Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Рекомендации для специалистов по внедрению и автоматизации
Исходить в общении с главным бухгалтером компании необходимо из перечисленных выше проблем и понимания огромной ответственности специалиста. При этом есть простые рекомендации, которые помогут найти общий язык тем, кто по тем или иным причинам вынужден взаимодействовать с бухгалтерией в процессе автоматизации бизнес-процессов, внедрения нового ПО, сервисного обслуживания и т.д.
- Почитайте хотя бы немного о бухгалтерском учете. Не поленитесь полистать учебники и разобраться хотя бы в основах. А если вы занимаетесь программным обеспечением в том числе для бухгалтеров на постоянной основе, можно даже окончить курсы бухгалтеров. Это поможет вам говорить с ними на одном языке: вы будете понимать их проблемы, они – предлагаемые вами решения.
- Постарайтесь свести время консультаций с бухгалтерами к минимуму. Помните об их высокой загруженности
, а также о том, что за консультации им никто не доплачивает. Если вы обладаете базовыми знаниями бухучета, изучите работу компании на уровне документов и консультаций с сотрудниками того же отдела продаж, и только потом придете в бухгалтерию за финальными консультациями и согласованиями, вам будут благодарны.
И самое главное, помните: бухгалтерский учет и документооборот в компании выстраивает главный бухгалтер. От его личности зависят особенности самой структуры. А от того, насколько вы сумеете найти с этим человеком общий язык, успех вашего сотрудничества с компанией в целом.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
- Заработная плата, отпускные и пособия. Еще такую специализацию называют «бухгалтер расчетного стола». Например, в обязанности бухгалтера в ООО входит начисление оплаты труда персоналу компании, исчисление и уплата налогов и сборов с ФОТ, составление отчетности в ИФНС и фонды, а также начисление пособий по нетрудоспособности, отпускных и прочих видов выплат.
- Основные средства. В задачи работника по учету объектов основных средств входит систематическое начисление амортизации, отражение в учете поступления и выбытия ОС, периодическое проведение инвентаризаций, сверок и контроля фактического наличия имущества. Также придется составлять отчетность в ИФНС, Росстат и прочие контролирующие ведомства.
- Касса. В работу кассира входят прием и выдача наличных денежных средств, а также составление отчетности обо всех операциях по движению денег. Важно ознакомить под подпись кассира с Указанием Центробанка России № 3210-У.
- Материалы и склад. Учет складских операций и обеспечение материальными запасами деятельности предприятий. В работу входит не только отражение в бухучете операций по движению сырья, ГСМ и прочих материалов, но и систематический контроль за фактическим наличием активов. Необходимо для исключения фактов хищений и недостач.
- Расчеты с контрагентами. В задачи работника включают отражение в бухучете услуг и работ, оказанных сторонними организациями. Сотрудник обязан проводить систематические сверки взаиморасчетов с контрагентами, чтобы исключить просрочку. Также в обязанности входит работа с должниками, по снижению уровня кредиторской и дебиторской задолженности на предприятии.
- Банковские операции. Ставка вводится в крупных учреждениях. Работа заключается в отражении операций по расчетным счетам компании. Подготовка платежных поручений для расчетов с бюджетом и контрагентами, а также отражение поступлений и выбытий по банковским операциям.
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Навыки профессии бухгалтер
Понятно, что при постоянной работе с цифрами ключевой навык бухгалтера – это уметь хорошо считать. Конечно, в этом ему сейчас помогают калькуляторы и специальные программы, но тем не менее навыки быстрого счета – весьма существенная опция при трудоустройстве.
Второй ключевой навык бухгалтера – внимательность. Не стоит говорить, что бухгалтерские ошибки обходятся дорого как ему самому, так и фирме. Нужно уметь замечать малейшие нестыковки в балансе и сразу же их исправлять.
Наконец, третий самый важный навык для бухгалтера – отличное знание законодательства в сфере финансов. Все законы и подзаконные акты, связанные с экономической деятельностью, все изменения в налоговое законодательство, методические рекомендации по бухучету – все это бухгалтер должен знать на «отлично».
Одним словом, в бухгалтеры годятся люди с особым складом ума:
- дотошные и скрупулезные;
- внимательные;
- усидчивые;
- с хорошей памятью и аналитическим складом ума;
- дисциплинированные и ответственные;
- способные к непрерывному обучению.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
- Бухгалтер. Допускается присвоение 1 или 2 категории к указанной должности.
- Главный бухгалтер или начальник службы бухучета.
- Руководитель отдела бухучета и финансовой отчетности.
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Как же стать бухгалтером?
Для начала, чтобы стать хорошим бухгалтером надо получить средние или высшие профессиональное экономическое образование. Также овладеть азами бухгалтерии могут помочь бухгалтерские курсы, которые разбиваются по узкой специализации и направленности.
Помните, что хороший бухгалтер-аналитик постоянно повышает свой уровень профессионализма, процесс обучения не должен ограничиваться окончанием ВУЗа.
