Какую роль играет налоговая в процедуре банкротства


В статье пойдет речь о том, как проходит банкротство юридических лиц налоговой инспекцией

. После прочтения информации вам станет понятно, что надо делать, если фискальная служба требует провести несостоятельность коммерческой организации.

Можно привести следующий способ, который может помочь убедить налоговиков не подавать на банкротство компании. Проблемный плательщик может показать документы, на основании которых будет понятно, что он может погасить задолженность перед налоговиками за счет получения собственной дебиторской задолженности. Важно, чтобы «дебиторка» была больше фискальной задолженности. Также необходимо, чтобы был план оплаты долга. Нужно еще отметить, что судебное решение по требованию получения просроченного обязательства, скорее всего, не является верным обоснованием для налоговой инстанции. В качестве примера можно привести случай, когда компания выиграла в арбитраже иск, по которому тот принял решение в пользу должника, присудив взыскание дебиторской задолженности.

Правда, необходимо понимать, что фискальные службы могут обжаловать данный вердикт. Основанием здесь выступает то, что выполнение обязательства по гашению «дебиторки» — это лишь вероятность, которая может не наступить. Кроме того возникает вопрос: входят ли суммы штрафных санкций в сам долг перед ФНС. На это юристы отвечают, что берется в расчет только основной долг.

Они также поясняют, что иск по поводу несостоятельности юридического лица со стороны налоговой инстанции может быть удовлетворен лишь в том случае, когда перед этим было принято судебное решение о погашении финансовых обязательств за счет собственности плательщика. На эту процедуру закон дает 30 дней, а если она не реализуется в течение этого срока, только после этого ФНС может инициировать дело о неплатежеспособности налогового плательщика.

Банкротство юридических лиц налоговой инспекцией

Еще раз повторим – налоговики могут начать проведение процедуры несостоятельности только спустя месяц после принятия судебного вердикта. Но в том случае, когда не исполняются денежные обязательства контрагента. Если говорить про законодательство, то об этом говорит правительственное постановление №257 от 29.05.2004, которое включает в себя порядок проведения процедуры банкротства в интересах Российской Федерации как кредитора.

Этот нормативно-правовой акт указывает на период до трех месяцев, в соответствии с которым ФНС нужно принять решение о подачи заявления в арбитражный суд о начале несостоятельности в отношении определенного юридического лица. Кстати нужно упомянуть, что критерием проблемного должника является основной признак – это сумма в триста тысяч рублей по денежным обязательствам перед кредиторами. Также нужно выделить федеральный закон №127 о банкротстве, в котором вы можете найти много полезной информации об этой процедуре касательно коммерческих организаций.

Какие документы нужны для банкротства со стороны налоговой?

На основании каких документов налоговики вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве?

Банкротство налоговыми органами возбуждается в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей на основании решения ИФНС о взыскании налоговой задолженности за счет их имущества.

А вот банкротство налоговой инспекцией физических лиц возможно только на основании решения суда, так как принудительно взыскивать просроченные обязательные платежи за счет имущества граждан можно только в судебном порядке.

Банкротство юридических лиц с долгами перед налоговой

ФНС имеет все полномочия исполнительной власти Российской Федерации, поэтому налоговый орган может собрать всю информацию об обязательных платежах должника, например, перед Фондом социального страхования и Пенсионным фондом. Сумма задолженности, указанная выше, относится также к платежам в пользу этих органов власти. Когда налоговая служба подает иск о несостоятельности компании из-за неуплаты налогов, ей также нужно проинформировать ФСС и ПФР об этом факте. По ее запросу эти государственные структуры должны предоставить данные о размере обязательств определенной компании перед ними. Пожалуйста, учитывайте эту информацию, когда вы соприкасаетесь с ФНС.

Далее налоговики объединяют полученную информацию от организаций и отправляют в арбитраж, который уже включает в список требований бенефициаров задолженности. Опытные юристы говорят, если юридическое лицо не оплатило обязательные платежи в сумме больше трехсот тысяч рублей в течение 90 дней, то налоговая служба в соответствии с законодательством обязана подать иск о несостоятельности коммерческой организации.

Кстати, для информации – для ИП сумма долга, при которой ФНС инициирует банкротство предпринимателя, составляет не менее полумиллиона рублей. Также причиной для проведения данной процедуры может являться неуплата налоговых платежей как агента. Об этом говорят комментарии Верховного суда, которые разъясняют этот аспект. Но, как говорят эксперты, это право, а не обязанность налоговиков.

Процедура банкротства по инициативе уполномоченного органа

Процессуальные особенности банкротства по инициативе налоговых органов

В соответствии с Федеральным законом от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов или осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Федеральная налоговая служба России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (п.1 Положения о ФНС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее – Положение о ФНС)).

Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее трёхсот тысяч рублей.

