Операции не облагаемые НДС: услуги, товары и доход не подлежащие налогообложению

Главная — Статьи

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в зависимости от объекта налогообложения, а также иных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В ст. 146 НК РФ указано, что объектом налогообложения для налога на добавленную стоимость признаются следующие операции:

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

Стоит отметить, что понятие «строительно-монтажные работы для собственных нужд» в законодательстве отсутствует. Данное понятие упоминается лишь в Порядке заполнения формы N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденном Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 (далее — Порядок). В п. 19 раздела Порядка сказано, что к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации. К ним также относятся работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству. Таким образом, к строительно-монтажным работам относится стоимость таких работ, выполненных для собственного потребления хозяйственным способом. Исключением в данном случаю являются: — стоимость работ, выполняемых подрядными организациями; — стоимость работ, учитываемых в составе затрат на производство. Стоимость строительно-монтажных работ отражается в строке 07 формы N П-1. Если стоимость таких работ подпадает под вышеперечисленные ограничения, то, соответственно, они в строку 07 не вносятся.

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2021: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Подробнее об этих случаях можно узнать из публикации «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС — это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материале «Передача товаров между структурными подразделениями — не объект по НДС».

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

  • «Погашение займа отступным влечет уплату НДС»;
  • «Гасить заем отступным невыгодно для НДС»;
  • «Налоговики разрешат вычет НДС при получении отступного по займу».

Мнения судей разделились

Показательными, на наш взгляд, являются следующие судебные акты. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 N 09АП-7320/2012-АК. Судьи в данном Постановлении, встав на сторону плательщика НДС, пришли к выводу о том, что в нарушение положений ст. 88 НК РФ налоговым органом неправомерно истребованы у налогоплательщика документы, подтверждающие операции, не относящиеся к налоговым льготам. Обосновали они свое решение так. Налоговое законодательство, в том числе касающееся порядка исчисления НДС, различает такие понятия, как «объект налогообложения» и «операции, не подлежащие налогообложению». Под объектом налогообложения в налоговом законодательстве понимается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 56 НК РФ. Статьей 146 НК РФ, определяющей объект обложения НДС, установлено, что операции по реализации земельных участков (долей в них) не являются объектом налогообложения для всех плательщиков НДС. То есть преимущества каким-либо отдельным категориям налогоплательщиков пп. 6 п. 2 названной статьи в данном случае не предоставляются. Льготы по налогам могут применяться только к операциям, являющимся объектом налогообложения, тогда как операции по реализации земельных участков в силу пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ к таковым не относятся. Постановление ФАС ПО от 25.01.2012 N А65-9081/2011. ФАС ПО, рассматривая аналогичный спор, пришел к прямо противоположным выводам, указав при этом следующее. Главой 21 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде исключения некоторых операций из объекта обложения НДС. Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), должны отражаться в разд. 7 декларации по НДС. Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы. Из анализа нормы ст. 56 НК РФ следует, что льготы применяются в отношении как объектов, так и субъектов налогообложения, значит, операции, не облагаемые НДС, являются для плательщиков этого налога налоговой льготой. При указанных обстоятельствах судьи названного округа посчитали, что у налогового органа имелись все основания для применения в отношении налогоплательщика п. 6 ст. 88 и, соответственно, п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению автора, более весомыми являются доводы, приведенные в первом Постановлении. Поясним почему. Дело в том, что налоговые льготы всегда носят адресный характер и их установление находится в ведении законодателя. Исходя из определения, данного в ст. 56 НК РФ, можно выделить следующие квалифицирующие признаки налоговой льготы: — для ее применения налогоплательщику необходимо соблюсти установленный законом порядок (чтобы перейти тем самым в отдельную категорию налогоплательщиков). Например, для того чтобы в соответствии со ст. 149 НК РФ воспользоваться освобождением от обложения НДС при осуществлении некоторых видов деятельности, подпадающих под действие этой статьи, налогоплательщику необходимо наличие лицензии на осуществление этих видов деятельности; — субъект обложения может воспользоваться льготой только в отношении объекта обложения; — законом должна быть предусмотрена возможность отказа от применения налоговой льготы. Иными словами, использование налоговой льготы или отказ от нее в немалой степени зависит от волеизъявления самого плательщика НДС, чего нельзя сказать о преференциях, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ. Операции, поименованные в данном пункте, налогоплательщик не может учесть в облагаемой базе по НДС ни при каких условиях, и наличие (или отсутствие) его волеизъявления здесь роли не играет. Из этого следует, что необходимо разграничивать льготы от случаев, когда не возникает объекта налогообложения. Соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разд. 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Услуги в сфере образования

