Арбитражная практика: нарушение порядка отказа от льготного налогообложения НДС


Когда освобождение от НДС невыгодно

В некоторых случаях использовать освобождение от НДС невыгодно. Одной из причин является то, что входной НДС по товарам (работам, услугам), применяемым для деятельности, освобожденной от налога, не принимается вычету (подп. 1 п. 2 ст. 170, подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Если налогоплательщик заявил об освобождении от налога и после этого выставляет счета-фактуры, НДС всё равно не берется к вычету (письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03-07-07/38909).

Поэтому вопрос о целесообразности использования освобождения от налога следует решать по данным сравнительного анализа. Если эффект от применения освобождения, установленного п. 3 ст. 149 НК РФ, окажется невыгодным для основной деятельности, то налогоплательщик может отказаться использовать освобождение от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Период отказа

Отказаться от освобождения можно как минимум на год (абз. 3 п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, если организация откажется от освобождения с I квартала 2021 года, то вновь начать его использование она сможет только с I квартала 2021 года. После того как срок отказа от освобождения истечет, НДС по операциям, предусмотренным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не начисляйте и счета-фактуры покупателям не выставляйте (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При этом придется восстановить входной НДС, принятый к вычету в период отказа от освобождения, по товарам (работам, услугам), которые будут использованы в операциях, освобожденных от налогообложения (т. е. после истечения срока отказа от освобождения) (п. 3 ст. 170 НК РФ).

О том, что организация возобновляет применение освобождения, следует известить налоговую инспекцию. Сделать это можно с помощью заявления в произвольной форме. Подать такое заявление необходимо не позднее 1-го числа первого месяца квартала, начиная с которого организация снова будет применять освобождение по НДС. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-07-РЗ/39083.

Ситуация: что будет, если организация прекратит использование освобождения по уплате НДС, предварительно не отказавшись от него? При реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) организация будет выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и передавать их покупателям.

В отношении операций, по которым организация прекратила применять освобождение, она будет признана плательщиком НДС. Сумму налога, выделенную в счетах-фактурах при реализации товаров (работ, услуг) без освобождения, нужно перечислить в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, организация сможет принять к вычету на общих основаниях. Если же ранее организация включила входной НДС в стоимость товаров (работ, услуг), ей следует скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную декларацию.

Такая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Несмотря на то что этот документ обязателен только для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ), им могут руководствоваться и налогоплательщики. Разъяснения контролирующих ведомств, в которых отражена другая точка зрения, на практике не применяются (письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

По каким операциям можно отказаться от освобождения от НДС

Отказ от освобождения от налога возможен по операциям, указанным в п. 3 ст. 149 НК РФ. Пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ не дают такого права, и отказаться от освобождения по операциям, перечисленным в этих пунктах, нельзя.

Подробнее о том, какие операции перечислены в ст. 149 НК РФ, читайте в материале «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

Если у налогоплательщика есть несколько видов операций, подходящих для освобождения, то отказ может быть произведен как по всем, так и по нескольким видам операций. То есть допускается отказ как по всем подпунктам п. 3 ст. 149 НК РФ, так и по одному из них.

Пример

Исходные данные:

Риелторская фирма реализует жилые дома, жилые помещения и доли в них (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), и кроме этого ведет благотворительную деятельность (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Решение:

Юридическое лицо реализует 2 вида операций, предусмотренных разными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Фирма имеет право написать заявление об отказе от освобождения по одной из операций или по обеим. То есть она может, например, заявить отказ от освобождения по благотворительной деятельности и далее пользоваться освобождением по риелторской деятельности и наоборот.

При отказе от освобождения под его действие попадают все договоры и сделки, заключенные налогоплательщиком по освобождаемой деятельности. Отказ не должен применяться в зависимости от того, кто именно является покупателем.

Например, фирма, оказывающая банковские услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), не имеет права отказаться от освобождения в отношении услуг, оказываемых юридическим лицам, а при оказании таких же услуг физическим лицам продолжать использовать освобождение от налога.

О существующих видах освобождения от НДС читайте в статье «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2014-2016 годах?».

Льгота: применить или отказаться?

