По какой ставке НДС облагаются услуги таможенного брокера


Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2021 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Как подтвердить ставку НДС 0% при международных автоперевозках

НК РФ разрешает применять ставку НДС 0% при оказании услуг международной автоперевозки товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции при организации международных перевозок (пп. 2.1 п. 1 ст. 165 НК РФ). Но ее нужно документально подтвердить.

ФНС в Письме от 16.09.2019 N СД-4-3/18722 разъяснила нюансы документального подтверждения ставки 0 % при реализации услуг по международной автоперевозке товаров, ввозимых на территорию РФ из-за границы через Республику Беларусь, и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации международной перевозки товаров.

Для подтверждения НДС 0% нужно представить в налоговый орган копию транспортного, товаросопроводительного или иного документа с отметкой российской таможни, которая и подтвердит ввоз товара на территорию РФ (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

Однако в законодательстве не уточняются нюансы проставления таких отметок, а также не указано, какой российский таможенный орган должен их проставлять.

ФНС полагает, что в инспекцию следует представить копии вышеуказанных документов с теми отметками российских налоговых органов, проставление которых предусмотрено нормами таможенного законодательства.

Налоговики подробнее остановились на следующих ситуациях (напомним, что речь идет об оказании услуг по перевозке товаров автотранспортом с территории иностранного государства-не члена ЕАЭС через территорию государства-члена ЕАЭС):

Как подтвердить обоснованность ставки НДС 0%, если в таможенном органе государства–члена ЕАЭС товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита

Таможенный орган проставляет в графе «I» декларации на товары и в транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп «Товар поступил», заполняет его и заверяет оттиском личной номерной печати.

Если в качестве декларации на товары используются транспортные, коммерческие документы, то вышеуказанные отметки проставляются на двух экземплярах таких документов с отметками о выпуске товаров, а также на описи документов, составляющих товарную декларацию.

Как подтвердить обоснованность ставки НДС 0%, если в таможенном органе государства–члена ЕАЭС товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Тогда, согласно ст. 134 ТК РФ, товары приобретают статус товаров ЕАЭС (за исключением условно выпущенных товаров, указанных в п. 1 ст. 126 Таможенного кодекса). В налоговые органы следует представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов без каких-либо отметок российских таможенных органов.

См. также:

  • Утвержден электронный формат документа о вывозе товаров для подтверждения ставки НДС 0%
  • Ошибка перехода на Раздельный учет НДС
  • Расчеты с таможней

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Перечень сырьевых товаров — в помощь экспортерам …
  2. Нулевая ставка НДС: «пойти в отказ» получится не у всех С 2018 года компании, экспортирующие товары, получили разрешение на отказ…
  3. Перечень услуг, облагаемых по ставке НДС 0%, пополнится с 01.10.2019 Федеральным законом от 06.06.2019 N 123-ФЗ пополнен список облагаемых по…
  4. Что думают налоговики о применении ставки НДС 0% по экспортным поставкам через комиссионера О нюансах применения нулевой ставки НДС в отношении поставок товаров…

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Какую ставку НДС использовать при международных перевозках организациями РФ

Нулевая ставка НДС при международных перевозках предусматривается для ряда услуг (полный перечень в п. 1 ст. 164 НК РФ), в том, числе:

  • услуг по международной перевозке товаров различным транспортом, при которых пункт назначения или отправления расположен за пределами РФ;
  • транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых россиийскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции. Их классификация — в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004, утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.

Если услуга не входит в перечень п. 1 ст. 164 НК РФ, то она облагается по полной ставке.

Важно! Если Вы желаете применять ставку 0%, указывайте верный предмет договора: транспортно-экспедиционные услуги или услуги по международной перевозке.

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019-2020 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Обложение НДС транспортно-экспедиторских услуг при международных перевозках


При международных перевозках сторонами договора транспортной экспедиции (заказчиком и исполнителем) могут быть как российские, так и иностранные компании.