В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

  • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
  • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Верховным Судом РФ был рассмотрен вопрос несоблюдения срока 90 дней для принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом. По мнению Верховного Суда, нарушение срока не оказывает влияния на возможность признания заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление о признании должника банкротом не может быть признано обоснованным в случае утраты возможности принудительного исполнения требований, указанных в заявлении, на дату обращения в суд. Суд указал на то, что в законодательстве отсутствуют последствия пропуска этого срока и нет сведений о том, что он является пресекательным (п.2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Таким образом, ФНС может подать заявление в суд о признании банкротом должника – юридического лица и по истечении 90 дней, при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей (п.3 ст.6, п.6 ст.41 Закона о банкротстве).

В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы.

Заявление налогового органа в арбитражный суд о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора (п.1 ст. 41 Закона о банкротстве). Одним из таких требований является ссылка в заявлении на доказательства оснований возникновения задолженности и её размера (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие) с приложением этих доказательств к заявлению (п.2 ст.39 и п.1 ст.40 Закона о банкротстве).

Среди прилагаемых доказательств должно быть решение уполномоченного органа о взыскании задолженности за счёт имущества должника (п.3 ст.6 Закона о банкротстве), а также иные документы (требование об уплате налога), которые подтверждают размер взыскиваемой суммы и соблюдение уполномоченным органом установленной процедуры взыскания.

Однако сами по себе эти документы, а также то, что решение о взыскании не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать в арбитражном суде наличие задолженности в заявленном им размере.

При инициировании процедуры банкротства ФНС России наделена, в частности, следующими правами:

  • на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом;
  • на направление своих представителей на собрания кредиторов, осуществление взаимодействия с иными участниками процесса и арбитражными управляющими;
  • на осуществление контроля за должником по выполнению им текущих обязательств, списания задолженности после окончания конкурсного производства.

Законодательство позволяет отсрочить обращение налоговиков в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в двух случаях, а именно если должником представлены (п.4 Положения о ФНС):

  • заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения обязательств по денежным требованиям РФ;
  • документы, подтверждающие осуществление взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график её погашения. В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней.

Избежать банкротства путём исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ИФНС не удастся

Важно знать, что если владельцы компании, в отношении которой начата процедура банкротства, «бросят» данную компанию в надежде на то, что налоговая инспекция исключит её как недействующую из ЕГРЮЛ, то данная хитрость не поможет избавиться от компании-должника и её долгов перед кредиторами.

Напомним, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) предусмотрена возможность закрыть фирму без соблюдения длительной процедуры ликвидации. Речь идёт об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, то есть налоговой инспекции (ст.21.1 Закона о регистрации).

Налоговая инспекция без обращения в суд может (но не обязана) ликвидировать компанию при наличии одновременно следующих условий:

  • юридическое лицо в течение предшествующих двенадцати месяцев не представляло отчётность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществлялось операций хотя бы по одному банковскому счёту компании.

Налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, публикует его в «Вестнике государственной регистрации», и если в течение трёх месяцев со дня публикации от заинтересованных лиц (кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением фирмы из ЕГРЮЛ) не поступит заявление с возражениями относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, юридическое лицо признаётся недействующим.

Однако в 2015 году Конституционный суд РФ признал ст.21.1 Закона о регистрации частично не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла закрыть фирму, в отношении которой рассматривается дело о банкротстве, как недействующую, лишая тем самым кредиторов возможности взыскать долги (постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П). После этого в ч.2 ст.21.1 и ч.7 ст.22 Закона о регистрации было внесено изменение, содержащее запрет на принятие решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве и о введении процедуры банкротства.

ГК «ВнешЭкономАудит» предлагает комплекс юридических и консалтинговых услуг по вопросам, связанным с проведением и сопровождением процедур банкротства, адресованные:

  • собственникам предприятий-должников;
  • кредиторам и иным заинтересованным лицам;
  • арбитражным управляющим.

Более подробная информация на нашем сайте или по телефону (351) 729-85-29

Налоговая подает на банкротство юридического лица

В этом случае ФНС опирается на правительственное постановление №257. Оно указывает на то, что фискальные органы могут подать иск о несостоятельности компании в судебный орган не позже трех месяцев с момента получения службой приставов арбитражного решения о реализации требований по уплате обязательных платежей на основе собственности злостного неплательщика.

Налоговая служба обязана инициировать банкротство не позже пяти рабочих дней с момента резолюции по данному вопросу. Но, как указывает Верховный суд, это не обязательные сроки, и они имеют смысл, скорее всего, организационного вида. Поясним – если ФНС «забыла» про девяносто дней, то это не помешает ей в дальнейшем инициировать банкротство определенной компании.

Возможность оформить банкротство: законодательство и нюансы

В России действует единый закон для ИП, юридических и физических лиц: это 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года. Но в 2015 году в него были внесены важные поправки, и введена в действие Глава 10, согласно которой, теперь банкротятся граждане и ИП.