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при оказании услуг в сфере образования (проводит лекции, семинары и т. п.), если по итогам обучения она не проводит аттестацию и не выдает документы об образовании?

Льготой по НДС при оказании услуг в сфере образования могут пользоваться только некоммерческие организации (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому если образовательные услуги оказывает коммерческая организация, она обязана начислять НДС со всей их стоимости.

Некоммерческие организации освобождаются от налогообложения при реализации образовательных услуг в рамках указанных в лицензиях:

  • общеобразовательных программ;
  • профессиональных (основных и (или) дополнительных) образовательных программ;
  • программ профессиональной подготовки или воспитательного процесса.

Полный перечень услуг по реализации образовательных программ приведен в приложении к положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.

Кроме того, НДС не облагается реализация дополнительных образовательных услуг, которые по уровню и направленности соответствуют программам, указанным в лицензии.

Если организация, имеющая лицензию на образовательную деятельность, в рамках этой деятельности проводит разовые занятия в форме лекций, семинаров, стажировок, то эти дополнительные образовательные услуги также не облагаются НДС.

Аналогичные разъяснения содержит письмо Минфина России от 28 апреля 2012 г. № 03-07-07/47.

Налоговый кодекс РФ (глава 21 Налог на добавленную стоимость)

◄ Предыдущая
143 145 145.1 146 147 148 149 150 151 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 162.1 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 174.1 176 176.1 177Следующая ►

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 «N 166-ФЗ», от 06.08.2001 «N 110-ФЗ»)

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. (в ред. Федерального «закона» от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения: (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) операции, указанные в «пункте 3 статьи 39» настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; (в ред. Федерального «закона» от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

6) операции по реализации земельных участков (долей в них); (пп. 6 введен Федеральным «законом» от 20.08.2004 N 109-ФЗ)

7) передача имущественных прав организации ее «правопреемнику» (правопреемникам); (пп. 7 введен Федеральным «законом» от 22.07.2005 N 118-ФЗ)

8) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным «законом» «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; (пп. 8 введен Федеральным «законом» от 30.12.2006 N 276-ФЗ)

9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со «статьей 3» Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со «статьей 3» Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; (пп. 9 введен Федеральным «законом» от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования; (пп. 10 введен Федеральным «законом» от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным «законом» от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным «законом» от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (пп. 12 введен Федеральным «законом» от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

◄ Предыдущая 143 145 145.1 146 147 148 149 150 151 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 162.1 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 174.1 176 176.1 177Следующая ►

Раздел 7 декларации по НДС: как заполнить, что учесть?

1. Не для кого не секрет, что налоговые органы при проведении камеральной проверки сравнивают налоговую базу по НДС и налогу на прибыль. И довольно часто данные суммы не сходятся. Как правило, причиной расхождения являются внереализационные доходы, которые не облагаются НДС. В связи с эти возникает вопрос: нужно ли их отражать в Разделе 7 декларации по НДС? Например, нужно ли отражать в декларации по НДС:

  • проценты по депозиту
  • проценты, начисленные банком на остаток денежных средств по счету
  • курсовые разницы
  • штрафы по хозяйственным договорам
  • списанную по истечение срока исковой давности кредиторскую задолженность

Мероприятия
НДФЛ и страховые взносы: новые правила с 1 января 2021 года

11 февраля 2021 в 14:00

Для начала, давайте разберемся, кто должен заполнить Раздел 7 декларации по НДС? Порядок заполнения раздела 7 декларации по НДС приведен в разделе XII Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected] (далее — Порядок заполнения декларации). И в нем есть ответ на наш вопрос.