Признаки для одной категории

Общие положения, касающиеся установления и использования льгот по налогам и сборам, установлены статьей 56 Налогового кодекса. Льготы — это предусмотренные законом преимущества, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 НК). Льготы по федеральным налогам определяются Налоговым кодексом, а преимущества по уплате региональных налогов могут предоставлять и отменять еще и законы субъектов Федерации (п. 3 ст. 56 НК).
Судьи подчеркивают, что льготы по региональным платежам могут быть прописаны только в законах, которые регулируют отношения по установлению и взиманию налогов и сборов (определение ВС от 3 мая 2006 г. № 92-Г06-4).

В одном из определений Верховный Суд дал разъяснение, по каким общим признакам организации могут быть объединены в одну категорию в целях установления региональной льготы. Это, например, отраслевая принадлежность предприятия, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений. Не может выступать в качестве общего признака сумма прибыли, полученной в определенный период, а также другие экономические характеристики налоговой базы. Иначе, по мнению судей, возникает дискриминация по отношению к фирмам, осуществляющим такие же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями (определение ВС от 17 мая 2006 г. № 44-Г06-7).

В Верховном Суде рассматривалось заявление индивидуального предпринимателя, который обратился по следующему поводу. Региональным законом установлена 50-процентная льгота по транспортному налогу для организаций автотранспорта, занимающихся пассажирскими перевозками. По мнению заявителя, это положение ограничивает его права как индивидуального предпринимателя. В данном случае судьи оставили жалобу без удовлетворения и указали, что льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к прерогативе законодателя. Они также отклонили доводы заявителя о том, что оспариваемый документ противоречит законам о конкуренции, создавая неравные условия для участников рынка. Ведь льгота в данном случае установлена не отдельной фирме, а целой категории налогоплательщиков (определение ВС от 16 августа 2006 г. № 47-Г06-295).

Никогда не говори «никогда»

Иногда сумма «выгоды» от использования льготы незначительна. В таком случае организации предпочитают отказаться от льготы. Налоговый кодекс предоставляет им такое право. В пункте 2 статьи 56 говорится, что предприятие вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Если фирма официально отказалась от льготы, то она в дальнейшем не может потребовать возврата переплаченной суммы налога. Однако когда официального отказа не было, то впоследствии есть возможность «передумать». Для этого нужно подать уточненную декларацию и указать, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее. Подтверждением тому служит постановление Пленума ВС и ВАС от 11 июня 1999 г. № 41/9. В пункте 16 указано, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения.

На данный документ опирались московские судьи при вынесении решения по делу от 14 сентября 2006 г. № КА-А41/8586-06. Организация имела право на льготу по налогу на прибыль, но не воспользовалась им в конкретном периоде. Потом фирма подала уточненную декларацию, в которой была уменьшена база по данному налогу. Инспекция решила, что в таком случае нельзя делать перерасчет. Суд в этой ситуации встал на сторону компании.

Отказ от льготы не может распространяться, например, только на исчисление налогов по продаже товаров, которые реализуются определенным покупателям. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса. В нем говорится о том, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Необоснованная выгода под льготу не подпадает

Пожалуй, чаще всего в судебных разбирательствах по поводу правомерности применения льгот фигурирует налог на прибыль. Нередко инспекции отказывают предприятиям в реализации законных преимуществ.

Так, одна организация приобрела оборудование на условиях товарного кредита. Эти основные средства были предназначены для производственной деятельности. Согласно действовавшему в проверяемый период Закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1, при исчислении налога база уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Фирма воспользовалась этой льготой. Однако финансирование было отражено как погашение товарного кредита, поэтому инспекция решила, что льгота использована неправомерно. Арбитры приняли к сведению, что фактически средства были потрачены на цели, подпадающие под льготу. Таким образом, суд выиграла компания (постановление ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г. № КА-А40/947-06).

Суды нередко принимают сторону фирм, но есть одна ситуация, при которой решение арбитров по поводу правомерности использования льгот будет явно не в пользу предприятий. Речь идет о необоснованном получении налоговой выгоды. В этом случае фирма однозначно лишается льгот по налогу на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2007 г. № КА-А40/4194-07).

Валерия Корбут

По какой форме производится отказ от использования освобождения от налога

Отказ от использования освобождения по характеру действия считается уведомительным.