Кроме хорошего образования человек должен обладать такими личными качествами:
- педантичностью;
- ответственностью;
- высокой интеллектуальной работоспособностью;
- развитым логическим мышлением;
- независимостью;
- хорошей концентрацией;
- склонностью работать с большим количеством документов и объемами информации.
Как стать хорошим бухгалтером писать можно очень много, но самое главное – это стремление получить соответствующие знания и максимально их применять в хозяйственной деятельности, постоянно стремиться к самосовершенствованию и профессиональному росту. Это и есть залог успеха хорошего и востребованного бухгалтера.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
- Общие положения. Раскрывают сведения о сотруднике, рабочем участке и месте. Затем перечисляются квалификационные требования к работнику. Обозначаются нормативы и акты, которые должен знать финансист. Также фиксируется, к какой категории специалистов относится конкретная должность.
- Обязанности. Какие задачи, обязанности и функции должен выполнять наемный бухгалтер.
- Права. Какие полномочия имеет работник для выполнения возложенных на него задач и обязанностей.
- Ответственность. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение обозначенных требований.
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Основные функции
А вот функции бухгалтерского учета – это сама по себе больше теоретическая категория. Обычно в составе функций бухучета выделяют 3 основных:
- информационную;
- контрольную;
- аналитическую.
Раскроем каждую из них.
Информационная | Базовая функция в системе управления организацией. Бухучет в силу регистрации, систематизации и обобщения сведений о совершенных хозяйственных операциях обеспечивает пользователей информацией:
|
Контрольная | Бухучет не только обеспечивает проверку соответствия совершаемых операций закону, но и позволяет мониторить наличие, целесообразность и эффективность использования ресурсов организации – материальных, финансовых, трудовых и др. |
Аналитическая | Сам по себе бухучет – это основа для анализа. Используя данные о фактических показателях деятельности, можно:
Эти меры будут способствовать принятию необходимых управленческих решений и повышению эффективности деятельности компании в целом. |
Напоследок отметим, что для бухгалтерской службы функции и задачи каждая конкретная организация определяет самостоятельно – исходя из своей специфики, масштабов деятельности и иных нюансов. Однако функционал бухгалтерского отдела определяют всё равно основные задачи и функции бухучета в целом.
Также см. «Бухучет для «чайников» – профессиональные советы».
Читать также
31.08.2018
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
- начисление заработной платы и иных вознаграждений за труд на основании кадровой документации и табелей учета;
- начисление пособий, стипендий, отпускных и прочих видов выплат;
- исчисление и уплата налогов, сборов и взносов с заработной платы;
- подготовка зарплатной отчетности в ИФНС, Росстат, ФСС и ПФР;
- участие в проверках со стороны внебюджетных фондов и налоговой службы.
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
- отражение поступления, перемещений и выбытий имущественных активов предприятия;
- начисление амортизации по объектам основных средств;
- проведение инвентаризации ОС и МЗ;
- составление отчетности в контролирующие органы по имущественным активам.
Обязанности бухгалтера по расчетам
- учет расчетов с контрагентами;
- проведение инвентаризации и сверок по расчетам;
- работа с кредиторской и дебиторской задолженностью;
- составление отчетности по обозначенному участку.
Обязанности кассира
- составление кассовых документов, ордеров;
- отражение операций по движению наличных в кассовой книге;
- обязанность по подготовке ежедневного отчета кассира;
- контроль над соблюдением лимита кассы, сдача излишков на расчетные счета;
- неукоснительное соблюдение требований Указаний 3210-У;
- ведение расчетов с подотчетными лицами;
- отражение операций по расчетным счетам организации;
- подготовка отчетности по обозначенному участку.
Обязанности главного бухгалтера:
- контроль над работой подчиненных;
- составление финансовой отчетности;
- организация внутреннего финансового контроля;
- участие в планировании и разработке нормативных и распорядительных локальных документов по учреждению;
- составление и корректировка учетной политики на соответствующий финансовый период.
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Роль и задачи бухгалтера при автоматизации бухгалтерского учёта
Бухгалтерский учёт нужно автоматизировать — это понимает любой бухгалтер. Но далеко не каждый знает, что нужно для этого делать и какова его роль в этом процессе. Как следствие — пассивность со стороны бухгалтера при внедрении на предприятии автоматизированной системы учёта, его разногласия с руководством. А ведь он — лицо заинтересованное и должен если уж не «рулить» процессом установки системы, то по крайней мере активно участвовать в нём. В этой статье мы рассмотрим, на что должен обратить внимание бухгалтер при проектировании и внедрении автоматизированной системы бухгалтерского учёта.
Ольга НЕТЁСОВА Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия
Источник: Журнал «Бухгалтер и Компьютер» №4 2004г
Автоматизация управления деятельностью предприятия невозможна без автоматизации бухгалтерского учёта. Более того, именно с последней целесообразно начинать автоматизацию управления. Это вызвано следующими факторами: