Организация перевозки сотрудников к месту работы: документальное сопровождение услуги


Доставка при вахтовом методе

При вахтовом методе сотрудники не могут ежедневно приезжать на работу и возвращаться домой. Поэтому организации, работающие вахтовым методом, обязаны доставлять сотрудников от места их сбора до вахтового поселка и обратно. Об этом сказано в пункте 2.5 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82. Аналогичный порядок действует и в отношении сотрудников, которые работают в полевых (экспедиционных) условиях.

Бухучет

В бухучете расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно отразите на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (в торговых организациях – на счете 44 «Расходы на продажу»).

В зависимости от способа, которым организация доставляет сотрудников на работу и обратно, в бухучете выполните проводки:

Дебет 26 (44) Кредит 10 (02, 70, 68, 69…)

– отражены расходы на доставку сотрудников собственным автотранспортом;

Дебет 26 (44) Кредит 60 (76, 73)

– отражены расходы на доставку работников привлеченным (арендованным) транспортом.

Бухгалтерские проводки по некоторым операциям, связанным с проездом

Приведем в таблице основные проводки, связанные с учетом затрат на проезд (в соответствии со статьей 164 ТК РФ).

СодержаниеДК
Начисление компенсации по расходам на проезд, в том числе в пределах нормы20(23, 25, 26, 44)73
Выплата компенсации сотруднику7350(51)
Сумма компенсации, которая не принимается в налоговом учете91.273
Постоянное налоговое обязательство9968
Затраты по доставке работников собственным транспортом компании26 (44)10 (02, 70, 68, 69)
Затраты по доставке работников наемным транспортом26 (44)60 (76, 73)

Постоянное налоговое обязательство возникает в том случае, когда расходы нормируются частично, то есть часть суммы укладывается в установленный норматив, а часть превышает его.

НДФЛ и страховые взносы: вахтовый метод

Стоимость доставки сотрудников до места работы, работающих вахтовым методом, от места нахождения организации (пункта сбора) до вахтового поселка и обратно не облагается:

  • НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 2 февраля 2010 г. № 03-04-06/68);
  • взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, письмо Минтруда России от 12 сентября 2014 г. № 17-3/В-434);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Ситуация: нужно ли включить стоимость доставки сотрудников от местожительства до пункта сбора и обратно в их доходы и удержать с них НДФЛ? Организация использует вахтовый метод работ.

Ответ: да, нужно.

Расходы на проезд сотрудников от местожительства до пункта сбора (и обратно) организация компенсировать не обязана (решение Верховного суда РФ от 17 декабря 1999 г. № ГКПИ 99-924). Поэтому если она оплатит такие расходы, то независимо от применяемой системы налогообложения с суммы компенсации нужно удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ).

Подтверждает такую позицию Минфин России в письмах от 30 июня 2011 г. № 03-03-06/1/384, от 2 февраля 2010 г. № 03-04-06/68, от 20 августа 2009 г. № 03-04-06-02/60, от 24 апреля 2008 г. № 03-04-06-02/41.

Совет: есть аргументы, позволяющие организации не удерживать НДФЛ со стоимости доставки сотрудников от местожительства до пункта сбора и обратно. Они заключаются в следующем.

Вахтовый метод предполагает работу вне места постоянного проживания сотрудников (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). При этом работодатель обязан доставить сотрудников к месту вахты любым экономически целесообразным транспортом (п. 2.5 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82). Такая обязанность не ограничивает право организации на самостоятельное определение методов и способов доставки, в том числе от местожительства до пункта сбора. Поэтому расходы на доставку работников от местожительства до места сбора не являются их доходами. Такие выплаты можно рассматривать как законодательно установленные компенсации, связанные с выполнением сотрудником его трудовых обязанностей. А значит, удерживать НДФЛ с компенсации стоимости проезда от местожительства сотрудников до места сбора (и обратно) не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Чтобы подтвердить обоснованность компенсации расходов на проезд от местожительства до пункта сбора (и обратно) и отсутствие у сотрудников доходов при ее получении:

  • зафиксируйте выплату такой компенсации во внутренних документах организации (например, в коллективном договоре);
  • организуйте проезд сотрудников экономичным транспортом (при использовании общественного транспорта необходимо, чтобы проездной документ был разовым и индивидуальным – это подтвердит его использование только в служебных целях, а не для личных нужд).