Место государственной регистрации сторон такого договора влияет на налогообложение транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ). При этом ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных налоговых норм над российским налоговым законодательством.

Однако международные налоговые соглашения, заключенные между РФ и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, не регулируют обложение косвенными налогами, включая НДС. Следовательно, для целей НДС в данном случае должны применяться нормы НК РФ, учитывающие международные правила взимания НДС по принципу «страна назначения».

Налоговые взаимоотношения по НДС между участниками Таможенного союза (Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан) регулируются специально принятыми документами.

Место реализации ТЭУ

Объектом налогообложения признается реализация услуг (работ), местом осуществления которых является территория РФ [3, п. 1 ст. 146]. Если заказчиком либо исполнителем договора выступает иностранное юридическое лицо, то для целей обложения НДС должно быть установлено, является ли РФ местом реализации транспортно-экспедиторских услуг.

В случае если местом реализации услуг РФ не является, объект обложения НДС отсутствует.

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране, не являющейся членом Таможенного союза

Для определения места реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, должны применяться положения ст. 148 НК РФ (табл. 2).

Если одной из сторон договора является иностранное лицо, то ТЭУ признаются оказанными на территории РФ (т. е. облагаются НДС) в следующих случаях:

1) исполнителем услуг является российская сторона договора (для случаев организации международной перевозки товаров, помещенных под любую таможенную процедуру);

2) исполнителем услуг является иностранная организация, не зарегистрированная в РФ, и при этом оказываемые услуги связаны с перевозкой товаров между пунктами, расположенными на территории РФ.

Это означает, что у российской организации, приобретающей ТЭУ, возникает обязанность исполнять функции налогового агента по НДС за иностранное лицо, установленная ст. 161 НК РФ.

Пример 1

Российская организация ООО «ТрансСервис» оказывает ТЭУ немецкой компании по организации перевозки груза со склада в Москве до склада в Гамбурге. Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг является РФ, следовательно, услуги экспедитора облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 2

Российская оказывает ТЭУ китайской компании по организации перевозки товаров со склада в Шанхае (КНР) до склада в Астане (Казахстан) без завоза на таможенную территорию РФ. Так как в рассматриваемом случае ни пункт отправления, ни пункт назначения не находятся на территории РФ, то согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг РФ не является, следовательно, услуги экспедитора не облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 3

Российская экспортирует товары в Австрию (опасный груз). Согласно условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю на таможенном посту в Смоленской области. Доставка осуществляется специализированным автомобильным транспортом.

В процессе перевозки товары не подлежат перегрузке с одного транспортного средства на другое. Австрийский покупатель для организации перевозки предложил привлечь специализированную логистическую компанию — резидента Австрии.

Так как экспортным договором доставка товаров до Смоленской таможни возложена на российского экспортера, то ЗАО «Витаруз» заключило договор транспортной экспедиции с австрийской логистической компанией об организации перевозки опасного груза от склада в Москве до Смоленской таможни.

Далее по отдельному договору та же логистическая компания будет оказывать услуги по доставке груза, но уже австрийскому покупателю, получившему на Смоленской таможне право собственности на товар. Груз в пути перегружаться не будет.

В рассматриваемом случае ЗАО «Витаруз» приобретает ТЭУ у иностранной компании, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации экспедиторских услуг в данном случае будет РФ, так как организация перевозки товаров иностранным лицом осуществляется по договору с ЗАО «Витаруз» между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, их реализация облагается НДС. ЗАО «Витаруз» признается налоговым агентом согласно ст. 161 НК РФ и обязано уплатить в бюджет за иностранную компанию НДС.

Отдельно рассмотрим нормы подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, устанавливающие правила определения места реализации услуг экспедитора при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита.

На основании подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ можно сделать вывод, что местом реализации таких услуг является РФ только в случае, если согласно договору российский экспедитор оказывает услуги, связанные с международной перевозкой таких товаров, между пунктами от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ.

