Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Среди вопросов, с которыми клиенты обращаются в юридические консультации, особое место занимают жалобы на приостановление налоговыми инспекциями операций по банковским счетам. С приходом и углублением кризиса количество подобных случаев только увеличилось. Наша новая статья расскажет читателям о том, как и почему фискальные органы могут «заблокировать» счёт и каким образом плательщику налогов избежать подобной ситуации.

Порядок прекращения транзакций и движения средств по счетам регламентируется ст.76 НК РФ. Решение о приостановке (или в просторечии «блокировке») счета принимается территориальной инспекцией, а точнее её руководителями.

Многие граждане считают, что приостановление приводит к полной «заморозке» счёта и прекращению всех и всяческих операций по нему, но это далеко не так. Во-первых, транзакции не проходят только в границах обязательного платежа, указанного в Решении. Далее, не приостанавливаются расчёты по исполнительным листам и судебным приказам в счет компенсации вреда жизни, здоровью, алиментарным обязательствам, по выплатам, увольняющимся работниками, владельцам интеллектуальной собственности и зарплате. Ну и наконец, не могут быть «заблокированы» перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Закон знает только три причины для приостановления операций по счетам. Рассмотрим их более подробно.

Прекращение операций, как способ для обеспечения уплаты налогов

Обычно ИФНС «блокирует» счета для того, чтобы обеспечить взыскание доначисленного налога. Причем, чаще всего, речь идет о задолженности в несколько миллионов и выше. Доначислив платежи, инспекция тут же приостанавливает операции по счету компании, направив для этого Решение в банк. Снять ограничения можно двумя способами: заплатить налоги или отменить решение в вышестоящем органе или суде.

При этом многие субъекты хозяйственной деятельности почему-то уверены, что если они добьются в арбитраже снижения штрафов и налогов, то ИФНС обязана отменить решение о приостановлении операций. Это не далеко так. Закон не увязывает отмену приостановления с вынесенным судебным актом, снизившим размер задолженности по налогам.

Например, компания добилась уменьшения доначисленных налогов в судебном порядке. Однако фискальные органы тут же обжаловали решение суда в апелляции и одновременно (!) заблокировали расчетные счета налогоплательщика. Апелляционная инстанция оставила судебный акт в силе и только кассация отменила его, признав правоту налоговой инспекции. Все это время счет был заблокирован. (АС Удмуртской Республики дело №А71-17342/2016). И лишь получив постановление кассационной инстанции ИФНС сняла все ограничения.

Таким образом, приостановление операций не зависит от того факта, снизил арбитраж размер взыскания или оставил в силе решение ИФНС. В этом случае обращение в суд имеет смысл только тогда, когда он в принципе признает действия ИФНС незаконными и разблокирует счета.

Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. С 2021 года оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Об этом — эксклюзивное интервью с экспертом — Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов и страховых взносов по обязательному социальному страхованию и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов);

по поручениям налоговых органов и органов ПФР и ФСС по уплате налогов и страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Требования, относящиеся к одной очереди, исполняются в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений. Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

Пятая очередь – иные добровольные платежи. Например, поручения налогоплательщика на перечисление налога отнесено к пятой очередности исполнения.

Из данных положений напрашивается вывод, что в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

То есть, исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина, в частности, письма от 05.03.2014 № 03-02-07/1/9544, можно сделать вывод, что под словосочетанием «платежи, предшествующие исполнению обязанности по уплате налогов и сборов» понимаются платежи первой и второй очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ, то есть те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания, основанный на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» – это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предыдущей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ изменил правовое регулирование очередности списания денежных средств со счета.

То есть, платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов – это платежи, отнесенные к первой – четвертой очереди. Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

Каким подходом руководствоваться банку?

Второй подход представляется более обоснованным, поскольку иное толкование допускает приоритет добровольных перечислений по налогам, срок уплаты которых еще не истек, перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника. На неправомерность такого толкования указано в Постановлении Конституционного Суда от 23.12.1997 № 21-П.