Банкротство ИП с долгами по налогам и кредитам процессуально ничем не отличается от банкротства гражданина. То есть предприниматель может первоначально закрыть ИП, а затем пройти процедуру признания финансовой несостоятельности как физическое лицо.

Процедура банкротства ИП с 2015 года стала входить в более широкое понятие «банкротство физических лиц», тогда как до этого осуществлялась по общим процессуальным нормам с некредитоспособными юрлицами.

Законодательство не содержит прямого указания на то, что ИП запрещается закрывать при наличии задолженности по налогам и сборам (особенно часто у предпринимателей имеется задолженность перед ПФР). Ведь все эти долги не списываются, а переходят на бывшего бизнесмена как на физлицо. То есть если ИП закроется, то все долги, которые он приобрел в ходе ведения предпринимательской деятельности, ему предстоит оплатить уже как физлицу в рамках открытого исполнительного производства.

Предпринимателю рекомендуется как можно быстрее закрыть ИП, которым он более не намерен заниматься, иначе ему продолжат начисляться пенсионные взносы.

В рамках процедуры признания себя финансово несостоятельным бывший ИП может объявить себя банкротом как по долгам, которые возникли от ведения предпринимательской деятельности, так и по личным долгам по кредитам, займам и пр.

В перечень обязательств, по которым ИП может объявить себя банкротом и списать долги, входят:

  1. Налоговая задолженность.
  2. Задолженность по обязательным платежам в бюджет.
  3. Долги по кредитам, займам (личные и предпринимательские).
  4. Обязательства по договорным обязательствам.
  5. Другие обязательства, которые были сформированы в результате ведения ИП финансово-экономической деятельности.
  6. Штрафы (например, перед ГИБДД).
  7. Долги по коммунальным платежам.

Нельзя забывать об обязанности предпринимателя оповестить о собственном банкротстве уполномоченные инстанции, если их долговые обязательства соответствуют следующим условиям:

  1. Размер долга превысил 500 тыс. р.
  2. Просрочка по обязательствам превысила 90 дней.
  3. Должник больше не имеет возможности производить расчеты с поставщиками, налоговиками, партнерами по бизнесу и другими контрагентами.

При определении размера долга в 500 тыс. р. учитывается вся задолженность ИП как перед государством, так и различными юридическими и физическими лицами. Нужно помнить, что за несоблюдение данной обязанности физлицу грозит штраф по нормам КоАП ч. 5 ст. 14.13 в размере не менее 10 тыс. р.

Если такая крупная задолженность образовалась у ИП по налогам и сборам, то в суд с инициативой о признании банкротом может обратиться и уполномоченная инстанция в лице ФНС. Позиция о том, что кредиторы по личным долгам гражданина вправе инициировать его банкротство как ИП, нашла подтверждение в Постановлении Пленума ФАС №51.

Но если величина долга меньше 500 тыс. р., то предприниматель также не лишен права заявить о своем банкротстве. Для этого необходимо, чтобы сумма долга превысила совокупную стоимость всего имущества ИП, и у гражданина возникли объективные основания полагать, что он не сможет более исполнять требования.

Хотя банкротство ИП с долгами перед налоговой допустимо, но к процедуре признания несостоятельности стоит прибегать в крайних случаях. По срокам банкротство предпринимателя – достаточно длительная процедура. Она может продолжаться около 6-8 месяцев, а при возникновении сложностей – до года и более. Затраты на нее, по минимальным расчетам, составят 100-150 тыс. р.

Налоговая проверка при банкротстве юридического лица

Коммерческие организации планируют проходить процедуру неплатежеспособности, чтобы урегулировать вопросы, связанные с ведением их деятельности. Считается, что это также неплохой метод не попасть под внимание фискальных органов, так как налоговики чаще всего не любят совершать проверки предбанкротных компаний – в этом случае получить с них задолженность по обязательным платежам представляется маловероятной.

Но есть исключения, когда ФНС все-таки назначает проверки, так как в соответствии с законодательством может совершать ревизии касательно компаний, имеющих экономические проблемы. Но в каких же случаях налоговики все-таки могут придти к руководству компаний? Здесь должно совпасть несколько факторов. Давайте перейдем к анализу этой ситуации.

Особенности списания налогов при банкротстве

Списание налоговой задолженности проводится в отношении тех налогоплательщиков, которые имеют признаки финансовой несостоятельности.

Для признания предпринимателя или организации банкротом они должны соответствовать обязательным критериям:

  • иметь задолженность по налогам и иным обязательствам от 300 000 руб. для организаций и от 500 000 руб. для предпринимателей;
  • не платить бюджету более трех месяцев подряд;
  • не иметь денежных средств и иного имущества для выплаты налоговых долгов.

Важно! Налоговый орган не заинтересован в банкротстве налогоплательщика, поскольку в этом случае он утрачивает возможность взыскания и долг по налогам приходится признавать безнадежным. В связи с этим ФНС сначала применить свои механизмы взыскания, выставляя требования об уплате недоимки, пеней и штрафов и арестовывая счета налогоплательщика. Если эти меры не дали результата, подается заявление о банкротстве.

