Новости аграрного рынка и сельского хозяйства → НДС для фермеров: новый налог и удорожание кредитов

Астрал

11 сентября 2021 9426


Налоги

Кто такой сельхозпроизводитель?

На всякий случай напомним: ЕСХН могут применять те организации и ИП, которыми либо производится сельхозпродукция, либо оказываются услуги сельхозпроизводителям в области животноводства и растениеводства. Это может быть не само сельское хозяйство, а деятельность, напрямую с ним связанная – например, работа с ландшафтом (пересадка деревьев и прочее).

Причём просто заниматься сельским хозяйством недостаточно – важно, чтобы более 70% выручки составлял доход от производства и реализации именно сельхозпродукции (или связанных с её производством услуг).

Применяя этот спецрежим, производитель также может уменьшать налог на сумму сельскохозяйственных расходов. К ним относятся, например, расходы на приобретение семян, рассады, кормов, ветеринарных лекарств. В этой статье мы не будем перечислять полный список таких расходов, с ним вы можете ознакомиться в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Почему сельхозпроизводитель стал плательщиком НДС?

Необходимость реформы ЕСХН обсуждалась давно. Проблема поднималась следующая: предприниматели в сфере сельского хозяйства, облагаемые ЕСХН, «выпадали» из системы исчисления и вычета налога на добавленную стоимость и по факту не были её полноценными участниками. Закономерное следствие – потеря покупателей, а значит, и ухудшение конкурентоспособности.

Всё это следует из Письма Минфина России от 24 января 2021 года № 03-07-14/3564. Ознакомиться с ним можно здесь.

Реализация сельхозпродукции, закупленной у населения

Если организация реализует сельскохозяйственную продукцию или продукты ее переработки, закупленные у населения, налоговую базу по НДС определяйте как разницу между рыночной ценой и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ).
При этом должны быть выполнены два условия:

1. Сельскохозяйственная продукция или продукты ее переработки должны быть закуплены у граждан, не являющихся предпринимателями (письмо Минфина России от 7 декабря 2006 г. № 03-04-11/234).

2. Сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки должны быть включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

Если оба условия выполнены, то НДС при продаже сельхозпродукции рассчитайте так.

Если реализуемая сельхозпродукция облагается НДС по ставке 18 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 18/118

Если реализуемая сельхозпродукция облагается НДС по ставке 10 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 10/110

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 154 и пункте 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, НДС начисляйте в обычном порядке – исходя из полной цены продажи (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения

ООО «Торговая » торгует в розницу продуктами питания. Магазин купил у гражданина, не являющегося предпринимателем, картофель для дальнейшей перепродажи. Покупная стоимость картофеля – 100 000 руб. Магазин учитывает товары по покупным ценам.

Бухгалтер отразил поступление картофеля так:

Дебет 41 Кредит 76 – 100 000 руб. – оприходован картофель, закупленный у гражданина;

Дебет 76 Кредит 50 – 100 000 руб. – выплачены деньги гражданину.

Выручка от продажи картофеля составила 155 000 руб. Картофель указан в перечне сельскохозяйственной продукции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383. При реализации картофеля применяется ставка НДС 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС, начисленная с продажной стоимости картофеля, равна: (155 000 руб. – 100 000 руб.) × 10/110 = 5000 руб.

Реализацию картофеля покупателям бухгалтер «Гермеса» отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 – 155 000 руб. – получена в кассу выручка от покупателей за реализованный картофель;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 5000 руб. – начислен НДС по реализованному картофелю;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 100 000 руб. – списана себестоимость реализованного картофеля.

Если организация закупает продукты одновременно и у предприятий, и у населения, то для правильного определения налоговой базы по НДС нужно организовать раздельный учет закупаемых продуктов. Это можно сделать, открыв к счетам 41 «Товары» и 90 «Продажи» дополнительные субсчета, на которых будет отдельно отражаться стоимость товаров, приобретенных у граждан и у организаций.

Пример раздельного учета сельхозпродукции, закупленной у граждан и у организаций, для определения налоговой базы по НДС

ООО «Торговая » оприходовала 100 кг пчелиного меда, из которых 50 кг было куплено у гражданина (не предпринимателя) по цене 50 руб. за килограмм. Остальные 50 кг меда организация получила от оптовой организации по цене 59 руб. за килограмм (в т. ч. НДС (18%) – 9 руб.). Учет товаров в магазине ведется в покупных ценах.