Иными словами, если к счету налогоплательщика предъявлен исполнительный лист кредитора по хозяйственному договору и поручение самого налогоплательщика на уплату налога, то при недостаточности средств на счете они вначале должны списываться в счет погашения задолженности перед кредитором, а только потом в уплату налогов.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письмо Минфина России от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928).

Также обратим внимание на пункт 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Согласно Положению о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденному Банком России 10.04.2006 № 285-П, на основании исполнительного документа банком составляется инкассовое поручение.

Таким образом, поскольку инкассовое поручение представляет собой другую форму безналичных расчетов, чем платежное поручение, независимо от разрешения вопроса, подлежат или не подлежат исполнению в период действия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика платежи, относящиеся к четвертой очереди, ответственность по статье 134 НК РФ за их исполнение к банку применяться не должна.

Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС России.

Но в период приостановления операций допустимо продление (пролонгация) ранее заключенного договора вклада (депозита), если при этом не происходит открытие нового счета по вкладу (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-02-07/67417).

А вправе организация открыть депозитный или номинальный счет?

Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.

При наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банки не вправе открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со статьей 860.1 ГК РФ номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Регулирование номинального счета осуществляется на основании положений главы 45 «Банковский счет» ГК РФ. Таким образом, номинальный счет является разновидностью банковского счета (пункт 2.8 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).

Следовательно, если операции по счетам организации приостановлены, банк не вправе открыть организации номинальный счет (счет, владельцем которого заявлена такая организация).

Но при этом ответственность банка за открытие вклада, депозита при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика НК РФ не установлена.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в две группы. К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов.

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом налогоплательщику также должно быть направлено требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам. Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

К данной группе оснований также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня, установленного НК РФ срока представления декларации. Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

С 2015 года за непредставление декларации могут быть приостановлены операции по счетам у любого лица, которое в соответствии с НК РФ должно представлять налоговые декларации, а не только у налогоплательщика.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

Непредставление каких еще документов может повлечь приостановление операций по счетам?

С 1 января 2015 года еще одним основанием блокировки счета стало неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

требования о представлении документов;

требования о представлении пояснений;

уведомления о вызове в налоговый орган.

Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения установленного для отправки квитанции срока.

Следовательно, решение о приостановлении операций по данному основанию должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что изменилось в перечне оснований для приостановления операций по счетам?

С 2021 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ закреплен новый вид отчетности налоговых агентов – расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Представлять указанный расчет налоговый агент будет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ). Расчет по форме 6-НДФЛ должен быть представлен в налоговый орган, в котором налоговый агент состоит на учете, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет, то руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (новый пункт 32 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представлен в установленный срок на бумажном носителе (независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента).

НК РФ не установлен пресекательный срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6-НДФЛ.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем 3 года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

Налоговому агенту можно рекомендовать использовать данный аргумент в споре в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении 10 дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое-то время.

Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа. Копии всех принятых налоговым органом решений направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

Налоги уплачиваются в рублях. Допускается ли приостановка операций по валютному счету?

Налоговый орган вправе приостановить операции по всем счетам, которые открыты на основании договора банковского счета. То есть, приостановить операции по депозитному счету налоговый орган не вправе. А по расчетному (текущему) счету, включая валютный счет – вправе.

Если приостановление операций обеспечивает взыскание налога, то сумма на валютном счете, в пределах которой операции приостанавливаются, рассчитывается как деление задолженности, указанной в решении, на курс рубля к искомой валюте, установленный Центральным банком на день получения банком решения.

А если в течение срока действия решения изменились реквизиты счета?

Ранее принятое решение продолжает действовать и автоматически применяется к счету с новыми (измененными) реквизитами, в том числе при изменении наименования организации.

Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций.

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за не передачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, а с 2021 года – за непредставление налоговым агентом формы 6-НДФЛ.

Приостановление операций в случае взыскания задолженности ограничено суммой взыскиваемых средств. Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Предположим, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам без достаточных оснований, например, при неполучении от налогоплательщика расчета по авансовым платежам по налогу на имущество или квитанции о приеме направленного в электронной форме решения о продлении проверки…

Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам определены НК РФ исчерпывающим образом.