Как ведет себя налоговая при банкротстве юридических лиц

После того, как фискальный орган узнает, что коммерческая организация подала заявление на получение статуса неплатежеспособности, ей нужно принять решение о проведении проверки в отношении данной компании. Но в целом возможности ФНС ограничены, так как она является кредитором третьей очереди, а это значит, что у нее будет небольшая мотивация проверять будущего банкрота. Собрание бенефициаров задолженности также не может помочь налоговому органу как-то воздействовать на юридическое лицо-должника.

К каким же процедурам банкротства юридических лиц налоговая

может участвовать? Надо сказать, что финансовые претензия ФНС часто не включаются в список бенефициаров долгов при проведении процедуры несостоятельности. А это означает, что возможность получения налоговых сборов от предбанкротного плательщика уменьшается. Это связано с тем, что фискальные работники не укладываются в сроки подачи финансовых требований, чтобы они были учтены арбитражным судом. Чтобы не ухудшать свою статистику по сбору налоговых платежей, специалисты могут через какое-то время отменить ревизию юридического лица, которая была ранее назначена. Но, если отвечать на вышеуказанный вопрос о процедуре, то это можно употребить только на стадии конкурсного производства.

Когда компания работает и дальше, выполняя свои финансовые обязательства по платежам, и находится на этапах реструктуризации своей деятельности, такие ревизии могут в полной мере осуществляться Федеральной Налоговой Службой. Это нужно усвоить каждому руководителю своей организации.

Кроме того, когда коммерческая организация проходит процедуру банкротства, и выясняется, что у нее большой долг по обязательным платежам перед налоговыми органами, то это увеличивает вероятность осуществления камеральной проверки службой. В другом случае, как уже писалось, это будет маловероятно, так как отсутствует большая мотивация у ФНС.

Еще один способ, чтобы к вам не пришла налоговая, заключается в том, что можно также провести мероприятие, аналогичное закрытию предприятия. В данном случае имеется в виду такая процедура как реорганизация предприятия.

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Какие сроки проверок устанавливает налоговая при процедурах банкротства юридических лиц

В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации ревизионная деятельность фискального органа проводится в течение двух месяцах, в крайних случаях – три месяца. Если говорить про обычную практику, то сроки могут быть добавлены из-за некоторых приостановок процесса проверки. Также фискальные работники имеют право на составление документа, включающего детали ревизии, в течение шестидесяти дней. Этот акт будет показан плательщику, который может обжаловать его тоже в течение двух месяцев. Это важные уточнения по срокам, о которых не стоит забывать.

Если посчитать время от начального периода ревизионной деятельности до исполнения решения по оплате обязательных платежей, то может пройти срок не меньше шести месяцев, а на практике намного дольше.

Но нужно сказать, что обычно налоговики будут включены в реестр кредиторов только, когда прошло не больше тридцати дней с момента размещения сообщения о несостоятельности коммерческой организации-должника в средствах массовой информации. Только в этом случае ФНС может участвовать в выборе финансового специалиста как посредника между кредиторами и неплательщиком, а также влиять на установление определенной процедуры неплатежеспособности.

Какие права в процессе банкротства имеет ФНС?

После вступления в дело о банкротстве ФНС приобретает права, позволяющие защищать интересы федерального бюджета.
В полномочия налогового органа входит:

  • право на включение в реестр требований кредиторов должника;
  • право на участие в собрании кредиторов и голосовании по вопросам проведения процедуры банкротства;
  • право на обжалование действий или бездействий арбитражного управляющего, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности.

Как правило представители ФНС участвуют во всех судебных заседаниях и внимательно следят за процессом проведения торгов с целью продажи имущества должника. Налоговый орган может предложить арбитражному управляющему оспорить сомнительные сделки с целью возврата имущества в конкурсную массу.

Как проходит ревизия налоговой при банкротстве юридических лиц

Такая проверка осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом, на что указывает статья 88. Чтобы ее провести, не требуется позволение руководителей коммерческой организации или ФНС. В процессе ревизии происходит анализ финансовых документов компании. При необходимости налоговые сотрудники могут потребовать объяснений, например, по поводу бухгалтерскому балансу. Также нужно ожидать, что они будут запрашивать другие документы для анализа положения налогоплательщика.

Все запросы фискального органа по поводу найденных несоответствий в бухгалтерском учете должны удовлетворяться в течение пяти дней, когда коммерческая организация получила эти извещения.

Когда юридическое лицо проходит банкротство юридических лиц налоговой инспекцией

, ФНС может привлекать третьих лиц, которые будут помогать осуществлять ревизию положения предприятия. При этом проверяемое лицо может об этом и не узнать, пока не получит документ с полученными данными в ходе анализа компании.

