Внесение записей в трудовую книжку
По общему правилу гендиректор считается единственным единоличным исполнительным органом организации. Он принимает управленческие решения лично без оформления доверенности от учредителей. Соответственно, именно он выступает работодателем и отвечает за хранение трудовых книжек, а также внесение в них записей в соответствии с законодательством.
Пока организация работает, гендиректор имеет право издавать приказы по кадровым вопросам, в том числе, и в отношении себя. К примеру, он может сам себе предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, так как именно он непосредственный руководитель организации.
Также см. «Самое главное о зарплате гендиректора».
Если предстоит увольнение генерального директора, запись в трудовой должна быть подписана им самим (если нет иного уполномоченного им на это лица). Это положение о работе ООО закреплено в 40 статье Закона № 14-ФЗ. День увольнения официально считается последним рабочим днем, поэтому гендиректор имеет полное право действовать как руководитель организации, поскольку он является работодателем. Он самостоятельно заверяет запись в трудовой книжке подписью.
Запись в книжке также может быть заверена собственником общества – единственным учредителем или одним из них. Если с гендиректором заключают трудовой договор, его также подписывает одним из учредителей, действующим по поручению всех создателей общества.
Ошибки при оформлении
Зачастую допускаются нарушения в кадровой работе. Бывают, как мелкие недочеты, так и крупные нарушения, за которые предусмотрены штрафы. 7 примеров ошибок при оформлении записей
- Не указываются инициалы сотрудника.
Например, пишут: Кузнецов вместо Кузнецов А.К.
- Добавляются лишние записи.
Например кадровик подтверждает и без того известный факт словами: «с записью ознакомлен». Достаточно простой подписи. Автограф работника является заверкой.
- Подпись вообще не расшифровывается.
Это, действительно, проблема. Ведь у некоторых людей настолько непонятная роспись, что сложно сказать, кому она принадлежит. Поэтому расшифровка делается обязательно.
- Ставится печать кадровой службы. Штамп кадровой службы ставить нельзя, документ заверяется только подписью руководителя.
- Размашисто ставят печать.
Пользоваться печатью нужно аккуратно. Должны читаться подписи, реквизиты приказа.
- Секретарь заполняет кадровые документы, а приказ о передаче полномочий отсутствует.
Обязательно нужен приказ. Если приказ отсутствует, то документы должен заполнять руководитель или частный предприниматель.
- Забывают указать должность специалиста.
Должность указать нужно, поскольку документ отдается в последний рабочий день. Значит, специалист все еще выполняет свои обязанности, и должность требуется указывать.
Общие правила оформления
Нередко возникает вопрос о том, как уволить генерального директора. С записью в трудовой сложности возникают, так как в законодательстве не сделано исключений для руководителей организаций. Все документы кадрового учета в их отношении оформляют, как и для обычных сотрудников.
При увольнении в трудовой книжке должна быть отражена его причина. Перечислим наиболее распространенные формулировки:
- по собственному желанию;
- в связи с принятием решения собранием акционеров;
- в связи с прекращением деятельности организации;
- по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 278 Трудового кодекса (обычно эту норму используют, если гендиректора увольняют из-за ненадлежащего исполнения обязанностей).
В частности, в ст. 278 прописано, что трудовым договор может быть расторгнут из-за оснований, закрепленных им же. То есть, если учредители заключили договор с руководителем, и он не справился с выполнением возложенных на него обязанностей, в трудовой книжке должно быть указано увольнение именно по этой статье Трудового кодекса.
Также см. «Запись в трудовой книжке об увольнении при ликвидации предприятия».
Проверка на правильность заполнения
Чтобы избежать сложностей в дальнейшем при проверке вашей работы Инспекцией по Труду, после заполнения записи убедитесь, что:
- Статья увольнения указана правильно, без сокращений.
- Под записью стоит подпись как кадрового сотрудника, так и работника с расшифровкой подписи.
- Печать организации проставлена в конце информации об увольнении.
- Основание внесено в правильной последовательности – сначала дата, затем номер.
Если в течение срока работы в данной организации сотрудника менялись его личные данные (например, фамилия) это должно быть отражено исправлением на титульном листе. Кроме того, при условии, что ваша организация вносит записи в трудовой книжке работника впервые, проверьте правильность заполнения титульного листа и наличие на нем печати организации перед выдачей документа работнику на руки.
Особенности увольнения гендиректора
Правильно оформить запись об увольнении генерального директора – не единственная задача учредителей ООО, которым предстоит сменить руководителя. Общество должно также:
- провести собрание и подготовить решение о смене руководителя;
- данные о смене исполнительного органа общества должны быть переданы в налоговую инспекцию в установленные сроки.
Также см. «Уведомляем ИФНС о смене генерального директора».