В графе 1 Раздела 7 Декларации по НДС необходимо указать код операции из Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации, а в графе 2 по каждому коду операции — стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) и приведен перечень случаев, при которых эту графу нужно заполнить (п.44.3 Порядка заполнения декларации). Из этого следует, что раздел 7 должны заполнить только те налогоплательщики и налоговые агенты по НДС, которые в прошедшем квартале осуществили:

  • операции по реализации, не облагаемы НДС (освобождаемые от НДС) в соответствии со ст.149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечисленные в п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии со ст. ст. 147, 148 НК РФ.

Также должны заполнить Раздел 7 налогоплательщики, получившие суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. Для этого есть специальная строка 010.

Обратите внимание, в Порядке заполнения декларации приведен закрытый перечень операций, которые должны быть отражены в Разделе 7. Все внереализационные доходы, указанные в вопросе (курсовые разницы, штрафы по хозяйственным договорам, списанная кредиторская задолженность, процентный доход по депозиту, проценты, начисленные банком на остаток денежных средств по счету) к данным операциям не относятся.

При получении таких доходов отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг) (п.1 ст.39 НК РФ), т.е. налогоплательщик не реализует товары, не выполняет работы и не оказывает услуги.

А значит на основании п.1 ст.146 НК РФ нет объекта обложения НДС. Кроме того, для отражения операций, не являющихся объектом обложения НДС именно в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ не предусмотрены коды, которые указывают в графе 1 Раздела 7 (пункты 44.2 — 44.5 Порядка), что еще раз подтверждает, что «необъекты» по п.1 ст.146 НК РФ (отсутствие реализации) в разделе 7 декларации не отражаются.

Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в вопросе, отражать в Разделе 7 декларации по НДС не нужно.

Задайте свой вопрос эксперту

по Вашей ситуации и получите персональную консультацию

Задать вопрос

Задать вопрос

2. Наша организация выдала заем своему работнику под проценты. Нужно ли заполнять Раздел 7 декларации, и если нужно, то какой код указать в графе 1?

Операции по предоставлению займа в денежной форме, включая проценты по ним освобождаются от НДС в соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Соответственно такие необлагаемые операции должны быть включены в Раздел 7 декларации по НДС(пункты 44.2 — 44.5 Порядка заполнения декларации).

Но в разделе 7 декларации нужно отразить только сумму процентов, начисленных за квартал, а сумма предоставленного займа не отражается (Письмо ФНС РФ от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7896). Данные о сумме начисленных процентов указывают в графе 2 Раздела 7(п.44.3 Порядка заполнения декларации). При этом в графе 1 указывается код 1010292 (п. 44.2 Порядка заполнения декларации).

3. А нужно ли заполнить Разделе 7 при начислении купонного дохода по облигациям?

Начисленные проценты по облигациям Минфин РФ квалифицирует в качестве процентов по займу (Письмо Минфина России от 03.02.2016 N 03-07-11/5310). Свою позицию он обосновал тем, что в соответствии со ст. 816 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Поэтому начисленный купонный доход следует отразить в разделе 7 декларации по НДС так же как и начисленные проценты по выданным займам, указав в графе 1 код операции 1010292.

4. Как заполнить графы 1 и 2 Раздела 7 декларации по НДС при раздаче товаров в рекламных целях, не облагаемых НДС?

Действительно, передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей не облагаются НДС в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. При заполнении раздела 7 декларации по НДС в графе 1 следует указать код операции 1010275, а в графе 2 — стоимость отгруженных товаров (работ, услуг).

Учитывая, что товары в рекламных целях раздаются без взимания оплаты, в графе 2 следует указать рыночную стоимость розданных рекламных товаров, а при невозможности ее определения — стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу (это и будет рыночная цена).

Такие выводы можно сделать из разъяснений Минфина РФ (Письма Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46167, от 27.04.2010 N 03-07-07/17, от 26.10.2016 N 03-07-11/62251).

Получите персональную консультацию

Получите персональную консультацию по вопросу заполнения 7 раздела декларации по НДС

Задать вопрос

Задать вопрос

5. Наша организация является производителем товаров и сама осуществляет их гарантийный ремонт. Как заполнить графу 2 Раздела 7 декларации, если плата за гарантийный ремонт не взимается?

Услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, освобождены от обложения НДС (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому в графе 1 Раздела 7 декларации следует указать код 1010244.

В графе 2 раздела 7 декларации по НДС, как уже говорилось, отражается стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению. Но что считать стоимостью реализованных услуг (работ) в случае выполнения гарантийного ремонта

Порядок заполнения декларации не уточняет. Учитывая, что услуги по гарантийному ремонту оказываются собственными силами (т.е. выручка от реализации отсутствует) и без дополнительной оплаты (т.е. стоимость гарантийного ремонта для покупателя равна нулю), считаем, что в данной графе следует указать цифру ноль. К сожалению, разъяснений Минфина и ФНС России по данному вопросу нет, автор можем выразить лишь экспертную точку зрения.

6. Как заполнить графы 3 и 4 Раздела 7 декларации по НДС, что в них указывать?

В графе 3 по каждому коду операции, отражается стоимость товаров (работ, услуг), при приобретении которых продавец не предъявил НДС (п. 44.4 Порядка заполнения декларации):

Например:

При реализации ценных бумаг, в графе 3 может быть отражена стоимость приобретения ценных бумаг (такая операция НДС не облагается), а при раздаче товаров в рекламных целях, в случае, если такая операция освобождена от НДС в графе 3 можно указать стоимость рекламных сувениров, приобретенных у организации, применяющей УСН.

В графе 4 по каждому коду операции, отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, которые не подлежат вычету в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 170 НК РФ (п.44.5 Порядка заполнения декларации).

Т.е. в этой графе нужно отразить суммы НДС, не принятые к вычету при осуществлении раздельного учета.

Обратите внимание, что с 1 января 2021 года «правило 5%», позволяющее не вести раздельный учет и принимать к вычету всю сумму НДС официально изменилось (п.4 ст.170 НК РФ). НДС, относящийся исключительно к необлагаемым операциям к вычету принять нельзя, не зависимо от доли расходов на необлагаемые операции. Если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышают 5%, то налогоплательщик вправе принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, т.е. НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным одновременно для облагаемых и для необлагаемых операций.

Иными словами, при применении «правила 5%» у налогоплательщика нет необходимости распределять входной НДС в пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями (такой НДС можно принять к вычету). При этом необходимо вести раздельный учет НДС, относящегося исключительно к облагаемым операциям (его принимаю к вычету) и исключительно к необлагаемым операциям (его включают в стоимость приобретений) (п.4 ст.170 НК РФ).

Заметим, что аналогичные разъяснения давала ФНС РФ еще в 2017 году с учетом Определения ВС РФ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, Письмо ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/[email protected]).

Соответственно, при проверке Раздела 7 декларации по НДС налоговые органы будут уделять особое внимание графам 3 и 4. Отсутствие сумм НДС, не принятых к вычету в графе 4 и одновременное отсутствие стоимости «безНДСных» приобретений в графе 3 позволит налоговым органам сделать вывод об отсутствии у налогоплательщика раздельного учета входного НДС.

Конечно, если по операциям, указанным в Разделе 7 могут быть какие-то расходы. Например, если налогоплательщик отражает в Разделе 7 декларации по НДС проценты по выданным займам, то скорее всего отразить в графе 4 и 3 ему будет нечего (расходов по займу, так же как и предъявленного НДС по таким расходам как правило нет).

Обращайтесь за помощью

Будем рады оказать Вам полноценную консультационную поддержку по вопросам налогообложения и налогового права, ведения бухгалтерского учета, трудового законодательства

Задать вопрос

Задать вопрос

7. Какая ответственность предусмотрена за ошибки при заполнении Раздела 7 декларации и за отсутствие этого раздела в составе декларации по НДС?

Налоговой ответственности за неправильное заполнение Раздела 7 декларации по НДС нет, поскольку такая ошибка не приводит к занижению суммы налога. Более того, формально у налогоплательщика нет обязанности представлять уточненную декларацию по НДС из-за ошибок в этом разделе (п.1 ст.81 НК РФ).