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых суды признавали правомерными действия организаций, не удержавших НДФЛ с компенсации расходов на проезд сотрудников от местожительства к месту сбора и обратно (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2009 г. № Ф04-482/2009(20348-А81-14), от 22 ноября 2007 г. № Ф04-7996/2007(40258-А75-7), от 28 февраля 2007 г. № Ф04-892/2007(31914-А81-42), Северо-Западного округа от 12 апреля 2006 г. № А05-17066/05-22).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ со стоимости перевозки сотрудников от местожительства до места вахты и обратно? Сотрудники имеют возможность добираться до места вахты самостоятельно. Пункт сбора организация не создает.

Ответ: да, нужно.

Если сотрудники имеют возможность самостоятельно добраться до места вахты (вахтовый поселок не является местом ограниченной транспортной доступности), то оплата проезда работодателем признается доходом сотрудника в натуральной форме (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ).

Объясняется это так.

Компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством и связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Статьей 302 Трудового кодекса РФ определен перечень гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом. Данный перечень является закрытым. Оплата проезда сотрудников от места их постоянного жительства до места проведения вахтовых работ и обратно данной нормой не предусмотрена. Следовательно, расходы на проезд сотрудников от местожительства до места вахты (и обратно) организация компенсировать не обязана. Этот вывод подтверждается решением Верховного суда РФ от 17 декабря 1999 г. № ГКПИ 99-924. Получается, что оплата проезда в данном случае не считается компенсационной выплатой, установленной законодательством.

Исходя из этого, если организация оплатит такие расходы, то независимо от применяемой системы налогообложения с компенсации нужно удержать НДФЛ.

Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-04-06/5379, от 22 июня 2009 г. № 03-03-06/1/418, от 8 мая 2009 г. № 03-04-06-01/112.

Совет: есть аргументы, позволяющие организации не удерживать НДФЛ со стоимости доставки рабочих от местожительства до места вахты независимо от того, имеют они возможность добраться самостоятельно или нет. Они заключаются в следующем.

Вахтовый метод предполагает работу вне места постоянного проживания сотрудников (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). При этом работодатель обязан доставить сотрудников к месту вахты любым экономически целесообразным транспортом (п. 2.5 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82). Такая обязанность не ограничивает право организации на самостоятельное определение методов и способов доставки, в том числе от местожительства до места работы. Поэтому расходы на перевозку сотрудников от местожительства до места вахты не являются их доходами. Такие выплаты можно рассматривать как законодательно установленные компенсации, связанные с выполнением сотрудником его трудовых обязанностей. А значит, удерживать НДФЛ с сумм компенсации стоимости проезда от местожительства сотрудников до места вахты не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Чтобы подтвердить обоснованность компенсации расходов на проезд от местожительства до места вахты и отсутствие у сотрудников доходов при ее получении:

  • зафиксируйте выплату такой компенсации во внутренних документах организации. Например, в коллективном договоре можно прописать следующее: «Работодатель обязуется компенсировать стоимость проезда сотрудника от местожительства до места вахты (обратно) в размере фактически произведенных расходов на проезд железнодорожным транспортом кратчайшим путем в плацкартном вагоне поезда. Стоимость проезда компенсируется при предъявлении сотрудником железнодорожного билета»;
  • организуйте проезд сотрудников экономичным транспортом (например – плацкартный вагон поезда).

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых суды признавали правомерными действия организаций, не удержавших НДФЛ с компенсации расходов на проезд сотрудников от местожительства к месту вахты (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 марта 2010 г. № КА-А40/1852-10).

Страховые взносы

Возмещение работникам их расходов на проезд производится в рамках трудовых отношений. А выплаты в рамках трудовых отношений признаются объектом обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Исключение составляют суммы, поименованные в ст. 422 НК РФ, список которых является исчерпывающим. Поскольку в ст. 422 НК РФ суммы оплаты проезда к месту работы и обратно не указаны, финансисты пришли к выводу, что возмещение работникам стоимости проезда подлежит обложению страховыми взносами. Такая же позиция изложена в письме Минфина России от 18.01.2019 № 03-03-06/1/2093.

Однако если возмещение расходов на проезд к месту работы и обратно предусмотрено законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, компенсация оплаты проезда обложению страховыми взносами не подлежит. В письме от 18.10.2018 № БС-4-11/[email protected] ФНС России рассмотрела ситуацию, когда работникам государственных образовательных организаций Тульской области производится компенсация затрат на оплату проезда до места работы и обратно. Налоговики указали, что такая компенсация предусмотрена Законом Тульской области от 26.09.2013 № 1989-ЗТО «Об образовании». Поэтому она не облагается страховыми взносами на основании подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ как компенсационная выплата, связанная с выполнением трудовых обязанностей, установленная законодательным актом субъекта РФ.

По мнению судов, оплата проезда к месту работы и обратно носит социальный характер и поэтому не подлежит обложению страховыми взносами (постановления АС Северо-Западного округа от 03.09.2018 по делу № А13-21721/2017, Дальневосточного округа от 23.11.2015 по делу № А59-92/2015 (Определением Верховного суда РФ от 24.02.2016 № 303-КГ16-261 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам), АС Западно-Сибирского округа от 20.01.2015 по делу № А45-8089/2014). Но споры, рассмотренные в этих судебных решениях, относятся к периоду, когда страховые взносы исчислялись и уплачивались в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. А налоговики такую судебную практику не признают (письма ФНС России от 14.09.2017 № БС-4-11/[email protected], от 23.08.2017 № БС-4-11/[email protected]). Поэтому следование ей наверняка приведет к спорам.

НДФЛ и страховые взносы: невахтовый метод

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ со стоимости доставки работников до места работы и обратно? Организация вахтовый метод не использует, но доставку персонала организует за счет собственных средств.

Ответ на этот вопрос зависит от того, могут сотрудники самостоятельно добираться до места работы и обратно общественным транспортом или нет.

Если такой возможности нет, НДФЛ с суммы оплаты проезда не удерживайте. Это связано с тем, что при отсутствии общественного транспорта стоимость проезда сотрудников к месту работы и обратно не является экономической выгодой (доходом) сотрудника (ст. 41 НК РФ). Такого мнения придерживается и Минфин России (письма от 6 марта 2013 г. № 03-04-06/6715, от 24 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/778, от 20 октября 2011 г. № 03-03-06/1/680). Аналогичной точки зрения придерживаются суды (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2008 г. № А19-13528/07-30-Ф02-3200/2008, Северо-Западного округа от 18 февраля 2008 г. № А21-3559/2007, Уральского округа от 29 января 2008 г. № Ф09-9195/07-С2).

Если сотрудники могут самостоятельно добраться до места работы и обратно общественным транспортом, со стоимости доставки сотрудников необходимо удержать НДФЛ. По мнению контролирующих ведомств, стоимость бесплатной доставки сотрудников по инициативе организации является их доходом, полученным в натуральной форме (письма Минфина России от 12 октября 2011 г. № 03-04-05/6-728, от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247 и ФНС России от 24 сентября 2010 г. № ШС-37-3/11928). Его нужно включить в налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ). Доходы у сотрудников возникают независимо от того, предусмотрена их доставка трудовым (коллективным) договором или нет. Удержать налог организация обязана за счет любых денежных выплат в пользу сотрудника (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Однако обязанности налогового агента по НДФЛ у организации возникают, только если она может определить размер дохода, полученного каждым сотрудником (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. № 42). Таким образом, чтобы удержать НДФЛ, организация должна ежедневно учитывать свои расходы на перевозку персонала и распределять их по каждому сотруднику, доставленному на работу в тот или иной день. В письме от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247 Минфин России рекомендует определять величину таких доходов исходя из общей стоимости проезда и данных табеля учета рабочего времени (других аналогичных документов).

Исключение из указанного общего случая составляет следующая ситуация. Если организация бесплатно обеспечивает доставку на работу и обратно инвалидов, не имеющих возможности добираться до работы и обратно самостоятельно, такие услуги можно отнести к мерам по реабилитации инвалидов (ст. 9 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ). При этом стоимость услуг по реабилитации инвалидов, оплаченных организациями, не облагается НДФЛ (п. 22 ст. 217 НК РФ). Таким образом, обязанность по удержанию НДФЛ при оплате доставки инвалидов до места работы и обратно у организации не возникает. Аналогичный вывод содержится в письме УФНС России по г. Москве от 16 ноября 2007 г. № 28-11/109498.

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно за счет средств организации? Организация не использует вахтовый метод.

Ответ на этот вопрос зависит от того, обусловлена или нет перевозка сотрудников к месту работы и обратно технологическими особенностями производства.

Если необходимость доставки обусловлена технологическими особенностями производства (т. е. сотрудники не имеют иной возможности добираться до места работы и обратно), ее нельзя рассматривать в качестве бесплатной услуги, оказанной в интересах сотрудников. При этом не имеет значения, предусмотрена обязанность организации доставлять сотрудников к месту работы и обратно в трудовом (коллективном) договоре или нет. В этом случае стоимость транспортировки не подпадает под признаки сумм, учитываемых в расчетной базе по страховым взносам (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Следовательно, объекта обложения страховыми взносами в данной ситуации не возникает.

