Образец налоговой учетной политики в части НДС


Организационные положения

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету компания раскрывает в рамках указанного раздела данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности компании, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Бесплатный аудит бизнеса

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Как утвердить УП

Каждая организация самостоятельно определяет, в какой форме составляют учетную политику для целей налогового учета. Единого утвержденного шаблона не существует. Главный принцип — перечислите все налоги и принципы их исчисления. Утверждает документ своим приказом руководитель. Выглядит приказ так:

ООО «PPT.ru»

ПРИКАЗ

об утверждении учетной политики для целей налогообложения

21.12.2020

№ 27

Утвердить для применения с 01.01.2021 учетную политику для целей налогообложения (приложение к приказу).

Генеральный директор Иванов Иванов П.С.

Сам документ бывает как развернутым, так и лаконичным. Типичный образец учетной политики для целей налогового учета на 2021 год (ОСНО) выглядит так:

Изменение в середине налогового периода

В письме Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 сказано, что статьей 313 НК РФ определена возможность внесения корректировок в налоговую учетную политику организации только в двух случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах;
  • при изменении используемых методов учета.

Изменить методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. При появлении новых видов деятельности в нее необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:

  • изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
  • компания начала осуществлять новый вид деятельности.

Изменение учетной политики

Принятую фирмой учетную политику применяют последовательно от одного года к другому. Однако это не означает, что ее нельзя менять.

Так, в статье 313 Налогового кодекса прямо указано, что «изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета».

Изменения в учетную политику для целей налогообложения фирма должна внести: либо с начала нового налогового периода (года), если изменились применяемые методы учета, либо с момента вступления в силу новых изменений законодательства о налогах и сборах. Изменение политики должно быть обоснованным. Его оформляют в таком же порядке, как и саму учетную политику, то есть приказом или распоряжением руководителя фирмы.

Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговые инспекторы могут оштрафовать ее на 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, которые обязывают «упрощенцев» представлять в налоговые ведомства свою учетную политику. Это внутренний документ фирмы.

Вместе с тем во время налоговой проверки инспектор может истребовать необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).

И учетная политика как раз входит в число таких «необходимых» документов (письмо УМНС РФ по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333). Стало быть, «упрощенцам» следует принять учетную политику.

Во-первых, для того чтобы избежать штрафа. Ведь инспекторы могут наказать фирму за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Во-вторых, с помощью учетной политики можно доказать правомерность учета имущества и операций в том порядке, который установила фирма.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.

Периодичность

В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.

Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.

Раздельный учет НДС

Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота) и операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).

Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5%» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна.

Если организация применяет «правило 5%», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.

Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.

При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета). Рассмотрим пример учетной политики для целей налогообложения на 2021 год с НДС:

Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.

Ведение раздельного учета «входного» НДС организация вправе осуществлять либо на специальном субсчете к балансовому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определенном порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса.

Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и необлагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным, такой учет выборно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта дается на усмотрение компании.

Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2021 год от экспертов КонсультантПлюс.

Учетная Политика Производство Налоговый Учет

Общество с Ограниченной Ответственностью «ХХХХХ»

ПРИКАЗ №

об утверждении учетной политики для целей налогообложения

для целей Бухгалтерского учёта — Здесь

г. ___________ 31.12.20 ____ г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения на 20 __год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера И.И. Иванову

Генеральный директорП.П. Петров
Приложение 1 к Приказу № ___ от 31 декабря 20__ г.

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Налоговый учет ведётся бухгалтерской службой ООО «ХХХХХ»

2. Налоговый учет ведётся обособленно от бухгалтерского в регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов ведётся методом начисления. Основание: статьи 271, 272 НК РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ.

В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 НК РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и исходя из срока полезного использования согласно соответствующему договору.

По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизация по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начисляется линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Основная норма амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, определяется с учетом специального коэффициента в размере 2. Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

12. В стоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включаются:

— цена их приобретения (без учета НДС и акцизов),

— комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям,

— ввозные таможенные пошлины и сборы,

— расходы на транспортировку,

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

— затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. Оценка при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производится по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. Налоговый учет операций по приобретению и списанию в производство сырья и материалов осуществляется в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета, на соответствующих субсчетах к счёту 10 «Материалы».

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

15. Налоговый учет расходов на оплату труда вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 3.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

18. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала.

Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 4.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

19. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Учет расходов на резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию ведется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 5.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

20. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается.

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

21. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

22. Проценты по заемным средствам включаются в расходы в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, по рублевым обязательствам и 15 процентов годовых по валютным обязательствам.

Основание: статья 269 Налогового кодекса РФ.

23. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

24. Учет прямых расходов на производство продукции осуществляется в регистрах налогового учёта.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

25. В случае, если прямые расходы, указанные в пункте 23 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.

Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

26. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

27. Оценка остатков готовой продукции на складе производится в отдельном регистре налогового учета как разница между суммой прямых затрат, приходящихся на остатки готовой продукции на складе на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, распределенных на изготовленную в текущем месяце продукцию, и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

Прямые затраты, приходящиеся на отгруженную в текущем месяце продукцию, определяются пропорционально количеству отгруженной готовой продукции в общем количестве готовой продукции в натуральном выражении.

Основание: пункт 2 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

28. Прямые затраты, приходящиеся на отгруженную, но не реализованную на конец текущего месяца продукцию, определяются пропорционально количеству отгруженной, но не реализованной готовой продукции в общем количестве отгруженной готовой продукции в натуральном выражении.

Основание: пункт 3 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

29. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся.

Если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

30. Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

31. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, используются показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

32. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.

33. Учет освобожденных от НДС операций по реализации _____________ ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно.

Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию _________» к счету 20 «Основное производство».

Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты __________ к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию ________ в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

34. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 6.

Основание: пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

35. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС»;
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения»;
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения».

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

36. На субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС.

Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ.

37. На субсчете 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения» учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.

Суммы налога, учтенные на субсчете 19-2, принимаются к вычету только в случае, если за отчетный квартал доля совокупных расходов на реализацию металлолома в общем объеме расходов не превысит 5 процентов.

Основание: абзацы 2 и 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

38. На субсчете 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Размер вычетов по счету 19-3 может корректироваться только в том случае, если по итогам налогового периода (квартала) доля совокупных расходов на осуществление освобожденных от НДС операций в общем объеме расходов превысит 5 процентов.

Основание: пункт 4 статьи 149, абзац 4 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

39. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.

Если по результатам квартала совокупные расходы на необлагаемую деятельность не превысили 5 процентов, применение вычета с субсчета 19-2 регистрируется в книге покупок за текущий квартал.

Если 5-процентный барьер расходов превышен, то суммы налога списываются с субсчета 19-2 на увеличение стоимости активов.

Основание: пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

40. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», в случае превышения 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал.

Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала).

Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3 статьи 170, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

41. Моментом определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по ______________ с длительностью производственного цикла свыше шести месяцев считается день отгрузки товаров.

Основание: постановление Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468, пункты 1, 13 статьи 167 НК РФ.

42. Учет операций по производству ____________ с длительным производственным циклом ведется в отдельных регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 7.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

43. В целях раздельного учета операций, облагаемых по ставке 0%, от других облагаемых операций применяются данные бухгалтерского учета по субсчету 19-4 «НДС по затратам на экспорт» и субсчету к счету 90 «Выручка от реализации на экспорт».

Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

44. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и частично относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 0%, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности.

Основание: пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер И.И. Иванова

Налог на прибыль

Раздел прибыль в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:

  • путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
  • путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.

Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.

Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.

Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, напрямую поименованы в пункте 3 статьи 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.

Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.

НДС: сегмент учетной политики

По общему правилу суммы НДС, предъявленные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, принимаются к вычету. Однако есть и исключения. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ;
  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, местом реализации которых не является территория РФ (ст. 147, 148 НК РФ);
  • в случаях приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от его уплаты согласно статье 145 НК РФ;
  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не являющихся объектами налогообложения на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Кроме того, не облагаются НДС (не признаются реализацией) операции, поименованные в пункте 3 статьи 39 НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налогоплательщикам следует также обратить внимание: статья 167 НК РФ разрешает налогоплательщику в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев (по перечню, определенному Правительством РФ), принимать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Данное право можно применять только в случае, если ведется раздельный учет осуществленных операций и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым в рамках длительного производственного цикла и других операций.

Напомним, что согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на операции:

  • освобождаемые от НДС в обязательном порядке (п. 1, 2 ст. 149 НК РФ);
  • от льготы которых налогоплательщик может отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание: пункт 4 статьи 149 НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Кроме того, раздельный учет должны вести и налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом порядок раздельного учета следует отразить в Учетной политике компании.

Учет доходов и расходов

Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.

Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.

Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:

  • исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
  • исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).

Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).

В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:

  1. Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
  2. В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).

К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.

Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.

Учетная политика для целей налогообложения (фрагмент). Раздельный учет по НДС

Когда понадобится:

для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности.

Заполненный образец

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная »

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Производственная » _________ А.В. Львов 28.12.2015

Учетная политика для целей налогообложения

ООО «Производственная » на 2021 год

……………………….

4. Раздельный учет по НДС

Для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со статьями 146 и 149 Налогового кодекса РФ.

В рамках учета операций, облагаемых НДС, организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов;
  • операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

4.1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения

4.1.2. Раздельный учет выручки и расходов по операциям, облагаемым НДС, и операциям, освобожденным от налогообложения, ведется на счетах 90 и 91. Для обеспечения раздельного учета к указанным счетам открываются субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»;
  • «Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов».