Как проходит процедура списания налогов при банкротстве

Процедура списания налогов при банкротстве проводится в несколько этапов. Сначала в отношении предпринимателя или организации вводятся процедуры, целью которых является восстановление платежеспособности. Если погасить долги не удалось, должник переходит на этап реализации имущества.
Процесс банкротства организации и предпринимателей включает в себя прохождение нескольких этапов.

Процедура банкротства организаций

Для списания налоговой задолженности компания должна пройти следующие процедуры:

  1. Наблюдение. Вводится для анализа финансового состояния должника, выявляются признаки неплатежеспособности и устанавливаются иных кредиторов помимо налогового органа. Если по результатам процедуры будет установлено, что фирму можно восстановить, должник переходит в процедуру финансового оздоровления или внешнего управления. При отсутствии такой возможности сразу приступают к конкурсному производству.
  2. Финансовое оздоровление. Должник самостоятельно готовит план погашения задолженности по налогам и иным обязательствам, утверждается его на собрании кредиторов и в суде. Далее он должен выплачивать налоговую недоимку, пени и штрафы по утвержденному графику. При погашении требований кредиторов дело о банкротстве прекращается.
  3. Внешнее управление. Назначается для сохранения компании, если учредители не намерены закрывать бизнес. Все полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему, который совместно с кредиторами выбирает реабилитационные мероприятия для должника. Например, продажу части имущества, модернизацию производства, взыскание долгов с контрагентов, закрытие убыточных направлений. В случае выхода компании из кризиса налоги полностью выплачиваются и суд прекращает дело о банкротстве.
  4. Конкурсное производство. Вводится в случае отсутствия возможности восстановить платежеспособность компании. Все имущество должника продается, вырученные средства направляются на выплату долгов. Если денег не хватит, оставшаяся налоговая задолженность будет списана.

Большинство организаций, накопивших большую задолженность по налогам, проходят две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Это связано с тем, что при наличии налоговых долгов организации сложно восстановить свое финансовое положение. Гораздо выгоднее их списать и открыть новую фирму.

Нужно помнить! Долгое время банкротство использовалось компаниями для списания налоговых долгов. Многие владельцы бизнеса злоупотребляли этим механизмом, сознательно накапливая долги, чтобы не платить налоги. Далее имущество организации выводилось и проводилось банкротство. В настоящее время налоговый орган активно использует механизмы оспаривания сделок должника, привлечения учредителей к субсидиарной ответственности. Это позволяет вернуть незаконно выведенное имущество должнику и выплатить за счет него задолженность по налогам. Благодаря привлечению учредителей к субсидиарной ответственности с них взыскиваются убытки, возникшие из-за намеренного нарушения налоговых обязательств. Причем этот вид задолженности списать через банкротство не получится.

Процедура банкротства предпринимателей

Списание налоговой задолженности предпринимателя проводится в два этапа:

  1. Реструктуризация долгов. Предприниматель или налоговый орган составляют план реструктуризации долгов, в котором прописывают график перечисления в бюджет неоплаченных налогов. Плане утверждается на собрании кредиторов и затем в суде. Далее должник обязан приступить к его исполнению. Если график будет добросовестно исполняться и в течение трех лет налогоплательщик рассчитается с бюджетом, дело о банкротстве прекратят.
  2. Реализация имущества. Процедура вводится в случае неисполнения плана реструктуризации или недостаточности имущества для первого этапа. Финансовый управляющий выявляет все имущество, имеющееся у предпринимателя, и продает его на торгах, оставив собственнику только то, что нельзя продавать. Вырученные средства направляются на погашение долгов по налогам и выплаты по иным обязательствам. Если денег недостаточно, невыплаченные долги списываются.

Важно! Предприниматель в процедуре банкротства рискует больше, чем организация. Законодательством установлено, что он отвечает перед кредиторами всем своим личным имуществом. Тогда как компания несет ограниченную ответственность. Так, в процедуре реализации может быть продана машина или квартира, принадлежащие должнику как физическому лицу.

Как проходит камеральная проверка при неплатежеспособности юридического лица

Она осуществляется на территории фискального органа, то есть работники не делают выезд на место компании-должника. В этом случае налоговики проводят анализ документов, предоставленных предприятием, и в случае необходимости уточняют у должника информацию.

Но как же избежать этой процедуры налогоплательщику? Здесь должно совпасть несколько факторов. Во-первых, компания всегда в срок сдавала отчетность, что говорит об ее ответственном отношении. Во-вторых, у нее не было дебиторский и кредиторской задолженности. В-третьих, предприятие предоставляло ФНС отчет с нулевым балансом. В-четвертых, юридическое лицо имеет одного владельца, то есть учредителя. И последнее – банкротящаяся компания не осуществляла работу в течение трех лет.

Роль отдела обеспечения процедур банкротства

Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:

  • подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
  • составлением документов для взыскания долгов;
  • подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
  • проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
  • осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
  • анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
  • составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
  • подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
  • имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.

Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.