Если организация доставляет сотрудников до места работы по своей инициативе в отсутствие технологических особенностей производства, то стоимость доставки включите в расчетную базу по страховым взносам. Начислите взносы, даже если обязанность организации по доставке сотрудников к месту работы не указана в трудовом (коллективном) договоре. Ведь стоимость услуг по перевозке, оказанных исключительно в интересах сотрудников, не поименована в перечне сумм, не облагаемых страховыми взносами. Кроме того, перевозка сотрудников к месту работы происходит в рамках трудовых отношений. Такой вывод следует из части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 20.1 и статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Правильность данного подхода подтверждается в письме Минтруда России от 13 мая 2014 г. № 17-4/ООГ-367 и письме ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250. Судьи согласны с чиновниками (см. постановление Президиума ВАС РФ от 10 мая 2011 г. № 17950/10). Подробнее о начислении взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование со стоимости услуг, оказанных сотруднику, но не указанных в трудовых договорах, см. На какие выплаты нужно начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

НДФЛ

Оплата проезда работников к месту работы и обратно может производиться компанией двумя способами: посредством возмещения работникам их расходов на проезд и путем оплаты проезда напрямую транспортной организации.

Возмещение расходов

Если работник сам оплачивает свой проезд до места работы и обратно, а компания возмещает ему понесенные расходы, это означает, что у работника есть возможность добираться до работы самостоятельно. Значит, компания тем самым освобождает его от необходимости несения соответствующих затрат. То есть работник получает экономическую выгоду, которая в целях налогообложения признается доходом (ст. 41 НК РФ).

В налоговую базу по НДФЛ включаются все доходы физического лица, полученные им в денежной и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ). Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. В нем суммы компенсации организацией работникам их расходов на проезд к месту работы и обратно не названы. Исходя из этого, Минфин России в комментируемом письме пришел к выводу, что такая компенсация подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18.01.2019 № 03-03-06/1/2093.

Оплата напрямую транспортной организации

Оплата компаниями за работника (полностью или частично) товаров (работ, услуг) относится к доходам, полученным в натуральной форме, но с одним условием: такая оплата должна производиться в интересах работника (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Следовательно, чтобы решить вопрос с обложением НДФЛ оплаты проезда работников к месту работы и обратно, перечисляемой компанией напрямую транспортной организации, нужно выяснить, в чьих интересах она производится.

Если место работы расположено далеко от маршрутов общественного транспорта, работники не имеют возможности самостоятельно добираться до места работы и обратно. В такой ситуации оплата проезда производится в интересах работодателя, а значит, у работников дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Минфин России с этим согласен (письмо от 07.09.2015 № 03-04-06/51326). Но компания может оплачивать транспортной организации проезд работников и когда они имеют возможность самостоятельно добираться до места работы и обратно. В этом случае оплата проезда может быть расценена как совершенная в интересах работника. Соответственно, возникнет вопрос обложения НДФЛ дохода в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Однако определить размер этого дохода для каждого работника путем деления суммы, перечисленной транспортной компании, на количество работников компания не сможет. Это подтверждается выводами, сделанными ФАС Уральского округа в постановлении от 21.02.2008 № Ф09-849/08-С2 (Определением ВАС РФ от 03.04.2008 № 4176/08 было отказано в передаче дела на пересмотр). Суд рассмотрел следующую ситуацию.

Налоговики доначислили компании НДФЛ на суммы оплаты проезда работников в связи с тем, что они имеют возможность добираться до работы общественным транспортом. При этом в налоговую базу они включили всю сумму, которую компания перечислила транспортной организации. Но суды трех инстанций указали, что сумма оплаты, причитающаяся транспортной компании по договору, включает в себя не только стоимость проезда, но и вознаграждение, покрытие различных расходов и убытков, связанных с исполнением указанного договора. Кроме того, транспортные услуги, оказываемые одним юридическим лицом другому юридическому лицу, нельзя считать идентичными услугам, оказываемым транспортными организациями физическим лицам. Исходя из этого, суды признали недействительным решение налоговиков о доначислении НДФЛ.

