График выездных проверок ИФНС, критерии назначения


Новые правила налоговых проверок с августа 2021

ФНС с 2021 прекращает применение правил Пленума ВАС РФ 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ?

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Москва

При проведении налоговых проверок в 2021 г. заявленных в декларациях налоговых вычетов и расходов налоговые органы России не должны применять критерии «обоснованной/необоснованной налоговой выгоды» и иные правила, установленные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53.

По правилам новой статьи 54.1 НК РФ, в рамках налоговых проверок в 2021 обоснованность применения вычетов и расходов будет оцениваться налоговиками по критериям «злоупотребления правами», введенным этой статьей.

Если быть точным, то есть, с середины августа 2021г. налоговые органы помимо существовавших правил частей 1 и 2 НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики — новую обязанность: по каждой декларации, и в каждой выездной бизнесу придется доказывать право на применение вычетов и расходов.

Новые правила проведения налоговых проверок в 2021 применяются при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС — начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ. То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017, будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2021.

Правила проведения налоговых проверок по статье 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2021 г. N ЕД-4-9/[email protected] и формально носят рекомендательный характер, но ознакомление с полным текстом вывод не оставляет сомнений: с августа 2021 налоговики обязаны применять новые правила налоговых проверок.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2021 при составлении актов налоговых проверок выводы о налоговых нарушениях должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть «вообще» мотивированными. Это значит, что для мотивировки решений инспекторов не могут применять термины Постановления №53, например, «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность».

2) Теперь самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

До территориальных налоговых инспекций РФ доведены и разъяснены требования статьи 54.1 НК, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам при проведении налоговых проверок.

Из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств. Например, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, акт налоговой проверки будет не просто мотивирован одним этим фактом, а в дополнение впишут и еще несколько обстоятельств, для системности и мотивированности.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2021 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2021 году выездная налоговая проверка, 2021 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2021 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2021, 2021 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2021 году.

Подробности — в наших материалах:

  • «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна»;
  • «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

Выявление и оценка искажений в учете в рамках налоговой проверки 2021

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Пункт направлен на борьбу с уклонением от налогов через искажение …. .

ФНС разъясняет: Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений. Это обстоятельство должно быть установлено налоговой проверкой 2021. Как будут устанавливать.

При проведении налоговой проверки в 2021 налоговый орган должен доказать: сознательное искажение налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий — в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.

При отсутствии в материалах налоговой проверки 2018 доказательств такого умысла у налогоплательщика, методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Какие действия ФНС будет считать умышленными искажениями для п.1 ст. 54.1 НК РФ:

В Тексте письма ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения, правда перечень открытый и очевидно оценочный, что ставит проверяемых в заведомо высокорискованное положение.

В налоговых проверках 2021г. инспекторы должны считать искажения умышленными и рассматривать их в качестве элементов налоговой схемы, если имеет место хотя бы один из признаков:

1)создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;

2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;

3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые при проверке могут квалифицироваться по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

При этом подконтрольность может рассматриваться по разному — от «легальной» взаимозависимости, до использования однодневок. Соответственно, выявление однодневок в цепочке поставщиков, само по себе, не должно рассматриваться, как основание для снятия вычетов и расходов. Вместе с тем, учитывая рассматриваемые разъяснения ФНС и данные налоговой службой ранее, облегчения налоговых проверок ждать не стоит. Теперь снятие будут доказывать косвенными доказательствами и совокупностью доказательств.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Как в 2021г. налоговики будут доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Элементы состава (Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2 и 4) выявляются документально, а потому методика их установления контролерами при проведении налоговой проверки в 2021г. очевидно не будет отличаться от применяемой ранее.

Умысел действий проверяемого на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и как правило, проверяющие к этом вопросу подходят формально. Традиционно в актах налоговых проверок контролеры подменяют доказывание перечислением некоторых обстоятельств. Указывая на это, ФНС в письме одновременно разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на применение налоговой схемы в 2021:

ФНС предписывает инспекторам в рамках налоговой проверки в 2018г. доказывать умысел на применение налоговой схемы через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — использование незаконной схемы, в результате которой уменьшается налог

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшение суммы налога.

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2021 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.

Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Еще в 2015 году была разработана а в 2021 полностью введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля «АИС Налог-3» (Приказ Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2021 г. N ММВ-7-15/[email protected]).

Налоговый контроль в 2021 году: новые тренды, способы защиты интересов налогоплательщика

В ПРОГРАММЕ

Сессия 1.

