Корректировка отчета ЕРСВ — право или обязанность?
Каждый работодатель должен представлять в инспекцию расчет по страховым взносам (РСВ), который также называют единым расчетом по страховым взносам (или отчетом ЕРСВ). Таково требование НК РФ (п. 7 ст. 431).
Форма и правила его заполнения утверждены приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/[email protected], причем начиная с годовой отчетности за 2020 год форма действует в редакции приказа ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]
Образец заполнения РСВ за 2021 год по новой форме смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе предоставляется бесплатно.
Расчет обобщает в себе информацию обо всех страховых взносах, находящихся в ведении ФНС.
Страховые взносы подчиняются требованиям НК РФ, поэтому они фактически приравнены к налогам, как в отношении правил взаимодействия с ИФНС в части контроля за начислениями и уплатой, так и в плане сдачи отчетности. В силу этого для ЕРСВ имеет силу ст. 81 НК РФ, п. 1 которой делит ситуации подачи корректирующих отчетов на обязательные и необязательные.
Обязанность сдачи уточненки наступает, когда в сданной отчетности обнаружено:
- неотражение или неполное отражение необходимых сведений;
- занижение начисленных к уплате сумм.
Не обязывают к подаче уточненки ошибки и недостоверные данные, не влекущие за собой занижения начисленных к уплате сумм. И если плательщик, используя свое право на представление корректировки для исправления подобных недочетов, сдает такой отчет после истечения срока, установленного для сдачи исходной отчетности, то к санкциям это не приводит.
Полный перечень случаев, когда расчет по взносам придется сдавать повторно, смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Постановление Правления ПФ РФ от 15.10.2019 № 519п
4. В целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо (представитель застрахованного лица) представляет заявление, а также следующие документы:
документ, удостоверяющий личность гражданина;
документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя (в случае подачи заявления представителем застрахованного лица);
документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (за исключением документов, находящихся в распоряжении территориальных органов ПФР или иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях) (далее – документы):
1) о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж, в том числе:
о периодах работы, которая выполнялась на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
о периодах работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась за пределами Российской Федерации, засчитываемых в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации;
о периодах работы в сельском хозяйстве, дающих право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2021 года Постановлением Правления ПФР от 4 августа 2021 года № 540п. – См. предыдущую редакцию.)
о стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) о периодах обучения и об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж;
3) о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии, в том числе о доходе, полученном в связи с выполнением предпринимательской деятельности.
5. Заявление и документы могут быть поданы застрахованным лицом лично либо через своего представителя путем подачи непосредственно в территориальный орган ПФР, а также путем направления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.
6. Заявление, поданное гражданином в территориальный орган ПФР лично (через представителя), регистрируется работником территориального органа ПФР в день обращения.
Заявление, поданное в электронной форме, регистрируется в автоматическом режиме в автоматизированной информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации в день его поступления.
7. Заявление рассматривается территориальным органом ПФР в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления (при наличии документов, перечисленных в пункте 4 настоящего Порядка).
8. В случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их представлении (далее – межведомственный запрос).
9. В случае непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в течение пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса 1 документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
1Статья 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2021, № 14, ст. 1461).
10. Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, и (или) по истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается.
11. Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления способом, указанным в заявлении.
12. По результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2014, № 2; 2021, № 10, ст. 895) (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.) и Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4209; 2021, № 31, ст. 4465) уполномоченный территориальный орган ПФР:
принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – решение о корректировке);
принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – решение об отказе в корректировке);
направляет страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета (далее – уведомление).
13. Решение о корректировке либо решение об отказе в корректировке оформляются не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов в территориальный орган ПФР (в случае направления межведомственного запроса – не позднее 10 рабочих дней со дня поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР).