Персонифицировать доход каждого работника каким-либо иным способом компания не может, так как у нее нет для этого никаких данных. Получается, что при оплате проезда работников к месту работы и обратно напрямую транспортной компании, когда работники имеют возможность самостоятельно добираться до работы, объекта налогообложения по НДФЛ не возникает ввиду невозможности определения налоговой базы.

ОСНО: вахтовый метод

При вахтовом методе расходы на доставку сотрудников от местожительства или пункта сбора до места работы и обратно можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Единственное условие – эта обязанность организации должна быть предусмотрена в коллективном (трудовом) договоре (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17142, от 2 сентября 2011 г. № 03-04-06/0-197, от 30 июня 2011 г. № 03-03-06/1/384, от 8 мая 2009 г. № 03-04-06-01/112).

Аналогичный порядок применяется и в тех случаях, когда сотрудники работают в полевых (экспедиционных) условиях.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на доставку сотрудников к месту работы и обратно. Работы ведутся вахтовым методом. Организация применяет общую систему налогообложения

Работа ООО «Производственная » организована вахтовым методом. Налог на прибыль организация уплачивает ежеквартально. В коллективном договоре указано, что организация обеспечивает доставку сотрудников от места сбора до вахтового поселка и обратно. Для перевозки сотрудников «Мастер» арендует автобус. В июне сумма платы за аренду автобуса составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).

В учете организации бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 26 Кредит 76 – 100 000 руб. (118 000 руб. – 18000 руб.) – начислена плата за аренду автобуса для доставки сотрудников, работающих вахтовым методом;

Дебет 19 Кредит 76 – 18 000 руб. – учтен входной НДС по арендной плате;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС по расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

При расчете налога на прибыль за первое полугодие бухгалтер «Мастера» включил плату за аренду автобуса в состав прочих расходов. НДФЛ со стоимости доставки сотрудников бухгалтер не удерживал. Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начислял.

Ситуация: можно ли учесть расходы, связанные с наймом жилья, при расчете налога на прибыль? Организация применяет вахтовый метод. Во время доставки к месту работы сотрудники ночуют в арендованном помещении.

Ответ: да, можно.

Если такие расходы предусмотрены коллективным (трудовым) договором, то их нужно рассматривать как составную часть затрат на доставку сотрудников к месту работы. Основанием для уменьшения налогооблагаемой прибыли является подпункт 12.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такая же точка зрения отражена в письме Минфина России от 22 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/126.

ОСНО: невахтовый метод

По общему правилу расходы на оплату проезда сотрудников, не работающих вахтовым методом, к месту работы и обратно не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Из этого правила есть исключение. Так, затраты на перевозку рабочих можно включить в состав расходов при налогообложении прибыли, если они:

  • обусловлены технологическими особенностями производства;
  • предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами.

Данный порядок установлен пунктом 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если доставка сотрудников на работу и обратно обусловлена технологическими особенностями производства, то затраты на такую доставку можно учесть в составе расходов на оплату труда, при условии что это предусмотрено трудовым (коллективным) договором.

Аналогичный вывод следует из пункта 25 статьи 255, пункта 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 18 марта 2015 г. № 03-03-06/14664, от 31 августа 2012 г. № 03-03-06/1/449, от 24 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/778.

Ситуация: как для целей налогообложения прибыли обосновать, что расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно обусловлены технологическими особенностями производства?

Таким обоснованием могут быть, например:

  • удаленность организации от населенных пунктов;
  • использование организацией многосменного (непрерывного, ночного) режима работы.

Организация (в частности, из-за вредности производства) может находиться далеко за пределами населенных пунктов. Следствием этого может быть отсутствие маршрутов общественного транспорта между местами постоянного проживания сотрудников и местонахождением организации. Соответственно, в такой ситуации прибыть на работу общественным транспортом сотрудники просто не смогут.

При многосменном режиме время работы общественного транспорта может не совпадать со временем, к которому ряду сотрудников следует явиться на работу. И, если человек трудится ночью или рано утром, он также не будет иметь возможности добраться общественным транспортом.

Поэтому, если организация в силу технологических особенностей работает в непрерывном (ночном) режиме или находится за пределами населенных пунктов, расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно можно учесть при налогообложении прибыли.

Также следует отметить, что условие оплаты проезда сотрудников должно быть предусмотрено трудовым (коллективным) договором.

Такие выводы можно сделать на основании положений статьи 252, пункта 25 статьи 255, пункта 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 31 августа 2012 г. № 03-03-06/1/449, от 24 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/778, от 11 мая 2006 г. № 03-03-04/1/435.