Права налоговых органов и новые обязанности налогоплательщиков: новая реальность

Контроль налогоплательщиков: изменение принципов и правил игры

· Концепция ФНС России в отношении отраслевого контроля: что важно понимать рынку

· Автоматизация налогового администрирования: «облачное» завтра уже наступило

· «Электронные» следы хозяйственных операций на контроле у налоговой: модели угроз для попадания в «красную зону» налогового контроля

· СУП (система управления поведением налогоплательщиков): как она работает

· Как налогоплательщику нивелировать налоговые риски

Как налоговые и правоохранительные органы выявляют и доказывают случаи умышленной неуплаты налогов

· Современные способы выявления случаев неуплаты налогов

· Новые технологии «слежения» за бизнесом (АСК НДС-2, АСК НДС-3): как это работает

· Совместные проверки налоговых и правоохранительных органов: основные цели и средства

· Какие операции подвергаются атакам в первую очередь

· Профилактика бизнеса – что стоит сделать уже сегодня

Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве – что нужно знать главным бухгалтерам и налоговым директорам компаний

· Субсидиарная ответственность: закон о банкротстве и позиция ФНС России

· Соотношение субсидиарной ответственности при банкротстве с иными видами ответственности за совершение налоговых правонарушений. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39‑П

· В каких случаях главного бухгалтера, налогового или финансового директора признают субъектом ответственности

· Оборотная сторона реорганизации и других хозяйственных операций: как не стать контролирующим лицом поневоле

· Особенности доказывания статуса контролирующего должника лица. Какие обстоятельства свидетельствуют о его невиновности

· Стоит ли бояться субсидиарной ответственности: краткий комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

Сессия 2.

Практическое применение ст. 54.1 НК РФ: как читают закон налоговые органы и налогоплательщики

Мероприятия налогового контроля: как пройти тест на искажение сведений о хозяйственной деятельности, тест на наличие деловой цели, тест фактического исполнения обязательства

· Как должен работать алгоритм включения затрат в расходы и применения вычетов

· Искажение сведений о хозяйственной деятельности: как его трактует ФНС России и какие факторы исследуются при доказывании умысла

· Реальность хозяйственной операции и реальность исполнения контрагентом: ситуации в зоне риска налогоплательщика

· Каковы критерии «хорошей» сделки и какие ситуации налоговая посчитает «уклонением» от уплаты налогов

Развитие судебной практики по применению ст. 54.1 НК РФ: ожидания и реальность

· Что на практике исследуют налоговые органы и суды при разрешении вопроса о наличии или отсутствии факта превышения пределов осуществления прав в сфере налогообложения: правоприменительная практика после августа 2021 года

· Назад в прошлое: как работает ст. 54.1 в отношении ранее совершенных сделок

«Токсичные» контрагенты: как их вычислить и как не проколоться

· Политика проявления осмотрительности при работе с контрагентами: минимальные и дополнительные критерии

· Сбор доказательств реальности сделки и реальности поставщика на «входе» в сделку: практические рекомендации

· Как перестроить бизнес-процессы компании и организацию договорной работы в связи с новыми требованиями

Сессия 3.

Выездные налоговые проверки: чего ожидать и на что рассчитывать налогоплательщикам

3 года в ожидании налоговой проверки: что было, что будет, чем дело кончится, или налоговый комплаенс нам в помощь

· Организация и проведение налоговых аудитов в компании: как расставить акценты

· Оценка степени налогового риска и матрица вариантов принятия решения по риску

· Практические вопросы расчета, контроля и управления предельной налоговой нагрузкой компании: стратегия, тактика

· Практические примеры прогнозирования налоговых рисков на примере ст. 54.1 НК РФ

· Локальные нормативно-правовые акты и их эффективное применение при мероприятиях налоговой контроля

TAX GR: учимся строить рабочие отношения с ИФНС во время налоговой проверки

· Вертикальное и горизонтальное распределение обязанностей при контактах с ФНС / УФНС / ИФНС

· Жалобы на действия налоговой инспекции: когда это работает

· Процедура планирования налоговой проверки налоговым органом: возможно ли назначить удобные сроки

· Как отвечать на запросы налоговой во время проверки: практические рекомендации

· Чем может помочь GR-подразделение компании

· Работа со СМИ

· Участие в пилотных проектах ФНС

Как провалить допрос в налоговой: вредные советы

· Как правильно НЕ подготовиться к допросу

· Лучшие рекомендации от налогоплательщиков, проваливших допрос

· Как обеспечить максимальные доначисления по проверке и многое другое

Сессия 4.