4.1.2. К счету 19 открываются субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению»;
  • «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

4.1.3. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость активов (учитываются на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, освобожденная от налогообложения») без отражения на счете 19.

4.1.4. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и учтенным на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, облагаемая НДС», отражаются на счете 19 субсчет «НДС к вычету».

4.1.5. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражаются на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

4.1.6. По итогам квартала входные суммы НДС, отраженные на счете 19 субсчет «НДС к распределению», распределяются следующим образом:

4.1.6.1. Сумма НДС к вычету определяется по формуле:

Сумма НДС к вычету = Сумма НДС, предъявленная поставщиками (исполнителями) за отчетный квартал × Стоимость отгруженных за отчетный квартал товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС : Общая стоимость товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал

При расчете пропорции стоимость товаров (работ, услуг) учитывается без НДС.

Определенная таким образом сумма НДС распределяется между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.1.6.2. Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов, определяется по формуле:

Сумма НДС, подлежащая включению в стоимость активов = Сумма НДС, предъявленная поставщиками (исполнителями) за отчетный квартал Сумма НДС к вычету

4.1.7. Если по состоянию на конец квартала материалы (счет 10), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны на счета учета затрат, НДС списывается на эти счета пропорционально доле стоимости списанных материалов в общей стоимости материалов, учтенных в квартале. При этом общая стоимость материалов, учтенных в квартале, определяется по формуле:

Общая стоимость материалов = Остаток по счету 10 на конец квартала + Стоимость материалов, списанных на счета учета затрат в течение квартала

4.1.8. Если по состоянию на конец квартала товары (счет 41), в стоимость которых должна быть включена сумма распределенного НДС, списаны в связи с реализацией, НДС увеличивает себестоимость продаж.

4.1.9. Для аналитического учета сумм входного НДС, относящегося как к операциям, облагаемым НДС, так и к операциям, освобожденным от налогообложения, используется аналитический регистр (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике). Регистр заполняется на основании данных бухгалтерского учета.

4.10. В кварталах, в которых доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов, все суммы входного НДС распределяются между счетами 19 субсчет «НДС к вычету» и 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» в порядке, определенном в разделе 4.2 настоящей учетной политики.

4.11. Расчет доли совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, производится в аналитическом регистре (по форме, приведенной в приложении 1 к настоящей учетной политике).

.…

4.2. Раздельный учет операций, облагаемых НДС по ставкам 18 (10) процентов, и операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов

4.2.1. Сумма НДС, определенная в соответствии с пунктом 4.1.6.1 настоящей учетной политики, списывается с кредита счета 19 субсчет «НДС к распределению»:

  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС к вычету» с последующим отнесением на счет 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
  • либо в дебет счета 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

При этом суммы НДС, относимые на разные субсчета, определяются по формулам:

Сумма НДС, списываемая в дебет счета 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» = Сумма НДС к вычету × Стоимость товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов и отгруженных в отчетном квартале

_______________

Общая стоимость отгруженных за отчетный квартал товаров (работ, услуг), облагаемых НДС

Сумма НДС, списываемая в дебет счета 19 субсчет «НДС к вычету» и относимая на счет 68 субсчет «Расчеты по НДС» = Сумма НДС к вычету Сумма НДС, списываемая в дебет счета 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов»

4.2.2. По итогам квартала суммы входного НДС, учтенные на счете 19 субсчет «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов» и относящиеся к операциям, по которым подтверждено право применения нулевой налоговой ставки, списываются в дебет счета 19 субсчет «НДС к вычету» с последующим отнесением на счет 68 субсчет «Расчеты по НДС».

….

Главный бухгалтер ООО «Производственная » __________ А.С. Глебова

Учет прямых и косвенных расходов

Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращен, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.

В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.

Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод. Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:

  • заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
  • материальные расходы;
  • выручка;
  • другой показатель, выбранный организацией.

Что должно быть в учетной политике по НДС

Учетная политика по НДС может включать:

  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
  • технологию документооборота по учету НДС;
  • перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
  • формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
  • порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формулы и алгоритмы раздельного учета НДС;

Как описать методику ведения раздельного учета по НДС в учетной политике, детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
  • перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
  • список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС;
  • алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
  • иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).

Учет ТМЦ

Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учету товаров.

В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учете как без учета дополнительных расходов по их приобретению, так и с учетом их. Организация решает, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определенные их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, устанавливается в учетной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учете.

Следующий момент — указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трех методов: по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. Допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы.

В отношении сырья и материалов организация указывает способ их оценки при списании. Предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов.