Уменьшение налога на прибыль за счет компенсации расходов на проезд сотрудников до места работы

Когда работодатель берет на себя ответственность за предоставление компенсации работникам, он должен четко понимать заранее, как это отразиться на его налогооблагаемой базе, как будет вестись учет. В соответствии с налоговым учетом работодатель имеет право включить расходы на проезд сотрудников в расчет базы по налогу на прибыль только в двух случаях:

  • Работодатель обязан компенсировать проезд сотрудников до работы в соответствии с трудовым договором либо внутренними нормативными актами, которые касаются трудовых взаимоотношений между организацией и сотрудниками;
  • Работодатель обязан организовать проезд по причине того, что сами сотрудники не имеют возможности добраться общественным транспортом. Чаще всего это свойственно заводам либо тяжелым производствам, которые располагаются за городом. А также когда осуществление трудовой деятельности происходит в несколько смен, некоторые из которых приходятся на ночное время, когда общественный транспорт не функционирует.

Вычет НДС при оплате проездных билетов

Ситуация: можно ли принять к вычету входной НДС при оплате сотрудникам, работающим вахтовым методом, стоимости проездных билетов? Сотрудники следуют до места работы самостоятельно.

Ответ на этот вопрос зависит от того, как организована оплата стоимости проездных билетов:

  • организация самостоятельно приобретает билеты (в т. ч. через подотчетное лицо);
  • организация компенсирует сотруднику стоимость приобретенных им билетов.

Если организация самостоятельно приобретает билеты, действуют следующие правила. Вычет НДС возможен при наличии счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При наличной оплате билета сотруднику счет-фактуру не выдадут. А возможность принять НДС к вычету на основании бланка строгой отчетности (билета) с выделенной суммой налога в законодательстве предусмотрена только для командировок (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вместе с тем, в письме от 10 октября 2008 г. № 03-07-11/333 Минфин России признал, что при оплате сотрудникам, работающим вахтовым методом, стоимости проездных билетов организация может принять налог к вычету на основании билета с выделенной суммой НДС.

Если организация компенсирует работнику стоимость приобретенных им билетов, НДС к вычету не принимайте. В таком случае не соблюдено одно из условий для вычета входного налога – принятие на учет активов, по которым применяется вычет (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Подробнее об этом см. При каких условиях входной НДС можно принять к вычету.

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы, связанные с перевозкой сотрудников до места работы и обратно, не уменьшат (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут учесть такие расходы. Если они доставляют сотрудников собственным транспортом – по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, если арендованным транспортом – по подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли при упрощенке учесть оплату услуг по договору, заключенному с транспортной компанией для доставки сотрудников к месту работы и обратно?

Ответ: да, можно.

Если такие расходы предусмотрены коллективным (трудовым) договором, то их можно включить в состав расходов на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16, п. 25 ст. 255 НК РФ). Главное условие: факт доставки должен быть документально подтвержден, а соответствующие расходы – экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документальным подтверждением могут служить:

  • договор, заключенный с транспортной компанией;
  • акт выполненных работ;
  • проездные билеты сотрудников;
  • иные документы.

Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России в письме от 31 августа 2007 г. № 03-11-04/2/217.

Какие транспортные расходы сотрудникам возмещают

В России по закону есть несколько видов компенсаций работникам по тратам, понесенным ими при исполнении должностных обязанностей. Статья 165 ТК РФ разъясняет, в каких случаях компенсируются расходы на проезд сотрудников к месту работы и обратно, и содержит исчерпывающий перечень компенсационных выплат, среди которых отдельно выделены транспортные расходы.

Какие предусмотрены компенсации в части затрат на транспорт:

  • возмещение трат за эксплуатацию личного автомобиля сотрудника;
  • компенсация проезда к месту работы и обратно, в том числе на общественном транспорте и такси;
  • оплата командировочных расходов в части приобретения билетов (авиа, ж/д, наземный, водный и прочие виды транспорта);
  • оплата билетов к месту отдыха работника и обратно;
  • возмещение расходов на проезд к месту работы при переезде в другую местность.

Ограничений по суммам для каждого вида компенсационных доплат не предусмотрено, и работодатели самостоятельно устанавливают нормативы в отношении работников. Эти нормы не должны противоречить текущим положениям трудового законодательства и закрепляются локальными приказами по организации.

Разберем особенности предоставления каждого вида компенсационных выплат и процедуру, как оформить компенсацию проезда к месту работы и обратно правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]