Печатная форма ТОРГ-1 для Бухгалтерии — «Акт о приемке товаров (Унифицированная форма ТОРГ-1)»

Любое поступление товара должно быть оформлено соответствующим первичным документом. Госкомстатом России была разработана унифицированная форма ТОРГ-1, в которой должно отражаться поступление материальных ценностей по количественной и стоимостной оценке. Акт о приёме товара является подтверждением отгрузки в соответствии с договорными обязательствами. Ответственность за своевременное и правильное оформление такого первичного документа несут члены комиссии, назначенные руководителем фирмы. В статье расскажем про ТОРГ-1 Акт о приемке товаров, дадим образец заполнения.

Заполнение формы ТОРГ-1

Обязанность заполнения унифицированного бланка ТОРГ-1 наступает при фактическом поступлении товароматериальных ценностей. Ответственное лицо сверяет комплектность, качество и количество с информацией, указанной в форме. Если во время приёмки возникли нестыковки и разногласия, то такие факты отражаются в актах ТОРГ-2 и ТОРГ-3. Акт о приёмке товаров контролируется комиссией, назначенной руководителем предприятия.

Форма ТОРГ-1 имеет титульную шапку, табличную часть и итоговый раздел, в котором отражаются замечания ответственных лиц и ставятся их подписи.

В титульной части документа отражается следующая информация:

  • Полное наименование фирмы;
  • Реквизиты документа, на основании которого составляется акт приёмки товара;
  • Структурное подразделение, где происходит приёмка товара;
  • Информация о первичных сопроводительных документах (накладная, счёт-фактура);
  • Сведения о грузоотправителе (такая информация особенно важна, если производитель и поставщик не одно и то же лицо);
  • Способ доставки товара. В этой строке указывается, каким видом транспорта был доставлен товар (поездом, рефрижератором, кораблём). Если при перевозке ценностей были допущены нарушения, то такой товар может быть не принят по акту.
  • В отношении продуктов питания, подлежащих ветеринарной проверке, вносится дата и номер полученного свидетельства.
  • Если товар был застрахован, то в форме отражаются данные страховой компании;
  • Температурный режим для продуктов, подлежащих охлаждению;
  • Дата прибытия товароматериальных ценностей.

Во втором разделе формы перечисляется вся номенклатура поступившего товара, его количество, вес и стоимость, указанная в сопроводительных документах поставщика. Также к товару указываются сведения о сертификации. В третьем разделе отражаются фактические данные по наличию, количеству и массе товара. Ставка налога НДС и его сумма отражаются в отдельной графе.

Если в процессе приёмки были обнаружены различные несоответствия, то они также фиксируются в табличной части в разделе «Отклонения». Причём отрицательные значения отражаются со знаком минус. Четвёртая страница бланка ТОРГ-1 содержит заключение приёмной комиссии и подписи ответственных лиц.

В случае выявленного несоответствия в форме делается пояснительная запись, на основании который руководитель компании выносит своё решение о принятии необходимых мер. Внимательная оценка поступившего товара, а также внесение выявленных отклонений станет документальным доказательством в случае возникновения спора с поставщиком.

Когда составляется акт приемки товара

Акт приемки товаров рекомендуют заключать каждый раз, когда происходит передача какой-то продукции или ее обмен. Заключают его между субъектами предпринимательской деятельности. Особенно востребованные эти договоры между двумя организациями, в которых наблюдается крупный товарооборот. Они регулируют взаимоотношения между субъектами и служат доказательной базой в случае возникновения разногласий.

Внимание! Акт о приемке товара поднимают, когда возникают конфликтные ситуации между субъектами предпринимательской деятельности. Они служат аргументами правоты одной из сторон, если разногласия будут решаться в судебном порядке. Именно документ служит весомым доказательством.

ТОРГ-1 используется организациями вместе с сопроводительными документами. Это могут быть накладные, а также ТТН или счет-фактура . На нем ставится штамп «принимающего» предпринимателя. Но необходимости каждый раз составлять новый нет.