В день увольнения с бывшим руководителем предприятия должен быть проведен полный расчет. Он получает причитающиеся пособия
Читать также
31.08.2018
Как заполнить?
- Первым делом указывается порядковый номер записи, которая будет вноситься.
- Ставится дата прекращения трудового договора.
- Запись об увольнении директора вносят в . В записи указывается причина, например, по собственному желанию. Кроме того обязательна отсылка к статье ТК РФ, послужившей основанием для этого (п. 1 ст. 278 ТК РФ).
- В соседней графе указывается регистрационный номер, наименование и дата документа, на основании которого делается запись, образец: Протокол общего собрания участников общества № 15 от 20.05.2018г.
Новая внесенная в трудовую книгу запись подлежит заверению печатью организации, а также двумя подписями:
- специалиста компании, назначенного ответственным за ведение кадрового делопроизводства;
- уволенного сотрудника.
Если директор организации является ее единоличным участником, то он ставит эти две подписи сам.
На фото вы можете ознакомиться, как выглядит запись в трудовой книжке об увольнении генерального директора:
Увольнение директора ООО по собственному желанию: оформление в 2021 году
Рассмотрим как произвести увольнение директора по шагам.
Шаг 1. Оформить заявление на увольнение
Для того, чтобы выразить свое желание уволиться с должности директора, необходимо составить об этом заявление. Структура этого документа немного отличается от заявления обыкновенного сотрудника.
Заявление на увольнение директора должно быть направлено его вышестоящему руководству — собственнику фирмы. Если компания основана несколькими людьми, то заявление необходимо адресовать собранию участников. Если же учредитель только один — то документ нужно составлять конкретно на его имя.
В тексте заявления нужно изложить просьбу освободить от занимаемой должности и сделать ссылку на статью 280 ТК. Она устанавливает правоотношения между сторонами в данном случае.
Затем директор подписывает документ и ставит дату. Нужно помнить, что по правилам составить его необходимо не меньше чем за месяц до желаемой даты увольнения.
Внимание! Секретарь или кадровый работник должны зарегистрировать документ и сделать с него столько копий, сколько у компании учредителей. На каждой из них нужно поставить штамп «Копия верна» и заверить его подписью.
Шаг 2. Созыв общего собрания учредителей
Для проведения процедуры увольнения нужно созвать внеочередное общее собрание учредителей.Чтобы это сделать, каждому из учредителей компании рассылается уведомление о созыве собрания заказным письмом с уведомлением о получении.
Также каждое письмо должно включать в себя опись вложения с указанием всех прилагаемых документов.
В уставе общества может быть указан другой способ, при помощи которого необходимо выполнить сбор собрания участников. Однако почтовая рассылка все же является достаточно простым и надежным способом.
Рассылка писем выполняется по адресам участников, которые указаны в ЕГРЮЛ либо действующем реестре. Если возникает ситуация, что у одного и того же человека в выписке и реестре указаны разные адреса, то необходимо письмо отправить по каждому из них.
Главным вложением письма является сообщение, в котором должно быть указано место, время и дата проведения внеочередного собрания. Также здесь можно проставить и будущую повестку дня — расторжение договора с директором фирмы.
Вам будет интересно:
Работодатель не отдает трудовую книжку — действия сотрудника, мера ответственности, как восстановить документ
Желательно, чтобы на нем же был выбран и новый руководитель. В качестве приложения к уведомлению должна идти заверенная копия заявление на увольнение действующего директора.
На собрании должен быть составлен протокол, в котором указывается решение об прекращении контракта с директором. Поскольку принудительный труд в стране воспрещен, собрание не имеет права отказать ему в увольнении.
Внимание! Может возникнуть ситуация, что некоторые учредители проигнорируют собрание, и протокол не будет сформирован. В этой ситуации по окончании установленного месяца бывший директор наделен правом подать в суд по вопросу бездействия учредителей.
Шаг 3. Оформление приказа на увольнение
В связи с тем, что директор считается материально-ответственным лицом, до его увольнения необходимо выполнить полную инвентаризацию.
Приказ на увольнение оформляется на основании составленного протокола собрания учредителей. Документ можно составить на стандартном бланке приказа Т-8, либо применить фирменный бланк и оформить текст произвольно.
Любой приказ на увольнение должен подписывать руководитель фирмы. Это же касается и его собственного увольнения. Если руководитель не может подписать документ, например, по причине болезни, то это может сделать уполномоченное на это лицо. Права на подпись документа передаются при помощи распоряжения либо доверенности.
Основанием прекращения договора в приказе проставляется пункт 3 статьи 77 ТК РФ. В качестве основания составления документа необходимо записать данные заявления на увольнение директора и решения учредителей.
Директор также подписывает документ в графе ознакомления. После этого распоряжение регистрируется в книге учета приказов.