Территориальный орган ПФР выносит решение об отказе в корректировке в случае, если документы, представленные заявителем (в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка), и (или) документы, имеющиеся в распоряжении территориальных органов ПФР, и (или) документы, запрошенные территориальным органом ПФР у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не подтверждают наличия фактов, указанных в поданном застрахованным лицом заявлении и являющихся основанием для корректировки сведений.
14. В соответствии с решением о корректировке уполномоченным территориальным органом ПФР осуществляется:
оформление форм документов персонифицированного учета, с уточненными сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете за периоды работы у страхователя, который на момент подачи заявления ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в целях включения в страховой стаж иных периодов деятельности, засчитываемых в страховой стаж 2;
2Статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
выполнение процедур по включению уточненных сведений персонифицированного учета в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
15. Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений.
16. Территориальный орган ПФР, рассмотревший заявление, сообщает застрахованному лицу (представителю застрахованного лица) о результатах его рассмотрения способом, указанным в обращении, а также информирует о результатах рассмотрения заявления территориальный орган ПФР по месту обращения застрахованного лица.
Варианты сроков подачи обязательного уточнения и их последствия
Для обязательного к сдаче уточненного отчета возникновение связанных с ним санкций зависит от того, когда подается такой отчет (ст. 81 НК РФ):
- до окончания срока, установленного для подачи исходной отчетности, — санкций не будет (п. 2);
- после срока, установленного для подачи исходной отчетности, но до завершения срока уплаты начисленных сумм, — санкций не будет, если ИФНС до этого момента не известила плательщика об обнаружении в отчетности ошибок, требующих ее обязательного уточнения, или о назначении выездной проверки (п. 3);
- после завершения обоих сроков (и сдачи, и уплаты) — санкций удастся избежать, если (п. 4):
- ИФНС до этого момента не известила плательщика об обнаружении в отчетности ошибок, требующих ее обязательного уточнения, или о назначении выездной проверки, а сам плательщик до подачи уточненки выплатил суммы, доначисленные к уплате согласно уточненной отчетности, и пени на эти суммы (подп. 1);
- уточненка подана после завершившейся выездной проверки, охватывавшей в т. ч. и период уточнения, и в ходе нее ошибки, требующие обязательной корректировки отчетности, выявлены не были (подп. 2).
Все эти правила сейчас в полной мере применимы к страховым взносам (п. 7 ст. 81 НК РФ) так же, как и то, что уточняющая отчетность по ним должна быть подана на бланке той формы, которая действовала в периоде уточнения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Дополнительная возможность избавить от санкций расчет по страховым взносам
Помимо вариантов, содержащихся в ст. 81 НК РФ, для страховых взносов существует еще ситуации, позволяющие при выявлении ИФНС несоответствий в сданном расчете избежать наказания за это. Они описаны в п. 7 ст. 431 НК РФ:
- несовпадение данных об общих начислениях на ОПС за последний квартал отчетного периода и аналогичных сведений персонального характера;
- наличие недостоверных персональных данных, характеризующих конкретное застрахованное лицо
- в расчете есть ошибки:
- в сумме выплат, начисленных в пользу физлиц;
- базе для исчисления взносов на ОПС, которая не превысила предельную величину;
- сумме взносов на ОПС, исчисленных с такой базы;
- базе для исчисления взносов на ОПС по дополнительному тарифу;
- сумме взносов на ОПС по дополнительному тарифу.
Выявив несоответствия такого рода, ИФНС извещает об этом плательщика взносов уведомлением, направляемым в срок, отсчитываемый от дня получения расчета и определяемый как:
- ближайший к нему следующий рабочий день, если расчет подан в электронном виде;
- 10 рабочих дней, если отчет представлен на бумаге.
Исходный расчет при этом приобретает статус непредставленного. Однако датой его подачи в ИФНС будет принята уточненка с правильными данными, сданная в срок, отсчитываемый от даты направления плательщику уведомления и составляющий не более:
- 5 рабочих дней для электронного уведомления;
- 10 рабочих дней для уведомления, направленного на бумаге.