Для того чтобы налогоплательщик мог воспользоваться законным правом, ему следует направить в налоговый орган по месту регистрации заявление об отказе не позже 1-го числа периода, с которого планируется оформить отказ об освобождении. При совпадении этой даты с праздничным или выходным днем, заявление подается на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, письмо ФНС России от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Форма заявления законодательством не установлена, поэтому оно оформляется в произвольной форме.

В заявлении указывается:

  • перечень реализуемых операций, по которым планируется оформить отказ от освобождения,
  • период, с которого налогоплательщик предполагает отказаться от использования освобождения,
  • срок действия, во время которого планируется не использовать освобождение (не меньше 1 года).

НДС: Отказ от применения льгот

Главная — Статьи

Как уже упоминалось ранее, согласно п. 2 ст. 56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное. При отказе от льгот по налогообложению стоит помнить основные условия, прописанные в НК РФ. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ предусмотрена возможность отказа (приостановления) от применения льгот в отношении операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом должны быть выполнены следующие условия: — Отказаться можно только от льгот, перечисленных в (от использования льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, отказаться нельзя). — Отказ от льгот осуществляется на срок не менее 1 года. Период, в течение которого налогоплательщик не будет использовать льготу, не может быть менее одного года. Поэтому отказаться от льготы на меньший срок, например, на шесть месяцев, нельзя. В то же время налогоплательщик вправе отказаться от применения льготы на более продолжительный срок (например, на два года и т.п.). — Отказ от льгот осуществляется в отношении всех контрагентов. Так, например, организация использует льготы в отношении операций (согласно пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) по реализации жилых домов, реализации жилых помещений и реализации долей в жилых домах и жилых помещениях. Если предприятие откажется от льгот по налогообложению, то данный отказ будет применен в отношении всех трех видов операций. Допустим, что предприятие, помимо этих операций, осуществляет передачу в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ), которые также относятся к категории льготируемых. Иными словами, организация осуществляет два вида льготируемых операций. В этом случае организация имеет право отказаться от льгот как в отношении всех операций, так и в отношении отдельных видов операций, например, в отношении операций по передаче товаров в рекламных целях от льгот отказаться, но использовать их в отношении операций по реализации жилых помещений. Таким образом, отказ от использования льготы распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые налогоплательщиками в рамках льготируемого вида деятельности. Он не должен действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). — Отказ (приостановление) осуществляется путем подачи заявления в налоговый орган по месту регистрации не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от льгот. Заявление об отказе должно быть подано до истечения 1-го числа первого месяца очередного квартала, начиная с которого налогоплательщик желает отказаться от льготы. Требования к форме такого заявления законодателем не установлены, поэтому оно составляется в произвольной форме. Вместе с тем в заявлении необходимо указать перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых налогоплательщик отказывается от применения льготы по НДС, налоговый период, начиная с которого налогоплательщик не намерен применять льготу, а также срок, в течение которого налогоплательщик не будет применять льготу.

Налоговые льготы, НДС

Применение налоговых льгот по налогу на имущество по сложным объектам

Получаем социальные налоговые вычеты по НДФЛ

Налоговый вычет на лечение

Получение налогового вычета по НДФЛ на детей

Какие льготы предусмотрены по НДФЛ

Каковы последствия непредставления заявления об отказе

Если срок подачи уведомления об отказе от освобождения нарушен или заявление не подано вообще, то никаких негативных последствий за собой это не повлечет. Причем налогоплательщик, по факту отказавшийся от применения освобождения (т. е. уплачивающий налог с оборота по реализации), но не подавший заявления об этом, вправе применять также и вычеты при расчете налога к уплате.

Подробнее об этом — в материале «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Форма уведомления о предоставлении льготы (сообщения об отказе)

По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе от предоставления льготы. По какой форме оформляются указанные документы?

Формы уведомления о предоставлении льгот и сообщения об отказе от предоставления льготы утверждаются Федеральной налоговой службой. В настоящее время соответствующий приказ ФНС от 12.11.19 № ММВ-7-21/[email protected] находится на регистрации в Минюсте.

До вступления в силу приказа в качестве рекомендованных могут применяться формы, предусмотренные приложениями № 6 и 7 к письму ФНС от 25.09.19 № БС-4-21/[email protected]

Подать заявление о льготе в 2021 году через интернет Подать бесплатно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]