При буквальном толковании вышеуказанного подпункта для ситуаций оказания услуг российским экспедитором, когда по условиям договора он оказывает услуги заказчику на всем протяжении маршрута перевозки груза (из одного зарубежного государства в другое), а не от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, может быть сделан вывод, что для этого случая должны применяться правила подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. местом реализации услуг РФ не является.

Однако аудиторская практика показывает, что отдельные налогоплательщики применяют и иной вариант толкования норм НК РФ о месте реализации услуг, оказываемых на всем протяжении маршрута следования товаров, помещенных под таможенный режим транзита:

а) на маршруте, пролегающем по территории других государств, территория РФ не считается местом реализации ТЭУ (подп. 5 п.1.1 ст. 148 НК РФ), т. е. услуги по данной части маршрута не являются объектом обложения НДС;

б) на маршруте, проходящем по территории РФ, местом реализации ТЭУ считается РФ, и на данной части маршрута услуги облагаются НДС [3, подп. 4.2 п. 1 ст. 148].

Как видим, при толковании неоднозначных положений подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ могут быть сделаны разные выводы, требующие применения разных правил налогообложения операций. Для получения официального мнения в отношении толкования спорных положений заинтересованному налогоплательщику следует получить адресные разъяснения Минфина России [3, ст. 34.2].

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране – участнице Таможенного союза

При выполнении работ (оказании услуг) налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг) [2, ст. 2].

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5. п. 1 ст. 3].

О б р а т и т е в н и м а н и е: положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (от 11 дек. 2009 г.) распространяются только на те ситуации, когда сторонами договора транспортной экспедиции являются резиденты государств – участников Таможенного союза.

Следовательно, если ТЭУ оказываются российской организацией, а их заказчиком является белорусская или казахстанская организация, местом реализации таких услуг считается территория РФ, и услуги облагаются НДС в порядке, установленном НК РФ.

Если же исполнителем услуг является организация, зарегистрированная в Республике Беларусь (либо Республике Казахстан), а заказчиком – российская организация, то местом их реализации РФ признается только при перевозке товаров между двумя географическими пунктами, расположенными на территории РФ. В иных случаях местом реализации ТЭУ, оказанных белорусским или казахстанским исполнителем российскому заказчику, РФ не является.

Пример 4

Белорусская транспортная по договору с российским экспортером ОАО «Нафтадоб» оказывает ему услуги по организации перевозки оборудования из Тюмени (Россия) в Брест (Беларусь).

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5 п. 1 ст. 3] .

Так как услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, при этом маршрут товаров проходит не только по таможенной территории РФ, то местом реализации таких услуг РФ не признается [3, подп. 4.1 п. 1 ст. 148], и, значит, услуги не являются объектом обложения российским НДС.

Соответственно, у ОАО «Нафтадоб» отсутствуют обязанности налогового агента по уплате НДС за иностранное лицо [3, п. 1, 2 ст. 161].

Пример 5

Российская оказывает ТЭУ , резиденту Великобритании, по автоперевозке товаров по территории Республики Беларусь (от склада в Минске до склада в Витебске). Должна ли российская экспедиционная компания облагать свои услуги НДС?

Так как заказчиком по договору является резидент Великобритании, то для определения места реализации услуг следует применять положения НК РФ, а не законодательство стран Таможенного союза.

Исполнителем ТЭУ является российская компания, однако маршрут не проходит через территорию РФ (услуги оказываются между географическими пунктами на территории Республики Беларусь).

Следовательно, для определения места оказания услуг должен применяться подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, в соответствии с которым РФ таковым не является, и, значит, операции реализации услуг не облагаются НДС. В условиях договора цена услуг экспедитора должна быть согласована сторонами без включения в нее суммы НДС.

Автор: О.П. Глебова, директор по аудиторской деятельности ООО «Аудиторская консалтинговая компания “Юкон / эксперты и консультанты”»

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]