Правда не исключено, что налоговые органы могут привлечь должностных лиц налогоплательщика к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и (или) представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. В этом случае в соответствии со ст.15.6 КоАП штраф для должностного лица составит от 300 до 500 руб. (Письмо ФНС России от 18.12.2012 N АС-4-2/21574, Письмо УФНС по г. Москве от 29.02.2016 N 24-15/019268).

Соответственно, если налогоплательщик забыл включить Раздела 7 в декларацию по НДС, должностным лицам налогоплательщика также может грозить штраф по ст.15.6 КоАП (300-500 руб.). При этом по мнению УФНС по г. Москве за представление декларации по НДС не в полном объеме (без Раздела 7) налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый неподанный документ (Раздел 7) (см. Письмо УФНС по г. Москве от 29.02.2016 N 24-15/019268).

Если у Вас остались вопросы, эксперты готовы прийти на помощь.

Остались вопросы? Задайте их нам!

по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.

Задать вопрос

Задать вопрос

Статья 146. Объект налогообложения

1. Анализ правил п. 1 ст. 146 показывает, что:

1) НК гораздо четче определяет объект НДС, чем это делалось в нормах:

— ст. 1 Закона об НДС (о том, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью производимых товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения);

— ст. 3 Закона об НДС (о том, что объектами НДС являются обороты по реализации на территорий РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, и также товаров, ввозимых на территорию РФ с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством РФ);

2) в ст. 146 НК преодолены эти внутренние противоречия между двумя (разными по существу) определениями НДС (которые содержали ст. 1, 3 Закона об НДС). Кроме того, в ст. 146 дается гораздо более полная и развернутая характеристика объекта НДС, она учитывает фактическое содержание данного налога и практику последних лет по его исчислению и уплате;

3) они в полной мере соответствуют положениям п. 1 ст. 38 НК о том, что объектами налогообложения являются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (работ, услуг) имущества, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах (в данном случае законодательство об НДС) связывает возникновение обязанности по уплате налога;

4) в соответствии с ними объектами НДС признаются следующие операции (а не обороты, не товары, не работы, не услуги сами по себе):

а) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом нужно учесть, что:

— реализацией товаров (работ, услуг) признаются передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товаров (работ, услуг) права собственности на товары, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК). Статья 146 существенно дополняет упомянутое правило: к реализации (для целей НДС) приравнивается также передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. С другой стороны, не признаются реализацией товаров (работ, услуг):

— осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

— передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов;

— передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

— передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

— передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

— изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 39 НК).

Кроме того, не признаются реализацией товаров (работ, услуг) операции, прямо указанные в п. 2 ст. 146 (см. ниже);

— речь идет также о реализации предметов залога. Ими могут быть всякое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, нераздельно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (ст. 336 ГК). Реализация предмета залога производится путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном законодательством (если законом не установлен иной порядок). При этом необходимо руководствоваться правилами ст. 350 ГК в том, что:

— по просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом этого имущества, и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки;

— начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях. Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену;

— при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли — продажи. При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10 процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах. Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается;

— если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право при отсутствии иного указания в законе или договоре получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге;

— если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница возвращается залогодателю. Должник и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе в любое время до продажи предмета залога прекратить обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство или ту его часть, исполнение которой просрочено. Соглашение, ограничивающее это право, ничтожно (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н., Постатейный комментарий к части 1 ГК РФ (изд. 2). М., 2000. С. 572 — 575);

— в п. 1 ст. 146 имеется в виду также передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению (оно должно иметь письменную форму, с учетом норм ст. 158 — 162 ГК);

— об отступном. Напомним, что по соглашению об отступном, стороны могут прекратить обязательство предоставлением взамен исполнения какого-то имущества (либо уплаты долга). Размер, сроки, порядок предоставления отступного устанавливаются самими сторонами (ст. 409 ГК);

— о новации. Нужно иметь в виду, что обязательство может быть прекращено соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (это и есть новация). Новация не допускается в исполнении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным соглашением, если иное не предусмотрено соглашениями сторон (ст. 414 ГК). См. об этом подробнее в указанной книге Гуева А.Н. С. 657, 658, 661, 663;

б) передача на территории РФ товаров, а равно выполнение работ или оказание услуг, для собственных нужд. При этом нужно обратить внимание на то, что:

— о том, когда такая передача происходит на территории РФ (и о том, что считается «территорией РФ»), см. комментарий к ст. 147.