Шаг 4. Сделать запись об увольнении в личной карточке
Личной карточке директора необходимо внести сведения о том, что он уволен из компании и указать реквизиты приказа. Эти сведения указываются в строке “Основание прекращения трудового договора (увольнения)”. После чего необходимо, чтобы сотрудник поставил свою роспись о том, что он ознакомлен с данной записью.
См.образец заполнения личной карточки по форме Т-2
Шаг 5. Выполнение записи в трудовой
Как и обыкновенному работнику, директору необходимо сделать запись в трудовой книжке об увольнении. Она должна быть составлена таким образом: «Трудовой договор прекращен по инициативе работника, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».
В графе 4 записываются не реквизиты приказа, а сведения о протоколе собрания участников, каким было принято увольнение руководителя.
Трудовая должна быть выдана на руки директору в его завершающий рабочий день в компании. При получении он также должен поставить визу в журнале учета трудовых.
Шаг 6. Составить записку-расчет и осуществить расчет
При увольнении директора, как и обычного сотрудника необходимо произвести с ним полный расчет по причитающимся ему суммам. Для этого бухгалтер должен провести расчет и внести эти сведения в записку-расчет по форме Т-61.
При увольнении директору положены следующие выплаты:
- Заработная плата за отработанное время.
- Компенсация за неиспользуемый отпуск, если он был использован в полном объеме.
- Выходное пособие, если оно предусмотрено трудовым договором либо в коллективном договоре.
Образец заполнения записки-расчета на увольнение
Важно! Если в последний день работы не был произведен расчет с увольняемым в виду его отсутствия, то выдать деньги необходимо по позднее следующего дня с момента предъявления требования.
Шаг 7. Выдать работнику связанные с работой документы
В последний день работы увольняемому необходимо выдать следующие документы:
- Трудовую книжку с внесенной в нее записью о расторжении трудового договора. При этом бывший работник должен расписаться в Книге движения трудовых книжек и вкладышей к ней о получении данного документа.
- Справку по форме 182-н о сумме дохода, полученного за 2 последние года. Необходимы для расчета больничного листа на новом месте работы.
- По требованию работника может быть предоставлены заверенные копии документов, связанные с его трудовой деятельностью: копии приказов, заявлений и т.д.
- Сведения об уплаченных и начисленных платежах в ПФР.
- Сведения о стаже по форме СЗВ-СТАЖ. Это новая форма применяемая с 2017 года.
Важно! Если работодатель не выдает справку по форме СЗВ-СТАЖ при увольнении, то к нему возможно применение штрафа в размере до 50 тыс. рублей.
Шаг 8. Уведомление госорганов
При идеальном стечении обстоятельств, увольнение старого директора и назначение нового происходит одновременно. Поэтому об этом нужно уведомить все заинтересованные органы.
В налоговую оформляется и подается заявление о смене руководителя форма 14001. Это необходимо сделать в срок три дня с момента принятия должности новым руководителем. Его подпись должна быть заверена нотариально.
Внимание! Если указанные сроки не соблюдены, то на компанию налагается штраф. После получения данного документа ИНФС уже сама производит уведомление всех внебюджетных фондов.
Шаг 9. Прочие действия
Если директор являлся военнообязанным лицом, то необходимо уведомить военкомат в течение двух недель с момента увольнения. Для этого необходимо направить уведомление в военкомат либо по почте, либо лично посетив данный государственный орган.
Вам будет интересно:
Срочный трудовой договор: особенности заключения, отличие от бессрочного, расторжение
После назначения нового директора нужно обязательно посетить банки, в которых у фирмы открыты расчетные счета, и внести необходимые изменения в банковские карточки.
Если компания использует ЭЦП, то в удостоверяющий центр, где она получалась, нужно подать заявление об отзыве подписи, оформленной на прежнего руководителя, а также оформить ЭЦП на нового.
Может ли директор уволить сам себя, если он один в штате
Так как руководитель заключает трудовой контракт с собственниками компании, то и смена директора в ООО должна пройти с их ведома. Самостоятельность издать приказ о своем увольнении он не может.
Поэтому когда происходит расторжение контракта директор должен сначала собрать общее собрание, а потом подать им копии своего заявления.
Внимание! Если собственники не явятся на собрание или в результате его заседания не решат вопрос о назначении нового руководителя, тогда он имеет право, выждав один месяц, прекратить осуществлять свои трудовые обязанности.
Другой вариант если учредитель и генеральный директор одно лицо. Трудовое право допускает возможность заключения контракта с самим собой. Поэтому такой человек может себя уволить от имени учредителя, и для этого достаточно только издания соответствующего решения. Однако, если компания продолжает свое существование, необходимо будет выбрать нового директора.