Отличия касаются сопроводительных документов. Например, если используется ТОРГ-12, то он регулирует не только число и наименование продукции, но и списание у того, что отправил, и постановку на учет у того, кто принял. Также такая сопроводителя документация регулирует качество, комплектацию и другие характеристики продукции. Беря во внимание эти факторы становится понятно, что составление ТОРГ-1 не всегда себя оправдывает – вся необходимая информация есть в другом документе. Но акт приемки ТОРГ-1 будет составляться обязательно в таких случаях:

  • Если это предусмотрено уставом предприятия, особенности документооборота документации подразумевают обязательное его составление;
  • Если при приеме обнаруживаются некоторые изъяны продукции, которые не приписаны в дополнительных документах, – кроме одного экземпляра составляется и акт об установленном расхождении, подписываемый двумя сторонами.

Если наблюдаются расхождения в документах организаций, то акт приемки тоже составляется. В нем прописываются данные нюансы. В случае возникновения претензий у одной из сторон этот документ может послужить доказательством в суде.

Как правильно заполнять акт о приёмке товаров

Во избежание споров с контрагентами и налоговыми органами акт о приёме товаров должен быть оформлен в соответствии с нормами законодательства. Например, это особенно важно при подтверждении обоснованности вычета входного НДС.

Неправильно оформленный бланк ТОРГ-1 может послужить поводом для отказа в уменьшении бюджетного платежа.

Для того чтобы правильно оформить документ, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Все колонки, относящиеся к определённой номенклатуре, должны быть заполнены.
  • Документ должен быть подписан уполномоченными лицами.
  • Если поставщиком является лицо, освобождённое от начисления и уплаты НДС, то этот факт должен быть отмечен в договоре.
  • При оформлении акта необходимо проверить наличие ветеринарной справки, счёта-фактуры, товаротранспортной накладной.

Если было обнаружено неправильное заполнение акта, то его необходимо обязательно переделать. Особое внимание следует уделить подписанию документа. Довольно часто в бухгалтерском документообороте используют факсимильную подпись, которая не всегда одобряется налоговыми органами. В соответствии со ст. 160 ГК РФ такое визирование документов вполне допустимо, но во избежание конфликтной ситуации с контролирующими органами такие документы не рекомендуется принимать к учёту.

Как составить для приема-передачи материальных ценностей

Следующий вариант — передача имущества внутри организации: от одного материально ответственного лица (далее – МОЛ) к другому или от организации к сотруднику. В этом случае необходимо составить документ. Это разрешается сделать в произвольной форме с обязательным указанием даты процедуры, наименования предметов передачи, их количества и лиц, кому передаются ценности. Если передача происходит от одного МОЛ к другому, новому, то со вторым необходимо подписать договор об индивидуальной (или коллективной) материально ответственности. Один экземпляр находится у МОЛ, второй — в бухгалтерии.

Оформлять передачу материальных ценностей на временное хранение следует бумагой, подтверждающей, что товарно-материальных ценности переданы на хранение. Для этого создана унифицированная форма МХ-1 (код по ОКУД 0335001), которая не является обязательной к применению, но очень удобна в использовании, поэтому широко применяется в бюджетных организациях.

Можно ли изменить унифицированную форму акта

До недавнего времени осуществлять приёмку товаров можно было только по унифицированной форме ТОРГ-1. С вступлением в действие Федерального закона №401-ФЗ правила оформления первичных документов изменились. Теперь компании имеют право самостоятельно разрабатывать удобные формы документов, которые будут максимально соответствовать специфике бизнеса. По правилам бухгалтерского учёта образцы таких бланков должны быть обязательно внесены в учётную политику предприятия.

Обязательные и необязательные реквизиты документа:

ОбязательныеНеобязательные
Название бланка, дата и номер документаСпособ доставки груза
Наименование организацииНаличие ветеринарного свидетельства
Номенклатура товара, количествоСведения о страховой компании
Подписи должностных лицМесто приёмки товара

Доработанный акт о приёме товара будет иметь юридическую силу только при наличии всех обязательных реквизитов.