Как осуществляется ревизия налоговой при банкротстве юридических лиц на месте предприятия

Если говорить про законы, то они не предусматривают выездную ревизию, так как под проверкой имеется в виду такая процедура на месте коммерческой организации. Чтобы она осуществилась, нужно получить разрешение руководителя фискального органа. При этом топ-менеджмент компании-должника или финансовый управляющий должны содействовать налоговым работникам в их работе на территории предприятия, чтобы те могли надлежащим образом провести осмотр и анализ финансовых документов. Кстати должник также имеет право, по которому ему должны предоставить понятых при осмотре и изъятии документации. Указанная информация может быть очень полезна для финансовых руководителей коммерческой организации – возьмите ее на вооружение.

Возникает вопрос, что произойдет с ревизией, когда в процессе осуществления компания-должник начнет проходить процедуру несостоятельности? Проверка будет проходить, как заявлено в соответствии с законодательством, но теперь требования ФНС будут удовлетворены только после включения последних в список кредиторов.

Аналитика Публикации

Общие правила

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.

Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.

Используйте в работе

Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).

Как отложить процедуру банкротства

Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).

Первое.

Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.

Второе.

Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.

Пример

Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).

***

Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.

Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).

Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.

Первая.

Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.

Вторая.

Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.

В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.

Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.

Обратите внимание!

Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:

— ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;

— справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.

— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

— доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)

***

Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).

Важно!

ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.

***

Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.

Осуществляется ли контроль налоговиками, когда предприятие проходит банкротство

Как уже указывалось, фискальные органы осуществляют ревизию компании в обычном порядке даже при процессе получения статуса неплатежеспособности. Также в ходе данной процедуры в управлении компании уже не участвует топ-менеджмент предприятия – теперь это прерогатива арбитражного управляющего. Поэтому ФНС направляет свои запросы по новым данным только через него в соответствии с российским законодательством. Именно суд назначает этого специалиста и определяет его полномочия.

Так как налоговые обязательные платежи являются требованиями третьей очереди, очень маловероятно, что компания удовлетворит эти претензии. Поэтому после реализации имущества предприятия его долги будут считаться погашенными. Но ФНС может попытаться решить эту проблему нижеуказанным способом.

Она может подать в суд на руководителей и владельцев проблемной коммерческой организации, чтобы их привлекли к субсидиарной ответственности. Особенно, если выяснится, что это было умышленное банкротство. Потому что нежелание платить налоги в нашей стране являются уголовным преступлением. Когда фискальная ревизия заканчивается, создается акт о налоговых нарушениях, после чего ФНС решает привлечь должника к дополнительной оплате налоговых платежей, а если компания этого не делает, то налоговики передают дело в МВД, которое уже может привлечь топ-менеджмент к уголовной ответственности и возбудить дело в их отношении.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Что включают в себя итоги ревизии налоговой службой

При окончании проведенной проверки налоговая служба может указать банкротной компании на некоторые нарушения, которые обычно встречаются в ходе анализа финансовой документации. Отсутствие ошибок обычно на практике попадается не часто.

Далее ФНС составляют документ о найденных нарушениях и представляют этот акт должнику. Компания имеет право подать жалобу в арбитраж, но если это не будет сделано, фискальный орган потом потребует оплатить недоимку по обязательным платежам. Но, когда идет речь о юридическом лице, которое проходит процедуру несостоятельности, она может потребовать, чтобы неуплаченные налоговые долги были включены в список требований бенефициаров долга. При этом налоговая должна успеть подать в суд на включение своей организации в реестр конкурсных кредиторов.

Этапы процесса

  • Предварительно человек должен собрать данные о собственном имуществе, сделках, превышающих пятьдесят тысяч рублей, собрать информацию по неуплате долгов перед кредиторами.
  • Опираясь на имеющийся материал, потенциальный банкрот должен составить заявление по установленной форме.
  • Суд проверяет достоверность информации и выносит соответствующее решение.
  • Если несостоятельность доказана судом, на имущество должника накладывается арест. Может быть назначен арбитражный управляющий, которому будет предоставлено право распоряжаться любыми активами банкрота.
  • Следующая стадия – решение суда о начале реструктуризации или реализации имущества. При реструктуризации управляющим будет разработан план погашения задолженности в течение максимум тридцати шести месяцев. Очередность уплаты долгов устанавливается управляющим. В первую очередь погашаются долги перед кредиторами. Первыми по очередности всегда выступают кредиторы, которым банкрот задолжал крупные денежные суммы. Поэтому очередность уплаты налогов при банкротстве не в приоритете. Процедура реализации имущества будет назначена только после признания факта нехватки регулярных доходов физического лица. Имущество должника, составляющее конкурсную массу. Будет реализовано на открытых торгах.
  • Финальный этап – присвоение статуса банкрота. Когда физлицо в официальном порядке признается банкротом, будут аннулированы все финансовые обязательства. При банкротстве списываются и налоги.

