выбор метода списания общехозяйственных расходов организация должна описать в учетной политике.

План счетов не дает выбора, на какой счет списывать расходы на продажу — только на 90-й. Однако при этом организация может выбрать, полностью ли их списывать или частично. Частичное списание подразумевает ежемесячное распределение между проданными товарами и оставшимися на складе:

  • для производственных компаний — расходов на упаковку и доставку;
  • для торговых компаний — расходов на доставку.

Остальные статьи расходов на продажу списываются полностью.

О распределении расходов на доставку читайте в статье «Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?».

Счет 90: субсчета

Планом счетов введена возможность применения таких элементов 90 счета:

  1. Счет 90.1 нужен для отражения информации о стоимостном измерении поступлений в виде выручки от продаж. Обороты кредитового типа по нему ежемесячно списываются, на конец периода сальдо равно нулю.
  2. Счет 90.2 используют в учете для фиксации показателя себестоимости продаж, которые были проведены по бухгалтерии. Обороты дебетового типа по итогам месяца списываются, субсчет не имеет сальдо. Записи осуществляются накопительным методом.
  3. Счет 90.3 призван отразить сумму НДС, которая должна быть получена от контрагента. Дебетовые обороты в течение месяца накапливаются, а в конце периода подлежат списанию, сальдо обнуляется.
  4. Субсчета 90 счета 90.4 и 90.5 применяются только в том случае, если в процессе хозяйственной деятельности возникла необходимость отразить в учете суммы акцизов или экспортных пошлин, которые были включены в цену реализованных предприятием товаров.

Сельскохозяйственные организации используют другую классификацию субсчетов. Для них счет 90.01 нужен с целью отображения себестоимости проданной продукции растениеводства, показываемой дебетовыми оборотами. Кредитовые обороты показывают значение выручки от продажи этого типа товаров. В секторе сельского хозяйства 90.02 – счет бухгалтерского учета для выявления результатов производства и реализации продукции животноводства. В дебет указывается себестоимость производства, в кредит – выручка от продаж. Счет 90 субсчет 3 в сельском хозяйстве предназначен для учета продаж промышленной продукции и товаров подсобных хозяйств.

Для других видов товаров и работ предназначены такие субсчета:

  • 90.4 для продукции от производств вспомогательного и обслуживающего типа;
  • 90.5 для учета строительных и монтажных видов работ специализированными организациями при сдаче готовых объектов заказчикам;
  • 90.6 для результатов продажи поголовья скота и птиц, которые были получены от физических лиц на договорных основаниях;
  • счет 90.7 нужен для отражения итогов операций по сделкам продажи и передачи жилья сотрудникам предприятия (хозяйства); 90.07 – счет, на котором аккумулируется фактическая стоимость построек (включая надворные пристройки) дебетовыми оборотами, а сметную стоимость показывают по кредиту;
  • счет 90.08 вводится для учета хозяйственных операций, связанных с продажей прочих видов товаров, которые не могут быть отнесены к другим субсчетам.

Счет 90.8 вместе с другими субсчетами по окончании отчетного периода закрывается для выведения финансового результата. В корреспонденции с ними участвует счет 90 субсчет 9. Он нужен для определения прибылей или размера убытка от проведенных продаж за отчетный промежуток времени. После того, как сальдо со всех субсчетов будут переведены проводками на счет 90.09, итог можно списать заключительной корреспонденцией на счет 99. На отчетную дату сальдо по 90 счету будет нулевым.

Учет товаров по продажным ценам

Организации, работающие с розницей, могут вести учет товаров по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н). При таком методе есть некоторые особенности отражения себестоимости. Разберем их на примере.

С 2021 года ПБУ 5/01 утратит силу. Ему на смену чиновники утвердили ФСБУ 5/2019 «Запасы», который внес ряд правок в порядок учета товаров. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы учета запасов по новому стандарту.

Пример

Магазин закупил 50 кг конфет одного вида по цене 472 руб. за кг, включая НДС 20%. Учет товаров ведется по продажным ценам. Продажная цена конфет — 500 руб. за кг. Предположим, что остатков таких конфет на начало месяца не было.

Дт 41.1 Кт 60 — 20 000 руб. — поступили конфеты по покупным ценам;

Дт 19 Кт 60 — 4 000 руб. — отражен входящий НДС;

Дт 41.2 Кт 41.1 — 20 000 руб. — конфеты переданы в розницу;

Дт 41.2 Кт 42 — 5 000 руб. (500 × 50 – 20 000) — отражена торговая наценка.

За месяц все конфеты были проданы:

Дт 50 Кт 90.1 — 25 000 руб. — отражена выручка;

Дт 90.3 Кт 68 — 5 000 руб. — начислен НДС от продажи;

Дт 90.2 Кт 41.2 — 25 000 руб. — списана себестоимость конфет по продажным ценам;

Сторно Дт 90.2 Кт 42 — 5 000 руб. — списана торговая наценка.