«Гермес» закупает продукты одновременно у оптовой организации и у граждан. Поэтому бухгалтер «Гермеса» организовал раздельный учет закупаемых товаров.

К счету 41 были открыты субсчета:

  • «Сельхозпродукция, закупленная у организаций»;
  • «Сельхозпродукция, закупленная у населения».

К счету 90:

  • «Продажа товаров, закупленных у организаций»;
  • «Продажа сельхозпродукции, закупленной у населения»;
  • «Себестоимость товаров, закупленных у организаций»;
  • «Себестоимость сельхозпродукции, закупленной у населения».

Поступление меда бухгалтер организации отразил так:

Дебет 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у организаций» Кредит 60 – 2500 руб. (50 кг × (59 руб./кг – 9 руб./кг)) – оприходован мед, полученный от оптовой организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 450 руб. (50 кг × 9 руб./кг) – учтен входной НДС по приобретенному меду;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 450 руб. – принят к вычету НДС на основании счета-фактуры продавца;

Дебет 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у населения» Кредит 76 – 2500 руб. (50 кг × 50 руб./кг) – оприходован мед, полученный от гражданина;

Дебет 60 Кредит 51 – 2950 руб. (50 кг × 59 руб./кг) – перечислена оплата оптовой организации;

Дебет 76 Кредит 50 – 2500 руб. – выплачены деньги гражданину.

Весь мед был продан в розницу по цене 68 руб. за килограмм. Пчелиный мед включен в перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383. При реализации меда применяется ставка НДС 18 процентов.

Реализацию меда бухгалтер отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 субсчет «Продажа товаров, закупленных у организаций» – 3400 руб. (50 кг × 68 руб./кг) – отражена выручка от реализации меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 519 руб. (3400 руб. × 18/118) – начислен НДС с выручки от реализации меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 90-2 субсчет «Себестоимость товаров, закупленных у организаций» Кредит 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у организаций» – 2500 руб. – списана себестоимость реализованного меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 50 Кредит 90-1 субсчет «Продажа сельхозпродукции, закупленной у населения» – 3400 руб. (50 кг × 68 руб./кг) – отражена выручка от реализации меда, приобретенного у гражданина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 137 руб. ((3400 руб. – 2500 руб.) × 18/118) – начислен НДС с разницы между ценой реализации и ценой приобретения меда, закупленного у гражданина;

Дебет 90-2 субсчет «Себестоимость сельхозпродукции, закупленной у населения» Кредит 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у населения» – 2500 руб. – списана себестоимость реализованного меда, приобретенного у гражданина.

Ситуация: можно ли рассчитать НДС с межценовой разницы? Организация закупает у населения сельхозпродукцию и производит из нее продукты питания, которые затем реализует.

Нет, нельзя.

По мнению Минфина России, положения пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ распространяются только на организации, которые перепродают приобретенную у населения сельхозпродукцию (продукты ее первичной переработки) в неизменном виде. Перечень такой сельхозпродукции утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

При этом если организация реализует сельхозпродукцию, первично переработанную гражданами, то льготным порядком налогообложения она вправе воспользоваться только в том случае, если в перечне поименованы не только конкретные виды сельхозпродукции (например, чайный лист или папоротник), но и возможные результаты ее первичной переработки (например, полуфабрикаты кожевенные или продукция переработки кожевенного сырья). Если организация покупает у населения упомянутую в перечне сельхозпродукцию (продукты ее первичной переработки), затем дополнительно перерабатывает ее и после этого реализует готовую продукцию (например, колбасные изделия или мясные полуфабрикаты), то она не вправе воспользоваться льготной нормой. Эта организация должна начислить НДС со всей суммы выручки (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 января 2005 г. № 03-04-04/01, от 27 апреля 2002 г. № 04-03-11/17. Данную точку зрения поддерживают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 8 октября 2008 г. № А36-528/2008).

Cовет: есть аргументы, которые позволяют организациям рассчитывать НДС с межценовой разницы при реализации продуктов переработки сельхозпродукции, закупленной у населения. Они заключаются в следующем.

Условием для определения налоговой базы по пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ является закупка сельхозпродукции у граждан, не являющихся плательщиками НДС. Поэтому установленный этим пунктом порядок расчета налоговой базы по НДС применим как при реализации самой сельскохозяйственной продукции, так и при реализации результатов ее переработки. Таким образом, организация, которая реализует товары, изготовленные из закупленной у граждан сельхозпродукции (продуктов ее первичной переработки), вправе начислять НДС с разницы между выручкой и расходами на приобретение сельхозпродукции.

Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2007 г. № А65-3704/2006, Северо-Кавказского округа от 16 января 2007 г. № Ф08-6441/2006, Центрального округа от 9 февраля 2004 г. № А48-2429/03-13).

Кроме того, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2004 г. № А55-4479/2004-31, от 12 октября 2004 г. № А12-5452/04-С25 сделан особый акцент на неясность правовой нормы, содержащейся в пункте 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ. По мнению судей, из содержания этого пункта не следует, что установленный в нем порядок распространяется только на операции по реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, без ее дальнейшей переработки. А поскольку перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383, не является исчерпывающим, из него нельзя сделать вывод, что он не распространяется на готовую продукцию.

Реализация автомобилей, приобретенных у населения

Если организация реализует автомобили, приобретенные ранее у граждан для перепродажи, налоговую базу по НДС определяйте как разницу между рыночной ценой (c учетом НДС) и ценой приобретения транспортного средства (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).

При этом должно быть выполнено следующее условие. Автомобили должны быть приобретены у граждан, не являющихся предпринимателями.

Если это условие выполнено, то НДС при продаже автомобилей рассчитайте так:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 18/118

В этой формуле цена продажи – это та цена, которую устанавливают стороны, совершая сделку купли-продажи. Предполагается, что цена продажи соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное (п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).

Такие правила установлены в пункте 5.1 статьи 154, а также в пунктах 3 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если указанное условие не выполняется, НДС начисляйте в обычном порядке – исходя из полной цены продажи (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации автомобилей, приобретенных у населения

ООО «Торговая » ведет деятельность по реализации транспортных средств. Магазин купил у гражданина, не являющегося предпринимателем, легковой автомобиль ВАЗ-21140 для дальнейшей перепродажи. Покупная стоимость автомобиля – 150 000 руб. Магазин учитывает товары по покупным ценам.

Бухгалтер отразил поступление автомобиля так:

Дебет 41 Кредит 76 – 150 000 руб. – оприходовано транспортное средство, приобретенное у гражданина;

Дебет 76 Кредит 50 – 150 000 руб. – выплачены деньги гражданину.

Выручка от продажи автомобиля составила 200 000 руб. Сумма НДС, начисленная с продажной стоимости автомобиля, равна: (200 000 руб. – 150 000 руб.) × 18/118 = 7627 руб.

Реализацию автомобиля покупателям бухгалтер «Гермеса» отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 – 200 000 руб. – получена в кассу выручка от покупателей за реализованный автомобиль;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 7627 руб. – начислен НДС по реализованному автомобилю;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 150 000 руб. – списана себестоимость реализованного автомобиля.

Если организация перепродает автомобили, закупая их одновременно и у организаций, и у населения, то для правильного определения налоговой базы по НДС нужно организовать их раздельный учет. Это можно сделать, открыв к счетам 41 «Товары» и 90 «Продажи» дополнительные субсчета, на которых будет отдельно отражаться стоимость транспортных средств, приобретенных у граждан и у организаций.

Необходим переходный период

По мнению Злочевского, подобные изменения на рынке уместнее было бы делать зимой или ранней весной, когда ликвидность не критична. «Я не могу сказать, что меры ФНС неправильны, но они крайне несвоевременны», — подчеркивает он. Кроме того, ранее в период массового сбора урожая посредники скупали у хозяйств зерно, пусть и по не самым высоким ценам, однако это давало аграриям финансовую подпитку и оставляло время для работы в поле. Теперь же они вынуждены сами тратить время и ресурсы на поиск покупателей. По мнению РЗС, сейчас фактически идет усиление госрегулирования рынка через силовой пресс ФНС на звено посредников. «Мы категорически против использования мер по «обелению» рынка как инструмента для его регулирования, — заявляет Злочевский. — Рынок рано или поздно сам отрегулирует себя, а пока продолжит поиски обходных маневров».