Принятое налоговым органом решение о приостановлении операций при отсутствии надлежащих оснований является неправомерным. В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Напомню, что с 1 января 2021 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки и составляет 11%.

Аналогичные последствия наступают:

при принятии решения о приостановлении операций после установленного срока;

при несвоевременном принятии налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций, в том числе при поступлении заявления налогоплательщика о превышении общей суммы заблокированных средств над суммой задолженности;

при несвоевременном направлении в банк решения об отмене решения о приостановлении. Налоговый орган должен отменить решение о приостановлении операций не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших его принятие (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.

Во всех указанных случаях налогоплательщик вправе заявить требования об уплате процентов.

Как налогоплательщику получить проценты?

Проценты подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению. При отказе налогового органа в уплате процентов рекомендуется обращаться в суд.

Проценты рассчитываются исходя из периода, который начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

НК РФ предусмотрено начисление процентов на сумму, в отношении которой действовало фактическое приостановление, а не на сумму, указанную в решении о приостановлении (Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13). Поэтому при фактическом отсутствии денежных средств на счетах в течение всего периода действия приостановления операций по счетам оснований для начисления процентов не имеется.

бухгалтерская отчетность налоговая отчетность

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Непредставление деклараций, как основание для приостановки операций

Это очень распространенное нарушение. Кодекс однозначно позволяет фискальным органам «блокировать» счета, когда субъект хозяйственной деятельности не подает декларацию в установленные законом сроки. Суды же, как правило, поддерживают «налоговиков» в этом вопросе (АС Кемеровской области Дело №А27-23305/2016).

В тоже время, зачастую, налоговые органы приостанавливают операции по счетам в результате откровенно слабого взаимодействия между территориальными ИФНС. Слишком часто в государственной налоговой системе меняются и обновляются различные базы и происходят сбои в программе. В результате это приводит к тому, что налогоплательщики — физлица получают по два (а то и три ИНН), а ИП с удивлением узнают о «налоговых нарушениях», которые они никогда не совершали. Как правило, это связано с предпринимателями, сменившими место жительства.

Человек подает декларацию по адресу своего проживания, а налоговый орган по месту его бывшей регистрации, не дождавшись отчетности приостанавливает операции по счету (АС Московской области Дело №А41-34968/15). Здесь имеется абсолютная вина инспекции и арбитраж всегда признаёт подобные решения незаконными.

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663, Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

Нарушение порядка электронного документооборота

Это нарушение также довольно часто встречается в последнее время. Государство активно переводит взаимодействие между налогоплательщиками и госорганами в сферу цифровых технологий. Так, с 2015 года все субъекты хозяйственной деятельности, сдающие отчетность в электронной форме, обязаны подтверждать получение уведомлений и требований из ИФНС, направлением ей квитанций. Эта квитанция также направляется в электронной форме через оператора электронного документооборота. Закон устанавливает и срок для ее отправки: 6 дней с момента получения уведомления/требования из фискального органа. Вроде ничего сложного. Однако направляют их живые люди, а не роботы. А людям свойственно ошибаться и забывать. Поэтому, зафиксировав неполучение квитанции, инспекция имеет право заблокировать операции по счету. Чаще всего до этого не доходит. Специалист ИФНС просто дозванивается до налогоплательщика и тот, спохватившись, отправляет подтверждение. Если же этого не происходит, то налоговая служба приостанавливает операции. И когда подобное дело доходит до суда, то арбитраж всегда встаёт на сторону фискального органа (АС Свердловской области. Дело №А60-10890/2017).

Состав правонарушения в этом случае имеет формальный характер и не требует дополнительных доказательств.

Обеспечительные меры по результатам выездной проверки

Собственно говоря, это даже не повод для «блокировки» счета, а скорее результат своеобразного анализа ИФНС по итогам выезда в офис приезжают по месту нахождения фирмы, проверяют документы и приходят к однозначному для них выводу, что юрлицо «создает условия для банкротства», а также делает невозможным взыскание пени, штрафов и обязательных платежей.