Очевидно, что при таких условиях в значительно более выгодном положении находятся плательщики, имеющие возможность обмениваться с ИФНС информацией в электронном виде.
Корректировка индивидуального лицевого счета пенсионного страхования: обязанности
Георгий Ситников
Юрист-консультант
e-mail: [email protected]
Актуальным вопросом в настоящее время является корректировка данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Данные учета отражают, в том числе, стаж и условия трудовой деятельности граждан, непосредственно влияющие на их пенсионное обеспечение — возраст выхода на пенсию и размер пенсии.
Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды занятости работника на работах с вредными или опасными условиями труда засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в случае, если работодателем начисляются и уплачиваются страховые взносы по тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Досрочный выход на пенсию является достаточно распространённым предметом разбирательства в судах. Вместе с тем судами принимаются различные позиции по поводу прав и обязанностей как работодателя, так и органов Пенсионного фонда РФ.
Практика свидетельствует, что органы ПФР не обладают энтузиазмом по поводу самостоятельного изменения данных индивидуального лицевого счета пенсионного страхования. Более того, при рассмотрении дел в судах настаивают на позиции, что являются ненадлежащим ответчиком, либо заявляют об обязательности досудебного порядка корректировки лицевого счёта. При решении вопроса о досрочном выходе граждан на пенсию органы ПФР руководствуются исключительно данными персонифицированного учёта.
Вместе с тем существующее законодательство и судебная практика позволяют обязать органы Пенсионного фонда РФ внести необходимые изменения в индивидуальный лицевой счет. Кроме того, дискуссионным для судов остаётся вопрос о привлечении в качестве ответчика организации — работодателя.
В настоящей статье мы рассмотрим права и обязанности лиц, участвующих в формировании сведений персонифицированного учёта — работодателей (страхователей), работников, органов Пенсионного фонда РФ.
Правовая основа:
Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон № 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в том числе, требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Кроме того, органы Пенсионного фонда РФ обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В настоящее время действует инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утверждённая Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н).
Согласно п. 41 Инструкции № 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, действующее законодательство обязывает органы ПФР осуществлять по заявлению застрахованного лица корректировку ведений персонифицированного учета, при этом взаимодействие со страхователем осуществляется органами ПФР.
В силу абз. 4 ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ, застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Следовательно, при невозможности корректировки данных счёта в досудебном порядке, ответчиком должны выступать органы ПФР, при этом обязательное использование досудебного порядка изменения данных счёта не предусмотрено.
О законности требований к органам ПФР по внесению изменений в данные счёта свидетельствует судебная практика судов субъектов РФ:
1. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 января 2015 г. № 33-49-2015.
Фабула дела: А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше» о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением УПФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы с вредными условиями труда.
Суд указал, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 Федерального закона № 27-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Удовлетворяя требования истца, суд учёл также, что работодатель является надлежащим ответчиком по делу, т.к. в обязанности работодателя входит предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета и их корректировка.
Кроме того, данная обязанность работодателя не снимается в связи с тем, что документы работника сданы в архив, поскольку работодатель не лишен возможности истребовать из архива необходимую информацию.
2. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17 февраля 2015 г. по делу № 33-1177/2015.
Истец обратился в суд с исковым заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в Мошковском районе Новосибирской области, управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, поскольку решением органов ПФР в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
Изучив представленные доказательства, суд удовлетворил требования истца об обязании ПФР назначить досрочную пенсию по старости, а также на орган ПФР возложена обязанность внести изменения в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца в связи с работой в особых условиях труда.
Что особенно важно, суд отклонил доводы органов ПФР о невозможности внесения изменений в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете истца, в связи с отказом работодателя предоставить необходимые сведения, поскольку органы ПФР в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, должны осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Показательной является также позиция суда в ситуации, когда сведения в данных персонифицированного учёта отсутствуют, а работодатель ликвидирован.
Определение Самарского областного суда от 14 октября 2010 г. по делу № 33-10466/10:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области», Мэрии г. Тольятти о включении в индивидуальный лицевой счет сведений о периоде работы за 2000 год и перерасчете пенсии.
В перерасчете пенсии истцу было отказано ввиду того, что от работодателя сведения о заработной плате по установленной форме для их учета на индивидуальном лицевом счете не поступали, а для перерасчета пенсии заработная плата должна быть подтверждена сведениями персонифицированного учета на основании выписки из индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ. Предоставить данные сведения в настоящее время не имеется возможности, так как работодатель к настоящему времени ликвидирован.
Суд в своём решении отмечает, что корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется, в частности, в случае обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 года.
Таким образом, получив дополнительные сведения о страховом стаже истца и о размере оплаты его труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учета.
Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Судебная практика в отношении рассматриваемых споров в настоящее время только формируется, при этом судами также принимаются позиции, отличные от рассматриваемых. Вместе с тем полагаем необходимым ориентироваться на вышеприведённые доводы при решении вопросов, связанных с корректировкой индивидуальных лицевых счетов, поскольку они в полной мере соотносятся с действующим законодательством.
Таким образом, по вопросу корректировки данных индивидуального лицевого счета действующее законодательство и позиции судебных органов позволяют сделать следующие выводы.
Права и обязанности работодателя (страхователя):
1. Страхователь обязан своевременно предоставлять достоверные сведения о застрахованных лицах, в том числе по требованию органов Пенсионного фонда РФ, в двухнедельный срок.
Примечания:
1) За непредставление в установленные сроки запрошенных сведений органы Пенсионного фонда РФ могут в судебном порядке взыскать сумму, определённую ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
2) Страхователь обязан предоставлять в органы Пенсионного фонда РФ также сведения об условиях труда работников, воспользовавшихся правом досрочного выхода на пенсию.
2. Страхователи вправе дополнять и уточнять переданные ими сведения озастрахованных лицахпо согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ:
1. Предоставлять сведения из индивидуального лицевого счета пенсионного страхования по заявлению застрахованного лица.
2. Органы Пенсионного фонда РФ вправе по своей инициативе осуществлять корректировку сведений персонифицированного учёта и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
3. Органы Пенсионного фонда РФ обязаны при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки направлять страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (страхователь обязан выполнить это требование в двухнедельный срок).
4. Если расхождения не устранены, орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
5. Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Таким образом, работодателям рекомендуется уточнять в целях соблюдения законных интересов работника сведения персонифицированного учета, направляя их в орган Пенсионного фонда РФ, а также по запросу органов Пенсионного фонда РФ в целях избежания штрафных санкций.
При этом следует помнить, что застрахованные лица (работники) могут в судебном порядке обязать работодателя предоставить соответствующую информацию в органы Пенсионного фонда РФ.
Вместе с тем принятие решения о досрочном назначении пенсии и её выплата является обязанностью только органов Пенсионного фонда РФ, который обязан, в случае ликвидации страхователя или непредставления им сведений, самостоятельно внести изменения в лицевой счёт застрахованного лица.
Правила оформления корректирующего РСВ за 2021 год
Как следует оформить корректирующий расчет по страховым взносам за 2021 год и как сдать корректировку РСВ 2021 года?
Исправления, связанные с доначислением платежей, следует вносить в уточненный отчет, составляемый за тот отчетный период, в котором допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если при этом необходимо внесение исправлений в отчеты за последующие периоды, то придется сделать уточненки и по ним. В периоде, когда произошло выявление ошибки, исправления могут быть сделаны только в 2 случаях:
- период совершения ошибки выявить невозможно;
- ошибка привела к излишним платежам.