Досудебное урегулирование налоговых споров: окно возможностей

Возврат излишне уплаченных и взысканных налогов

· Излишне уплаченные налоги: административный порядок и срок на реализацию права на возврат. Допустимые случаи его преодоления

· Излишне взысканные налоги. Новая редакция п. 3 ст. 79 НК РФ: возможно ли заявление требования о возврате при наличии решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности, которое не признано недействительным

О чем не прочитать в Налоговом кодексе, или альтернативные способы защиты интересов налогоплательщика (на примере реальных кейсов)

Налоги на ручном управлении: как налогоплательщику привлечь центральный аппарат ФНС на свою сторону в споре с налоговой инспекцией (на примере реальных кейсов)

· В каких случаях и как ФНС вмешивается в налоговые споры

· Хорошо или плохо такое вмешательство для налогоплательщика

· Мировые соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами

· Стратегия контрольной работы ФНС России на 2021 год и планы на будущее: взгляд практиков

Что должен доказывать налогоплательщик с 2021 года в каждой налоговой проверке

Обязанность доказывания для налогоплательщика фактически установлена в ч.2 ст.54.1 НК

С августа 2021, после введения ст.54.1 НК, налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда доказывать два обстоятельства:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Более правильно утверждение: у налоговиков в 2021г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:

1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);

2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).

Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

Модераторы обсуждения:

Евгений ТИМОФЕЕВ – партнер, руководитель налоговой практики по России/СНГ юридической фирмы Goltsblat BLP

Джангар ДЖАЛЬЧИНОВ – партнер и глава российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons

Основные темы:

  • Права налоговых органов и обязанности налогоплательщиков: новая реальность
  • Как налоговые и правоохранительные органы выявляют и доказывают случаи умышленной неуплаты налогов
  • Привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве: что нужно знать главным бухгалтерам и налоговым директорам компаний
  • Практическое применение ст.51.1 НК РФ: как читают закон налоговые органы и налогоплательщики
  • Три года в ожидании налоговой проверки: как предвидеть и минимизировать грядущие риски
  • TAX GR: учимся строить рабочие отношения с ИФНС во время налоговой проверки
  • Как вести себя при допросе в налоговой и о каких тактиках допроса следует знать: советы налогоплательщику
  • Возврат излишне уплаченных и взысканных налогов
  • О чем не прочитать в Налоговом кодексе, или альтернативные способы защиты интересов налогоплательщика (на примере реальных кейсов).
  • Налоги на ручном управлении: как налогоплательщику привлечь центральный аппарат ФНС на свою сторону в споре с налоговой инспекцией (на примере реальных кейсов).

В обсуждении примут участие представители ФНС России, эксперты из лидирующих консалтинговых компаний, представители бизнеса:

Читайте также: Инвалиды и безработные смогут выйти на пенсию автоматически и без заявления 7

Константин НОВОСЕЛОВ – к.э.н., заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Елена СУВОРОВА – начальник управления досудебного урегулирования налоговых органов ФНС России

Рустем МИФТАХУТДИНОВ – к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московской государственной юридической академии (МГЮА) им. О.Е. Кутафина, судья ВАС РФ в отставке

Александр ЕРАСОВ – адвокат, руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP, группа уголовно-правовой защиты по налоговым преступлениям Goltsblat BLP

Галина АКЧУРИНА – партнер, руководитель практики налоговых споров «ФБК Право»

Николай ПАВЛЕНКО – адвокат, судебно-экономический эксперт, председатель совета Фонда независимых консультантов и экспертов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы (в отставке)

Раиса АЛЕКСАХИНА – партнер PwC Legal, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами

Максим ХВАЛИБОВ – директор Департамента по налогам и сборам «Арконик Россия»

Дмитрий КОСТАЛЬГИН – управляющий партнер TaxAdvisor, эксперт рабочих групп МЭР РФ и Минфина РФ, член экспертного совета налогового комитета Государственной Думы РФ

Виктор БАЦИЕВ – действительный государственный советник юстиции 3-го класса, до августа 2014 – судья ВАС РФ, председатель налогового состава, член Президиума ВАС РФ, почетный работник судебной системы, руководитель проекта «Налог. Поддержка»

Читайте также: Инвалиды и безработные смогут выйти на пенсию автоматически и без заявления 7

Антон ЗЫКОВ – партнер, руководитель группы по разрешению налоговых споров «Делойт», СНГ

К участию приглашаются: налоговые и финансовые директора компаний, главные бухгалтеры, налоговые юристы, собственники бизнеса

Какие ориентиры даст нам правоприменительная практика и есть ли хорошие новости для налогоплательщика?

Подробная информация на странице мероприятия:

Регистрация окончена

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]