Объект налогообложения НДС возникает лишь тогда, когда расходы понесла сама организация (т.е. она сама, не прибегая к содействию третьих лиц, проводила какие-то работы, мероприятия и при этом понесла расходы). Если же организация привлекла к работам третьих лиц, то объект налогообложения НДС отсутствует, хотя затраты налицо.

— в ст. 146 мы встречаем существенное изъятие из общих правил ст. 39 НК (они основаны на том, что реализация товаров (работ, услуг) предполагает переход права собственности на товар, передачу результатов работ, услуг другому лицу): даже когда перехода права собственности на товар (передачи результатов работ другому лицу, оказания услуг другому лицу) нет — налицо тем не менее объект НДС. Возникает вопрос, нет ли противоречия между статьями 39, 146 НК? Есть, конечно. Законодатель это учел и поэтому в подпунктах 1 и 2 ст. 146 использует специальные термины (вместо понятия «реализация» товаров (работ, услуг) применяются словосочетания «передача товаров для собственных нужд», «выполнение работ для собственных нужд», «оказание услуг для собственных нужд»). Налицо также существенные изъятия из норм действующего гражданского законодательства, в связи с этим нужно помнить правила ст. 2 ГК и ст. 2, 11 НК (о том, что в случае расхождения между нормами ГК и НК приоритет для целей налогообложения имеют последние (см. также комментарий к п. 1 ст. 159 НК). Речь идет только о передаче таких товаров (работ, услуг), расходы на которые не принимаются (в т.ч. через амортизационные отчисления) к налоговым вычетам при исчислении налога на доходы организаций (в настоящее время нужно исходить из Положения N 552, см. об этом комментарий к ст. 170 НК);

в) выполнение строительно — монтажных работ для собственного потребления. Если оно имеет место, то налоговая база НДС определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК). При этом НДС исчисляется с учетом правил ст. 167 НК (о дате передачи результата строительно — монтажных работ см. комментарий к ст. 167);

г) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. При этом нужно учесть, что в п. 1 ст. 146 речь идет только о ввозе товаров (но не результатов работ, оказанных работ), а таможенная территория РФ, упомянутая в ст. 146, определяется по правилам ст. 3 ТК. Она устанавливает, что:

— таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела;

— на территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации за исключением случаев, определяемых ТК и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу;

— пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации;

— под ввозом товаров (упомянутым в ст. 146) на таможенную территорию РФ следует понимать любые действия по фактическому перемещению через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств из-за рубежа, а равно ввоз с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ (ст. 18 ТК).

Объектом НДС как раз является операция по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

2. Пункт 2 ст. 146 НК императивно устанавливает, что для целей НДС не признаются реализацией товаров (работ, услуг) (не нужно это путать со случаями передачи товаров, результатов работ, оказания услуг, упомянутых в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 146, см. об этом выше):

1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК (см. о них выше);

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, клубов и т.п. объектов социально — культурного назначения, а также дорог, электросетей и иных объектов, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 146 (т.е., например, по договору дарения, в порядке пожертвования, ст. 572 — 582 ГК). См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н., Постатейный комментарий к части 2 ГК РФ (изд. 3), М., Инфра-М, 2000. С. 161 — 176):

— либо самим госорганам и органам местного самоуправления. При этом к госорганам относятся представительные (законодательные) органы государственной власти самой РФ и ее субъектов (например, Государственная Дума РФ, Московская городская Дума), федеральные органы исполнительной власти (например, Министерство юстиции РФ) или исполнительные органы власти субъектов РФ (например, администрация Тамбовской области), органы суда, прокуратуры. К органам местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы, созданные в муниципальных образованиях (например, городские собрания, горсовет, исполком, администрация района и др.);

— либо (по указанию госорганов и органов местного самоуправления) специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению). Налицо существенное противоречие между нормами ст. 146 НК и ст. 575 ГК (запрещающих дарение в отношениях между коммерческими организациями). В связи с этим в той мере, в какой индивидуальные предприниматели или коммерческие организации должны передать безвозмездно объекты, упомянутые в подп. 2 п. 2 ст. 146 другим коммерческим организациям (хотя бы и по указаниям госорганов и органов местного самоуправления) — налицо недействительная сделка (дело в том, что в данном случае приоритет имеют не нормы ст. 146 НК, а нормы ст. 575 ГК. Это вытекает из ст. 2 ГК).