Проверьте правильно ли лы вы учитываете финансовый результат, с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как в бухучете закрывать отчетные периоды и определять финансовые результаты в течение года

Понятно, что это для новичков дело непривычное и сложное, поэтому мы кратко и в доступной форме опишем этот процесс.

Чтобы определить финансовый результат деятельности организации, нужно закрыть отчетный период. В бухучете отчетным периодом признается месяц (п. 48 ПБУ 4/99).

Все счета, связанные с отображением затрат на производство, выручкой (доходами), и формированием финансового результата для составления бухгалтерского баланса малого предприятия, условно могут быть разделены на три группы:

1 . Счета, которые в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», не имеют остатка на конец месяца – 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы».

2 . Счета, которые, в большинстве случаев имеют остаток – незавершенное производство, но могут быть и полностью закрыты (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»)

3. Счета, которые в целом остатка на конец месяца не имеют, но имеют остаток по каждому субсчету – 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

к меню

Определение финансового результата по основной деятельности

Проводки по субсчетам 90-го счета делаются в течение года, накапливая суммы доходов и расходов. Такой подход обеспечивает простоту формирования соответствующих строк отчета о финансовых результатах. Для получения информации о результатах работы организации за месяц бухгалтер подсчитывает расходы (оборот по дебету 90-го счета) и доходы (оборот по кредиту 90-го счета). Разница между этими величинами является прибылью или убытком за месяц, данная величина отражается проводкой Дт 90.9 Кт 99 при получении прибыли или Дт 99 Кт 90.9 при получении убытка.

Как результат, к концу года на всех используемых организацией субсчетах сформируется конечное сальдо, которое должно быть обнулено. Для субсчетов с дебетовым сальдо запись на полную его сумму делается по кредиту этого субсчета и дебету субсчета 90.9, для субсчетов с кредитовым сальдо — наоборот:

Дт 90.1 Кт 90.9

Дт 90.9 Кт 90.2

Дт 90.9 Кт 90.3 и т. д.

Анализ продаж — это один из главных аспектов, которые необходимо учитывать при проработке маркетинговой политики организации. Поэтому важно настроить правильную аналитику по счету 90. Чаще всего анализ продаж ведется по видам продукции, по географическим местоположениям, по контрагентам, по структурным подразделениям организации и т. д. Аналитический учет организуется в зависимости от потребностей пользователей в бухгалтерской информации.

Субсчета к счёту 90

Для расчёта итогов реализации продукции и оказания услуг с подсчётом прибыли и убытков к счёту 90, согласно учётной политике организации, открываются дополнительные субсчета:

  • 90.1 – для отражения поступающей на счета фирмы выручки;
  • 90.2 – для учёта себестоимости продукции;
  • 90.3 – для отображения начисленного с продажи налога;
  • 90.4 – для учёта акцизов, включённых в стоимость товаров;
  • 90.5 – для отображения уплаченных экспортных пошлин;
  • 90.7 – для учёта понесённых при продаже расходов;
  • 90.8 – для фиксации управленческих расходов;
  • 90.9 – если месяц закрывается с прибылью или оказался убыточным.

На каждом субсчёте ежемесячно накапливается сальдо, закрываемое в ноль по итогам года.

Итоги

Счет 90 необходим для сбора данных о доходах и расходах по видам деятельности, которые фирма считает для себя обычными. По кредиту счета записываются доходы, по дебету — расходы. Компания может самостоятельно вводить к 90-му счету субсчета — в зависимости от условий хозяйствования и применяемых данных бухучета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Списание затрат по счетам расходов

Списание затрат по счету 26 «Общехозяйственные расходы»

Порядок закрытия счета 26 зависит от выбранной учетной политики, а точнее – метода формирования себестоимости продукции.

Себестоимость может формироваться: 1) по полной производственной себестоимости; или 2) по сокращенной производственной себестоимости.

Примечание : Для малых предприятий удобнее второй вариант.

При выборе учетной политики «по полной производственной себестоимости » затраты ежемесячно могут быть списаны проводками: Дебет 20 «Основное производство» Кредит 26 Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 26 Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 26

При выборе учетной политики «по сокращенной производственной себестоимости » общехозяйственные расходы можно в полном объеме отнести на себестоимость:

Д 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 26.

Списание затрат по счету 25 «Общепроизводственные расходы»

Счет 25 закрывается ежемесячно путем списания суммы затрат со счета следующими проводками:

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 25

Дебет 23 «Вспомогательные производства» Кредит 25

Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит 25

в зависимости от того, с какой деятельностью связаны эти затраты.

Списание затрат со счета 44 «Расходы на продажу»

Списание затрат со счета 44 «Расходы на продажу» происходит ежемесячно полностью или частично проводкой:

Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 – списаны расходы на продажу.

Закрытие счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» , 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

По итогам месяца счета 20,23,29 могут быть закрыты проводками: Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 23 Дебет 90.2 «Себестоимость продаж» Кредит 29

Полностью закрывать эти счета (не оставляя на остатке счетов незавершенное производство) могут организации сферы услуг.

к меню

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]