ФНС подает на банкротство компании: что делать

Эксперты отмечают, что фискальная служба может применять некоторые способы, чтобы получать недоимки по налоговым платежам. Например, она осуществляет ревизию на территории потенциального банкрота, после которой находит факты, что предприятие получало необоснованную налоговую прибыль. Далее налоговая подает иск в арбитраж, чтобы тот признал компанию несостоятельной, а также привлек топ-менеджмент предприятия к дополнительной ответственности по финансовым обязательствам проблемной коммерческой организации. Такая схема, по словам юристов, все чаще действует в последнее время. Возможно, эта информация пригодится руководителям и владельцам компаний, проходящих процесс неплатежеспособности.

Следовательно, можно сказать, что при таком способе Федеральная Налоговая Служба играет на упреждение, чтобы некоторые плательщики по налогам и сборам не могли подавать на банкротство в ходе реализации фискальной ревизии и содействовали налоговикам в этой процедуре. Так как несогласие компаний, очевидно, формирует определенную судебную практику в пользу последних. Далее будет рассмотрен конкретный порядок действий со стороны ФНС, который должен знать каждый руководитель предприятия, чтобы не допустить риска банкротства со стороны налоговой службы.

Давайте разберем следующую последовательность, которую осуществляет служба при взаимодействии с коммерческой организацией:

  • Фискальный орган предупреждает предприятие, что он будет проводить ревизию на территории предприятия. Цель налоговой проверки – это выявление необоснованной налоговой выгоды, после которой ФНС будет привлекать владельцев компании к административной и уголовной ответственности, если те не погасят задолженность по обязательным платежам в короткий срок;
  • Далее налоговики решают привлечь плательщика по налогам к уплате дополнительной недоимки в качестве доначисления после проведенной ревизии. При этом это решение должен утвердить арбитраж первой или второй инстанции;
  • ФНС выставляет требование о погашении задолженности и в необходимом случае обращается к службе судебных приставов о взыскании долга;
  • После этого налоговики подают иск в суд о банкротстве юридического лица;
  • В то же время по другому иску привлекается топ-менеджмент и владельцы бизнесе к субсидиарной ответственности.

Компания ЮрлексПроф может помочь пройти банкротство на ваших условиях, чтобы максимально были списаны долги по обязательным платежам. Наши профессиональные юристы имеют обширный опыт и сделают все, чтобы ваша проблема была решена в короткий срок. Закажите услугу уже сейчас, и жизнь должника начнется с новой точки без больших финансовых обязательств.

Что такое «налоговое банкротство»

Такого термина официально в законодательстве нет, но на практике его используют все чаще. Под ним понимают процедуру банкротства, начатую по обращению налогового органа.

Нередко ФНС в таких делах – основной или единственный кредитор. Отметим, что законодательство предусматривает ряд преимуществ для налоговой службы по сравнению с другими кредиторами:

  • срок подачи требований в конкурсном производстве можно продлить до полугода;
  • усложненный порядок пересмотра полученных ИФНС платежей в рамках обжалования сделок должника;
  • возможность заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, при условии, что более половины задолженности возникло в результате нарушений законодательства.

Также отметим, что действующее законодательство предусматривает возможность налоговых органов привлекать к погашению задолженности не только самого должника и его руководителя, но и бенефициаров или аффилированных лиц. Нередко это происходит в рамках процедуры банкротства.

Уже два года действует порядок, при котором заключение соглашения об отступном в пользу одного из конкурсных кредиторов, предусматривает его обязанность внести часть стоимости получаемого имущества в конкурсную массу. Для налоговых органов это стало возможностью частично погашать свою задолженность т.к. ранее подобные соглашения позволяли закрыть требования всех кредиторов, кроме уполномоченного государственного органа, который не вправе принимать в качестве погашения имущество и обязательства имущественного характера.

Как отмечают руководители налогового ведомства, долгое время бизнес пытался избавиться от проблем через банкротство, налоги при этом в бюджет практически не попадали и списывались как безнадежные. Расширение возможностей взыскания как на предбанкротной стадии, так и в самой процедуре, изменили процент погашения налоговых долгов в большую сторону. Фактически, законодательство о банкротстве в настоящее время не дает умышленно обанкротить компанию с целью уйти от задолженности по налогам.

Каковы последствия

Не каждый потенциальный банкрот заранее задумывается о том, какие последствия его ожидают после признания финансовой несостоятельности. Среди отрицательных сторон стоит выделить:

  • Необходимо уведомлять банковские учреждения о своем статусе.
  • Запрещено занимать руководящие должности и входить в состав учредителей юрлица.
  • В отдельных случаях суд может запретить выезд за границу.
  • Повторное оформление статуса несостоятельности возможно только через пять лет.
  • Сведения о несостоятельности каждого конкретного гражданина вносятся в специальный реестр.

Необходимо знать, как выполняется процедура аннулирования текущих налогов при банкротстве граждан. Перед тем как принять решение об инициировании финансовой несостоятельности, стоит проконсультироваться с грамотным юристом, который поможет собрать документы, представить интересы в суде и оказать поддержку на каждом этапе процесса. Решение вопросов касательно налогов и банкротства стоит доверять профессионалам.