Правила подготовки документа

На первой странице заполняются сведения о грузополучателе:

  • наименование;
  • код ОКПО;
  • код ОКДП;
  • местонахождение.

После этого заполните место приемки товара (например, адрес, по которому находится склад) и реквизиты сопроводительного документа (например, товарной накладной). Ниже следует указать:

  • наименования и адреса грузоотправителя, грузополучателя и поставщика;
  • реквизиты договора и счета-фактуры (при наличии);
  • способ доставки (например, автомобильным транспортом);
  • дату, время и место отправления груза.

Вторая страница содержит сведения о расхождениях. В первой таблице указываются данные грузоотправителя (сведения о состоянии транспорта, наличие отметок об опломбировании, наименование товара, количество и масса брутто.

Вторая таблица заполняется при наличии расхождений по весу и количеству мест. В третьей таблице содержится перечень товаров с указанием номеров мест, цены и суммы.

На третьей странице бланка следует заполнить данные об условиях хранения, температурном режиме и состоянии упаковки. В таблице заполните данные о грузе, включая бой, брак, излишки и недостачи.

На последней странице заполняются данные о проверке продукции (на каких весах взвешивали товар, как проверялось количество (подсчет мест, обмер и др.). После этого подробно опишите, какие дефекты были обнаружены. Например, часть упаковок повреждена, некоторые позиции поступили с браком (указать характер повреждений). После этого следует заключение комиссии, которое формулируется кратко. Например, предъявить поставщику претензию на такую-то сумму.

Затем ставятся подписи председателя и членов комиссии, представителя грузоотправителя и главного бухгалтера. В конце пишется решение руководителя компании, которое обычно совпадает с заключением комиссии.

Место для печати в ТОРГ-2 не предусмотрено. Наличие печати не является обязательным. По желанию допускается печать на последней странице, где есть подписи председателя и членов комиссии, или на первой странице, где находится гриф «УТВЕРЖДАЮ».

Основание для приостановления приёмки товара

Покупатель может приостановить приёмку товара и составить акт о приостановке по следующим причинам:

  • При оприходовании товара было обнаружено несоответствие маркировки, качества и количества;
  • Целостность упаковки нарушена и не соответствует требованиям нормативно-технической документации;
  • Нарушение договорных обязательств;
  • Ошибки в сопроводительных документах;
  • У товара истёк срок годности указанный на упаковке или он просто отсутствует;

При выявленных нарушениях составляется акт, в котором отражается характер выявленных дефектов. На момент разбирательства покупатель должен обеспечить должное хранение товара, в условиях, исключающих смешивание с подобными однородными ТМЦ.

Акты разногласий при приемке товара форм ТОРГ-2 и ТОРГ-3 – образцы бланков

В деловой практике встречаются обстоятельства, при которых у сторон сделки возникают разногласия по объему товара или по его качественным показателям. Например, в сопроводительных документах указано одно количество, а по факту оказалось совсем другое. В таких случаях оформляется акт разногласий при приемке товара.

В этот документ вносятся данные согласно реальному положению дел, а под ним должны стоять подписи членов создаваемой комиссии и представителя поставщика. Составлять его надо и по каждому поставщику, с которым возникли разногласия, и по каждой спорной партии товара. После оформления акт должен быть передан в бухгалтерию со всеми сопутствующими документами.

Примечательно, что для таких документов предусмотрена особые бланки, причем разные для товаров российского происхождения применяется одна форма – ТОРГ-2, составляемая в 4-х экземплярах, а для импотртных товаров – ТОРГ-3, составляемая в 5-и экземплярах.

Для акта разногласий при приемке товара образец бланка ТОРГ-2 можно скачать на нашем сайте.

Помимо этого бланка на нашем сайте доступна для скачивания и форма ТОРГ-3.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]