Говорить в этой ситуации об объекте НДС — оснований нет.

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Систематический анализ ст. 146 НК и ст. 16 Закона о приватизации показывает, что передача государственного и муниципального имущества, приватизированного другим способом (например, при продаже на аукционе, в ходе коммерческого конкурса с инвестиционными и (или) социальными условиями), а не в порядке выкупа арендованного государственного или муниципального имущества, — является объектом НДС, иной вывод противоречил бы буквальному тексту подпункта 3 п. 2 ст. 146;

4) выполнение работ (оказание услуг) госорганами и органами местного самоуправления, если это вытекает из возложенных на них законодательством функций. Однако если госорганы и органы местного самоуправления оказывают услуги, выполняют работы за рамками возложенных на них функций — то налицо объект НДС (если такая услуга возмездная);

5) передача на безвозмездной основе (например, при пожертвовании) объектов основных средств. При этом нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств. К упомянутым в ст. 146 основным средствам как совокупности материально — вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией — арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

— линейный способ;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

По основным средствам бюджетных организаций, основным средствам, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п. объектам), продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) амортизация не начисляется.

Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации — по первоначальной стоимости.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета документально подтвержденных рыночных цен с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях — в составе малоценных предметов и других ценностей:

— предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

— предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера (для бюджетных организаций — 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.

Руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости (для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте) на следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:

— орудия лова, (тралы, неводы, сети, мережи и др.); специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа); сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.);

— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности;

— форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам организации; одежда и обувь в организациях здравоохранения, просвещения и других, состоящих на бюджете;

— временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на затраты строительных работ в составе накладных расходов;

— предметы, предназначенные для сдачи в аренду по договору проката;

— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;

— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;

— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т.д. (п. 46 — 49 Положения о бух.).

В подпункте 5 п. 2 ст. 146 речь идет как о передаче основных средств непосредственно госорганам (органам местного самоуправления), так и бюджетным учреждениям (т.е. организации, созданные госорганами, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета Государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Кроме того, бюджетными учреждениями признаются организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального унитарного предприятия, ст. 161 БК), а также и о передаче на безвозмездной основе основных средств государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Между тем безвозмездная передача основных средств последним (если передает коммерческая организация) не допускается правилами ст. 575 ГК (см. об этом выше). Дело в том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия суть коммерческие организации. Налицо опять противоречие между ст. 146 НК и ст. 575 ГК, приоритет имеют последние (ст. 2 ГК), поэтому говорить об объекте НДС оснований нет, ибо такая передача — сделка недействительная.

3. Завершая комментарий к ст. 146, обращаем внимание на ряд частных, но имеющих важное значение обстоятельств:

а) в подпункте 2 п. 1 ст. 146 имеются в виду случаи передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд, если при этом расходы (на передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги) не принимаются к вычету при:

— исчислении налога на доходы организаций. В связи с этим нужно помнить правила ст. 28 Закона 118 о том, что ссылка на положения главы о налоге на доходы организаций приравнивается к ссылкам на положения действующего Закона о налоге на прибыль. Впредь до принятия федерального закона, определяющего состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), включаемых в себестоимость и формирование фактических результатов, необходимо руководствоваться Положением N 552;

— осуществлении амортизационных отчислений (последние, впредь до принятия специального федерального закона, осуществляются в соответствии с действующими нормами амортизации).