Поэтому они в первую очередь запрещают отчуждение, а также передачу в залог имущества собственника, ну и дополнительно «блокируют» счета компании. В этом случае приостановление операций идёт, как говорится, «в нагрузку» к основному запрету, когда стоимости имущества явно не хватает для погашения недоимки.

Однако на практике фискальным органам очень сложно сформулировать и предъявить суду или налогоплательщику конкретные основания для применения вышеуказанных мер. Если организация имеет большие обороты, активы, а также реальную собственность, то действия ИФНС зачастую выглядят неправомерными. Поэтому количество подобных дел в последние два-три года резко уменьшилось, а суды, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (АС Кемеровской области Дело №А27-23458/2015).

Как проверить приостановления по счету на сайте ИФНС

Проверка на предмет блокировки средств на банковских счетах проводится на сайте ИФНС онлайн. В систему направляется запрос в раздел: «Действующие решения по приостановлению», далее ввести данные о компании – ИНН или БИК любого банка. Система информирования банков о приостановлении операций будет полезна не только кредитным организациям, но и компаниям, которые хотят получить информацию о контрагенте, не подвергался ли он блокировке счета со стороны налоговиков.

Проверка клиента по ИНН

Сегодня налоговые органы могут предоставить информацию по любому налогоплательщику, в том числе и о блокировке его счетов по запросу ФНС. Можно воспользоваться такой услугой, как информирование банков о приостановлении операций. Для этого нужно знать Идентификационный Номер Налогоплательщика (ИНН), чтобы ввести его в разделе по информации о действующих решениях по санкциям на средства по банковским счетам.

  • Какие таблетки пить при простуде
  • Симптомы воспаления легких у взрослых — пневмонии
  • Ларинготрахеит у детей — симптомы. Лечение острого и стенозирующего ларинготрахеита в домашних условиях

Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

На сайте УФМС размещены более десяти сервисов, при помощи которых можно получить информацию о контрагенте – для этого нужно знать его ИНН и БИК. При помощи системы информирования банков о приостановлении операций выясняется, работает ли счет у предприятия или физического лица (ИП) или он заблокирован по обращению из налоговых органов по причинам неуплаты налогов или непредставления декларации. Узнайте о сервисе для расчета налогов в ФНС и формирования отчетных документов онлайн.

Приостановление транзакций по счету и нарушения со стороны кредитных организаций

Банки являются непосредственными участниками процесса «блокировки» счетов. Ведь все расчетные счета находятся в кредитных организациях, которые осуществляют их обслуживание. Фискальные органы направляют решения о приостановлении операций в банки, а последние, в свою очередь, обязаны его исполнить. Более того, закон (ст.132 НК РФ) грозит финансистам санкциями, если они откроют новый счет налогоплательщику, когда по его уже действующим счетам приостановлены все операции. Кредитная организация может проверить факт «блокировки» по системе «БАНКИНФОРМ», где содержатся все нужные сведения. За нарушение данных требований налоговая инспекция не задумываясь штрафует банки, а суды, как правило, оставляют в силе решение ИФНС (АС Ульяновской области Дело №А72-1801/2017).

Впрочем, в последние годы количество подобных нарушений резко возросло. По-видимому, в борьбе за клиента, сотрудники кредитных организаций «закрывают глаза» на подобные «мелочи», да и санкция статьи, скажем честно, слишком мала для богатого финансового учреждения.

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Как «разблокировать» счета?

Здесь, на самом деле, не так много вариантов. Первый из них — заплатить все налоги, пени и штрафы, направить в ИФНС декларации или электронную квитанцию. Иными словами, убрать причину, послужившую основанием для приостановления операций по счетам.

Второй вариант связан с обжалованием решения фискальных органов в суде. Если субъект хозяйственной деятельности уверен в своей правоте, то вполне возможно он сможет доказать ее в вышестоящем налоговом органе или в арбитраже и отменить решение территориальной ИФНС.