Составляя уточненку по страховым взносам за 1 квартал — 9 месяцев 2021 года, нужно использовать бланк формы ЕРСВ из приказа ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/[email protected] в первоначальной редакции. Если потребуется сделать учтоненку за 2021 год, нужно брать форму в редакции приказа ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected] За периоды 2017-2019 гг. берется старый бланк, утвержденный приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected]
Код периода отчета будет выбран в соответствии с исправляемым периодом 2021 года. А в поле «Номер корректировки» придется проставить порядковый номер уточненки. В части всех остальных данных расчет следует заполнять в обычном порядке, внося все необходимые сведения в каждый из задействованных разделов так, как если бы оформлялся исходный отчет.
Исключением здесь будет раздел 3, содержащий персональные сведения. Он также содержит возможность отметки о корректировке, которая будет использована лишь в определенных ситуациях. Варианты исправления могут быть такими (письма ФНС России от 28.06.2017 № БС-4-11/[email protected], от 03.07.2017 № БС-4-11/[email protected]):
- В отчет добавляются не включавшиеся в него данные — в раздел 3 добавляют соответствующие сведения (подразделы 3.1 и 3.2) без указания номера корректировки.
- Из отчета нужно исключить ошибочно вошедшие в него сведения — в разделе 3 исключаемые данные получат пометку о корректировке, заполненный показанными в исходном отчете данными об исключаемом лице подраздел 3.1 и нулевые значения в строках 190–300 подраздела 3.2.
- Поданные сведения нужно откорректировать либо в части персональных данных о застрахованном лице, либо в отношении сумм — разделе 3 неверно отраженная ранее информация получит пометку о корректировке; заполненный показанными в исходном отчете данными об исключаемом лице подраздел 3.1 и нулевые значения в строках 190–300 подраздела 3.2, одновременно без пометки о корректировке раздел 3 в отношении этого лица будет заполнен еще раз, но уже правильными данными.
Подают корректирующий расчет в ИФНС точно так же, как и исходный. Из способов доступны электронный (обязательный при численности лиц, сведения о которых приводятся в отчете, превышающей 10 человек) и бумажный.
Как правильно исправить ошибки и подать уточненку так, чтобы избежать штрафа,
Инструкция по корректировке сведений персонифицированного учета
1. Общие требования
1.1 Корректирующая форма СЗВ-6-1(2), тип сведений — КОРР, создается только на тех застрахованных лиц, на которых ранее была представлена неверная исходная форма СЗВ-6-1(2), тип сведений — ИСХД (иначе просто нечего корректировать). КОРР-форма полностью заменяет собой все данные на лицевом счете, занесенные ранее ИСХД-формой, поэтому КОРР — форма должна содержать ВСЮ заполненную правильную информацию, а не только ту, которая была неправильная и корректируется.
1.2 КОРР-формы за предшествующие отчетные периоды в обязательном порядке представляются страхователем вместе с ИСХД-формами отчетности за текущий отчетный период. В текущем отчетном периоде можно представить корректирующие сведения за несколько предыдущих корректируемых периодов. При создании КОРР-формы указывается «Отчетный период»,в котором представляются текущие отчетные ИСХД-формы, и «Корректируемый период» — за который корректируются неправильные сведения. При этом корректируемый период должен быть ранее отчетного периода. Например, «Отчетный период»: 2013-1, «Корректируемый период» — 2012 -2. В этом случае вместе с ИСХД-формами за отчетный период 1-й квартал 2013 г. представлены КОРР-формы за 2-е полугодие 2012г.
1.3 ИСХД и КОРР-формы сопровождаются одной общей формой АДВ-6-2, т.е. общей описью всех представляемых пачек, в которой описываются: имя файла пачки, кол-во ЗЛ в каждой пачке и суммы взносов по пачкам. Форма АДВ-6-2 разделена на две части: — верхняя часть для ИСХД сведений за текущий отчетный период, здесь отражаются все суммы начисленных и уплаченных взносов в представляемом текущем отчётном периоде, итоговая строка по всем ИСХД пачкам сравнивается с представляемой формой РСВ-1 за текущий отчётный период; — нижняя часть — для КОРР сведений за прошлые отчетные периоды, в этой части — информация о пачках с КОРР-формами: с суммами доначисленных и доуплаченных взносов по каждой пачке, итоговые не нулевые суммы доначисления и доуплаты по всем КОРР-пачками должны быть сведены с уточнённой формой РСВ-1 за предыдущие отчетные периоды.