Банкротство с долгами перед ИФНС

Банкротство – единственный абсолютно законный способ ликвидации компании с долгами перед ФНС, ПФР, УФМС и другими государственными органами. В результате процедуры банкротства все долги предприятия списываются, а юридическое лицо ликвидируется с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом в ситуациях наличия задолженности перед бюджетом, которую налогоплательщик не может погасить (уплатить начисленные налоги, штрафы, пени), закон устанавливает не право, а обязанность должника подать заявление о банкротстве, за неисполнение которой определена ответственность. Налоговая инспекция, выступая в роли кредитора в процедуре банкротства, не имеет никаких дополнительных преимуществ, и ее требования удовлетворяются в порядке очередности — в третью очередь. Налоговая инспекция узнает о том, что предприятие начало процедуру банкротства, из публикации в газете «Коммерсант» (издание, в котором публикуются все объявления, касающиеся банкротства), после вынесения судом решения о признании должника банкротом и возбуждения процедуры наблюдения. Она заявляет через арбитражный суд свои требования с соблюдением условий, установленных законом о банкротстве для всех кредиторов. Для предприятий с долгами перед ИФНС наиболее приемлемыми являются два способа банкротства: 1) упрощённая процедура банкротства (если решение налогового органа не вступило в силу); 2) по заявлению самого должника (если решение налогового органа вступило в силу). К первому способу зачастую прибегают с целью ускорить процедуру банкротства и миновать стадию наблюдения. Однако в том случае, если положение юридического лица до введения процедуры добровольной ликвидации обладало очевидными признаками банкротства (например, наличие крупного кредита на фоне уменьшения оборотов, наличие установленной недоимки и т.д.), то использование упрощенной процедуры даст дополнительные основания для оценки в совокупности наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства (в соответствии со ст. 196 и 197 УК РФ за преступления в сфере банкротства устанавливается уголовная ответственность). Иными словами, перед банкротством нужно провести анализ фактического состояния организации и ее финансовых показателей, чтобы защитить собственников и руководителей бизнеса от ненужных рисков, в частности, от уголовной и субсидиарной ответственности. Если должник уже имеет вступивший в силу акт налоговой инспекции с доначислением налогов, штрафов и пеней и осознает, что не в состоянии его погасить, то в таком случае является целесообразным обращение в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Дожидаться обращения налогового органа с заявлением о банкротстве – крайне невыгодная для должника стратегия, т. к. в таком случае арбитражный управляющий будет назначен по представлению налоговой инспекции и будет отстаивать её интересы. Должнику важно успеть опередить налоговую, самостоятельно войдя в процедуру банкротства, чтобы провести предварительную подготовку компании к банкротству и заявить кандидатуру лояльного арбитражного управляющего. Согласно налоговому кодексу РФ, налоговики обязаны сообщать в милицию (Отдел по Борьбе с Экономическими Преступлениями и Отдел Налоговых Преступлений) о том, что имеет место уклонение от уплаты налогов на сумму более 2 млн. рублей, т.е. о преступлении в соответствии со ст. 199 УК РФ. Учитывая положения обновленного законодательства об уголовной ответственности в сфере налоговых преступлений, для должника имеет смысл пытаться обжаловать решение налоговой о недоимке в вышестоящий налоговый орган, а затем в арбитражный суд. В случае, если налоговые претензии удастся оспорить в арбитражном суде, его решение будет иметь определяющий характер в вопросе о закрытии уголовного дела. Кроме того, по действующему законодательству о банкротстве, должник имеет возможность оспаривания обоснованности требований инспекции в самой процедуре банкротства и параллельно, в отдельном производстве, оспаривать само решение о начислении недоимки. Таким образом, вероятность отбиться от претензий инспекции значительно возрастает. В настоящее время активно формируется судебная практика по привлечению контролирующих должника лиц (учредителей, руководства) к субсидиарной ответственности по долгам организации. Связано это с тем, что законодатель планирует совершенствовать инструмент банкротства как институт финансового оздоровления должника, а не как институт ликвидации юридического лица. Ранее такую практику в основном формировало Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее процедуру банкротства банков. В общей сложности, Агентство привлекло к субсидиарной ответственности несколько десятков человек на сумму более 3 млрд. рублей. С апреля 2009г. подобная практика начала формироваться и в отношении обычных хозяйствующих субъектов (Определение Московского городского суда от 30 апреля 2009г. по делу N 33-10268). Таким образом, чтобы обезопасить себя от рисков привлечения к уголовной и субсидиарной ответственности, должнику не рекомендуется использовать альтернативные способы ликвидации, такие как реорганизация в форме слияния, реорганизация в форме присоединения или смена генерального директора и учредителя. Более эффективной стратегией является обращение за квалифицированной юридической помощью для грамотного проведения процедуры банкротства.

Дмитрий Игумнов, руководитель практики «Ликвидация компаний», юридическая

07.10.2010

Юридическая

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]