Гендиректор крупнейшей компании-экспортера зерна ТД «РИФ» Вадим Саркисов убежден, что рынок уже отреагировал на усиление мер по борьбе с отмывом НДС, и сейчас у ФНС серьезных претензий быть не должно. «Уже произошли серьезные изменения, — говорит он. — Мы стараемся закупать продукцию напрямую у производителей. Многие из них теперь самостоятельно доставляют зерно экспортерам. Завозится зерно сейчас на 99% без НДС». С «Рифом» сотрудничают более 500 поставщиков. По словам топ-менеджера, это «люди сообразительные», почти все они поняли, что необходимо менять принципы работы в соответствии с Хартией. Хотя личные доходы у них наверняка снизились, считает он.

До начала июня львиная доля зерна приходилась на поставки CPT (от формата СРТ — «перевозка оплачена до») от коммерческих компаний, сейчас же 90% закупок идет без НДС, рассказывает гендиректор другой крупной экспортной Евгений Сидюков. «Мы работаем напрямую с сельхозпроизводителями, а 90% из них применяют ЕСХН. Для самостоятельного вывоза зерна нанимаем транспортные компании, которые также работают без НДС, — рассказывает он. — «Серые» схемы с возмещением «нарисованного» НДС уходят, теперь все стали конкурентоспособнее в смысле покупки у фермеров на месте. Цена в порту не зависит от объема и одинакова для партии и в 100 т, и в 1 тыс. т». По мнению Сидюкова, от перемен выиграли все добросовестные участники рынка.

В целом позитивно оценивает последние изменения и ФНС. «В связи с тем, что рынок самостоятельно перестраивается под правила, принятые участниками рынка и прописанные в Хартии, реакция ФНС на данный момент не требуется, — говорится в ответе службы на запрос «Агроинвестора». — В настоящее время крупнейшие экспортеры зерна, занимающие более 90% доли экспортного рынка, свыше 70% денежных средств перечисляют в адрес сельхозпроизводителей, поставщиков на УСНлибо по агентским договорам без учета НДС». По итогам третьего квартала 2021 года ФНС рассчитывает, что рынок экспорта зерна будет полностью прозрачным. Однако если недобросовестные посредники на рынке возобновят или продолжат свою деятельность по незаконной оптимизации НДС, то это неминуемо повлечет за собой ответные меры, обещает ФНС.

Искоренить незаконные операции с НДС на рынке зерна будет непросто, убежден член совета директоров (Белгородская область) Алексей Иванов. «Неверно сначала сформировать дефектную законодательную базу, а потом силовыми методами добиваться от участников рынка, чтобы они этой базы придерживались», — считает он. Также топ-менеджер уверен, что схемы существенно не поменяются, просто сместятся в другие регионы. Ранее отмывом НДС в основном занимались компании с Северного Кавказа, а теперь, например, это станут практиковать на Урале или в Сибири.

По мнению Иванова, недобросовестные посредники пока не собираются уходить с рынка. Но в то же время ранее сотрудничавшие с ними компании, перешедшие на «белые» схемы деятельности, все равно не смогут рассчитывать на налоговую амнистию. «Я знаю коллег, которые получили уведомления о выездных налоговых проверках и не ждут от них ничего хорошего, — делится он. — Власти привыкли идти по короткому пути. И участники рынка боятся, что сейчас последует команда в суды, которые начнут принимать «правильные» решения по результатам налоговых проверок и выставлять всем НДС к доуплате вместе с пенями и штрафами».

Этим летом участники рынка договорились перестать укрывать НДС и реально прекратили это делать, потому что испугались, рассказывает коммерческий директор краснодарской Владимир Войцех. «Давление на трейдеров очень серьезное. Несколько моих коллег уже арестованы именно по делам, связанным с операциями с НДС, — говорит он. — Все заготовители зерна для экспортеров сейчас работают без НДС, потому что проблемы никому не нужны. Приходится играть по-честному». Опасения у участников рынка доходят до того, что многие боятся столкнуться с невозвратом абсолютно законно заявленного и подтвержденного НДС в конце года. Вплоть до ситуации, когда производитель продукции работает на условиях ОСНО и этого налогового вычета можно лишиться. Во многом поведение участников рынка будет зависеть от того, каким образом ФНС станет принимать отчетность по итогам третьего квартала. Злочевский характеризует подобный сценарий развития событий как наименее благоприятный. «Мы активно ведем переговоры с ФНС, чтобы силовой вариант был сдвинут хотя бы до 1 января 2021 года. Сейчас нельзя применять жесткий прессинг, — считает он. — Рынок в любом случае перестроится, но необходим переходный период».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]