1.4 В форме АДВ-6-2, в случае наличия КОРР-форм, в части «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях» в графах «Доначислено…», «Доуплачено…» должна быть отражена разница между суммами страховых взносов в неправильных ИСХД-формах и правильных КОРР-формах, а не суммы по пачкам с КОРР-формами, для этого в программе-набивалке при формирования КОРР-форм должны быть загружены представленные ранее в Управление ПФР все ИСХД-формы тех отчетных периодов, которые сейчас корректируются.
2. Корректировка сведений по стажу
2.1. Если представляются КОРР-формы только по причине изменения стажа, то в КОРР-формах должны быть указаны страховые взносы точно такие же, как в ошибочных ИСХД-сведениях, как начисленные, так и уплаченные, а стаж уже правильный. В описи АДВ-6-2 в части сведений о доначисленных и доуплаченных суммах по пачкам должны быть указаны значения 0, т.к суммы взносов в неправильных ИСХД-формах и в правильных КОРР-формах одинаковые.
2.2 Если КОРР-формы представляются по Акту документальной проверки, то они должны быть сданы в сроки, указанные в Акте. Если срок сдачи не совпадает со сдачей отчета за текущий отчетный период, то КОРР-формы для регистрации необходимо представить в указанный в Акте срок до начала отчетной кампании без ИСХД-форм. При формировании таких КОРР-форм отчетным периодом нужно выбирать текущий отчетный период, а корректируемым периодом выбирать тот, за который необходимо сделать исправления. Когда же наступит срок отчётной кампании за текущий отчетный период, то формировать текущую опись АДВ-6-2 необходимо с учетом ранее представленных пачек КОРР-форм. Номера пачек с КОРР-формами не менять, т.к. они уже зарегистрированы!!!
3. «Забыли» сдать индивидуальные сведения на застрахованное лицо в прошлые отчетные периоды
3.1 В этом случае в отчётную кампанию за текущий отчетный период необходимо сформировать ИСХД — форму за тот прошедший период на одного этого забытого работника, с указанием только стажа, без сумм страховых взносов. Присвоить этой пачке новый следующий номер по порядку. Эта пачка представляется без описи АДВ-6-2 и будет достыкована к отчету (форма РСВ-1) за тот отчетный период, в котором забыли подать сведения на этого работника.
3.2 При формировании комплекта ИСХД – форм за текущий отчетный период необходимо сформировать и представить в новой отдельной пачке КОРР-форму на этого забытого работника, указав уже все правильные данные: и стаж, и страховые взносы. Эта КОРР-форма заменит собой ИСХД-форму, которая была представлена только со стажем. При этом опись АДВ-6-2 за текущий отчётный период должна быть сформирована общая, согласно п.1.3.
3.3 Вместе с комплектом отчетности за текущий отчетный период или ранее необходимо представить уточнённые формы РСВ-1 с прошедшего «забытого» периода и до текущего, в которых будут увеличены суммы выплат и начисленных страховых взносов на суммы этого забытого работника.
4. Сдали индивидуальные сведения работника на ошибочный «чужой» страховой номер
4.1 В этом случае в отчётную кампанию за текущий отчетный период сформировать ИСХД-форму за тот отчетный период на правильный страховой номер работника с указанием только стажа, без страховых взносов. Присвоить этой пачке новый следующий номер по порядку. Эта пачка представляется без описи АДВ-6-2 и будет достыкована к отчету (форма РСВ-1) за тот отчетный период, в котором подали сведения на этого работника с ошибочным «чужим» страховым номером.