Когда ФНС может блокировать счет

Правила наложения ограничений на расходные операции, а также на перевод электронных денежных средств, Налоговой службе дает статья 76 НК РФ. Решение о блокировке счета принимается руководителем налогового органа или его заместителем. Для этого есть несколько оснований:

  • налогоплательщик не исполнил требование инспекция об уплате налога, пени или штрафа;
  • налогоплательщик не подал налоговую декларацию в течение 10 дней после того, как окончился срок ее приема;
  • налогоплательщик в установленный срок не предоставил пояснения или документы, затребованные ФНС.

Приняв решение, налоговый орган выпускает постановление и направляет его напрямую в банк. Информация о блокировке счета на сайте ФНС появится уже на следующий день.

Если денежных средств на счете не хватает, то выплата по постановлению ФНС будет поставлена в очередь. При этом все входящие на счет платежи будут приниматься без ограничений, а списания будут происходить в соответствии с очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса. Налоговые недоимки по постановлениям налоговой гасятся в третью очередь.

Краткие выводы

Итак, приостановление операций по счету — это обычная мера для обеспечения надлежащего поведения со стороны налогоплательщика. Ее главная функция — побудить юрлицо или предпринимателя выполнить определенные действия: заплатить налоги, сдать декларации или направить электронную квитанцию. И нельзя сказать, что территориальные органы применяют ее сплошь и рядом. Как правило, ИФНС приостанавливает движение по счетам, когда размер задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей исчисляется миллионами рублей, либо организация долгое время не направляет деклараций или не отвечает на запросы.

Тем не менее, даже кратковременная «блокировка» счета может привести к фатальным последствиям для компании. Поэтому при возникновении подобных ситуаций мы советуем незамедлительно обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут разрешить эту проблему.

Как платить при приостановлении счета

Приостановление движения по счету при неуплате налога построено таким образом, как принуждение к исполнению законных требований налогового органа. При этом предполагается соблюдение конституционного принципа защиты собственности, и ограничение причинения необоснованного ущерба налогоплательщику.

Статьей 76 НК РФ приостановление операций влечет не запрещение, а ограничение расходных операций. При этом поступление денег на счет вообще не ограничено. Да и расходные операции с банковского счета полностью не запрещены.

Допускаются расходные операции с «заблокированного налоговой» банковского счета, которые по очередности, стоят ранее, чем уплата налогов по гражданскому законодательству. (часть 1 статьи 76 НК РФ)

Например, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 855), при ограниченности средств на банковском счете и их недостаточности для удовлетворения всех требований к счету, эти требования удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Учитывая приведенные правила статьи 855 ГК РФ, даже в случае приостановления операций по банковскому счету, статья 76 НК РФ разрешает списывать с заблокированного налоговой счета (проводить расходные операции) для:

  • Возмещения вреда жизни и здоровья
  • Взыскание алиментов
  • Выплата выходных пособий, установленных законодательством и оплату труда с работниками, оформленными по трудовым договорам
  • Выплата авторам

ВАЖНО: Все перечисленные выплаты возможны только по исполнительным документам. Понятие исполнительный документ дано в статье 12 закона РФ «Об исполнительном производстве». Применительно к рассматриваемой ситуации о блокировании банковского счета в качестве исполнительных документов могут быть приняты:

  • По возмещению вреда жизни и здоровья – исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов;
  • По взысканию алиментов – 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • По взысканию выходных пособий и оплате труда – 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы;
  • По выплатам авторам — 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы.

Для взыскания денежных средств со счетов по исполнительным документам в момент приостановления расходных операций по счету соответствующие исполнительные документы должны быть предъявлены в банк. По правилам статьи 8 закона РФ «Об исполнительном производстве» предъявить исполнительны документ о взыскании денежных средств в банк вправе сам взыскатель или это делает судебный пристав-исполнитель.

ВАЖНО:

В целях недопущения причинения необоснованного вреда налплату и охране частной собственности, налоговая инспекция НЕ ВПРАВЕ ограничивать использование налплатом денежных средств на счете в сумме, превышающей сумму требований к счету, указанную в Решении о приостановлении. Это правило прямо установлено частью 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Исполнение правил о «лимите расходных» требований зависит в первую очередь от банка, поскольку именно банк реализует запретительную функцию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]