б) при применении правил подпункта 4 п. 1 ст. 146 нужно помнить, что в соответствии со ст. 2 Закона N 118 продолжают действовать положения п. 1 ст. 5 Закона об НДС (в части освобождения от НДС ввозимых на территорию РФ сырья, материалов, оборудования, закупаемых предприятиями народных художественных промыслов (см. об этом также комментарий к ст. 149 НК).

О судебной практике по этому вопросу см.: БВС, 2000, N 9. С. 1, 2.

От общего к частному

Общие правила, приведенные выше, в полной мере справедливы и в отношении камеральной проверки декларации по НДС. Вот только ситуацию с подтверждением правомерности использования льгот по НДС, пожалуй, нельзя признать простой и однозначной. Дело в том, что гл. 21 НК РФ предусмотрено предоставление плательщикам НДС преференций в виде: — исключения ряда операций из числа объектов обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ); — освобождения некоторых операций от налогообложения (ст. 149 НК РФ).

Примечание. Специальная норма предусмотрена лишь для случая, когда в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению. В этом случае камеральная налоговая проверка проводится не только на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, в соответствии со ст. 172 НК РФ подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).

При этом ни одна из указанных преференций прямо налоговой льготой не поименована. Вместе с тем все вышеперечисленные операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В связи с этим при камеральных проверках инспекторы истребуют документы, подтверждающие право плательщиков НДС на освобождение от налогообложения по всем без исключения операциям, отраженным в этом разделе, квалифицируя их в качестве налоговой льготы. Между тем не все плательщики НДС беспрекословно выполняют данное требование контролеров, поскольку не считают операции, поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ, налоговой льготой. Заметим, арбитражная практика свидетельствует о том, что это невыполнение требований контролеров зачастую вполне оправданно. Единый подход при разрешении подобных споров, возникающих вокруг операций, поименованных в упомянутом пункте, судами не выработан — в судебных актах по данному вопросу можно встретить различные варианты толкования одних и тех же положений налогового законодательства.

Необлагаемые объекты

Не признаются облагаемыми НДС операции:

  • Связанные с обращением валюты, кроме случаев с нумизматикой;
  • Передача имущества организации ОС, НМА правопреемнику, вызванная реорганизацией;
  • Передача имущества бюджетным или общественным, некоммерческим организациям для деятельности, кроме предпринимательской;
  • Передача имущества инвестиционного характера, вклады в УК для ООО и другое, паевые взносы и так далее;
  • Передача имущества, имущественных прав по концессии;
  • Возврат имущества в пределах взноса в УК при ликвидации организации или выходе участника из состава товарищества;
  • Передача жилых помещений физлицам для приватизации в государственном и муниципальном жилом фонде;
  • Безвозмездная передача жилых домов и иных помещений социально-культурного и жилищно-хозяйственного назначения, а также сооружений, дороги, электросети, газовые сооружения и так далее, государственным и муниципальным органам;
  • Безвозмездная передача объектов ОС органам государственной и муниципальной власти;
  • Продажа земельных участков и долей в них;
  • Передача имущественных прав организации правопреемникам;
  • Услуги по передаче в бесплатное пользование органам государственной и муниципальной власти имущества, не закрепленного за органом государственной и муниципальной власти;

Пример операции с не облагаемыми НДС объектами

ООО «РФСО» реализует земельный участок ООО «Земельные наделы». Участок учтен в составе ОС, кадастровая стоимость участка — 850 000 руб. Сумма выручки — 14 000 000 руб. Переход права собственности происходит в момент продажи.

Бухгалтер «РФСО» отражает эту операцию, не признаваемую объектом налогообложения НДС проводками:

ДтКтОписание операцииСумма в руб.Документ
91.201Списана себестоимость участка850 000Бухгалтерская справка
62.191.1Отражена выручка от продажи14 000 000Акт реализации
9199Отражена прибыль от продажи (14 000 000 — 850 000)1 315 000Бухгалтерская справка

Покупатель ООО «Земельные наделы» приобретает участок не в качестве внеоборотного актива, а для последующей перепродажи. Проводки у покупателя:

ДтКтОписание операцииСумма в руб.Документ
4160Земельный участок принят к учету как товар14 000 000Накладная, акт
6051Отражена оплата продавцу14 000 000Выписка банка
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]