4.2 В текущем отчетном периоде необходимо: — сформировать на «чужой» страховой номер отменяющую форму СЗВ-6-1(2) (ОТМН-форма), указав правильные ФИО того человека, чей страховой номер был ошибочно использован при сдаче прошедшего отчета; — сформировать КОРР-форму на этого работника, указав все его правильные данные: и стаж, и страховые взносы. Форма описи АДВ-6-2 должна быть сформирована согласно п.1.3. В нижней части описи, «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях», в графах «Доначислено…» и «Доуплачено…» одинаковые значения сумм взносов по ОТМН-формам будут указаны со знаком минус (-), а по КОРР-формам со знаком плюс «+», поэтому итоговые суммы этой части описи будут равны нулю «0».
5. Корректировка сумм страховых взносов
5.1 КОРР- формы формируются в соответствии с разделом 1.
5.2 Суммы взносов в нижней части описи АДВ-6-2, «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях», должны соответствовать изменениям взносов в форме РСВ-1. При этом нужно иметь ввиду: — если корректировка сведений делается по суммам взносов, до начисленных на выплаты работнику, осуществлённые в прошедшем ранее отчетном периоде, т.е. забыли обложить(излишне обложили) начисленные работнику выплаты, то необходимо представить уточнённые формы РСВ-1 за ошибочный отчетный период и далее до текущего отчетного периода; — если в прошедшем отчетном периоде забыли начислить выплаты работнику или неправильно начислили и все доначисления зарплаты, в том числе и «сторно», проводятся в текущем отчётном периоде, то уточнённые формы РСВ-1 за прошлые периоды представлять не нужно, т.к. начисление(уменьшение) взносов на доначисленные(уменьшенные) сейчас выплаты попадут в РСВ-1 за текущий отчётный период.
6. Изменение тарифа и кода категории ЗЛ (Например, нужно изменить отчет с категории ПНЭД на НР)
6.1 Представить уточненные формы РСВ-1 с правильными начисленными и уплаченными взносами по коду тарифа 01.
6.2 Создать ИСХД-формы на всех ЗЛ с кодом категории НР по всем отчетным периодам, за которые необходимо изменить тариф, при этом указав только стаж (начисленные и уплаченные страховые взносы должны быть равны нулю (0)). Представить эти пачки с новыми следующими по порядку номерами в Управление ПФР в первую очередь без описи АДВ-6-2. Эти сведения будут достыкованы к соответствующим отчетам РСВ-1.
6.3 Вместе с ИСХД-формами текущего отчетного периода представить: а) КОРР-формы с категорией НР с указанием всех правильных данных: стаж и страховые взносы, — по всем изменяемым отчетным периодам, по которым были сформированы ИСХД-пачки по п.6.1; б) ОТМН-формы с категорией ПНЭД за все периоды, за которые меняется код тарифа и код категории ЗЛ.
6.4 Создать общую форму АДВ-6-2 на ИСХД-формы отчетного текущего периода и все сформированные по п.6.3 ОТМН и КОРР-формы. В этой общей описи АДВ-6-2 в части «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях» в графах «Доначислено…» и «Доуплачено…» разные аналогичные значения по ОТМН-формам будут указаны со знаком минус «-», а по КОРР-формам со знаком плюс «+», итоговые суммы будут равны суммам разности взносов в новой форме РСВ-1 с тарифом 01 и в старой форме РСВ-1 с тарифом 07 .
Как исправить ошибку в РСВ за период, предшествующий 2021 году
А что же делать, если потребовалась корректировка РСВ за период, предшествующий 2021 году, например за 2021 год? Такой расчет в зависимости от того, в каких начислениях выявлена ошибка, следует сдать либо в ПФР, оформив его на необходимом бланке (РСВ-1, РСВ-2 или РВ-3), либо в ФСС, использовав для этого прежний (действовавший до 2021 года) бланк формы 4-ФСС.
В отчетах, сдаваемых в ИФНС, эти корректировки никак отражаться не будут (письмо Минфина России от 21.08.2017 № 03-15-07/53488).
