Если поставщик отгрузил организации некачественный или некомплектный товар, то покупатель может его вернуть. Также могут быть другие причины возврата, это зависит от условий договора поставки.
В Гражданском законодательстве РФ закреплено несколько оснований, по которым можно вернуть товар. Это случаи несоответствия по:
- качеству;
- ассортименту;
- комплекту;
- таре и упаковке.
Так, действующее законодательство позволяет возвращать товар поставщику в таких случаях:
- если покупатель не получил полную информацию о характеристиках товара;
- поставщик не отгрузил нужное количество. В этом случае покупатель может отказаться от всей партии;
- товар не полностью укомплектован;
- поставщик регулярно нарушает сроки поставки;
- качество не соответствует условиям договора;
- продукцию отгрузили без упаковки или тары.
Рассмотрим в статье, какими первичными документами должен оформляться возврат товара поставщику.
Как оформить покупателю возврат товара поставщику
Возврат товаров поставщику сопровождается возвратной накладной (например, по форме N ТОРГ-12 с отметкой: «Возврат товаров») или актом возврата товаров поставщику.
Документы на возврат товара от покупателя поставщику передаются вместе с возвращенным товаром.
Кроме этого покупатель направляет поставщику письмо (претензию) с требованием принять возвращенные товары с указанием причины их возврата.
Если возврат товара поставщику производится по доверенности, то в этом случае при ее оформлении можно воспользоваться формой № М-2 (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утв. Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
При этом покупателю выставлять счет-фактуру на возврат товаров не нужно.
Претензионное письмо с требованием поставщику принять возвращенные покупателем товары
Если в процессе приемки поставленного товара или же после его приемки будет выявлено несоответствие этого товара требованиям, предъявляемым к его качеству, покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть некачественный товар и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы или же потребовать замену этого товара товаром надлежащего качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Свои требования покупатель излагает в виде претензии, которая направляется поставщику (например, на возврат товара). Нормами действующего законодательства РФ установленная форма претензии на возврат товара поставщику не предусмотрена.
Претензионное письмо составляется в произвольной форме.
В письме указываются:
- полное название и реквизиты покупателя и поставщика;
- номер и дата договора купли-продажи (поставки);
- номер и дата сопроводительных документов на поставленный товар;
- наименование товара, его количество и стоимость;
- выявленное расхождение (неисправность);
- ссылки на нормативные акты;
- требование об удовлетворении претензии (просьба о замене, возврате денег, уменьшение суммы и т.д.).
Претензия подписывается руководителем организации с указанием его должности и расшифровкой его Ф.И.О., и заверяется печатью компании (в случае ее наличия).
Претензионное письмо передается уполномоченному представителю поставщика под роспись или же направляется ему по почте заказным письмом с описью вложения.
Налоговый учет возврата товара покупателем – налог на прибыль
Важно!
Возврат товара – не то же самое, что его обратная реализация при ненадлежащем исполнении продавцом требований договора купли-продажи. Здесь имеет место быть односторонний отказ стороны сделки от исполнения договорных обязательств (продажа фактически не состоялась).
Расторжение договора поставки – самостоятельная хозяйственная операция. Расходы и доходы должны быть отражены в налоговом учете на дату прекращения договора. Если товар был возвращен в том же отчетном периоде, когда он был отправлен покупателю, следует провести корректировки записей в текущем отчетном периоде. Необходимо уменьшить сумму доходов от продажи и сумму затрат на величину списанной при реализации стоимости товаров.
Если товар вернули не в том же отчетном периоде, что он был реализован, действуем следующим образом. В том отчетном периоде, в котором произошел отказ покупателя от товара, сумма возвращенной покупателю оплаты отражается в составе внереализационных расходов как убытки прошлых налоговых периодов, обнаруженные в текущем периоде (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Стоимость возвращенного товара, на которую был уменьшен размер доходов от продажи этого товара, отражается в доходах, рассматриваемых в целях исчисления налога на прибыль, как доходы прошлых лет, обнаруженные в текущем периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ).
НДС при возврате товара поставщику
НДС при возврате товара поставщику предписано оформлять по следующим правилам:
- Продавец составляет корректировочный счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок.
- Покупатель регистрирует в книге продаж корректировочный счет-фактуру продавца (если успел принять НДС к вычету, если нет, то принимает вычет в невозвращаемой части).
Отметим, что не важно, по какой причине происходит возврат.
Так оформляют возврат и бракованного, и качественного товара, если он не соответствует договору.