В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость включается в состав текущих расходов: единовременно (по аналогии с сырьем и материалами) либо равными долями в течение более чем одного отчетного перехода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация осуществляет свою деятельность в области IT-технологий и соответствует критериям, установленным пунктом 6 статьи 259 НК РФ, то она вправе выбрать вариант учета в составе расходов стоимости электронно-вычислительной техники: либо в составе материальных расходов, либо в виде амортизации. Если выбирается вариант учета в составе материальных расходов, то включение в состав текущих расходов происходит повыборно либо единовременно, либо в определенных долях в течение более чем одного отчетного периода, исходя из срока эксплуатации или иного экономически обоснованного показателя.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Указанный вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 000 рублей (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов) либо не делать этого (в этом случае амортизация начисляется до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).

Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведенным в пунктах 1–3 статьи 259.3 НК РФ, вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты.

Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.

Резерв расходов

Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.

Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.

Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока, в зависимости от особенностей организации, составляет:

  • 3 и более лет;
  • менее 3 лет.

Эта информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Выбор за организацией.

Организации, формирующие резерв на отпуска, должны раскрыть методику его формирования: формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов, исходя из принятой в организации схемы организации ведения учетного процесса.

Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Таким критерием является сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-либо иной, обоснованный организацией, способ. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчетный год, должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия выступают:

  • сумма, приходящаяся на одного работника;
  • процент от полученной прибыли;
  • другой экономически обоснованный показатель.

Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

Учетная политика организации для целей налогообложения

УТВЕРЖДЕНА Приказом____________________________ (должность руководителя организации) _________»_________________________» (полное наименование организации) ____________________________________ (Ф.И.О. руководителя организации) от «__»_________ ____г. <*> N ______ Учетная политика организации для целей налогообложения

1. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения под учетной политикой _____________ «________________________________________» понимается утвержденная приказом __________________________ «________________________» совокупность способов (должность руководителя) (наименование организации) ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

1.2.Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями нормативных актов по налоговому учету, с учетом отдельных требований бухгалтерского и гражданского законодательства в Российской Федерации, а также основных положений Учетной политики ______________________ (название организации).

1.3. Принятая _____»___________» (название организации) Учетная политика разработана в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы с учетом организационных и отраслевых особенностей (название организации).

1.4. Система налогового учета организуется ________»____________________» (название организации) исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

1.5. Данные налогового учета формируются исходя из непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

1.6. Способы ведения налогового учета, избранные ______________________ (название организации) при формировании настоящей Учетной политики, утверждаются приказом Руководителя организации и последовательно применяются с «__» _________ ______ г.

2. Методы оценки отдельных видов активов

и обязательств организации

2.1. Датой реализации для исчисления НДС является дата поступления денежных средств за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги).

2.2. Признание доходов для целей исчисления налога на прибыль и _______________ осуществляется по методу начисления в момент предъявления расчетных документов за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги).

2.3. Амортизация основных средств и нематериальных активов рассчитывается по объектам линейным методом без применения понижающих коэффициентов. Основные средства, стоимостью не более _______________ руб., списываются на расходы по мере принятия к учету.

2.4. Оценка стоимости сырья и материалов, используемых в производстве (изготовлении) продукции (товаров, работ, услуг) определяется методом средних цен.

2.5. Оценка стоимости покупных товаров при их реализации осуществляется по методу ____________________ <**>.

2.6. Оценка стоимости ценных бумаг при их выбытии осуществляется по методу ____________________.

2.7. Расходы на доставку до складов включаются в покупную цену товара.

2.8. Резерв по сомнительным долгам не создается.

2.9. Резерв на гарантийный ремонт не создается.

2.10. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

2.11. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет не создается.

2.12. Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждений по итогам работы не создается.

3. Организационно-технические аспекты:

3.1. Порядок ведения налогового учета: перечень аналитических регистров, лиц (должностей), ответственных за их ведение, порядок документооборота — утверждаются в Приложении N __.

3.2. Порядок и периодичность предоставления налоговой отчетности, способ расчета авансовых платежей по налогу на прибыль, порядок уплаты налогов в части, приходящейся на обособленные подразделения, утверждаются в Приложении N __.

4. Порядок применения Положения

4.1. Предполагается, что выбранные способы налогового учета будут применяться последовательно из года в год.

4.2. Изменения в учетной политике, оформленные соответствующей организационно-распорядительной документацией организации, могут иметь место с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения, в случаях:

— изменения законодательства в Российской Федерации;

— изменения применяемых методов учета;

— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

4.3. Вносить дополнения в принятую учетную политику организации в течение налогового периода в случаях:

— осуществления новых видов деятельности.

———————————

<*> Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом от 06.10.2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»).

<**> В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 268 НК РФ часть вторая.

Учет операций с ценными бумагами

Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]