Оформление РСВ за 2021 год и ранее, представляемого в ПФР, будет осуществляться на бланке и по правилам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п в последней редакции. Правила заполнения РСВ-1 предписывают доначисления взносов отражать в строке 120 раздела 1, в разделах 4 и 6 отчета. В отношении застрахованных лиц, начисления по которым оказались измененными, потребуется также представить корректировку индивидуальных сведений.
Отправка корректирующего расчета по индивидуальным сведениям
Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п корректирующие индивидуальные сведения представляются в едином пакете с исходными данными текущего отчетного периода.
Если исходные данные в пакете будут за 2 квартал 2014 года и позднее, то пакет будет состоять из двух исходных пачек РСВ и необходимого количества корректирующих пачек РСВ (раздел 6) и СЗВ:
- РСВ-1 (разделы 1-5) — исходные данные по организации (включая данные из корректирующих пачек);
- РСВ-1 (раздел 6) — данные по застрахованным лицам за исходный период;
- РСВ-1 (раздел 6) корр — корректирующие данные по сотрудникам за какой-либо период с 2014 года;
- СЗВ корр — корректирующие сведения за какой-либо период до 2014 года;
Текущий отчетный период исходных пачек должен совпадать. Период корректировки в пачке СЗВ должен быть меньше исходного отчетного периода. Корректирующие индивидуальные сведения за первое полугодие 2010 года также можно отправить отдельным пакетом (СЗВ корр. + АДВ), указав в качестве текущего периода второе полугодие 2010 года.
Например, для формирования пакета отчетности в Контур.Экстерн, содержащего корректирующие данные по индивидуальным сведениям за 1 квартал 2013 года и 1 квартал 2015 года (при этом отчетный период — 1 квартал 2021 года) необходимо проделать следующее:
- Сформировать корректирующие СЗВ и АДВ за 1 квартал 2013 года. Текущий период при этом должен соответствовать периоду исходных сведений, то есть 1 квартал 2021 года.
- Сформировать корректирующую РСВ-1 (раздел 6) по сотрудникам за 1 квартал 2015 года. Текущий период при этом должен соответствовать периоду исходных сведений, то есть 1 квартал 2021 года.
- Сформировать исходные РСВ по организации и РСВ (раздел 6) по сотрудникам за 1 квартал 2021 года. При формировании РСВ за текущий период следует добавить в пакет корректирующие сведения за 1 квартал 2013 года и 1 квартал 2015 года.
Технология формирования пакета будет отличаться в зависимости от того, какая программа используется для подготовки отчетности в ПФР.
Как правило, дополнительно к корректировке по сотрудникам в исходных пачках заполняютсяраздел 4 и раздел 6.6.
- Раздел 4 заполняется вместо корректирующей формы РСВ-1 за прошлые периоды в том случае, если есть положительные суммы доначисленных взносов (по организации) на страховую, накопительную части, ФФОМС или по дополнительному тарифу.
- Если есть доуплаченные суммы (а суммы доначислений отрицательные), то вместо раздела 4 нужно формировать корректирующую РСВ-1 за прошлый период либо обратиться в пенсионный фонд за рекомендациями по отправке корректировок.
Отправка отменяющих сведений СЗВ аналогична отправке корректирующих отчетов. В системе Контур.Экстерн возможна отправка отменяющих и корректирующих сведений (с исходными) в одном пакете.
Итоги
Отчетность по страховым взносам подчинена правилам, применяющимся для отчетов по налоговым платежам, в частности, положениям ст. 81 НК РФ. По ней также допускается подача уточнений при внесении в исходный документ ошибочных данных. Оформление уточняющей отчетности имеет ряд нюансов. Избежать санкций при сдаче уточненки по взносам можно не только при соблюдении требований ст. 81 НК РФ, но и следуя условию, уникальному для расчета по взносам, позволяющему сдать уточняющий отчет с присвоением ему даты подачи исходного отчета, содержащего неверные данные.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.